КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Митчак Е.К. 1, Позднякова Д.В. 1, Калинина О.С. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье рассматривается нормативно-правовой акт, обладающей высшей юридической силой в основе организации и деятельности правоохранительных органов. Анализируется ряд статей Конституции РФ и их роль в укреплении правопорядка, защите прав и свобод человека.

В Конститу­ции РФ содержится ряд положений, имеющих принципиальное значение для всех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Разумеется, Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохрани­тельных органов. Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Консти­туции РФ.

Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы выс­шей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государст­венного аппарата. Установление, содержащееся в ст. 2 Конституции РФ, на­ходит свое отражение и в законодательных актах, принимаемых в последние годы, в частности в УК РФ, нормы которого применяют большинство орга­нов уголовной юстиции.

Конституция РФ содержит ряд статей, являющихся принципами осуществ­ления правосудия (осуществление правосудия только судом, независимость су­дей, участие граждан в осуществлении правосудия и др.). Большинство из них получили свое развитие в других законах. В то же время ст. 49 Конституции РФ содержит наиболее полную формулировку презумпции невиновности, которая не воспроизведена еще в других законах. Более того, в Конституции РФ сфор­мулирован еще ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов:

- обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

- неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиня­емого;

- при осуществлении правосудия не допускается использование доказа­тельств, полученных с нарушением закона.

Эти положения сформулированы более четко, нежели сходные положе­ния в Уголовно-процессуальном кодексе.

Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. В ней определяет­ся, каким путем осуществляется судебная власть, каким требованиям долж­ны соответствовать кандидаты на должность судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ. В этой же главе определены принципы органи­зации и деятельности прокуратуры, порядок назначения на должности Гене­рального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.

Некоторые нормы Конституции РФ имеют прямое действие, ими руководствуются при осуществлении конкретной правоохранительной деятельности. Так, ст. 23 и 25 Конституции РФ допускают ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, проникно­вение в жилище против воли проживающих в нем лиц только на основании су­дебного решения. Поскольку уголовно-процессуальное законодательство подобных норм не содержит, суды рассматривают материалы о необходимости таких ограничений прав граждан на основании этих конституционных положе­ний. То же самое касается применения ст. 51 Конституции РФ, согласно кото­рой никто не обязан свидетельствовать против своего супруга и близких родст­венников. В связи с отсутствием соответствующей нормы в УПК РСФСР следователи, судьи обязаны при допросе разъяснять содержание ст. 51 Консти­туции РФ. Таким образом, некоторые положения Конституции РФ в настоящее время являются нормами прямого действия.

Подведя итог вышесказанному можно сказать, что Конституция является базой в деятельности правоохранительных органов. В ней прописаны основные обязанности и права граждан, права и полномочия органов власти и ее отношения к гражданам.

Конституция Российской Федерации, будучи основным законом страны, обладает высшей юридической силой среди нормативных правовых актов, регулирующих организация правоохранительных органов. Систематический анализ статей основного закона (в первую очередь статей 71, 72) позволяет сделать вывод о том, что организация и деятельность правоохранительных органов находятся в исключительном ведении Российской Федерации и урегулированы в федеральных конституционных и федеральных законах и принятых в соответствие с ними подзаконных нормативных правовых актах.

Список использованной литературы.

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.— М.: Эксмо, 2013.— 63 с.

2. Чувилев А.А., Правоохранительные органы: Учебное пособие. / А. А. Чувилев, – М.: Юриспруденция, 2000.–176 с.

Просмотров работы: 5049