СТРУКТУРИРОВАННОЕ ОПИСАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СБОРА ДАННЫХ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ИССЛЕДОВАНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СТРУКТУРИРОВАННОЕ ОПИСАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СБОРА ДАННЫХ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Кудинов В.В. 1
1ФГАОУ ВПО Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Коммуникативная ситуация - это динамический процесс взаимодействия субъектов, в качестве которых могут выступать: индивиды, группы, организации, социальные институты, государства, нации. Существует необходимость описания и классификации феноменов, разворачивающихся в этом процессе, обусловленная задачами науки и практики. Данная проблема носит междисциплинарный характер, так как субъекты представлены друг к другу на разных уровнях: материальном, психологическом, социальном и символическом, что предполагает всестороннее рассмотрение процесса коммуникативного взаимодействия с точки зрения психологии, социологии, этики, права, философии и теории управления.

Существует множество различных видов сбора данных, связанными с общественными и гуманитарными науками, таких как: наблюдение, эксперимент, опрос, тест, социальное моделирование [2, 3].

Метод наблюдения – метод сбора первичной информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Недостатком данного метода является имплицитно субъективная позиция наблюдателя, связанная с его жизненным опытом и степенью подготовленности к восприятию многообразных – явных и завуалированных – социальных феноменов.

Методопроса представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом) путем регистрации ответовреспондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач исследования. Таким образом, опрос – это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации. Проблема применения данного метода для сбора данных заключается в том, что сама формулировка вопроса структурирует сознание опрашиваемого, нередко провоцирует феномен социальной желательности, стремление произвести благоприятное впечатление, сохранить положительный «Я-образ».

Анкетирование – частный случай опроса. При анкетном опросепроцесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Задача исследователя – создать положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Данные анкетирования существенно подвержены различным искажениям со стороны испытуемого, связанным с его восприятием смысла вопроса и анкеты в целом.

Интервью предполагает непосредственный контакт социолога с респондентом, в ходе которого интервьюер задает подготовленные вопросы, касающиеся проблематики проводимого исследования. Позиция интервьюера может влиять на ответы респондента, особенно при обсуждении неоднозначных социальных ситуаций и различиях в социальных статусах исследователя и опрашиваемого.

Еще один вид опроса – экспертный опрос. Его отличительная черта заключается в том, что в качестве респондентов выступают эксперты – специалисты в определенной области деятельности. Атрибутирование опрашиваемому статуса эксперта позволяет снизить напряженность психологических защит и получить более достоверную картину субъективного восприятия проблемной ситуации.

Тест – это кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятий) групп и коллективов. Существуют тесты, диагностирующие коммуникативные способности, однако методик, позволяющих достоверно спрогнозировать поведение субъектов в ситуациях психологической игры, конфликта, жизненного выбора в настоящее время не разработано.

При описании такого сложного и динамического феномена как коммуникативная ситуация и поведение субъекта в социальном взаимодействии встает задача разработки новых вариантов методик сбора первичной информации. Представляется, что необходимо руководствоваться следующими принципами, сформулированными нами на основе анализа литературных данных [3]:

- поддержание высокой мотивации респондента, интереса к теме исследования;

- актуализация жизненного опыта респондента (разговор с ним на одном языке);

- реконструкция в соответствии с имеющейся методологией коммуникативных ситуаций определенного вида;

- создание условий для рефлексии и анализа социального опыта респондента в результате участия в исследовании;

- учет социально-демографических признаков респондентов, значимо влияющих на результаты исследования.

В целом предлагаемая нами методика структурированного опроса сфокусирована на социальных потребностях респондента: быть значимым, занимать экспертную позицию в какой-то области, познавать, анализировать и давать оценку социальной реальности, находить новые пути и возможности разрешения жизненных ситуаций в том числе, психотравмирующих.

Этапы работы инициативной исследовательской группы магистрантов департамента ГМУ:

1.В рамках учебного курса «Психология делового общения», используя метод фокус-группы, мы проанализировали вопрос о том, с какими трудностями встречаются молодые сотрудники при устройстве на работу и в ходе выполнения своих обязанностей в течение первых 5 лет

2.В ходе групповой дискуссии мы определили, что коммуникативное взаимодействие молодого сотрудника с коллегами и руководством является актуальной проблемой, как с научной, так и с практической точки зрения.

3.Проанализировав имеющиеся в социологии и психологии подходы, мы установили, что наиболее разработанной с методологической точки зрения и применяемой на практике является теория игрового взаимодействия Э. Берна [1]. Его подход, названный транзактным анализом, позволяет пошагово, структурированно описать как внешние проявления поведения субъектов («ходы игроков»), так и внутреннюю составляющую взаимодействия (выигрыши/ проигрыши игроков).

4.Проанализировали описания классических игр по Э.Берну и его подход к рассмотрению структуры личности.

5.В результате экспертной оценки составили перечень ситуаций, типичных, для коммуникативных ситуаций во взаимодействии молодого сотрудника с коллегами и руководством.

6.Спроецировали модель Э.Берна на выявленные экспертами ситуации, установив противоречие между декларируемыми в научно-практической литературе, принципами делового общения и наблюдаемыми в реальности транзакциями в условиях организационного взаимодействия.

7.Проанализировав классификацию игр Э. Берна [1], мы определили, что в перечне данной классификации отсутствуют игры, относящиеся к профессиональной деятельности с учетом различных статусов и мотивов игроков. Таким образом, мы предложили описание новых игр, относящихся к коммуникативной среде организации.

8.Отдельным этапом работы стал поиск адекватных, безопасных с психологической точки зрения вариантов противодействия игровому общению, позволяющих молодому сотруднику обеспечивать себе материальные, статусные и психологические выигрыши.

9.Разработка структурированного опроса производилась с применением социального моделирования, что предполагало пошаговую реконструкцию выявленных нами типичных игровых ситуаций в организации в сознании респондентов.

10.Апробация методики структурированного опроса производилась посредством анонимного анкетирования в социальных сетях и путем прямой рассылки материалов целевой аудитории

Сформулированные выше принципы разработки методики структурированного опроса были реализованы нами следующим образом:

- поддержание высокой мотивации респондента, интереса к теме исследования достигалось путем рассылки материалов предполагаемой целевой аудитории, актуализацией в мотивирующей части проблемы вовлечения молодых сотрудников в психологические игры организации;

- актуализация жизненного опыта респондента осуществлялась в мотивационной части методики и в содержательном описании хода игры и последовательности действий игроков;

- реконструкция в соответствии с методологией транзактного анализа Э.Берна коммуникативных ситуаций, возникающих в организационной среде. Всего удалось выявить 9 типичных ситуаций взаимодействия, но мы понимаем, что это открытый перечень;

- создание условий для рефлексии и анализа социального опыта респондента в результате участия в исследовании осуществлялось путем последовательного описания варианта выигрыша/проигрыша на материальном, статусном и психологическом уровне для каждого из игроков;

- учет социально-демографических признаков респондентов, значимо влияющих на результаты исследования, производился по следующим критериям: пол, возраст, тип организации, направление деятельности организации, стаж работы молодого специалиста, мотивационный компонент, уровень лояльности и удовлетворенности материальным вознаграждением, актуальным статусом и психологическим климатом в коллективе.

Ознакомиться с примерами описания психологических игр, в которые преимущественно вовлекаются молодые сотрудники в системе организационной коммуникации можно по ссылке: https://vk.com/igraypravilno.

Новизна предлагаемой методики заключается в том, что при работе с материалами структурированного опроса испытуемый получает инструмент для анализа и рефлексии своего коммуникативного опыта.

Проделанная работа позволяет сделать вывод, что проблема сбора и анализа данных в эмпирических социальных исследованиях очень восприимчива к методологическим проблемам, и результаты исследования следует перепроверять, наряду со статистическим следует использовать логический анализ, избегать неоднозначных формулировок вопросов, искать и анализировать латентные переменные, комбинировать методы исследования.

Список литературы

1) Берн Э. Игры, в которые играют люди, люди которые играют в игры. М.: Эксмо, 2012.

2) Бобосов Е.М. Общая социология: Учебное пособие для студентов вузов. - Минск, 2004.

3) Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара, 2003.

Просмотров работы: 1632