МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ.

Афанасьева О.С. 1
1МГТУ им.Г.И.Носова, Институт педагогики,психологии и социальной работы.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из задач воспитания в современных условиях является содействие развитию активности в ребенке. В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования в п. 1.4. отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

В литературе инициатива рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности ребенка.

Исследователи Н.М. Аксарина, Г.Н. Година, З.В. Елисеева, Т.М. Лямина и др. в своих работах показывают, что ребенок, овладев умением действовать самостоятельно, сам удовлетворяет свою потребность в активности. Обогащение зрительных и слуховых впечатлений при условии активности и самостоятельности восприятия формирует интерес малыша к игрушке, создает предпосылки для совершенствования предметных и игровых действий, способствует стабилизации поведения, благоприятно влияет на развитие эмоций. Первые попытки выполнить самостоятельно то или иное предметное действие становится фундаментом развития волевой сферы. Своевременное развитие у ребенка самостоятельности и инициативности облегчает адаптацию к дошкольному учреждению, формирует волевые усилия, что в дальнейшем способствует успешной учебе в школе.

Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.

Формирование гармонически развитой личности, воспитание ее социальной направленности представляет собой важную задачу образовательного процесса. Поэтому многие отечественные и зарубежные педагоги, психологи занимаются исследованиями личности и разработкой путей ее формирования. Одним из важных критериев личности, является инициатива и проявляемая ею творческая и интеллектуальная активность.

В «Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков» инициативность определяется, как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы». Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития.(Советский энциклопедический словарь / Под ред.А.М. Прохорова - М.: Советская энциклопедия, 1983 г. – С. 164.)

Развитие инициативности требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать это качество личности. Но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной.

Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Для инициативной личности характерно: произвольность поведения, самостоятельность, развитая эмоционально волевая сфера, инициатива в различных видах деятельности, стремление к самореализации, общительность, творческий подход к деятельности, высокий уровень умственных способностей, познавательная активность.

Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:

  • стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;

  • умение ставить цель деятельности;

  • осуществление элементарного планирования деятельности;

  • реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.

Таблица

Когнитивно-рефлексные критерии и характеристика уровней сформированности инициативности дошкольника

Уровень

Критерии

Характеристика

Безынициативный

  • Самостоятельность мышления

  • Интеллектуальная активность

  • Уровень познавательного интереса

  • Дивергентное мышление

Ребенок может действовать только тогда, когда непосредственно перед работой получает подробную инструкцию, как именно надо действовать;

при добросовестной и энергичной работе ребенок остается в рамках первоначально найденного способа решения;

ситуативный интерес учащегося к внешней стороне явлений, к занимательным фактам;

ребенок не склонен к сравнениям и аналогиям, не умеет быстро анализировать и выбирать пути решения, не рефлексирует результаты собственных действий

Формально

инициативный

  • Самостоятельность мышления

  • Интеллектуальная активность

  • Уровень познавательного интереса

  • Дивергентное мышление

Ребенок нуждается в предварительных инструкциях, если не дан четкий алгоритм, то он какое-то время может пытаться найти способ, каким надо действовать;

дошкольников этого уровня отличает проявление в той или иной степени спонтанной инициативы, не стимулированной ни внешними факторами, ни субъективной неудовлетворенностью результатами деятельности;

интерес ребенка к накоплению информации, фактов, постижение им сущности познания только при помощи учителя;

ребенок достаточно быстро находит аналогии, может творчески подойти к работе над заданием, склонен реконструировать материал

Инициативный

Самостоятельность мышления Интеллектуальная активность Уровень познавательного интереса Дивергентное мышление

Ребенок полностью овладел своими интеллектуальными операциями, обычно сразу видит, какой способ действия надо использовать;

обнаруженная ребенком закономерность становится для него не творческой находкой, а самостоятельной проблемой;

интерес дошкольника к сущности явлений и процессов, к установлению причинно-следственных связей, закономерностей;

ребенок готов творчески подойти к работе над задачей, умеет рефлексировать основания поиска, приводящего к обнаружению верного решения

Степень инициативности ребенка в процессе общения и игры, показатели:

Высокий уровень – дети проявляют умение дружно играть, совместно придумывать интересные игры, в общении они доброжелательны, уступчивы, умеют договариваться, проявляют чуткость, заботливость.

Средний уровень – Дети не часто проявляют умение дружно играть, редко совместно придумывать интересные игры, в общении они иногда доброжелательны, уступчивы, иногда договариваться, проявляют чуткость, заботливость.

Низкий уровень – Дети не проявляют умение дружно играть, совместно не придумывают интересные игры, в общении они не доброжелательны, не уступчивы, не умеют договариваться, редко проявляют чуткость, заботливость.

Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Поэтому активность, инициативность, стремление к самореализации - сущностные характеристики личности.

Развитие инициативности предполагает:

1. Давать простые задания (снимать страх «не справлюсь»), развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или такие, в которых у ребенка есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативу (научить правильно реагировать на собственные ошибки).

Игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что дошкольный возраст ребенка является благоприятным для формирования инициативности детей. Дети дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.

Список использованной литературы
  1. Смирнова Е. Современный дошкольник - особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4 - С. 70-73.

  2. Щербакова Е., Голицын В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 10 - С. 56-58.

Просмотров работы: 5758