Способность элементов составлять систему – это проявление фундаментального свойства всей реальности, заключается в способности к самоорганизации. Любая система способна к саморазвитию под влиянием внешних и внутренних факторов.
Системность государственного управления заключается в обеспечении единства распорядительного(командно-административного) и партнерского начал в практике регулирования социальных отношений и процессов. В систему государственного управления входят следующие подсистемы: - институциональная; - нормативно-правовая; - целеполагающая; - идеологическая; - функциональная; - кадровая; - информационно-коммуникативная; - социокультурная.
Система государственного управления представляет собой научную дисциплину, изучающую организацию государственного управления социально-экономическими процессами в обществе. Предметом системы государственного управления являются формы и методы воздействия на производственную, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической и экономической системы.
В государственном управлении задействованы множество государственных органов и общественных структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей, используются разнообразные и дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Государственное управление состоит из массы управленческих решений и действий. Только системность может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность.
Основу государственного управления составляют 4 элемента: власть, управление, территория, экономическая система.
Государственное управление выступает как социальная система и одновременно реализуется в среде социальных систем. Социальная система – целостное образование, основным элементом которого являются люди, а также их связи, взаимодействие и отношения. Социальные системы складываются на основе необходимой деятельности людей.
Цель государственного управления – конкретный промежуточный пункт на пути достижения определенного состояния общества или его подсистемы в соответствии с запрограммированными перспективами его развития. Главная стратегическая цель государственного управления – создание в РФ достойной жизни общества и свободное развитие человека.
Для государственного управления, системное выражение его компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение. Ведь другие виды управления не обладают ни таким множеством элементов, ни таким многообразием их взаимосвязей. Состояние системы государственного управления сказывается на всех общественных процессах, явлениях и отношениях, и если она плохо организована и сумбурно функционирует, то, в конечном счете, это приведет к нерациональной деятельности не только государственных и общественных институтов, но и человека. |
Список литературы:
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.:Омега-Л,2008.
Глазунова Н.И. Государственное управление: учебник. М.:Проспект,2004.
Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление: учеб.пособие. М.: Экмос, 2005.
Халиков М.И. Система государственного и муниципального управления: учеб.пособие. Уфа, 2007.