Рассмотрим подробно существующую в настоящее время систему органов управления Таможенного союза. Реализация функций высшего органа Таможенного союза поручена уже действующим органам управления ЕврАзЭс - Межгосударственный Совет ЕврАзЭС - высший орган Евразийского экономического сообщества, созданный согласно с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. Совет определяет дальнейшие действия, стратегии и перспективы развития интеграции стран-участников.
При Межгоссовете ЕврАзЭС в рамках ТС создан Экспертный Совет, который уполномочен рассматривать заявления хозяйствующих субъектов государств - членов Таможенного союза по вопросам соответствия решений Комиссии Таможенного союза. Его задачей является рассмотрение заявлений юридических и физических лиц государств - членов ТС на предмет соответствия решений КТС, имеющих обязательный характер, договорно-правовой базе Таможенного союза. Основную деятельность Экспертного совета в сфере организационно-технического обеспечения осуществляет секретариат в лице Правового департамента Секретариата КТС. В составе Экспертного совета находится 5 представителей - специалистов в области права и международной торговли от каждого государства - участника ТС.
6 октября 2007 года был подписан Договор о Комиссии Таможенного союза, основной задачей которого является обеспечение условий функционирования и развития таможенного союза.
КТС также исполняет решения Межгоссовета ЕврАзЭС и определяет рекомендации по вопросам формирования и функционирования ТС, реализовывая при этом международные договора по формированию ТС, а также осуществляя взаимодействие с органами государственной власти государств - участников ТС и другие функции. К числу задач КТС также относят: учёт национальных интересов государств-членов Таможенного союза, разработка рекомендаций по вопросам его формирования, заключение международных договоров
Решения КТС вступают в силу через 30 дней после их официальной публикации. Но всё же возможны исключения, когда определяется иной срок вступления его в силу. Все заседания КТС носят закрытый характер и проводятся не реже одного раза в месяц. Участником КТС обязательно должен стать член Таможенного союза, представитель от каждого государства, имеющий соответствующие полномочия.
Основной организацией работы КТС занимается Секретариат КТС, благодаря которому осуществляется подготовка проектов международных договоров, материалов и рекомендаций по вопросам формирования и функционирования ТС.
В структуре Секретариата КТС находится - секретарь КТС, который может иметь по одному заместителю от каждого государства - участника ТС. Секретарь КТС принимает участие в заседаниях КТС и Межгоссовета ЕврАзЭС, а также распоряжается финансовыми и материальными средствами КТС
Также существует Научно-экспертный совет, занимающийся научно-правовой экспертизой проектов международных договоров и решений органов ТС.
При КТС также был создан Комитет по вопросам регулирования внешней торговли, основной задачей которого является рассмотрение предложений и согласование позиций государств по вопросам введения, применения, изменения, или прекращения действия мер регулирования внешней торговли с государствами, не являющихся участниками Таможенного союза.
Стоит также отметить Координационный совет руководителей таможенных служб Таможенного союза, являющимся постоянно действующим межведомственным органом в сфере таможенного дела.
К числу задач совета относят: организацию функционирования таможенных служб, координацию их взаимодействия с иными национальными службами и ведомствами государств - участников ТС и работы таможенных служб по переносу таможенного контроля на внешнюю границу ТС, а также формирование единой правовой базы ТС
Вспомогательным органом КТС по вопросам применения информационных технологий является Координационный совет по информационным технологиям, осуществляющий координацию работ по вопросам применения информационных технологий и использования информационных ресурсов.
Не так давно членами ТС была учреждена Объединенная коллегия таможенных служб государств-членов Таможенного союза, координирующая деятельность таможенных служб, посредством формировании единой правовой базы по вопросам таможенного дела.
Исходя из подробного анализа организационной структуры управления ТС, сформированного в рамках ЕврАзЭс, можно сделать вывод о том, что существующая в настоящее время его система управления в целом отвечает целям и задачам его создания и схожа по структуре с аналогичными системами управления других таможенных союзов.
Её формирование с каждым годом будет меняться, что разумеется будет отражаться на качестве управления Таможенным союзом. На данный момент большое внимание уделяется развитию и использованию информационных таможенных технологий.
Исходя из всего этого, можно предположить, что формирование Таможенного союза останется актуальной темой еще многие годы, и остается надеяться на то, что это формирование скажется положительно на функционировании органов управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Елена Шмелева. По единым правилам. Главная цель - экономический рост // Союз. Беларусь-Россия. №442 (6). 18 февраля 2010 г. – ISBN.
2. Сборник базовых документов евразийского экономического сообщества. 2 издание. М.: Интеграционный Комитет Евразийского экономического сообщества, 2008. 607 с. - ISBN.
3. Официальный сайт Всемирной торговой организации. URL: http://rtais.wto.org/UI/PublicMaintainRTAHome.aspx
4. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)