Ю.М. Козлов пишет, что государственное управление по своему назначению представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть3.
Г.В. Атаманчук указывает, что государственное управление есть организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочивания, сохранения или преобразования, опирающегося на его властную силу4.
Ю.Н. Старилов говорил о возможности рассматривать государственное управление в узком и широком смысле. В узком смысле это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительных и исполнительно-распорядительных органов государства по осуществлению исполнительной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов. В широком смысле государственное управление – это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность представительных органов, судов, прокуратуры5.
Анализ различных подходов к раскрытию понятия государственного управления дает возможность разделить их на три группы. В первой группе государственное управление рассматривается как совокупность исполнительно-распорядительных функций государства.
Второй подход основывается на том, что государственное управление осуществляется всеми органами государственной власти: исполнительной, законодательной, судебной. Данный подход характеризует государственное управление как организующее, направляющее и регулирующее воздействие всех государственных органов на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочивания, опирающееся на государственные властные функции.
Третий подход объединяет в себе первый и второй подходы и предлагает два понимания государственного управления: в узком смысле – как деятельность исполнительных органов государственной власти и широком – как упорядоченная деятельность всех органов государственной власти.
На основании вышеизложенных подходов следует заметить, что ограничение государственного управления лишь деятельностью органов исполнительной власти по реализации норм законодательства вряд ли можно считать оправданным. И законодательная, и судебная власть реализуют функции управления, поскольку и та, и другая существуют для упорядочивания внутренней системы, которой является государство. Статьей 10 Конституции РФ6 предусмотрено разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную. Система органов исполнительной власти не может функционировать при отсутствии законодательной базы. Ведь деятельность исполнительных органов основана на реализации правовых норм, при их отсутствии возникает вопрос о целесообразности функционирования этой ветви власти. Деятельность судебных органов направлена на разрешение внутрисистемных противоречий, в данном случае можно говорить о властном воздействии субъекта управления на объекты управления с целью согласования их воли и устранения противоречий. Функционируя совместно, все три ветви государственной власти образуют единый, целостный аппарат, реализующий государственное управление в полном объеме.
Проанализировав существующие определения и подходы, представляется возможным сформулировать следующее понятие государственного управления: это осуществляемое на основе законов и иных нормативных актов целенаправленное воздействие государственных органов на общественные отношения, для их упорядочения, преобразования и изменения в соответствии с целями государственной политики. Также предполагается целесообразным внести в действующее Российское законодательство термин государственное управление, с учетом рассмотренных научных подходов и формулировок.
Список используемых источников и литературы:
Аврутин Ю.Е. К вопросу о понятиях и дефинициях в административно-правовой теории и практике // Административное право и процесс. 2013. № 9. С. 4-8.
Канунникова Н.Г. Теоретические аспекты форм государственного управления // Административное право и процесс. 2013. № 5. С. 10-12.
Костенников М.В., Куракин А.В., Павлюк А.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве // Административное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 430-439.
Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / под ред. Л.Л. Попова. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 320 с.
1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
2 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
3 Козлов Ю.М. Административное право. М., 2002. С. 20.
4 Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы). М., 2000. С. 253.
5 Старилов Ю.Н. Административное право. Воронеж, 2001. С. 174.
6 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.