В статье рассматривается контроллинг как инструмент совершенствования управления таможенными органами и раскрывается его содержание в таможенном деле. Анализируется перспектива внедрения контроллинга в управление таможенными органами.
На современном этапе таможенное управление преследует 2 цели: обеспечение безопасности общества путем осуществления надлежащего таможенного контроля и содействие развитию бизнеса путем максимально возможного упрощения таможенных формальностей.
Возможности, которыми обладают таможенные органы, позволяют успешно реализовывать данные цели, однако при таком быстром развитии мировой торговли и информационных технологий, необходимо совершенствование таможенного управления.
Наибольший интерес при совершенствовании управления в таможенных органах представляет контроллинг – концепция управления, позволяющая оперативно получать и обрабатывать информацию, на основе которой принимаются управленческие решения.
Таможенный контроллинг – это комплекс организационных, методологических, технических и информационных средств, а также соответствующие технологии, системы и инфраструктура автоматизации таможенной деятельности и системного управления.1
Контроллинг деятельности таможенных органов включает в себя таможенные органы – объекты управления и контроля как источник ситуаций для анализа, методологию и технологию контроллинга, структурированные решения по управлению и соответствующие результаты контроля их исполнения.2
Задачи контроллинга - анализ прoблем, вoзникающих в тамoженном деле, а также принятие oперативных и фoрмирование cтратегических решений для их преoдоления. Пo сути, подгoтовка таких решений oбъединяет все направления и виды аналитическoй рабoты в тамoженных oрганах
Таможенный контроллинг имеет 3 основных направления:
Технолигизация и автоматизация деятельности таможенных органов;
Мониторинг, логистика и регулирование ВЭД;
Таможенное администрирование – подготовка, принятие и контроль управленческих решений.
Основной целью контроллинга в таможенных органах является информационно-аналитическая и методическая поддержка руководителей таможенных органов при принятии управленческих решений в процессе реализации задач, возложенных на таможенные органы государством; ориентация процесса управления на обеспечение качественного и своевременного выполнения этих задач.
Внедрение контроллинга должно освободить руководителей от необходимости детального изучения и анализа для решения части стандартных задач. Контроллинговые элементы в управленческой структуре должны повысить надежность реализации планов деятельности, упростить технологию и поддержку оперативного управления.
В настоящее время некоторые элементы контроллинга в различной степени уже реализуются в таможенных органах России, однако они малоэффективны, поскольку внедрены не в полной мере. В то же время существует реальная возможность и необходимость объединения усилий руководителей таможенных для решения взаимосвязанных проблем управления и автоматизации на принципах и технологии контроллинга.
В стратегической перспективе речь идет о комплексной разработке таможенных технологий и технологий поддержки принятия решений на основе знаний, а также о создании системы таможенного контроллинга. Нетрудно заметить, что конечная цель ее создания – всеобъемлющая системная интеграция методического и информационного обеспечения, программно-технических средств и практически реализуемых таможенных технологий в целях решения широкого спектра задач ВЭД и таможенной деятельности.
Список литературы
Макрусев В.В. Основы системного анализа. –М.: РИО РТА, 2006.
Теплякова Т.Ю. Контроллинг. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. -143 с.
1 Макрусев В.В. Основы системного анализа. - М.: РИО РТА, 2006.
2 Макрусев В.В. Основы системного анализа. - М.: РИО РТА, 2006.