Сам термин общее недоразвитие речи впервые появился в 50 годах 20 века. Р.Е. Левина, основоположник дошкольной логопедии в России, ввела данный термин в употребление. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных формах речевой патологии таких, как моторной и сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии, так же и при стертой форме дизартрии.
Причиной возникновения общего недоразвития речи различны: интоксикации матери во время беременности, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору, патология натального периода, заболевания центральной нервной системы и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.
Так же неблагоприятные факторы воспитания и обучения и социального окружения, органическая недостаточность центральной нервной системы и наследственная предрасположенность тоже являются причиной возникновения общего недоразвития речи. Самым сложным вариантом является общее недоразвитие речи, обусловленное ранним поражением мозга, возникшее во время беременности, родов и первый год жизни ребенка [2, c. 57].
При данном нарушении у детей выявляется выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя, недоразвитие фонематического слуха, нарушение звукопроизношения.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
На этом уровне все дети пользуются частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные, в устном речевом общении стараются не использовать трудные для них слова и выражения, испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, допускают в предложениях аграмматизмы и ошибки при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
Так же у них наблюдается полное незнание значений ряда слов, неточное понимание и употребление ряда слов. Допускают лексические ошибки, которые выражаются в следующем: в замене названия части предмета названием целого предмета; в подмене названий профессий названиями действия; в замене видовых понятий родовыми и в взаимозамещение признаков.
Прилагательные и наречия, которые обозначают признаки и состояние предметов, способы действий, ребенок с общим недоразвитием речи третьего уровня в своих высказываниях почти не использует.
Наречие является самостоятельной неизменяемой частью речи, которая обозначает чаще всего признак действия, признак другого признака и реже признак предмета [4].
Дети с общим недоразвитием речи третьего уровня мало употребляют наречий в своей речи.
А.Н. Гвоздев выделял в словаре четырехлетнего ребенка, без нарушений речи, наблюдается 5,8 наречий, в то время когда у детей с данным речевым нарушением количество наречий очень ограниченно, и они с трудом отличают наречия от других частей речи.
Ребенок общим недоразвитием речи третьего уровня в 5-6 лет употребляет в основном такие наречия: места (здесь, там, туда, потом), времени (сейчас, тогда), модальности (надо, не надо), температуры (горячо, холодно), оценки (хорошо, плохо) [3, c. 425].
Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.
У детей с ОНР наблюдается при этом разнообразный характер ошибок при подборе наречий антонимов. Вместо антонимов дети с ОНР подбирают: слова, семантически близкие предлагаемому антониму той же части речи (быстро – тихо); слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предлагаемому антониму, но другой части речи (быстро – медленнее, медленный; горе – весело; высоко – низкий; далеко – ближе); слова, ситуативно близкие исходному слову (высоко – далеко).
В процессе поиска дети с ОНР часто теряют цель задания, противопоставляют слова по несущественным, ситуативный признакам. Поэтому часто воспроизводятся слова близкие слову-антониму, что говорит о неумении выделить существенный признак данного слова. Характерной ошибкой детей с речевой патологией является воспроизведение слов другой грамматической категории. Очень часто на слово стимул существительное дети воспроизводят прилагательное, а на слово – стимул прилагательное – наречие.
Причинами, которые приводят к несформированности антонимического ряда могут быть: ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова; недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения; недостаточная активность процесса поиска слова: несформированность семантических полей внутри лексической системы языка [1, c. 43].
Таким образом, речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому в этот период взрослые должны особо заботится о речи своего ребенка. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
Литература.
Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. - 2009. - № 3. - C. 42-48.
Климонтович, Е. Ю. Психолого-педагогическая характеристика общего недоразвития речи / Е. Ю. Климонтович // Школа здоровья. - 2010. - N 2. - С. 55-58.
Левина, Р.Е., Никашина ГЛ. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968. -- Гл. 3. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. завед. / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2008. - 703 с.
РУССКАЯ ГРАММАТИКА- http://rusgram.narod.ru/1645-1668.html
4