ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТЕЗАУРУСА У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТЕЗАУРУСА У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Воротягин А.В. 1, Переходченко К.С. 1
1ВУНЦ ВВС ВВА г.Воронеж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной науке понятие «тезаурус», играя достаточно важную роль, не имеет однозначного определения.

На данном этапе развития науки существуют три смысловые группы определений термина «тезаурус»: словарная, информационно-поисковая и знаниевая.

Придя в науку из лингвистики и информатики, тезаурус расширил свое значение и стал термином общенаучным. Наиболее широкое значение этого термина сводится к следующему:

«Все понятия естественного языка, служащие для описания окружающего мира, представляют всеобщий тезаурус мира, отражающий весь универсум наших знаний. Всеобщий тезаурус можно подразделить на частные тезаурусы путем выделения совокупности однородных понятий по их иерархическому уровню или путем выделения понятий, которыми можно описать какую-либо специфическую часть мира. Таким образом, на основе всеобщего тезауруса можно составить бесконечное множество тезаурусов по различным областям науки и техники, но отдельным проблемам и задачам».

Данное определение позволяет раскрыть возможности использования понятия «тезаурус» в науке вообще и в области образования в частности.

Основными единицами-признаками «знаниевой» группы определений тезауруса выделяются следующие характеристики: 1) тезаурус - сложная система понятий, знаний; 2) тезаурус - связи между понятиями какой-либо области знаний: тезаурус - связи между различными областями знаний; 3) тезаурус - компонент представления человека; 4) тезаурус - компонент жизнедеятельности человека. В этой группе тезаурус рассматривается как система представлений, знаний человека об окружающем мире или отдельных его областях .

Представленныс «знаниевые» определения тезауруса выявили разные уровни анализа данного понятия.

Рассматривая представления тезауруса с позиций категорий диалектики, ,можно выделить следующие уровни: а) категориальный уровень представления тезауруса (тезаурус как единое мировое пространство) представляется как картина мира, выраженная в понятиях и связях между ними (всеобщее);

б) конкретно-научный уровень (тезаурусы наук, входящих в предметные области) представляется как синтаксически-детерминированный открытый информационный базис определенной научной области, семантически структурированный в соответствии с имеющимися на данный момент специфическими для нее отношениями (общее);

в) уровень учебной дисциплины (тезаурусы учебных дисциплин) рассматривается как логически замкнутое подмножество соответствующего научного тезауруса, предназначенного для усвоения человеком с целью его успешного ориентирования и функционирования в рассматриваемой предметной области (особенное);

г) личностный уровень - тезаурус специалиста, присвоенный человеком тезаурус учебной дисциплины, составляющий запас его знаний, умений, опыта, образов-ассоциаций, оценок соответствующей предметной области под влиянием определенных условий (единичное).

В образовательном контексте выделенные уровни представления тезауруса позволяют определить обучение как становление и развитие тезауруса специалиста. Под развитием подразумевается не столько увеличение/обогащение информации тезауруса за счет появления в нем новых знаний, сколько за счет усложнения и совершенствования его внутренней структуры, заключающейся в многообразии связей между имеющимися знаниями. Идея рассмотрения процесса обучения как расширения тезауруса принадлежит таким педагогам, как В. И. Гинецинский , Л. Т. Турбович , Л. И. Гурье и др.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что задачей преподавателя любой дисциплины является представление своего предмета в виде соответствующего тезауруса, а целью обучающегося - его присвоение, превращение в личностный тезаурус специалиста с целью эффективного функционирования в профессиональной сфере.

Для способствования достижению поставленной перед обучающимися цели необходимо проанализировать основные характеристики тезауруса личности, его структуру, связь с другими ментальными образованиями (словарь личности, ментальный лексикон).

Для начала определим место тезауруса специалиста в системе психических образований личности. Это позволит нам не только отграничить это понятие от некоторых других явлений, по и даст возможность в дальнейшем его охарактеризовать.

Иногда ученые приравнивают тезаурус личности к словарю личности или к ментальному словарю. Однако этот взгляд существенно сужает значение понятия «тезаурус», и это подтверждается работами некоторых лингвистов, психологов и психолингвистов.

Каждый человек обладает словарем личности - множеством слов, хранящихся в лексическом хранилище долговременной памяти. А тезаурус личности - это «некоторые структуры на этом множестве, дающие возможность активного использования подмножеств словаря личности в процессе речемыслительной деятельности (порождение/восприятие текста)».

Различают «внутренний лексикон» и «информационный тезаурус». Внутренний лексикон - это «лексический компонент речевой организации человека, который формируется через переработку речевого опыта и предназначается для оптимального использования в речемыслительной деятельности человека». То есть то, что называют словарем личности. Однако информационный тезаурус определяется как сфера языковых и энциклопедических знаний, хранимых памятью человека, включая эмоциональные впечатления и накладываемую на имеющиеся знания выработанную в социуме систему норм и оценок, средством доступа к которой является внутренний лексикон .

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что с психолингвистической точки зрения словарь личности, так же, как и внутренний лексикон, представляет собой набор слов, приобретенный человеком в процессе жизнедеятельности и хранящийся в долговременной памяти, а тезаурус - это структурированные знания, которыми руководствуется субъект при оформлении своей речи.

Для анализа структуры тезауруса необходимо опираться на объективированные тезаурусы, то есть на тезаурусы-словари. Так, опора на идеографический словарь Роже позволяет сделать вывод о существовании нескольких уровней тезауруса: на верхнем уровне выделяется четыре категории (абстрактные отношения, пространство, материя и дух), которые подразделяются на 24 класса, а те в свою очередь делятся на подклассы, и так вплоть до уровня понятий, образующих нижний уровень тезауруса (М. С. Мириманова). Кроме того, автор выделяет «программный уровень» тезауруса, заданный отношениями и связями, существующими между словами и понятиями. Роль этого уровня сложно переоценить. Когда нет достаточной разработанности этих связей, нет и путей для развития мысли, что проявляется при изучении иностранного языка или освоения новой научной дисциплины.

Оговоримся, что мы не принимаем безоговорочно эту точку зрения на строение тезауруса, так как, по нашему мнению, такое представление тезауруса очень глобально и не песет в себе субъективности, необходимой для тезауруса личности.

По мнению О.Л.Каменской, тезаурус личности представляет собой инструмент установления семантических связей в динамическом процессе порождения /восприятия текста. В процессе речевой деятельности личность обращается к тому или иному фрагменту' своего тезауруса, включающему в себя слова, которые находятся в некоторой семантической «окрестности» (О. Л. Каменская). Этот фрагмент автор предлагает называть файлом. Слово, вызывающее файл из долговременной памяти, называется номинантом и представляет собой «тематический центр» файла, вокруг которого группируются ассоциаты.

Представление тезауруса в виде структуры соотносится с понятием репрезентативных когнитивных структур, активно развиваемым в современной психологии. Эти структуры представляют собой не только системы хранения знаний, но и средство познания. Они являются своего рода внутренними умственными психологическими формами (матрицами, шаблонами, схемами, планами, сетками, «ситами», моделями), сквозь которые или посредством которых человек смотрит на окружающий мир и на самого себя. Это те структуры, с помощью которых человек извлекает информацию, с помощью которых происходит анализ и синтез всех поступающих новых впечатлений и сведений. Чем больше они (когнитивные структуры) развиты, тем больше возможности получения, анализа и синтеза информации, тем больше видит и понимает человек в окружающем его мире и в самом себе. В когнитивных структурах записаны не только сами знания в виде отображения множества связей между разными сторонами, свойствами и отношениями действительности, но и способы их получения, способы перехода от одних знаний к другим, способы перехода от сырых чувственных данных к их все более абстрактным и обобщенным репрезентациям. Иначе говоря, знания находятся между собой в сложнейших связях и отношениях, которые и составляют когнитивную структуру. В свою очередь, новые знания, которые включаются в когнитивную структуру в силу ее открытости, не просто дополняют ее фактами, а меняют и усложняют саму эту структуру.

Говоря о структурной организации, необходимо еще раз подчеркнуть се иерархичный характер, который достигается в процессе категоризации. Определяя новое понятие, его, прежде всего, относят к какой-то категории, подводят под более широкое, включая в иерархическую (парадигматическую) структуру своего тезауруса. Категоризация - один из наиболее важных процессов в структуризации поступающей информации.

Другой характерной чертой этой системы является его динамичный характер. В ходе развития личности, в результате постоянно совершающихся изменений его сознания происходит дифференциация понятий и их интеграция в сложившиеся и складывающиеся системы.

Таким образом тезаурус личности - это сложная многоуровневая система понятий, слов, вызывающих эти понятия из памяти человека, и связей между ними, характеризующаяся открытой, иерархичной и динамичной структуризацией и служащая как для хранения имеющихся знаний и опыта человека, так и для добывания новых.

Очевидно, что тезаурус личности количественно и качественно меняется в процессе жизнедеятельности под влиянием различных факторов. Наиболее интенсивным изменениям тезаурус личности подвергается в процессе обучения. И если дошкольное и школьное образование нацелены на формирование общеобразовательного тезауруса, то профессиональное образование формирует основы профессионального тезауруса. С течением времени профессиональная часть тезауруса личности увеличивается и становится самостоятельным образованием, характеризующим языковую личность специалиста.

Профессиональный тезаурус определяется как открытая система взаимосвязанного накопления, хранения. преумножения информации, знаний, человеческого опыта, являющуюся информационной, понятийной и концептуальной базой образования, человеческой деятельности, формирования и развития личности и общества. Он характеризуется наличием интегративной системы терминов, знаний, представлений, концептов в какой-либо области знаний, а также ценностных отношений к этой сфере и ко всему миру в целом. Уровни и компоненты данной системы могут активизироваться под влиянием внешних стимулов и внутренних побуждений.

Опора на данное определение тезауруса позволяет построить процесс профессионального образования наиболее естественным для обучающегося образом и способствует более полному и осознанному овладению профессионально важной информацией, знаниями, навыками и умениями с целью их эффективного использования на практике.

Список литературы 1. Никитина А. А. Представление понятия «физкультурный тезаурус» // Теория и практика физической культуры. М., 2004. № 11. С. 8-10. 2. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с. 3. Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. М.: Бол. рос. энциклопедия, 1998. 682 с. 4. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. Изд. 2-е , перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 272 с. 5. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992. 152 с. 6. Турбович Л. Т. Информационно-семантическая модель обучения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 177 с. 7. Гурье Л. И. Использование тезаурусов в проектировании педагогической подготовки преподавателей технических вузов в системе последипломного образования // Educational Technology & Society. 4 (4). 2001. p. 63-66. 8. Каменская О. Л. Текст и коммуникация: учеб. пособие для ин-тов и фак-тов иностр. яз. М.: Высш. школа, 1990. 152 с. 9. Залевская А. А. Лексикон человека как функциональная самоорганизующаяся система // Проблемы организации внутреннего лексикона человека: учебное пособие. Калинин, 1977. С. 3-74. 10. Мириманова М. С. Рефлексия как системный механизм развития // Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников». http://www.researcher.ru

Просмотров работы: 1519