ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тимощук Н.Я. 1, Левшина Н.И. 2
1ФГ БОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова
2БОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Художественная литература играет очень важную роль в развитии связной речи, пополнении активного словаря ребенка. Современные дети редко читают – большую часть времени проводят за компьютером, телевизором. Таким образом, вопрос о приобщении ребёнка к книге – один из самых острых на сегодняшний день. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел и научить этому родителей. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Беседа с ребенком о прочитанном приучает его анализировать суть прочитанного, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Одним из путей решения этой задачи является применение метода проектной деятельности, в частности использование литературных проектов.

Литературные проекты представляют собой важную сферу познавательной деятельности. Они расширяют и развивают познавательные и коммуникативные способности ребенка. В связи с литературными проектами меняется содержание игровой деятельности, игра становится более разнообразной и интересной детям. Своеобразие литературных проектов состоит в том, что свои замыслы дети не могут реализовать сами. Важную роль здесь играют взрослые – педагоги и родители. Именно совместное выполнение литературных проектов позволяет детям и взрослым лучше понять друг друга и установить тесные взаимоотношения [1].

Работа над проектом предоставляет множество возможностей творческих проявлений, личностного роста педагогов. А родители узнают своего ребёнка с другой стороны и проживают с ним совместный период дошкольного детства.

По мнению американских педагогов У.Х. Кильпатрика, Джона Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. По их мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

В 20-х годах XX в. этим методом заинтересовались советские педагоги. «Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Л.А.Венгера, Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко, Е.Г.Кагарова, М.В.Крупениной.

Метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность детей (индивидуальную, парную, групповую) и предполагает решение какой-либо проблемы с получением результата, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни.

Метод проектов всегда предполагает решение определённой проблемы. Тематика проектов может быть самая разнообразная. Проектная деятельность отличается от учебной своей практической направленностью, она завершается созданием творческих работ и обязательной презентацией результатов. Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми дошкольного возраста полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения. В методическом плане важно учитывать, что «метод проектов» предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработки реальных гипотез, их проверки в соответствии с планом.

В качестве примеров можно привести несколько проектов.

О. Г. Демец предлагает проект "Литературная гостиная". Это творческий групповой проект средней продолжительности. Его цель — расширить кругозор ребенка, развить чувственно-эмоциональную сферу, способность сопереживать героям литературных произведений [4].

С. Ю. Жердецкая, Т. Ю. Ярославцева предлагают литературный проект: «У лукоморья дуб зеленый…», который даст возможность изучить одну из интереснейших страниц в истории русской культуры и приобщить детей к культурным и общечеловеческим ценностям на примере знакомства со сказками А. С. Пушкина. В ходе проекта решаются задачи и речевого развития детей. Авторы проекта не только знакомят детей со сказками А. С. Пушкина, но и формируют умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев, побуждают детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, а так же обогащается и расширяется словарный запас [4].

Аналогичные задачи решаются в литературном проекте авторов Ф. Ф. Аристовой, Н. А.Трофимовой «В гостях у сказки». Это тоже познавательно-творческий проект, но детей знакомят с разными сказками, путем моделирования проблемных ситуаций. У детей развивается интерес, любовь и бережное отношение к книгам; воспитывается отзывчивость и коммуникабельность, развивается зрительное и слуховое внимание, память, фантазия, речь, воображение, образное мышление; умение выражать свои мысли, опираясь на впечатления от прочитанной сказки [4].

Наряду с литературными проектами разработано много проектов по развитию речи. Мы проанализируем некоторые из них.

А. В. Лукашова автор проекта «Речевой развитие». Целью этого проекта является развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования составления описательных рассказов. Автор ставит перед собой следующие задачи: анализ научной литературы; диагностика уровня речевого развития при составлении описательных рассказов; анализ работы по данной проблеме; проектирование перспективного направления, совершенствование и перестроение работы в данном направлении. Я. В. Ивановна автор и руководитель проекта «Связная речь» ставит цель: обучение составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без нее. Это очень интересный проект, рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста. Предлагается активное участие родителей, детей и педагогов в работе над проектом. В ходе проекта решаются задачи:

– научить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных, птиц, людей;

– воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события;

– научить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида объекта живой и неживой природы с опорой на схему;

– учить самостоятельно начинать и завершать рассказ;

– учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты;

– учить ребенка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления;

– учить детей подбирать к предмету слова-эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему;

– учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей;

– учить составлять рассказ без мнемотаблицы, составлять рассказ-описание с опорой на предмет (иллюстрацию), составлять рассказ без опоры на наглядность.

В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности дошкольников. Метод проектов в ДОУ можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.

Проектная деятельность помогает систематически знакомиться с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы, учиться ориентироваться в книге и среди книг, предугадывать примерное содержание детской книги до чтения, различать книги по существенным признакам (тема, автор, заголовок).

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими. Работа над проектом имеет большое значение для литературного развития ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

Литература

  1. Боброва Ю.О. Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности / Ю.О.Боброва, Н.И.Левшина //Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 7-8.

  2. Использование метода проектной деятельности в развитии у дошкольников интереса к художественной литературе. Методические рекомендации /Сост. Устинова Е. И., Тарабрина Н. П. [и др.]. –Томск , 2012 .

  3. Минеева Ю.В Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников/ Ю.В.Минеева, З.Салихова, Н.И.Левшина//Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37

  4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – с. 48-49.

  5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост. Л. С. Кисилева, Т. А. Данилина [и др.]. – М.: АРКТИ, 2011. – 196 с.

Просмотров работы: 3642