Современные исследования здоровьесберегающих технологий обозначены в концепциях, определяющих сущностную основу здоровья и здорового образа жизни (Л.Н. Волошина, В.Г. Макаренко, Т.Ф. Орехова, С.Б. Шарманова и др.).
Одной из эффективных современных здоровьесберегающей технологий является фитбол-гимнастика, которая направлена на сохранение и стимулирование здоровья старших дошкольников. Фитбол – это новый вид спорта в российской практике, но уже получивший широкое распространение среди взрослых и детей. Включает в себя как танцевальное (фитбол-аэробика), так и силовое направления (фитбол-гимнастика), когда тренируются практически все мышцы. На первый взгляд, довольно простые физические упражнения, когда дети и взрослые прыгают на больших мячах. На самом деле требуется определённая ловкость и сила, чтобы удержаться на мяче и сохранять правильную осанку.
Фитбол в переводе с английского - «мяч для опоры», упражнения на котором тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы. Вибрация при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов [2]. Занятия на фитболах по своему физиологическому воздействию способствуют лечению остеохондроза, сколиоза, неврастении, астеноневротического синдрома и др., проводятся в специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центрах.
Т.С. Овчинниковой и А. А. Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников» обозначены сенсорные особенности фитболов [5]. Мяч имеет форму шара, большая поверхность соприкосновения с ладонью дает полноту ощущения. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мячей влияет на развитие физических качеств и познавательных способностей дошкольников.
Мячи разных размеров и цвета воздействуют на психическое состояние и физиологические функции ребёнка. Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают еще и вибрационным воздействием. Г. В. Каштанова, Е. Г. Мамаева, О. В. Сливина, Т. А. Чуманова в пособии «Лечебная физкультура и массаж [4]. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» раскрывают вибрационный эффект фитбол-гимнастики. Авторы подчёркивают, что механическая вибрация оказывает специфическое воздействие практически на все органы и системы человека; непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе; колебания мяча воздействуют на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани. Импульсы получает и головной мозг, в результате ускоряется выработка новых условно-рефлекторных связей, особенно необходимых при психическом и интеллектуальном развитии детей. Улучшается способность к самоконтролю и самоанализу.
С дошкольного возраста следует развивать и тренировать вестибулярные функции (большое значение имеет нормальное функционирование мозжечка, который является двигательным мозгом ребенка). Занятия с детьми 5-7 лет на фитболах укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки, позволяют эффективнее освоить разнообразные двигательные умения и комплексно развивать физические качества детей.
Остановимся на особенностях организации и проведения занятий с детьми 5-7 лет на фитболах.
Мяч может использоваться на физкультурных занятиях (блок гимнастика), секционных занятиях (2 раза в неделю по 25-30 мин. во второй половине дня), лечебной физкультуре в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Дети могут не только выполнять предложенный педагогом комплекс упражнений на мяче, но и использовать его в качестве сиденья, игрушки, отягощения и т.п. Упражнения на фитболах выполняются из разных исходных положений: сидя на мяче, лежа на полу, лежа спиной на мяче или на животе с опорой о пол руками или ногами, стоя рядом, а также упражнения в движении, различные виды бросков.
Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:
- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
- для укрепления мышц брюшного пресса;
- для укрепления мышц спины и таза;
- для укрепления мышц ног и свода стопы;
- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;
- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
- для формирования осанки;
- для развития ловкости и координации движений;
- для развития координации и пластичности;
- для расслабления и релаксации, как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).
Комплексы упражнений могут выполняться под музыкальное сопровождение в зависимости от направления педагогических задач: для развития мышечной силы, гибкости, быстроты движений, выносливости, координационных способностей. При этом создаются условия для анатомического воздействия на определенные мышечные группы, суставы, связки, внутренние органы и органы чувств. Необходимо следить, чтобы ребёнок дышал ровно, не выполнял упражнения, которые причиняют ему боль или дискомфорт.
На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Диаметр мяча для детей 3-5 лет - 45 см, для детей от 5 до 6 лет - 50 см, от 6 до 7 лет - 55 см. Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°, значит, мяч подобран правильно. Острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки этих суставов и ухудшает отток венозной крови, особенно если упражнение выполняется сидя на мяче. Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть не сильно упругим. Если рост ребенка находится в указанном диапазоне (табл. 1), у него длинные ноги или избыточный вес, то можно использовать мяч большего размера, который в случае необходимости легко подогнать под конкретного человека незначительным сдуванием. Для родителей и педагогов используются мячи - 65-75 см. Мяч рекомендуется надувать при комнатной температуре с помощью ручного и ножного насосов, используя при этом специальный клапан-переходник. Важно чтобы диаметр не превышал размер, указанный на упаковке.
Таблица1
Выбор мяча от роста ребёнка
Рост |
Размер мяча |
От 100 до 120 см |
45 см |
От 120 до 150 см |
55 см |
От 151 до 170 см |
65 см |
От 171 до 190 см |
75 см |
В ходе нашего исследования, мы определили комплексы наиболее оптимальных упражнений, рекомендуемых на занятиях фитбол-гимнастикой с детьми старшего дошкольного возраста. В табл. 2. представлен один из комплексов упражнений с мячами.
Таблица 2
Комплекс упражнений с фитболами
Упражнение |
Дозировка |
Организационно- методические указания |
1.«Неваляшки» И.п. - сидя на мяче. Махи руками, «ножницы», рывки, повороты и наклоны головы вперёд, вправо, влево. |
5-7 раз |
Удерживать равновесие |
2. «Летающий мячик» И.п. – стока ноги врозь, мяч вверху. 1, 3 – наклонит вправо (влево); 2,4 – и.п. |
5-7 раз |
Удерживать равновесие |
3. «Самолёт» И.п. - лёжа на животе (на мяче), ноги врозь на полу. 1-3 - прогнуться назад, руки в стороны; 4- и.п. |
5-7 раз |
Руки в стороны В полёт отправляем самолёт. Понесёмся над лесами, А потом вернёмся к маме. Задержаться в положении руки в стороны. |
4. «Крокодильчик» И.п. - лёжа на животе (на мяче). 1-4 - проползти вперёд на руках; 5-8 - вернуться в и.п. |
5-7 раз |
|
5. «Экскаватор» И.п. - лёжа на полу, мяч зажат между ног. 1-4 - перенести мяч за голову; 5-8 - вернуться в и.п. |
5-7 раз |
Экскаваторщик ковшом Землю загребает, А потом в другое место Ловко высыпает. |
В ходе исследования мы обозначили координацию движений как составляющую ловкости, которая проявляется в способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи. Общее развитие моторики на 6-7 году жизни определяется овладением координационными возможностями, которые создаются в результате окончательного анатомического созревания двигательной сферы. Вступают в строй высшие кортикальные уровни, прогрессивно налаживаются точные и силовые движения (появляется точность в движениях на фитболах с изменяющимися условиями). Выделили группы способностей, относящихся к координации движений: способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений; способности поддерживать статическое позу и динамическое равновесие; способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности, скованности.
Определили особенности развития координации движений у старших дошкольников на занятиях фитбол-гимнастикой с учётом поставленных задач: улучшение способности согласовывать движения различными частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениями в какой-либо деятельности); развитие координации движений не ведущей конечности; развитие способностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам.
Решение выделенных задач по развитию координационных способностей на занятиях фитбол-гимнастикой с детьми старшего дошкольного школьного возраста приводит к тому, что:
- дети значительно быстрее овладевают различными двигательными действиями; успешно справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками; приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной активности; испытывают чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.
Далее экспериментально проверили эффективность развития координации движений у старших дошкольников на занятиях фитбол-гимнастикой. Выделили контрольные упражнения на определение уровня развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста МДОУ ДОУ № 139 г. Магнитогорска. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей посещающих занятия фитбол-гимнастикой - экспериментальная группа; 20 детей - не посещающие данные занятия - контрольная группа. При выполнении каждого упражнения отслеживались пять критериев: время освоения; время перестройки двигательной деятельности; точность выполнения; сохранение устойчивости; стабильность выполнения. Констатирующий эксперимент показал незначительную разницу в показателях определяющих уровни развития координации движений детей экспериментальной группы и контрольной группы. Мы учитывали показатели физического развития детей данных групп (рост, вес, динамометрия, ЖЁЛ, группа здоровья).
Подобрали комплексы упражнений на развитие координации движений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях фитбол-гимнастикой. Апробировали упражнения на развитие координации движений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях фитбол-гимнастикой. Контрольный эксперимент показал значительную разницу в показателях определяющих уровни развития координации движений и физического развития детей экспериментальной группы и контрольной группы в пользу экспериментальной группы.
В итоге, фитбол-гимнастика представлена как современная здоровьесберегающая технология на сохранение и стимулирование здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Выделены, экспериментально проверены комплексы упражнений на занятиях фитбол-гимнастикой с детьми старшего дошкольного возраста, которые укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, формируют навык правильной осанки, влияют на развитие координационных способностей детей.
Список используемой литературы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии: Материалы междисциплинарной научно-практической конференции. Москва, 25 октября 2007 Г./Отв. ред. Е.В.Усова. М.: Издат-во СГУ, 2007. 255 с.
2. Ильина Г. В. Реализация преемственности в развитии физических качеств детей: монография / Г. В. Ильина. - М: Германия, Ламберт, 2014. - 404 с.
3. Ильина, Г. В. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе/ Г. В. Ильина // Формирование ценностно-мотивационного отношения студентов к реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурной деятельности дошкольников: монография / Г. В. Ильина и др. - Красноярск: ЦНИ «Монография», 2014. - С. 88-108.
4. Каштанова Г. В., Мамаева Е. Г., Сливина О. В., Чуманова Т. А. Лечебная физкультура и массаж. 8. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : АРКТИ, 2006.
5. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб. : РЕЧЬ, 2002.