СТРЕТЧИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СТРЕТЧИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Жердева С.Е. 1, Ильина Г.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет, институт педагогики, психологии и социальной работы Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Необходимость реализации технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников продиктована уменьшением контингента детей поступающих в школу с первой группой здоровья (10%), причинами которого являются снижение двигательной активности дошкольников, увеличение занятий, связанных с подготовкой детей к обучению в школе [5, С.10]. В связи с этим, сохранение психофизического потенциала дошкольников, успешная адаптация к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения зависит от готовности педагогов к использованию современных здоровьесберегающих технологий.

Теоретические основания здоровьесберегающих технологий обозначены в концепциях, определяющих сущностную основу здоровья, его сохранения и здорового образа жизни (В.Г. Макаренко, Т.Ф. Орехова и др.); в исследованиях проблемы формирования здоровьесберегающей компетентности дошкольников (Л.Н. Волошина, С.Б. Шарманова и др.).

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ направлены на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса (дети, педагоги и родители). Реализуются в условиях охраны и укрепления здоровья детей, своевременного формирования жизненно необходимых двигательных умений, последовательного овладения техникой основных движений, элементарных знаний о здоровом образе жизни. Формируют у детей, родителей, педагогов стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, стремление к физическому совершенствованию.

Современные здоровьесберегающие технологии отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре; использование развивающих форм оздоровительной работы с детьми. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание физической культуры, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения [1].

Применение здоровьсберегающих технологий в дошкольном учреждении осуществляется при выполнении следующих условий: организация здоровьсберегающего пространства в ДОУ; адаптация технологии в зависимости от условий конкретного детского сада; проведение мониторинга здоровья детей для внесения правок в образовательно-воспитательный процесс; реализация индивидуального подхода; повышение компетентности педагогического коллектива и родителей в области культуры здоровья [8].

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании классифицируются зависимости от поставленных целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду [7].

Классификация здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры,релаксация;

  2. Технологии эстетической направленности: гимнастика пальчиковая, язычковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика коррекционная, гимнастика ортопедическая;

  3. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые технологии, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь.

  4. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая ритмика [4].

Одной из эффективных здоровьесберегающей технологий является стретчинг. Стретчинг (растягивание) - это комплексные упражнения, которые положительно влияют на весь организм, улучшая самочувствие человека, способствуют растяжению мышц, сухожилий и связок всего туловища и всех конечностей, содержат в себе основу лечебной физкультуры. Рекомендуются детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Выделяют четыре метода проведения стретчинга [3].

Первый - это балистический метод, который основан на весе тела и его силе. Эффект упражнений зависит от силы движений и скорости выполнения при которых намного быстрее происходит растяжение мышц.

Второй метод - медленный, при котороммышцы растягиваются очень медленно до максимума без болезненных ощущений. Этот метод можно назвать ритмической гибкостью, часто используется для разминки.

Третий метод - это статистический, используется в практике йоги, когда упражнения выполняются медленно, плавно с маленькой задержкой каждой позиции.

Четвертый метод - PNF, заключается в тренировке с партнером, один из которых принудительно помогает другому растягивать мышцы, фиксируя принятое положение на несколько секунд.

Игровой стретчинг используется в работе с дошкольниками, включает упражнения на развитие всех групп мышц,эффективность которых определяется сменой подражательных действий и образов в двигательной деятельности детей [9].

Остановимся на особенностях организации и проведения занятий стретчингом. Занятие стретчингом включает три части: разминка, основная часть, заминка. Разминка проводится с целью разогреть и подготовить к тренировке все мышцы. Основная часть включает упражнения на растягивание, профилактику осанки и плоскостопия. Это может быть комплекс упражнений для развития гибкости и поочередного восстановления всех мышц (березка, всевозможные наклоны, мостики и шпагаты); растяжка, которая выполняется в паре с другим учеником (мышцы пресса, позвоночника и ног). Данные упражнения можно выполнять раздельно или сочетать на одном занятии. Заминка включает упражнения на расслабление (релаксация).

Занятия стретчингом проводит инструктор лечебной физкультуры или инструктор физической культуры в ДОУ с детьми среднего и старшего дошкольного возраста 2 раза в неделю по 30 минут во второй половине дня (в физкультурном или музыкальном зале, в групповой комнате). Минимальный разрыв после приема пищи составляет30 минут.

Примерный комплекс общепринятых упражнений для детей дошкольного возраста:

1. «Зернышко». И.п. - присед, ноги вместе, пятки должны касаться пола. Пальцы рук следует сцепить в замочек и не спеша вытянуть впереди себя, опустив вниз. Наклонить туловище, голову опустить.

1 - медленно подниматься и выпрямлять ноги, туловище должно оставаться в наклонном положении. Выпрямить туловище и поднять прямые руки вверх, и развернуть ладони (обязательно следить за тем, чтобы пятки не отрывались от пола).

2 - дети должны развести руки в стороны и опустить вниз, принять исходное положение.

2. «Тянемся к солнцу» - растягивает мышцы спины, вытягивается позвоночник.

И.п. - широкая стойка, руки в замок. Потянуться вверх ладонями, приподнимаясь на носки. Удерживать положение 10 - 30 секунд.

3. «Велосипед» - восстанавливает и отчищает органы пищеварения. И.п. - лежа на спине, руки положить на голову. Поднять ноги, носки оттянуть. Попеременно выпрямлять и сгибать ноги, не касаясь при этом пола.

4. «Ходьба» - предупреждает развитие плоскостопия, способствует развитию подвижности суставов ног, улучшению осанки. И.п. - сед упор сзади. Попеременно тянуть носки на себя.

5. «Кошка»- избавляет от скованности позвоночника и его деформации. Помогает детям разработать мимические мышцы и выражение эмоций.

И.п. - встать на четвереньки. 1 - поднять голову, максимально прогнуть спину. 2 - опустить голову, максимально выгнуть спину.

В ходе нашего исследования на занятиях стретчингом с детьми старшего дошкольного возраста отобраны, апробированы упражнения (асаны), представленные в таблице 1, которые рекомендуются использовать педагогам на практике [6, С.64-67]. Данные упражнения выполняются медленно, плавно, с маленькой задержкой каждой позиции. Они улучшают осанку, укрепляют мышцы, делая их эластичными, гибкими, разрабатывают суставы, способствуют развитию эмоционального равновесия, усидчивости, концентрации внимания старших дошкольников. Важно подчеркнуть положительное влияние совместных занятий стретчингом с детьми и родителями во второй половине дня, в процессе которых формируется стойкая мотивация всех участников педагогического процесса на сохранение и стимулирование здоровья.

Упражнения на укрепление мышечных групп, развитие эмоционального равновесия, концентрации внимания дошкольников

Таблица 1

Упражнение

Дозировка

Организационно- методические указания

1. «Таласана»(поза пальмы)

И.п. - широкая стойка. Медленно сжимая кулаки, согнуть руки перед собой в локтях. Одновременно поднимаясь на носки, выпрямить над головой руки и потянуться вверх. Медленно встать на всю стопу.

10-30сек.

При подъёме - глубокий вдох, в верхнем положении задержка дыхания на 3-4 сек. Опускаемся вниз - выдох. Снимает утомление.

2. «Врикшасана» (поза дерева)

И.п. - о.с. Перенеся тяжесть тела на правую (левую) ногу, взять левую стопу обеими руками и поставить в пах правой ноги. Поднять руки над головой, сложив ладони.

10-30сек.

Удерживать равновесие. Дыхание ровное, свободное. Успокаивает нервную систему, тонизирует все мышцы.

3. Уткатасана (неудобная поза)

И.п. - узкая стойка ноги в узкой стойке. Вытянуть руки вперёд и вверх, соединив ладони. Сгибая колени принять полуприсед.

10-20сек.

Развивает чувство

равновесия

4. Триконасана (поза треугольника)

И.п. - широкая стойка. Выполнить наклон вперёд, руки в стороны. Наклониться в левую сторону, касаясь левой рукой ступни, правую вверх.

10-15сек.

Укрепляет мышцы ног

5. Падахастасана (поза ног и рук)

И.п. - узкая стойка. Сделав вдох,

наклониться и коснуться руками пальцев ног, а лбом колен.

10-15сек.

Тонизирует спинные нервы. Улучшает кровообращение органов брюшной полости.

6. Адхо Мукха Шавасана (собака мордой вниз)

И.п. - широкая стойка. Наклон вниз, коснуться ладонями пола. Отталкиваясь руками от пола, «потянуть» макушку головы к центру.

10-15сек.

Руки на одной линии с плечами. Ноги не сгибать. Взгляд направлен на большой палец руки.

7. Планка И.п. - о.с. Руки через стороны - вдох, коснуться ладонями пола - выдох. Продвигаясь вперёд, принять упор на ладони.

10-15сек.

Улучшает эластичность мышц спины, ног. Колени не сгибать.

8. Самолёт

И.п. - стойка на коленях. Приподнять одновременно правую руку и левую ногу. Тоже с другой ноги и руки.

10-15сек.

Растягивает мышцы верхнего плечевого пояса.

9. Лягушка

И.п. - широкая стойка. Развёрнутыми ладонями коснуться пола между ног. Таз «посадить» на локти.

Удержать

10-15 сек.

Улучшает эластичность мышц внутренней поверхности бедра.

10. Аджанейасана (олень)

И.п. - широкий выпад. Праву (левую) ногу вперёд, согнув в колене, а левую (правую) стопу развернуть на 90°.

10-15 сек.

на каждую ногу

Благоприятно влияет на органы пищеварения

Стимулирует спинно-мозговые нервы.

11. Салабхасана (поза кузнечика)

И.п. - лёжа на животе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Сделать глубокий вдох и поднять ноги махом вверх.

10-15 сек.

Укрепляет брюшные

и поясничные мышцы.

Снимает нервное напряжение.

12. Курмасана (поза черепахи)

И.п. - упор на колени. Вдох, медленно выдыхая, вытянуть руки вперед, ягодицами коснуться пяток, задержать дыхание на 1-2 сек., вдох.

10 сек.

Улучшает эластичность мышц задней поверхности бедра.

Спина выпрямлена.

13. Дханурасана (поза лука)

И.п. - лёжа на животе. Согнув ноги, захватить голеностопы руками, прогнуться, приподнимая грудную клетку и бёдра.

10 сек.

Сгибаясь, мышцы пресса втянуть.

14. Бхуджангасана (поза кобры)

И.п. - лёжа на полу, руки согнуты в локтях, ладони под плечами, ноги вместе. Глубокий вдох, выпрямляя руки, «оторвать» грудь от пола, потянуться макушкой головы вверх.

10 сек.

Улучшает эластичность мышц спины.

15. Мост

И.п. - лёжа на спине, ноги согнуты, захватить руками голеностопы. Бедро вытолкнуть вперед, приподнимая таз от пола.

6-8 раз

Растягивает мышцы спины. Улучшает эластичность мышц внутренней поверхности бедра.

16. Бадхаканасана (поза бабочки)

И.п. - сед на полу согнув ноги, соединив стопы. Колени развести как можно шире.

6-8 раз

Улучшает работу печени, ЖКТ

17. Пранаяма (дыхательное упражнение).

И.п. - сед на полу, ноги скрестно. Закрыть правую ноздрю, большим пальцем руки. Вдох на 8 счетов, 1-4 задержать дыхание. Левую ноздрю закрыть мизинцем - выдох на 8 счетов.

 

Улучшает кровообращение коры головного мозга.

Релаксация:

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ноги отдыхают, руки тоже отдыхают.

Отдыхают, засыпают.

Напряженье улетело и расслабленно всё тело.

Греет солнышко сейчас, ноги тёплые у нас.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Всё чудесно расслабляется, щёки тёплые и вялые и не сколько, не усталые.

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимайте, их повыше поднимайте. Потянуться, улыбнуться и проснуться.

1-2 мин.

Дыхание не задерживать.

Таким образом, мы представили стретчинг как вид технологии сохранения и стимулирования здоровья, формирующий стойкую мотивацию всех участников педагогического процесса на здоровый образ жизни. Выделили игровой стретчинг как наиболее оптимальный в работе с дошкольниками, включающий подражательные действия и образы, упражнения на развитие всех групп мышц,релаксацию, которые способствуют эмоциональному равновесию, усидчивости, концентрации внимания старших дошкольников.

Список литературы

  1. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М., 2007.

  2. Здоровьесберегающие образовательные технологии: Материалы междисциплинарной научно-практической конференции. Москва, 25 октября 2007 Г./Отв. ред. Е.В.Усова. М.: Издат-во СГУ, 2007. 255 с.

  3. Зуев, Е. И. Волшебная сила растяжки. 2-е издание. – М.: «Советский спорт», 1990. – 63 с.

  4. Ильина, Г. В. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе/ Г. В. Ильина // Формирование ценностно-мотивационного отношения студентов к реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурной деятельности дошкольников: монография / Г. В. Ильина и др. - Красноярск: ЦНИ «Монография», 2014. - С. 88-108.

  5. Ильина Г. В. Реализация преемственности в развитии физических качеств детей: монография / Г. В. Ильина. - М: Германия, Ламберт, 2014. - 404 с.

  6. Монина Л.Ш. Физическое развитие дошкольников посредством детской йоги // Физкультурная деятельность в структуре здорового образа жизни дошкольников: материалы 4-го городского научно-практического семинара / под ред. Г. В. Ильиной, Г.В. Тугулевой - Магнитогорск : МаГУ, 2013. - 128 с.

  7. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей : учеб.пособие / под общ. ред. Н. В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 220 с.

  8. Фоменко, Е. А. Медико-психологическое сопровождение здоровьясбережения у детей дошкольного возраста/ Е. А. Фоменко // Ребенок в современном образовательном пространстве. Вып.5: сб. науч.- исслед. работ студентов и аспирантов с междунар. участием/ Шадр. гос. пед. ин-т; отв. Ред. Л.Г. Касьянова. – Шадринск: ШГПИ, 2014. – 370 с.

  9. Игровой стрейчинг для детей: [Режим доступа]: http://ahdetki.ru/detki/2012/06/21/igrovoy-stretching-dlya-detey.html.

Просмотров работы: 4692