Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Поэтому проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.
Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении. Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным(период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения) для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности.
Одним из важнейших принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. (Закон РФ "Об образовании", ст 2. Принципы государственной политики в области образования).Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования направлен на решение задач по формированию у дошкольников толерантности, а именно: обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей; развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп. Толерантное мироотношение дошкольника возникает на основе знаний ребенка о различиях в культурных традициях, правилах жизни людей разных национальностей, возрастов, ценностных приоритетов; об особенностях построения позитивных взаимоотношений с другими людьми.
В зависимости от того, на какую сущностную сферу ребенка влияет педагог, выделяются следующие методы воспитания толерантности у дошкольников. (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук).
В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы Отношений с людьми иных социальных и национальных групп.
При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не только понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на отношения между людьми.
Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басня. Так при помощи сказок и других бесед, можно формировать убеждение в необходимости терпимого отношения ко всем людям. Убеждению соответствует самоубеждение— метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой- либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов, в основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним приемы аттракции (возникновение привлекательности одного из них для другого).
Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой- либо информации. Под влиянием внушения могут возникать представления о людях или группах людей, не соответствующие действительности. Через внушение в сознание входят стереотипы, создается настроение. Поэтому внушение имеет существенное значение для формирования толерантного отношения к людям. Метод внушения может реализоваться через использование цитат из библии, высказываний великих людей, музыкальных произведений.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей.
Методы воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования.
Среди наиболее употребительных форм требования выделяются следующие.
Требование-совет — это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
Требование в игровом оформлении (требование игра). Опытные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства.
Существует и требование-одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул. В практике мастеров педагогического труда одобрение принимает различные, но всегда целесообразные формы.
Одним из интересных методов организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это, прежде всего, проблема выбора способа отношений с другими людьми. Таких ситуаций множество.
Например, ситуация, в которой воспитанник вынужден сотрудничать со всеми детьми, в том числе и теми, нормальным отношениям с которыми мешали определенные предрассудки.
Упражнение«Сердце группы».Совместное рисование.Педагог: «Знаете ли вы, что у нашей группы есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Обязательно проверьте, не вытащили ли вы свое собственное имя, в таком случае вы можете поменять бумажку».«Я принесла с собой большое сердце, которое станет сердцем нашей группы. Придумайте дружескую и приятельскую фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите лист бумаги и запишите на нем то, что вы придумали. Может быть, вы напишите: «Мне нравится то, что Паша такой веселый», «У Даши всегда очень интересные книжки».Рефлексия. Что тебе нравится в этом сердце? Легко ли было сказать что-нибудь приятное о другом человеке? Нравится ли тебе то, что написано на сердце про тебя?
Воспитание толерантной личности – сложный процесс, который осуществляется под влиянием социальной действительности и общества, в котором живет ребенок, взаимоотношений в его семье, взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, общения со сверстниками и взрослыми. В формировании толерантности у дошкольников лучше всего опираться на методы воспитания, которые затрагивают все сферы развития детей дошкольного возраста.
Так, например, в практической деятельности можно использовать для детей старшей группы занимательные упражнения.
1.Упражнение «Никто не знает».
Педагог: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, у кого окажется этот мяч, говорит такую фразу: «Никто из вас не знает, что я (или у меня)…». Будьте внимательны, старайтесь сделать так, чтобы каждый принял участие в игре. У каждого из нас мяч может побывать много раз».
2.Упражнение «Паутинка».
Педагог «Составим одну большую паутину, связывающую нас между собой. Когда передадим кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу: «Миша! Ты мне нравишься, потому что…(сегодня ты помог мне сложить все карандаши в коробочку)».
Вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. Фразу можно заменить «Мне понравилось, как ты…». Ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего. Рефлексия. Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям? Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?
3.Упражнение «Какой он?».
Один из участников (водящий) выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «какой он?», должен по качествам и внешним характеристикам. называемым участниками, догадаться, кто был загадан.
Проблема воспитания толерантности дошкольников очень важна, ведь это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и формирование толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. Мы живем в много национальной стране и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой и культурой его окружения.
В заключении я предлагаю Вам пройти небольшую диагностику и выявить свой уровень толерантности.
1.Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает: а) чтобы играли те, кто не знает еще правил: б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.
2.Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы? а) да; б) нет.
3. Болезненна ли для вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши соклассники:
а) да;б) нет.
4. Вызывают ли у вас неприязнь соклассники, которые нарушают правила общественного поведения: а) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;
б) они вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.
5. Можете ли вы легко найти контакт с соклассниками, которые имеют иные, чем у вас верования, обычаи, намерения? а) вам всегда это трудно сделать;б) сравнительно легко.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которого становитесь:
а) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.
7.Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие соклассники пытаются делать "не своё дело", стремятся казаться "лучше чем есть":
а) да;б) нет;
8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция: а) вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам;б) вы рады за знакомого.
А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы: 1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б. Сложите баллы.
Результаты:От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонностью, часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 5 до12 баллов. Вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. Но вы, безусловно, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы. От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.
Литература:
1. Безюлева Г.В, Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. М.: Издательский центр АПО, 2002, С. 54-58.
2. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содеожание, диагностика, коррекция: Учебное пособие. М., 2005.
3. Рожкова М.И, Байбородова Л.В, Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у дошкольников. Ярославль, 2003, С. 33-46.
4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе.
5.Режим доступа: - http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/01/28/test-dlya-roditeley-tolerantnost