МЕТОДЫ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ СИМПАТИЙ В ДОО - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДЫ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ СИМПАТИЙ В ДОО

Сарафанникова Н.С. 1
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Человечество всегда высоко ценила дружбу. Со времен философской мысли эту проблему изучали Френсис Бэкон, Демокрит, Жан Жак Руссо. Но, говоря о дружбе, часто подразумевают разные явления.

Во-первых, дружба – определенный социальный институт, выполняющий определенные социальные функции, изучением которых занимаются такие науки, как социология, история и антропология.

Во-вторых, это складывающиеся в повседневной жизни реальные личные отношения, изучением которых занимается социальная психология.

В-третьих, это дружеские чувства и переживания, в изучении которых ключевая роль принадлежит психологии эмоций и психологии личности.

В-четвертых, дружба – важная нравственная ценность, изучением которой занимается этика.

Под дружбой понимают отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, общности интересов и эмоциональной привязанности.

В отличие от деловых, функциональных отношений дружба обычно понимается как отношение самоценное, бескорыстное, само по себе являющееся нравственной ценностью.

С раннего детства дошкольник постигает сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми, как дома, так и в детском саду, поэтому воспитывать гуманные чувства и доброжелательные взаимоотношения нужно начинать с детства. В это время ребенок приобретает первоначальный опыт общественного поведения, формируется его отношение к близким, сверстникам, вещам и природе. В процессе повседневной коммуникации дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

Мы считаем, что немаловажным при этом является такое качество, как дружелюбие.

Так, в ФГОС ДО одной из задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. В требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования отмечено: «Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей к друг другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности».

Дружелюбие - одно из личностных качеств, которое в российской системе дошкольного образования по-прежнему считается важнейшей целью воспитания. Быть дружелюбным - это значит быть общительным, внимательным, гостеприимным, уважать людей, заботиться о друзьях (даже если они тебя об этом не просят), делиться всем, что у тебя есть, разрешать конфликты мирным путем, уметь находить друзей, проявлять внимание к робким и застенчивым, улыбаться людям.

Благодаря формированию дружелюбия дошкольника можно научить воспринимать окружающих людей как заботливых, надежных, воспитать у него базовое доверие к социальному миру, сформировать широкий диапазон взаимоотношений во время игр, совместной трудовой деятельности, на занятиях.

Чувство симпатии и дружелюбие проявляются у многих детей очень рано – уже на 2-ом, 3-ем году жизни. Характер детских взаимоотношений зависит в основном от условий воспитания в семье и детском саду.

Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания дружеских отношений у своих детей, поэтому воспитателю надо уделять особое внимание работе с родителями. Воспитатели и родители должны работать вместе. Только во взаимодействии возможны позитивные результаты. Исходя, из этого одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями, родителями и детьми. В детском саду для воспитания дружеских отношений между детьми немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность пойти на помощь друг другу. «Если товарищу трудно – помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью». Это правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Дети, осознав ценность правил, начинают активно ими пользоваться и постепенно следовать этим правилам, которые становятся для них нормой поведения.

Рассмотрим методы и приемы воспитания дружелюбности.

Одним из наиболее часто используемых методов является изучение русских народных сказок. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.

Формирование дружеских взаимоотношений возможно через все виды русских народных сказок, ибо нравственность и дружелюбность изначально заложена в их сюжетах.

Процесс воспитания отношений доброжелательности дошкольников в процессе изучения сказок представляет собой поэтапное решение задач взаимодействия воспитателя и детей и включает:

  • этап накопления первичного опыта доброжелательных отношений дошкольников при условии активной обучающей роли педагога;

  • этап освоения вариативного опыта доброжелательных отношений старших дошкольников при условии партнерской педагогической позиции воспитателя;

  • этап широкого вариативного практикования детьми опыта доброжелательных отношений в процессе театрализации при активной позиции ребенка и косвенной роли воспитателя.

Инсценируя сказки, дети разыгрывают коммуникативные ситуации, связанные с применением правил этикета. Чтобы добиться наибольшего эффекта в усвоении дошкольниками этических норм поведения, необходимо постоянно обращать внимание на поведение детей в группе и семье. Поэтому очень важно установить тесный контакт воспитателей с родителями, с тем, чтобы предъявлять к детям единые требования.

Кроме этого, при воспитании дружеских отношений между детьми педагог может использовать:

  • чтение художественной литературы (А. Барто «Я с ней дружу», «Подружки», «Сонечка»; А. Кузнецов «Поссорились»; С. Михалков «Мы с приятелем...», «Песенка друзей»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; Г. Остер «Как хорошо дарить подарки» и др.);

  • показ театрализованных представлений, например на темы: «Я и мой друг», «Дружба и конфета»;

  • заучивание стихов («Хорошие товарищи» С. Михалков, «Подружки» А. Кузнецова, «Я люблю ходить вдвоем» А. Барто и др.);

  • на занятиях по музыке дети поют песни о дружбе («Если с другом вышел путь», «Дружба начинается с улыбки»);

  • рассматривание картин, иллюстраций к книгам;

  • просмотр мультфильмов (например, «Репка», «Теремок», «Буратино», «Чиполлино», «Волшебник изумрудного города» и др.).

  • использование игр.

Игра является важным условием социального развития детей, в ней они учатся понимать чувства и состояния других детей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками. Игра- естественный спутник жизни ребенка, источник радости, эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Это работа требует от педагога большого мастерства, глубокого знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей.

Предлагаем использовать в практике ДОО, например такие игры:

1. "Разноцветный букет" (автор Е.А. Левченко).

Цель: Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Ход игры: Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все "букетики" объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.

2. «Позови ласково» (Е.А. Левченко).

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ход: Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому из других детей, ласково назвав его по имени.

3. "Волшебный стул" (Е.А. Левченко).

Цель: Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Ход: Один ребёнок садится в центр на "волшебный стул", остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.

4. «Найди друга» (И.Г. Коваленко).

Цель:формирование межличностных отношений

Ход: Выполняется среди детей или же между родителями и их детьми. Одной половине завязываются глаза, предлагают походить по помещению, где нужно найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, используя прикосновения, ощупывание волос, одежды и.т.д. Когда друг найден, игроки меняются ролями.

5. «Секрет» (И.Г. Коваленко)

Цель:формирование межличностных отношений

Ход: Всем участникам ведущий раздаёт по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы…) кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и находят способ уговорить каждого, показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

6. «Рукавички» (И.Г. Коваленко)

Цель:формирование межличностных отношений

Ход: Для игры потребуются вырезанные из бумаги рукавички, количество пар соответствует количеству участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по помещению. Дети расходятся по залу, отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью 3-х разноцветных карандашей стараются как можно быстрее разукрасить совершенно одинаковые рукавички. Ведущий наблюдает, как организуется совместная работа в паре, как дети делят карандаши, как при этом договариваются.

Итак, развитие добрых чувств должно начинаться с первых лет жизни ребенка под руководством педагога и родителей.

Просмотров работы: 6948