Актуальность исследования. Основой успешной самоактуализации человека в различных сферах социальной жизни, адекватного и конструктивного взаимодействия с окружающими людьми является сформированная реалистичная и дифференцированная Я-концепция. Р. Бернс рассматривает Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой» [1]. Внутри Я-концепции выделяют «образ Я» как описательную составляющую Я-концепции и связанную с отношением к себе самооценку, или принятие себя.
Одним из наиболее ответственных периодов в процессе формирования Я-концепции является подростковый возраст. Он характеризуется появлением рефлексии и на ее основе самосознания как одного из основных новообразований [2] . Важной задачей подросткового и раннего юношеского возраста выступает «приобретение чувства идентичности», характеризующегося преемственностью в рамках временной перспективы [3].
Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на формирование Я-концепции ребенка, огромное значение имеет родительская семья, характер внутрисемейных взаимоотношений в целом, и в особенности отношений родителей к ребенку. Одним из условий адекватной Я-концепции выступает безусловное принятие ребенка и позитивное отношение к нему значимых близких. В то же время нужно отметить, что наибольшее значение имеет не отношение родителей к ребенку само по себе, а восприятие и переживание ребенком этого отношения. Общая логика развития Я-концепции в аспекте детско-родительских отношений заключается в движении от полной слитности и зависимости детских представлений о себе от мнений и оценок значимых окружающих, прежде всего родителей, к постепенному повышению ее автономии и формированию независимой и внутренне согласованной Я-концепции на основе системы эталонов и оценок [4].
В последнее время в связи с ростом различных поведенческих отклонений среди несовершеннолетних значительное внимание исследователей уделяется проблеме самосознания подростков. В частности, объектом изучения выступили особенности самооценки, а также характеристики отношения подростков с девиантным поведением к себе [5; 6]. По результатам этих исследований было выявлено, что для самооценки этих подростков характерны такие черты, как недостаточная устойчивость и объективность, конфликтность, а также сочетание низких и высоких показателей по отдельным параметрам. В то же время гендерная специфика при изучении особенностей Я-концепции подростков с отклоняющимся поведением учитывалась лишь в единичных исследованиях.
Таким образом, проблема формирования Я-концепции мальчиков-подростков приобретает особое значение в связи с увеличением числа правонарушений, совершаемых этой категорией несовершеннолетних. В связи с тем, что важная роль в процессе воспитания ребенка принадлежит семье, первостепенной задачей становится своевременная профилактика передачи функциональных образцов взаимодействия родителей и ребенка из поколения в поколение.
Целью исследования являлось выявление взаимосвязей между восприятием подростков с девиантным поведением, родительского отношения к ним и особенностями их самоотношения и половозрастной идентичности.
Объект исследования – мальчики-подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования – особенности Я-концепции мальчиков-подростков с девиантным поведением.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существует взаимосвязь между воспринимаемым родительским отношением и характеристиками самоотношения у девиантных мальчиков-подростков.
Задачи исследования:
Анализ основных теоретических подходов к изучению подростковой девиации.
Исследование особенностей формирования Я-концепции в подростковом возрасте.
Выделение особенностей восприятия девиантными подростками характеристик отношения к себе.
Методологическая основа исследования – принципы системного подхода к психике (Ананьев Б.Г., Ломов Б.Д.). В исследовании мы также опирались на разработанные положения В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева о личности как системном качестве, приобретаемом индивидом в многообразных социальных отношениях, на работы Л.С. Выготского, В.В. Столина, Р. Бернса, Э. Эриксона, посвященные проблемам становления Я-концепции.
В соответствии со спецификой объекта, предмета, цели и задач исследования использовался следующий комплекс методов.
Методы исследования – организационные, экспериментальные, математико-статистические для обработки данных.
Научная новизна исследования – на эмпирическом материале выявлен ряд особенностей Я-концепции мальчиков-подростков с девиантным поведением; выделены особенности восприятия девиантными подростками отношения со стороны родителей; установлены взаимосвязи между воспринимаемым родительским отношением и характеристиками самоотношения у девиантных мальчиков-подростков.
Практическая значимость – материалы исследования могут служить в качестве теоретической базы для создания программ психокоррекции, психопрофилактики и консультативной работы в общеобразовательных учреждениях. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы практическими психологами, социальными работниками и педагогами в практике психологической службы.
Изучение психологических механизмов девиантного поведения несовершеннолетних проводилось Г.Г. Бочкаревой [7]. Она отмечает, что в структуре мотивационной сферы таких подростков доминируют элементарные потребности, стремление удовлетворить мотивы личного, эгоистичного самоутверждения [7]. Механизм включения подростка в девиантное поведение заключается не только в собственных взглядах, стремлениях и потребностях, но зависит от характера его отношений с группой.
Автор выделяет несколько групп подростков в зависимости от соотношения устойчивости и структуры мотивационной сферы. Особенно интересная группа – «глобально неустойчивых» (по терминологии Г.Г.Бочкаревой. «Испытуемые этой группы, имея положительные моральные взгляды, высказывали под давлением группы отрицательные моральные суждения. Все неустойчивые подростки совершали преступления в группе, а не в одиночку, никто из них не был организатором или инициатором преступления. Влияние группы является для таких подростков решающим для совершения преступления» [7, С. 23].
В последнее время в силу ряда причин, в том числе и из-за нестабильности общества интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение, аномалии развития, а нередко деградацию и саморазрушение. Наиболее интенсивно и многообразно эти явления проявляются у подростков, хотя, казалось бы, процессы саморазрушения и не должны практически проявляться в этом периоде.
И все же в настоящее время именно в подростковом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, определяемый прежде всего падением субъективной ценности нравственного здоровья [8].
Нездоровый образ жизни, размывание ценностных ориентиров являются тем фоном, на котором продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация подростков, быстрыми темпами увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, все более широкое распространение получают отступления от общечеловеческих норм и правил поведения, глубоко опустошающие и разрушающие духовный мир человека [9].
В этом свете саморазрушающее поведение должно быть рассмотрено не только и не столько как нанесение физического ущерба организму, сколько как нарушение развития личности, трудновосполняемые утраты духовности, нравственности, приводящие, в конечном счете, к дисфункции личности и социальной дезадаптации различной степени.
Таким образом, девиации – это то, что создается и поддерживается как реакция общества на поведение, отличающееся от общепризнанного. Следовательно, девиантность заключается не в самом поведении, а в том, что оно приходит в столкновение с установившимися нормами и правилами поведения.
Сходное определение предлагает Я.И. Гилинский, подчеркивая, что отклоняющееся поведение «является результатом противоречия между формой и практической деятельностью людей» [10]. Этот же автор предлагает выделить два типа отклоняющегося поведения:
поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.
социальное явление, выражавшееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям [10, С. 7].
Т. Шибутани указывает на расхождение стандартов поведения и оценки норм во всевозможных группах той или иной общности, тем самым подтверждая, что наличие отклоняющегося поведения оказывается чуть ли не «естественным» [11].
Стороны того или иного существующего социального противоречия, феноменологически поляризуясь в противоположных образах, концентрируют вокруг себя и мобилизуют реальных агентов социального действия – индивида, социальные группы, классы – для разрешения их силами обострившегося противоречия [12]. Формируется предельно фиксированный стереотип, не допускающий малейшего сомнения в его истинности, побуждающий к строго однозначному действию: «с нами или против нас».
Что дает «нормативному» обществу навешивание на определенную группу ярлыка «девиантов»? П.Н. Шихарев считает, что это дает возможность организовывать и интегрировать (на психологическом уровне) сознание людей, принадлежащей одной социальной группе, осознавать себя носителями идеи порядка, одобряемым большинством [13].
Таким образом, характеристика и определение девиации, которая опирается на идею отклонения от нормы, не выдерживает критики. Нужен подход, основанный на изучении личностных особенностей лиц с поведением явно социально-конфликтным.
Проблема личностных особенностей лиц с отклоняющимся поведением ставилась как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Имеются интересные исследования дисгармоничности развития характера, структуры акцентуаций подростков – делинквентов [14; 15; 16; 17], исследования самооценки подростков-делинквентов [18; 19], исследования личностных особенностей подростков-делинквентов в связи с их ролевыми позициями и социальным статусом в группе [20; 21].
Вместе с тем, говоря о личностных особенностях лиц с отклоняющимся поведением, совершенно необходимо рассмотреть вопрос об акцентуациях. Как известно, К. Леонгард, который ввел и описал данное понятие, подчеркивал, что акцентуированная личность – это нормальная личность; и даже указывал, что часто трудно найти границу между средними и акцентуированным личностями [22].
Как научное понятие Я-концепция вошло в обиход специальной литературы сравнительно недавно, хотя это, разумеется, не означает, что описываемая им реальность психической жизни индивида ранее не изучалась. Труды У. Джемса говорят об этом с достаточной убедительностью.
Но если взять западную психологию в целом, то интерес к это проблематике долгие годы был ослаблен из-за преобладания в ней бихевиористской традиции, для которой характерно нигилистическое отношение к исследованию собственно психических процессов и сведение всего жизненного проявления человека лишь к внешне наблюдаемому поведению.
Однако в 50-х годах внимание западной научной общественности к проблематике человеческого Я и его уникальности резко возросло. Эти проблемы заняли центральное место в так называемом гуманистическом, или феноменологическом, направлении западной психологии.
Основополагающими в нем стали работы А. Маслоу, К. Роджерса, А. Комбса, некоторых других американских психологов и педагогов. Они выступили с абстрактно-антропологических, внеисторических позиций в понимании индивида и его личностного развития, обратившись к изучению собственно человеческих проявлений (эмоций, чувств, установок и т.п.).
В их понимании человеческое Я не является фатально приговоренным к антисоциальным побуждениям, как считают фрейдисты, приписывая бессознательным и необузданным влечениям главенствующую роль в жизни человека. Психологи и педагоги этого направления отклоняют и бихевиористский подход к человеку, согласно которому его поведение можно адекватно изучать по аналогии с реакциями животных.
Что же означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в него вкладывается? В литературе нет единой его трактовки, ближе всего по смыслу к нему находится самосознание.
Но Я-концепция – понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов .
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости.
Первоначальная зависимость Я-концепции от внешний влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, воспитания, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-природные детерминанты.
С возрастом происходит развитие потребностей развивающейся личности. Именно них и через них проявляется человек и соответственно преломляется его Я-концепция. В свою очередь и она служит для них значимой обратной связью.
В отличие от ситуативных я-образов (каким индивид видит, ощущает себя в каждый данный момент) Я-концепция создает у человека ощущения своей постоянной определенности, самотождественности. Таки выглядит в общих чертах диалектика становления и проявления противоречивых, всегда незавершенных представлениях о собственном Я - Я-концепции с ее интеллектуальным, эмоциональным, поведенческим компонентами [19].
В исследовании приняли участие две группы испытуемых по 30 человек каждая, приблизительно уравненных по полу, возрасту, уровню образования. Экспериментальную группу (даже мы будем обозначать буквой D) составили мальчики-подростки, допустившие правонарушения и состоявшие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Все испытуемые основной группы на момент обследования были в возрасте от 11 до 13 лет включительно и неполным средним образованием.
Контрольную группу (далее мы будем обозначать ее буквой N) составили 30 мальчиков в возрасте также от 11 до 13 лет и неполным средним образованием. Все испытуемые данной группы не состояли на учете по делам несовершеннолетних, положительно характеризовались школьными учителями.
Подбор группы D был основан на сущностном (содержательном) аспекте понятия «девиантное поведение». Таким образом, девиантное поведение. Как указывают исследователи (Г.Г. Бочкарев, Б.С. Братусь, Я.И. Гилинский и другие) является формой отклоняющегося поведения (от принятый в социуме норм и правил поведения, совершаемых в рамках психического здоровья). Исходя из данного положении была и поведена подборка испытуемых в группе D.
Все подростки, попавшие в экспериментальную группу, имели многократные факты отклоняющегося (девиантного) поведения. С целью уравнять обе выборки по уровню интеллектуального развития испытуемым был предложен опросник Р. Кэттела.
Воспринимаемое подростками отношение со стороны родителей изучалось с помощью опросника «Подростки о родителях» (ADOR) .
Опросник позволяет выделить пять типов отношения каждого из родителей к подростку: «позитивный интерес» (POZ), «директивность» (DIR), «враждебность» (HOS), «автономность» (AUT) и «непоследовательность» (NED).
Для обследования особенностей Я-концепции был использован опросник «Самоотношение».
Наше предположение об отсутствии значимых различий по уровню интеллектуального развития подтвердилось.
Средний балл по шкале d опросника составляет для экспериментальной 6,19 и 7,61 для контрольной группы. Однако экспериментальная и контрольная группы демонстрируют значимые различия по ряду других шкал.
16-факторный опросник Кэттелла, как уже было отмечено выше, применялся нами прежде всего для подтверждения хотя бы приблизительного развития «интеллектуального соответствия» исследованных нами выборок.
Эмпирические данные свидетельствуют, что целостная Я-система подростка. А особенно его самоотношение зависит от семейной ситуации, родительского воспитания.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
Отношение к себе у девиантных подростков по наиболее важным и существенным показателям остается в значительной степени зависимым от воспринимаемого ими отношения к себе со стороны родителей. В большей степени это касается матери. Негативное воздействие на отношение к себе оказывает и враждебность со стороны отца.
Проведенное исследование позволило выделить некоторые проблемы подростков-девиантов, связанные с их Я-концепцией. Во-первых, это негативное отношение к себе, являющееся проекцией отношения родителей связанное с неблагоприятными условиями воспитания. Низкое самоотношение сопровождается неприятием себя на эмоциональном уровне, неадекватным характером и слабой дифференцированностью представлений о себе, непониманием своих чувств, мотивов своего поведения, а следовательно, и отсутствием интереса к своим особенностям, своей внутренней жизни. Дополнительной проблемой является сохранение зависимости самоотношения девиантных подростков от отношения к ним родителей, и, прежде всего, матери. Негативное отношение к подростку со стороны родителей приводит к формированию у ребенка искаженной Я-концепции.
Переживаемое извне внедрение или насилие побуждает подростка взаимодействовать с этим взаимодействием как враждебным и угрожающим, вырабатывать способы защиты от него или трансформировать более дружественные воздействия. Поведение ребенка планируется и формируется опосредованно, преломляясь через способ видения субъектом самого себя в данной ситуации, то есть через Я-концепцию или Я-образ. Переживаемый опыт интегрируется в Я-концепция подростка, которая, в свою очередь, экстериоризирует себя в различных видах его социальной и продуктивной деятельности.
Как нам представляется, для профилактики и коррекции таких проблем целесообразно вести работу по двум направлениям: работа с подростками и их родителями. Наиболее рациональной формой такой работы является социально-психологический тренинг. При этом могут использоваться групповые дискуссии, ролевые игры, психодиагностические методы и т.д.
Негативное представление о себе отмечается у людей, далеких от самоактуализации, и особенно яркого выражения, как правило, оно достигает у людей с асоциальными, девиантными и делинквентными, особенностями поведения.
Выбор в качестве объекта исследования лиц подросткового возраста связан с тем, что на данном этапе жизненного пути происходит выработка стилей общения и формирование Я-концепции, которая находит выражение в образах самопредъявления. Большинство подростков уже способны управлять своим поведением, но имеют противоречивую Я-концепцию, обусловленную переходом от детства к взрослости.
Результаты исследования демонстрируют, что целостная Я-система подростка, а особенно его самооценка зависит от семейной ситуации, родительского воспитания.
Родительское воспитание понимается как сложная структура, состоящая из комплекса факторов: эмоционального отношения родителей к ребенку, представлений о нем и способов обращения родителей с сыном или дочерью. При этом мы полагаем, что родительское воспитание оказывает существенное влияние на самоотношение подростка.
В данной работе под самоотношением мы понимаем эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции. Самооценка же, на наш взгляд, в большей мере связана с термином «самосознание», это и процесс (самооценивание) и его результат (самоотношение).
Мы полагаем, что самопринятие является генетически первичной структурой самоотношения. Этот элемент самоотношения в большей мере связан с общей самооценкой, которую выделяют различные авторы.
Суть самопринятия – некритичное, безусловно положительное отношение к себе. В отличие от самопринятия самоуважение, видимо, является интериоризацией условного отношения других людей к ребенку. На этом уровне появляется критичность по отношению к себе.
Критичность, по нашему мнению, является результатом сравнения себя с определенными эталонами, в качестве которых выступают представления о Я-идеальном, в свою очередь, являющееся интериоризацией общественных норм.
Хочется обратить внимание на еще один очень важный момент: несмотря на то, что самоотношение является дифференцированной структурой, связи между отдельными его компонентами довольно сильны.
Многие авторы обращают внимание на то, что есть общая установка – либо положительная, либо отрицательная – в отношении самого себя. По всей видимости, она представляет собой результат взаимодействия всех компонентов самоотношения.
В настоящее время в психологической литературе принято рассматривать отдельно материнское и отцовское воспитание, считается, что они имеют значительные различия.
Поэтому в данном исследовании мы попытались выявить специфику влияния матери и отца на формирование отношения к себе и к ним у ребенка.
Анализ зависимости стилей родительского воспитания продемонстрировал, что наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются отсутствие позитивного интереса со стороны матери (LT=47), враждебность отца (LT=46,8) и крайняя его непоследовательность (LT=49).
Отсутствие позитивного интереса со стороны матери, воспринимаемое подростками как отсутствие эмоционального принятия и опеки, непредсказуемость реакций отца создают ситуацию неопределенности для подростка, поскольку они в результате не уверены в своей значимости для матери и находятся в постоянном ожидании недовольства или сурового наказания со стороны отца.
Вернувшись к тому, как оценивают вклад каждого из стилей взаимоотношений в семье в процесс социально-психологической адаптации подростка автор методики «Подростки о родителях», мы видим, что полученные результаты опроса позволяют предположить. Что картина этой адаптации и вообще картина внутреннего психологического комфорта подростков примерно такова:
Испытывая по отношению к себе прежде всего равнодушное по сути отношение родителей (высокая автономность), подростки приобретают опыт безразличных и формальных взаимоотношений в семье, что, вероятно, является источником их неуверенности и беспокойства по поводу создания в будущем собственной счастливой семейной жизни. Внутренняя опасность этой ситуации состоит в том, что актуально сами подростки не осознают этих проблем, на данном моменте своей жизни они оценивают отстраненность родителей как доверие к себе, отсутствие авторитарности и отвержения и приравнивают такой стиль взаимоотношений к позитивному для себя.
Отмечаемая подростками непоследовательность воспитательных воздействий со стороны родителей способствует формированию у них неуверенности в себе и отсутствие ощущения постоянства окружающего мира. Наверное, это приводит и к формированию недостаточной ответственности у детей, поскольку несмотря на предоставляемую им свободу (высокая автономность, низкая директивность), подростки не испытывают в достаточной мере наличия жестких и незыблемых правил и, соответственно, следующих за их нарушениями санкций. Все это приводит к формированию у них экстернальной жизненной позиции, то есть к привычке перекладывать ответственность за происходящее с ними на других.
Баланс враждебности и позитивного интереса со стороны родителей демонстрирует, как нам кажется, наличие выраженных проблем в сфере эмоционального благополучия подростков, в области формирования их самоуважения, отношения к себе как к самоценной и достойной личности.
Эти результаты позволяют сделать вывод об актуальности психологической работы с родителями подростков, причем основными направлениями этой работы могут быть следующие:
- особенно важной представляется работа по формированию у родителей подростков отношения к ним как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни;
- необходимо повысить в глазах родителей ценность общения со своими детьми-подростками, при этом дав им понять, что отсутствие гиперопеки и жесткого контроля не означает равнодушия, а для осуществления заинтересованного взаимодействия требуется не столько время, сколько умение испытывать и проявлять искренний интерес к нуждам ребенка и его психологическому состоянию;
- целесообразным является формирование у родителей подростков системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с ними; овладение такими навыками и систематическое применение их могло бы снять проблему непоследовательности при общении с детьми.
Столь же актуально и психологическая работа с подростами по проблеме их взаимоотношений с родителями, поскольку, как показывают полученные результаты, достаточно большое количество детей не удовлетворено своими взаимоотношениями с родителями или по крайне мере, хотя бы одни из аспектов этих отношений.
Литература:
1 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Мир, 2008. – 284 с.
2 Гилинский Я.И. Девиантное поведение подростков. – СПб.: Питер, 2002. – 382 с.
3 Яковлева А.М. Преступность и социальная психология. – М.: Просвещение, 1989. – 248 с.
4 Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: Просвещение, 1998. – 212 с.
5 Баранов А.А. Особенности самооценки подростков с делинквентными поведением. – М.: Академия, 200. – 324 с.
6 Велицкас Г.К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. – 1989. - № 1. – С. 45-54.
7 Бочкарева Г.Г. Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников. – М.: Академия, 2004. – 366 с.
8 Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983. – 243 с.
9 Леонтьев А.Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 464 с.
10 Деев В.Г. Личность в системе общественных отношений. – М.: Наука, 1989. – 190 с.
11 Шибутани Т. Социальная психология. – М.: Владос, 200. – 662 с.
12 Московичи С. Век толпы. Исторический трактат по психологии масс. – М.: Творческий Центр, 2010. – 622 с.
13 Шихарев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования. – М.: Просвещение, 1976. – 297 с.
14 Александров А.А. Нарушение поведения у подростков как один из критериев оценки степени психопатизации. – Л.: Наука, 1973. – 214 с.
15 Заика Е.В. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. – 1990. - № 4. – С. 83-90.
16 Личко А.Е. Основные типы нарушения поведения у подростков // Патологические нарушения поведения у подростков. – Л., 1973. – 484 с.
17 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М.: Академия, 1999. – 408 с.
18 Леев В.Г. Личность в системе общественных отношений. – М.: Наука, 1989. – 264 с.
19 Мороз О.М. Анализ содержания образа «Я» у несовершеннолетних правонарушителей // Личность в системе общественных отношений. – М., 1983. – 402 с.
20 Меджидова С.М. Социально-психологические типы несовершеннолетних осужденных. – Л., 1985. – 264 с.
21 Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. – М.: Луч, 1997. – 342 с.
22 Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1981. – 412 с.
Приложение А
Средние значения показателей опросника ADOR
№ пп |
Название фактора |
Среднее значение |
1 |
Автономность (AUT) Со стороны матерей (MAUT) Со стороны отцов (OAUT) |
3,12 3,24 |
2 |
Непоследовательность (NED) Со стороны матерей (NNED) Со стороны отцов (ONED) |
3,22 3,29 |
3 |
Директивность (DIR) Со стороны матерей (MDIR) Со стороны отцов (ODIR) |
2,84 2,53 |
4 |
Враждебность (HOS) Со стороны матерей (MHOS) Со стороны отцов (OHOS) |
2,97 3,01 |
5 |
Позитивный интерес (POZ) Со стороны матерей (MPOZ) Со стороны отцов (OPOZ) |
2,97 2,89 |
Приложение Б
Воспринимаемое сыном отношение матери
(по данным опросника ADOR)
Тип отношения |
Группа D |
Группа N |
Достоверность различия по критерию Mann-Whitney (p) |
Позитивный интерес |
2,95 |
2,89 |
- |
Директивность |
3,17 |
2,18 |
0,000000 |
Враждебность |
3,59 |
2,51 |
0,000000 |
Автономность |
3,02 |
3,08 |
- |
Непоследовательность |
3,49 |
2,99 |
0,000057 |
Приложение В
Воспринимаемое сыном отношение отца
(по данным опросника ADOR)
Тип отношения |
Группа D |
Группа N |
Достоверность различий по критерию Mann-Whitney (p) |
Позитивный интерес |
3,21 |
2,84 |
- |
Директивность |
3,32 |
2,58 |
0,000167 |
Враждебность |
3,55 |
2,51 |
0,000000 |
Автономность |
3,17 |
3,30 |
- |
Непоследовательность |
3,63 |
3,19 |
0,000610 |
Приложение Г
Показатели самоотношения в группах (по данным теста «Самоотношение»)
Шкалы самоотношения |
Группа D |
Группа N |
Достоверность различий по критерию Mann-Whitney (p) |
Глобальное Самоотношение |
14,64 |
18,03 |
0,000000 |
Самоуважение |
6,42 |
7,98 |
0,000000 |
Аутосимпатия |
7,55 |
9,60 |
0,000000 |
Ожидаемое отношение |
8,15 |
10,30 |
0,000000 |
Самоинтерес |
5,68 |
6,07 |
0,782000 |
1.Самоуверенность |
4,32 |
5,43 |
0,000276 |
2.Ожидаемое отношение |
5,13 |
6,20 |
0,003973 |
3. Самопринятие |
3,89 |
4,85 |
0,017197 |
5.Самообвинение |
4,84 |
4,01 |
0,000000 |
6.Самоинтерес |
5,00 |
5,80 |
0,003978 |
7.Самопонимание |
1,74 |
2,95 |
0,000000 |
Приложение Д
Связь самоотношения девиантных подростков и воспринимаемого характера отношения к ним матерей (по данным опросника «Самоотношение» и «Подростки о родителях»)
Шкалы |
Позитивный интерес MPOZ |
Враждебность MHOS |
||
Коэффициент корреляции Спирмена |
Вероятность ошибки |
Коэффициент корреляции Спирмена |
Вероятность ошибки |
|
Глобальное самоотношение |
0,26 |
p |