В настоящее время мировое российское общество переживает непростой период своего обновления. Реформированию подвергаются различные сферы социальной жизни, в том числе уголовно-исполнительная система. В этот процесс Россия ориентируется на западноевропейские стандарты и достижения, учитывает интересы и требования мирового общества по введению мировых стандартов обращения с заключенными. Необходимо отметить важность реформирования указанной сферы, поскольку характер уголовно-исполнительной политики государства отражает как степень развития права в государстве, так и уровень правосознания общества в целом.
Процесс реформирования пенитенциарных учреждений неоднозначно оценивается учеными, практическими работниками и общественностью. Наиболее острой является проблема соотношения западных достижений и российских традиций в уголовно-исполнительной сфере, в частности в материальном обеспечении осужденных. Следует отметить, что Российское государство имеет богатый опыт развития уголовно-исполнительной системы, который необходимо анализировать и учитывать в процессе подготовки и проведения реформ на современном этапе.
Наше исследование посвящено проблемам отечественной пенитенциарной системы, в частности продовольственного обеспечения, которое условно можно разделить на три этапа: 1) исследования царского периода; 2) советского периода; 3) современного периода (1990-е - начало 2000-х гг.), также в нашем исследовании имеются данные по сравнительно-количественному и качественному анализу продовольственного обеспечения в пенитенциарной системе России и Армении за последние сто лет, что также подтверждает актуальность и значимость выбранной нами темы.
Историография каждого периода выявляет определенный круг вопросов развития уголовно-исполнительной политики обеих стран, актуальность которых определяется процессами, происходящими в уголовно-исполнительной сфере в данный период.
Основные исследования дореволюционного периода были обусловлены процессом реформирования уголовно-исполнительной системы второй половины XIX века. Отечественные юристы, специалисты пенитенциарной проблематики, начинают обращаться к опыту российской и зарубежной практики исполнения наказаний. В этом отношении следует отметить работы таких ученых-пенитенциаристов, как С.В. Познышев, М.Н. Галкин-Враский И.Я. Фойницкий. Царские историки в свою очередь внесли большой вклад в изучение отдельных памятников русского права, регулировавших уголовную и уголовно исполнительную сферу, - Соборное уложение 1649 г., Артикул воинский 1715 г. с кратким толкованием, Проект устава о тюрьмах Екатерины II.
Вторая группа исследований представлена с учетом работ советских юристов и историков права. Первым фундаментальным трудом по истории уголовно-исполнительных учреждений России стало пятитомное издание М.Н. Гернета «История царской тюрьмы», в котором последовательно рассматривается эволюция уголовно-исполнительной политики Российского государства с 1762 по 1917, где достаточно часто рассматривается сфера продовольственного обеспечения в тюрьмах. Советские исследователи продолжили изучение памятников русского права, регламентировавших уголовную и уголовно-исполнительную сферу. Историография советского периода акцентирует внимание на проблемах развития уголовно-исполнительной политики в связи с общегосударственной политикой. В данный период особого различия пенитенциарных систем России и Армении не прослеживается. Особое внимание уделяется проблеме формирования, развития и сущности советского абсолютизма.
Третья группа исследований немногочисленна, однако именно с 90-х гг. XX века возникает особый интерес к проблеме формирования и развития отечественной уголовно-исполнительной политики, как в России, так и в Армении. Можно считать, что интерес к данной теме у обеих стран связан с процессами реформирования пенитенциарной системы Российской Федерации и Республики Армения.
В данной работе сделана попытка обобщения исторического опыта развития пенитенциарных систем, в частности продовольственного обеспечения двух стран. Дается краткая периодизация истории пенитенциарной системы России и Армении, что было обусловлено, прежде всего, процессом государственного развития, а также особенностями формирования отечественных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Целью настоящей работы является формирование у авторов и у самих читателей умений с научных позиций анализировать исторические события, творчески осмысливать опыт, накопленной отечественной пенитенциарной системой, правильно оценивать ее современное состояние, а также представлять перспективы развития.
1 Сравнительный анализ продовольственного обеспечения в пенитенциарной системе России и Армении до 1917 года
Весьма малоизученным, но крайне любопытным аспектом тюремного быта является питание заключенных. Обывательский вопрос, крайне несовершенный методологически, все равно содержит зерно истины: «А где же было лучше?». Именно он лежит в основе всех «священных противоборств» в рунете, от хамско-обывательских до показно-научных.
В разные эпохи организации питания в пенитенциарной системе уделялась неодинаковое внимание, соответственно и уровень как качественный, так и количественный достаточно не однороден.
Российские власти из года в год ведут разговоры о гуманизации отечественного правосудия. Милиция преобразовывается в полицию, объединяются следственные органы, проводятся амнистии, либерализуется уголовное законодательство, взят курс на сокращение численности тюремного населения страны до 200 тысяч человек (к 2020 г.). Однако пока тюремное население, в отличие от основного, едва ли уменьшается. Пенитенциарную систему постоянно сотрясают скандалы: в СИЗО гибнут подследственные (чего стоит дело Сергея Магнитского, рассорившее власти России и США), заключенные колоний восстают против плохих условий содержания, в частности касающихся вопросов питания, и поборов со стороны администрации.
Не смотря на свои тесные многовековые дружеские отношения и братскую культуру, между Российской Федерацией и Республикой Армения существует множество различий (как в экономическом плане, так и во многих других отраслях). К ним относится и пенитенциарная система государств, в частности ее продовольственное обеспечение.
Как жили и чем занимались российские заключенные до революционного периода? Какие задачи ставились перед тюремной администрацией? На эти многогранные вопросы позволяют ответить архивные свидетельства и воспоминания бывших заключенных.
Тюремное заключение как самостоятельный вид наказания появилось в России сравнительно поздно. Хотя властью и великого князя, и удельных князей в монастырских подвалах можно было заточить почти любого. Само наказание введено лишь Судебником 1550 г. при Иване IV Грозном [16].
При Петре I и его наследниках пытались исправлять тюремные учреждения на европейский манер. В 1717 г. стали периодически менять солому, служившую постелью для колодников, а с 1720 г. разрешили передавать в тюрьмы продовольствие со стороны. С 1736 г. начался процеес появления такого понятия, как частичная организация питания осужденных за счет казны. До того колодникам позволялось собирать милостыню, каждый день на цепи перед воротами тюремного замка сидел один из заключенных. Правда, содержавшиеся под стражей при полиции (аналог нынешних СИЗО) кормились за счет подаяний вплоть до 1810 г.
Еще в начале XIX века министр духовных дел и просвещения князь Александр Голицын обследовал два десятка российских тюрем и пришел к крайне негативным выводам. Необходимость реформирования мест заключения была очевидной. В итоге 10 июля 1819 года образовалось «Общество попечительное о тюрьмах». Тогда же и был ликвидирован окончательно (такой порядок пыталась запретить еще Екатерина II) довольно оригинальный метод кормежки узников. Раньше арестантов не обеспечивали казенным питанием, их просто выводили на площадь, связывали или сковывали по три человека; под присмотром надсмотрщика они собирали деньги себе на пропитание. Любой человек имел возможность с ними поговорить, спросить их об условиях отбывания наказания.
В момент создания попечительного Общества перед властями стояли примерно те же проблемы, что и ныне: нехватка зданий, антисанитария, жестокость тюремщиков, отсутствие школ, изношенность оборудования, крайняя жестокость применяемых «спецсредств» и что занимало одно из самых важных мест, так это отсутствие общей системы питания. Известно, например, что каждое третье заболевание в тюрьме было связано с воспалительными процессами после использования всевозможных колодок, наручников, отсутствие питания для нормальной жизнедеятельности организма и прочего.
Естественно, перед инициаторами создания попечительного Общества встал вопрос о гуманизации тюремной системы. И в решении этой проблемы они весьма преуспели. В данном случае, показательно царствование Александра II.
Именно при государе-реформаторе, к примеру, удалось отменить пешее этапирование. Из тех, кто направлялся на каторгу, каждый четвертый умирал на этапе. Потому что шли они три дня подряд, спали, где придется, питание отсутствовало полностью. Только на третьи сутки можно было расположиться на нормальный ночлег и покушать что-либо. Каторжники во время этапа были скованы друг с другом: в шеренгах колонны по три человека, левоидущие в строю по пять человек. Если кто-то из них умирал (у начальника этапной партии не было даже ключа от замка, чтобы умершего убрать), живые тащили труп с собой.
Начиная с рубежа XVIII-XIX вв. за основу питания арестантов брался солдатский паек - хлеб, крупа и мука. Рыба, мясо и остальные продукты считались слишком изысканной пищей, ее дозволялось принимать от родственников или благотворителей. Зажиточным узникам не возбранялось иметь свой стол и - негласно - даже получать обеды из ресторанов. Соблюдался церковный распорядок - мясопустные дни и посты, в том числе строгие. Мясо и овощи появились в арестантском рационе лишь в середине XIX в. Рассчитывать на послабления могли лишь беременные и кормящие женщины.
Еще в 1861 году флигель-адъютант полковник Янковский, командированный в Саратовскую губернию, представил по возвращению доклад Александру II с подробным обзором состояния исправительных заведений и мест заключения. При этом он изложил свои соображения о необходимости введения в тюрьмах обязательных работ и учебных занятий. Рекомендации флигель-адъютанта удостоились высочайшего одобрения. По указанию министра внутренних дел Валуева в губернии были оправлены запросы о практике привлечения арестантов к труду и образованию. Из ответных записок следовало, что арестанты выполняли работы, которые делились на два рода: «домашние, не требующие особого навыка или уменья и т. п., что производится бесплатно» и «ремесла и рукоделья для производства которых необходимо знание и навык, как-то: переплет книг, шитье одежды, белья и обуви, плетение лаптей... за что положена уже плата...». 2/3 части выработанной суммы отчислялись в пользу самих рабочих, а 1/3 - на покупку инструментов и материалов, плата могла осуществляться и натурой, оплачивать работу можно было при помощи продуктов питания, которая шла на приготовление пищи для заключенных. За работу же поступающую от частных лиц, назначалась особая плата по договору с заказчиком.
В конце XIX века заключенному в день полагалось 127 граммов мяса, 30 граммов сала, 800 граммов хлеба. В соответствии с установленной для арестантов нормой суточного довольствия, с 1889 года они получали на завтрак чай и кашу (гороховую, пшенную и другие), на обед - суп или борщ с мясом, кашу или овощное рагу, на ужин - рыбный суп. Хлеб выдавали в завтрак на весь день. Мясо, рыба и прочие продукты хоть и относились к улучшенной пище, но предоставлялись за счет пожертвований от благотворителей, что и происходило регулярно (выделялась ежемесячная субсидия на питание). Во время постов заключенным полагалось говеть. Желающим разрешали иметь свой собственный стол. Беременным и кормящим женщинам выдавали улучшенную пищу. Вообще, что касается женщин, то попечители (в данном случае, члены дамского комитета) добились многого. Они открывали и содержали на свои средства приюты для девочек, чьи матери находились в заключении. Дважды в неделю детей водили в тюрьму на свидание с родителями, что благотворно влияло на психическое состояние женщин. В 1872 году дамский комитет открыл на свои средства в Петербурге «Убежище», цель которого, как было записано в уставе, заключалась в том, чтобы «предохранять освобождаемых из заключения женщин от совершения новых преступлений, вызываемых нуждою и беспомощностью». Содержание в «Убежище» не носило характер милостыни. Все женщины работали и, в зависимости от своих способностей, получали от членов комитета рекомендации для устройства на работу в частные дома и другие "благопристойные заведения".
Заключенным не разрешалось употреблять вино (передача спиртных напитков была запрещена в 1825 году, до этого арестованные могли попивать водочку) курить, играть в карты, в кости, в шашки, а также драться, воровать и шуметь. А если они не подчинялись, то следовала кара... в виде денежного штрафа, запрещения разговаривать, выговора или заключения в комнаты без света («или с небольшим светом») на время от одних суток и до недели.
Провинившемуся могли запретить покупать на собственные деньги продукты питания, лишить его заработка либо права распоряжаться половиной заработанных денег (максимум за месяц). Понятно, что при этом существовало наказание в виде карцера, но не больше чем на неделю, и то заключенного, как правило, выводили на прогулку на четвертый день. Могли уменьшить и нормы выдаваемой пищи, оставить только на хлебе и воде на срок до трех дней.
Поучительные сведения о нормах питания каторжан в царской России привел Александр Солженицын в своей книге «Архипелаг Гулаг»: «А в ужаснейшем убийственном Акатуе в нерабочий день («на нарах») давали два с половиною фунта хлеба (кило) и 32 золотника мяса - 133 грамма. В рабочий день - три фунта хлеба и 48 золотников (200 граммов) мяса - да не выше ли нашего фронтового армейского пайка? У них баланду и кашу целыми ушатами арестанты относили надзирательским свиньям, размазню же из гречневой (ГУЛаг никогда не видал ее) каши П. Якубович нашел «невыразимо отвратительной на вкус». Опасность умереть от истощения никогда не нависала и над каторжанами Достоевского.
Чего уж там, если в остроге у них («в зоне») ходили гуси и арестанты не сворачивали им голов. Хлеб на столах стоял у них вольный, на Рождество же отпустили им по фунту говядины, а масла для каши - вволю... На Сахалине рудничные и «дорожные» арестанты в месяцы наибольшей работы получали в день: хлеба - 4 фунта (кило шестьсот), мяса - 400 граммов, крупы - 250.
И добросовестный Чехов исследует: действительно ли достаточны эти нормы или при плохом качестве выпечки и варки их недостает?
Интересно, что бы он сказал, если бы имел возможность сравнить условия содержания царских, советских и постсоветских заключенных?
Первоочередными задачами уголовно-исполнительной политики Российского государства стали создание единой четкой системы управления местами заключения, организация и совершенствование государственных структур уголовно-исполнительной системы, организация четкого взаимодействия между центральным управлением и пенитенциарными учреждениями на местах. В этих целях в 1879 г. в составе МВД было образовано Главное тюремное управление как высший контролирующий и распорядительный орган, в компетенцию которого входило центральное руководство уголовно-исполнительной системой Российского государства. В общем виде Главное тюремное управление просуществовало до 1917 г. и имело следующую структуру:
1. Отдел по личному составу служащих по тюремному ведомству;
2. Отдел, занимающийся окладами содержания классных чинов тюремного ведомства, пенсиями и пособиями, канцелярскими и хозяйственными средствами мест заключения, тюремной стражей;
3. Распорядительная часть, в компетенцию которой входило размещение арестантов, а также внутренний распорядок в местах заключения;
4. Строительная часть;
5. Хозяйственная часть, занимающаяся продовольствием и вещевым довольствием заключенных, их лечением, а также отоплением и освещением мест заключения;
6. Отдел, занимающийся арестантскими работами;
7. Счетная часть, в компетенцию которой входило составление смет и ведение бухгалтерии;
8. Законодательная и статистическая часть, основной задачей которой было составление законопроектов, а также годовых отчетов по Главному тюремному управлению, различных справочных изданий и другой документации;
9. Отдел, занимающийся воспитательно-исправительными заведениями и Обществами патроната.
Таким образом, четко прослеживается вывод, что продовольственное обеспечение пенитенциарной системы всегда занимало одну из главенствующих мест в общей уголовно-исполнительной системе.
Армянским историкам проблема обеспечения заключенных тюрем питанием была известна по крайней мере еще с V в., а само понятие тюрьмы существовали еще до нашей эры.
Так, еще Фавстос Бузанд пишет, что армянский католикос Нерсес «был задержан, связан и заключен в тюрьму» царем Аршаком [8].
Историк и писатель Х в. Иованнес Драсханакертци, описывая сражение между ишханом Амрамом и шахиншахом Ашотом, приводит такое сравнение: «Словно бы своею волею заключенные в тюрьму, они не имели возможности доставлять туда извне продукты питания, воду для охлаждения» [9].
Для знатных заключенных допускались значительные послабления в режиме питания. Как пишет Абу Ханифа ад-Динавари о событиях в Армении той поры: «Биндой все еще пребывал в заточении у Бахрама сына Сийавушана. Бахрам сын Сийавушана был ласков с ним во время обеда и пития и при этом заискивал перед ним, ибо подумывал о том, что Кисра вернется и возвратит себе царство. Когда наступала ночь, он выводил его из тюрьмы и садился с ним за вино» [10].
Каждая эпоха имела своеобразное понимание пенитенциарной системы, в средние века на территории нынешней Армении тюремная система была достаточно развита, существовали специальные царские тюрьмы, для особых заключенных (изменников, особо опасных преступников, так же провинившихся перед царской семьей).
Достаточно известная царская тюрьма около деревни Покр Веди, где находится архитектурный памятник XVII века, монастырь-крепость Хор Вирап. На этом месте в древние времена стоял город Арташат, древняя столица Армении. Раньше здесь была царская тюрьма, слово «вирап» переводится как «яма»: заключенных бросали в глубокую яму, наполненную ядовитыми змеями и насекомыми [18].
Именно в этой тюрьме на протяжении десятков лет был заключен в тюрьму Григорий Просветитель, основоположник и первый католикос Всея Армении. Его освободили лишь тогда, когда узнали, что он сможет излечить смертельно больного царя, после выздоровления весь армянский народ во главе с Трдатом приняли христианство как государственную религию [7]. Питание Святого Григория было и вовсе не организовано, его кормили «добрые люди», кидая в яму крошки хлеба.
Интересно, что армянские историки одними из первых пытались оценить русскую средневековую пенитенциарную практику.
«Убийца, или другой какой преступник, наказывается за свое злодеяние заключением в тюрьму на два, или на три года. - Пишет Георг Тактандер о Московии времен Ивана Грозного. - Отбыв это наказание, он становится еще худшим, нежели был раньше. Большая часть народа находится в полной крепостной зависимости, и если кто-либо поднимет руку на своего господина или вообще как-нибудь провинится перед ним, то тот имеет право убить его или поступить с ним по же татю» [11].
В период завоевания Армении Османской империей, а также персами количество тюрем резко возросло, всякий провинившийся без особого суда и следствия попадал в тюрьму, пол не имел особого значения, хотя в этот период женщин и мужчин в тюрьмах содержали в разных помещениях. Основа продовольственного обеспечения этого периода была милостыне собранная тюремными заключенными. Особого продовольственного пайка не было, так как средняя жизнь заключенного была очень коротка, и кормить его особо никто не собирался.
Период османского ига оставил свой отпечаток на эволюции пенитенциарной системы в Армении. Тюремный бум начался именно в этот период, массовые аресты, ссылки, заключения на долгий период стали если не нормальным, то повседневным явлением. А об общей организации питания заключенных никто и не собирался думать. Все основывалось на подачках родственников и близких заключенных. А вот дойдут ли продукты питания до арестованного или нет, это также стояло под большим вопрос.
После частичного присоединения Армении к Российской империи во второй половине XVIII века, как отдельное княжество пенитенциарная система Армении начала свой новый этап развития. Историки утверждают, что она шагнула вперед на встречу гуманизации, именно такой курс развития взяла пенитенциарная система Российской империи.
Более либеральное отношение к арестованным, организация общей системы питания в государственных тюрьмах, появление первых узаконенных продовольственных пайков, вот какой значительный скачек получила пенитенциарная система Армении в этот период.
Таким образом, необходимо отметить, что пенитенциарная система, как России, так и Армении начала свой трудный путь как и любая другая система в очень ужасающих условиях. Однако, со временем, данный процесс получил первые толчки прогресса. И с течением десятка годов, даже и столетий пенитенциарная система образовалась как сложившаяся отдельная государственная система.
Каждая эпоха диктовала свои требования и условия, соответственно смена власти, повлекла за собой кардинальный поворот во всей империи, что непосредственно сказалось и на пенитенциарной системе царской России и Армении.
2 Сравнительный анализ продовольственного обеспечения в пенитенциарной системе России и Армении советского периода
Разные эпохи по-разному диктуют свои требования и возможности обеспечения людей, переступивших закон. Советская власть вряд ли простила бы своим каторжанам такие вольности, которые где-то позволяла имперская власть. Клеймившая «ужасы царизма» большевистская диктатура моментально переняла все карательные функции прежнего режима, гипертрофировав самые жестокие и бесчеловечные методы обращения с заключенными и отказавшись от попыток оторвать отдельного человека от коллектива преступников. Ведь строился коммунизм. Так что была ставка сделана на групповую систему отбывания наказания - ту же каторгу, только страшнее.
Все перечисленные «зверства» - ничто, если сравнить с жизнью заключенных при большевиках. В сравнении с советскими лагерями и тюрьмами, места заключения в Российской империи представляются профилакториями, где при желании можно немного заработать, подкормиться и даже приобрести ремесленные навыки.
Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г., в результате которой произошло свержение самодержавия, повлекла за собой глобальные изменения в политической, социально-экономической и культурной сферах российского общества. Реорганизация государственного механизма непосредственным образом отразилась и на правоохранительной системе. Революционные события 1917 г., военное положение, экономическая и политическая нестабильность вызвали глубокий кризис пенитенциарной системы и внесли серьезные изменения в пенитенциарную политику государства. Во время Февральской революции тюремные учреждения как символ «старого строя» становятся мишенью для восставшей толпы, подвергаются разрушению, а документация - сожжению, что нанесло огромный материальный ущерб пенитенциарной системе. По оценке исследователей, во время революционных событий делопроизводство Главного тюремного управления было уничтожено почти полностью.
Первые лагеря на территории Советской Республики появились летом 1918 г., еще неофициально. Совет народных комиссаров предписал своим декретом от 5 сентября 1918 г. проводить «беспощадный массовый террор» в отношении классовых врагов и «сомнительных». Тех, кто оказывал сопротивление, уничтожали, тех, кто был признан контрреволюционным элементом, требовавшим изоляции, - отправляли в лагеря.
Армянская ССР ничем не отличалась от остальных «стран-сестер». Массовые репрессии, лагеря, голод и холод также были неотъемлемой страницей истории армянского народа.
Особенностью социалистического строя являлась присутствие дополнительных пайков питания, которое зависело от норм выработки. Заключенный, выработавший 75 % нормы, соответственно получал ¾ пайка, выработавший половину нормы - половину пайка. Потерявшим силы выходить на работу продпаек зачастую не доставался. «Существует негласный закон: в тюрьме и в лагерях не говорить о пище и о своем деле», - вспоминала филолог и военный офицер Ольга Носова, сидевшая в 1947-1954 гг. в мордовском Дубравлаге, в Ванино на Дальнем Востоке и в Магадане [12].
Приведем для информации некоторые характерные цифры.
Норма № 1 Довольствия заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР, для невырабатывающих производственные нормы, хозлагобслуги, следственных и инвалидов (на 1 человека в день в граммах) [13].
На основании материалов Центрального карательного отдела Наркомюста за 1920 г. заключенному тогда полагалось 1922 ккал в сутки. На бумаге невырабатывающих производственные нормы, согласно секретному августовскому приказу НКВД 1939 г., ждали 600 гр. хлеба, 100 гр. крупы, 128 гр. рыбы, 30 гр. мяса и полкило овощей. Тем, кто не вырабатывал чуть меньше, чем остальные (от 60 до 99 %), полагалось от 100 до 400 гр. хлеба сверху, в зависимости от разряда работы [16].
Таблица 1 Норма № 1
Наименование продуктов |
Количество |
Наименование продуктов |
Количество |
Хлеб ржаной |
600 |
Чай суррогатный |
2 |
Мука пшеничная 85% |
10 |
Картофель и овощи |
500 |
Крупа разная |
100 |
Томат-пюре |
10 |
Мясо |
30 |
Перец стручковый |
0,13 |
Рыба |
128 |
Лавровый лист |
0,2 |
Растительное масло |
0 |
Соль |
20 |
Сахар |
10 |
Примечание:
1. Заключенные, занятые на основных производственных работах и вырабатывающие нормы до 60 %, получают питание по этой норме.
2. Заключенные, вырабатывающие производственные нормы от 60 до 99 % включительно, получают дополнительно к означенному пайку хлеба согласно нижеследующей шкалы:
Таблица 2
№ п/п |
% по выработке |
1-й разряд |
2-й разряд |
3-й разряд и выше |
1 2 |
60-79 % 80-99 % |
100 гр. 100 гр. |
100 гр. 200 гр. |
200 гр. 400 гр. |
Приведем также объемы дополнительного к норме № 2 довольствия заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР, для работающих стахановскими методами (на 1 человека в день в граммах) со ссылкой на приказ начальника ООС ГУЛАГ НКВД интенданта 1-го ранга Силина.
Таблица 3
Наименование продуктов |
Количество |
Наименование продуктов |
Количество |
Хлеб ржаной |
200 |
Растительное масло |
3 |
Мука пшеничная 85 % |
50 |
Жиры животные |
5 |
Крупа разная |
20 |
Макароны |
7 |
Мясо |
50 |
Сахар |
7 |
Рыба |
34 |
Картофель и овощи |
150 |
Назначенное питание отпускается за плату с удержанием стоимости из причитающегося премвознаграждения.
Женщины редко оказывались в числе «стахановок», и положение их в лагере было незавидным. Забеременевших отправляли в особые лагеря, где они получали улучшенное питание и на некоторое время - до и после родов - освобождались от работы. Детей у них отбирало государство. В «книжке норм», где указаны нормы питания для несовершеннолетних и детей, для стахановцев и штрафных, имеются также нормы для беременных и для младенцев в лагерях. Эта норма № 6 - молока, улучшенного питания и покоя - заставляла женщин искать беременности как средства хоть на короткое время вырваться из каторжных условий [14].
Таблица 3 Норма № 6 Довольствия заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР, для несовершеннолетних (от 16 до 17 лет включительно) (на 1 человека в день в граммах) [13]
Таблица 4 Норма № 6
Наименование продуктов |
Количество |
|
Общий паек |
Для вырабатывающих производств, задание |
|
Хлеб ржаной |
600 |
900 |
Мука пшеничная 85% |
10 |
10 |
Крупа разная |
100 |
113 |
Мясо |
50 |
50 |
Рыба |
150 |
150 |
Растительное масло |
20 |
20 |
Жиры животные |
7 |
10 |
Макароны |
- |
7 |
Сахар |
25 |
33 |
Чай суррогатный |
2 |
2 |
Картофель и овощи |
500 |
700 |
Томат-пюре |
7 |
7 |
Перец стручковый |
0,13 |
0,2 |
Лавровый лист |
0,2 |
0,2 |
Соль |
20 |
20 |
Примечание:
1. Общий паек выдавался всем несовершеннолетним.
2. Несовершеннолетние заключенные, вырабатывающие производственные нормы от 80 % и выше установленных для них норм, получали паек для вырабатывающих производственные задания.
Таким образом, наглядно прослеживается, что современная Федеральная служба исполнения наказаний значительно отличается от предыдущих центральных органов широтой полномочий и ориентацией на гуманизацию своей деятельности.
К началу XXI в. отечественная пенитенциарная система прошла сложный путь развития, имея большой багаж как позитивного опыта, так и негативного наследия прошлого. На современном этапе при теоретическом исследовании проблем, связанных с функционированием уголовно-исполнительной системы, а также при реформировании пенитенциарных учреждений представляется необходимым не только ориентироваться на достижения западноевропейских стран в данной области, но и учитывать отечественный позитивный опыт, как России, так и Армении.
3 Состояние продовольственного обеспечения в пенитенциарной системе в современной России и Армении
Современная российская пенитенциарная система является многогранным явлением, достаточно сложного характера. Масштабы страны и концентрация большого количества исправительных колоний требует реформ в системе обеспечения заключенных, оставшиеся пережитки от советской эпохи не позволяют соответствовать современным стандартам.
Задаваясь этой целью, Правительство РФ предпринимает все возможные меры по улучшению жизни и быта заключенных.
11 апреля 2005 г. принято постановление «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения для осужденных к лишению свободы, для содержащихся в следственных изоляторах в мирное время». Все без исключения заключенные теперь получают яйца, молоко и витаминизированный кисель. По официальным подсчетам, тюремное питание обходится государству примерно в 7 млрд руб. в год. В продовольственном отделе Главного управления исполнения наказаний Минюста утверждают, что так дорого и сбалансировано в тюрьмах России не питались никогда.
Новое меню для заключенных российское правительство утверждает традиционно раз в 6 лет. Разрабатывает рацион тюремного питания продовольственный отдел Главного управления исполнения наказаний Минюста совместно с Институтом питания РАМН. Разумеется, что меню должно вписываться в рамки бюджетного финансирования: чем больше государство дает денег, тем богаче тюремный стол. С 2010 г. суточная норма питания в тюрьмах составляет 24,5 руб. (в 2009 г. эта норма составляла 21 руб.). Если сравнить вышедшее правительственное постановление с подобными документами прошлых лет, можно отметить три новшества в тюремном рационе. Так, впервые за многие годы в питание всех без исключения зэков включены яйца - раньше их давали только определенным категориям (например, детям или беременным женщинам). То же самое можно сказать и про молоко. Кроме того, с выходом постановления заключенных в тюрьмах начали поить витаминизированным киселем, в котором содержится половина суточной нормы витаминов.
Однако, несмотря на многие положительные сдвиги, существуют и ряд погрешностей, над которым непрерывно работает Правительство.
Например, администрации колоний часто грешат заменами продуктов, которые никак не регламентированы. Обеспечение рациона зависит от сезона. Например, на картофель установлен определенный срок хранения, могут случиться межсезонные колебания с обеспечением этого продукта. Такие колебания бывают и по рыбе. Мясо очень часто заменяют на тушенку. Эти замены случаются достаточно регулярно, потому что замены аналогов продуктов не регулируются нормативными актами, нигде не указан предельный допуск по заменам продуктов.
Реальность, скорее всего, будет в пользу современных исправительных учреждений - нормы выработки в ГУЛАГе часто были запредельными и требовали гораздо больше энергии, чем могла предложить пайка, а многие нынешние заключенные вообще не работают, хотя и не против. Но на бумаге пайка-1939 никак не отличалась по перечню продуктов от пайки-2001 и обгоняла ее по количеству хлеба (1200 г против 550), муки, крупы, рыбы, лаврушки и томатной пасты. И серьезно проигрывала только по мясу (30 г в день против 100 г начала 2000-х) и немного по овощам (600 г против 750 г).
Между тем нормальная пищевая табель 1889 г. (когда уже сидели осужденные девушки-террористки из «Народной воли») выглядит бедно, но сытно. На обед - каша из 130 г крупы (чаще гречневой), мяса 130 г и хлеба 820 г. Вечером крупы гречневой - 70 г, сала 8 г и 4 г соли. Энергетическая ценность этого пайки составляет порядка 2730 ккал. Это почти как у нынешнего тюремного пайка (около 2950 ккал) и выше физиологического минимума (по рекомендациям ВОЗ, это 2450 ккал). Однако царская пайка полагалась неработающим, и если человек работал, она увеличивалась в полтора раза. Современные пищевые стандарты работать в тюрьме особо не стимулируют: больше еды полагается только беременным, инвалидам, мужчинам выше 190 см и занятым на тяжелых работах.
Не очень значимыми различиями обладают продовольственные пайки в тюрьмах Армении. Уголовный кодекса Республики Армения в разделе «Питание тюремных заключенных» в ст. 76 говорится:
«1) В период несения наказания заключенные обеспечиваются необходимым количеством продуктов питания, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, средняя суточная выдача которого устанавливается и дополняется Правительством Республики Армения.
2) Строго запрещается каким-либо способом ухудшать качество продуктов, предназначенных на обеспечение, а также никоим образом нельзя уменьшать количество продуктов в продовольственном пайке, в том числе и как способ наказания.
3) Кормящая ребенка мать, беременная женщина, несовершеннолетний заключенный, а также врачебной комиссией установленные больные заключенные обеспечиваются дополнительными продуктами питания, нормы которых устанавливается и дополняется Правительством Республики Армения.
4) Заключенные, у которых в результате врачебной комиссии подтверждены болезни, связанные с пищеварительным трактом обеспечиваются по индивидуальному меню блюд, соблюдая при этом правила диетического питания.
5) Заключенные постоянно обеспечиваются питьевой водой» [2].
10 апреля 2003 г. была установлены средние нормы снабжения продовольствием, вещевым имуществом и сроки носки, пастельных принадлежностей, а также предметов личной гигиены и их сроки годности.
По данным нормам обеспечиваются заключенные, несущие наказание в уголовно-исправительных учреждениях Министерства юстиций Республики Армения. В норме указана суточная дача продуктов питания на одного заключенного и комплект его имущества.
Приложением к приказу является, положенное меню блюд и основной перечень продуктов питания в сутки (хлеб, крупы разные, мясо без костей и продукты мясного происхождения, овощи, рыба, молоко или же молочный порошок и др.).
Постановление Правительства Республики Армения от 10 октября 2003 г. «О заключенных в уголовно-исправительных учреждениях Министерства юстиций Республики Армения по обеспечению продовольствием, вещевым имуществом, постельными принадлежностями и предметами личной гигиены, предназначенных для улучшения условий проживания» гласит:
«А) заключенных в уголовно-исправительных учреждениях Министерства Юстиций Республики Армения обеспечиваются продовольственным пайком № 1, который включает в себя следующий перечень продуктов» (приведем этот перечень в табл. 4 и 5).
Таблица 5 Продовольственный паек № 1
№ п/п |
Наименование продукта питания |
Единица измерения |
Количество |
1. |
Хлеб белый |
гр |
650 |
2. |
Крупы разные |
гр |
120 |
3. |
Макаронные изделия |
гр |
30 |
4. |
Мясо, мясопродукты (мясо с костями) |
гр |
90(180) |
5. |
Молоко (молочный порошок) |
гр |
100(14,3) |
6. |
Рыба потрошенная без головы |
гр |
100 |
7. |
Животный жир |
гр |
45 |
8. |
Сахарный песок |
гр |
40 |
9. |
Соль пищевая |
гр |
20 |
10. |
Чай (травяные) |
гр |
2 |
11. |
Томатная паста |
гр |
5 |
12. |
Лавровый лист |
гр |
0,1 |
13. |
Картофель свежий |
гр |
550 |
14. |
Другие овощи |
гр |
250 |
15. |
Соки |
гр |
100 |
16. |
Сыр сычужный |
гр |
25 |
17. |
Фрукты |
гр |
200 |
Таблица 6 Дополнительные норма продуктов питания для больных
№ п/п |
Наименование продукта питания |
Единица измерения |
Количество |
1. |
Растительное масло |
гр |
20 |
2. |
Масло коровье |
гр |
25 |
3. |
Молоко (молочный порошок) |
гр |
100 |
4. |
Яйцо куриное |
штук |
1 |
Для каждого заключенного отдельно выделяется продовольственный паек, установленный Постановлением Правительства Республики Армения, стоимость которой приблизительно составляет 550-700 драм, в переводе на рубли, составляет приблизительно 70-85 рублей [2].
По данным Министерства юстиции Республики Армения в 2013 г. численность тюремных заключенных, в том числе и находящихся в следственном изоляторе составило приблизительно 5490 человек.
На 2013 г. Минюст Армении на питание заключенных затребовало и получило 1 млрд 3 млн 920 тыс. 500 драм, что в переводе на рубли составило приблизительно сумму равную 1млн 153тыс. 314 рублей.
Таким образом, проводя сравнительный качественно-количественный анализ двух стран в трех разных эпохах (период монархии, социалистическая эпоха и современность), также видна общность исторических процессов в обоих государствах. Можно смело сказать, что современная экономика наиболее полно и качественно обеспечивает жизненно необходимыми продуктами питания заключенных тюрем. Каждая эпоха имела свои особенности, но мы пришли к выводу, что с развитием государства и человечества в целом происходит непосредственное развитие и самой пенитенциарной системы. И мы надеемся, что в скором будущем наше общество дойдет до того что смысл пребыванию в заключении будет направлен на исправление и воспитание достойного члена общества, а никак не обострение преступных чувств.
Заключение
Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) политика является одним из важнейших направлений общегосударственной политики и представляет собой составную часть политики в сфере борьбы с преступностью наравне с политикой в сфере профилактики преступности и уголовной политикой. Уголовно-исполнительная политика определяет основные направления государства в области исполнения наказаний, разрабатывает цели, задачи, принципы исполнения наказаний. На разных исторических этапах изменяются цели, задачи и направления пенитенциарной политики в зависимости от целей и задач государственной политики, как России, так и Армении. Реализация основных направлений уголовно-исполнительной политики государств находит свое проявление в различных формах и методах: во-первых, в развитии уголовно-исполнительного законодательства; во-вторых, в организационных формах исполнения наказаний. Отдельным направлением следует выделить государственную политику, направленную на улучшение жизни и быта в пенитенциарной системе, в частности связанной с продовольственным обеспечением.
Каждый период развития уголовно-исполнительной политики Российского государства и Армении имел индивидуальные особенности в продовольственном обеспечении заключенных.
Уголовно-исполнительная политика Российского государства второй половины XVII-XVIII вв. строится, главным образом, на основе кары и устрашения, пик которых приходится на первую четверть XVIII в. Данная тенденция связана с процессом утверждения абсолютизма в России и проявляется в ужесточении уголовного законодательства и правовых норм, регламентировавших исполнение наказаний, приоритете организационных форм исполнения наказаний, связанных с физическими и моральными страданиями лиц, лишенных свободы, преобладании репрессивно-карательных методов в области борьбы с пенитенциарной преступностью. Соответственно, исходя из взятого курса уголовно-исполнительной политики значение продовольственного обеспечения заключенных, их хорошее питание не столь важное место занимало в пенитенциарной системе. Эта сфера быта заключенных занимала одну из последних ниш в иерархии обеспечения заключенных.
В связи с высокими темпами экономического развити в XVIII-XIX вв. одной из задач уголовно-исполнительной политики становится использование труда осужденных. Это нашло отражение в появлении нормативно-правовых актов, регламентировавших принудительный труд лиц, лишенных свободы, развитии организационных форм исполнения наказаний, связанных с принудительным трудом заключенных (каторжные работы), и постепенном отказе от членовредительских наказаний, которые влекли потерю трудоспособности осужденных. В этот период значение продовольственного обеспечения значительно возрастает, в связи с необходимостью пополнения истраченных сил осужденных во время принудительных работ. Появилась необходимость систематического кормления заключенных, так как они выполняли сложную принудительную работу, которая требовала затраты большого количества сил и энергии.
Дальнейшие преобразования, связанные с политическим, социально-экономическим, культурным развитием обеих государств, обусловили изменение целей и задач уголовно-исполнительной политики, появление новых форм и методов воздействия на заключенных.
В советский период пенитенциарная система преобразовывается в исправительно-трудовую, что несло в себе как позитивные, так и негативные последствия. Именно в этот период был разработан научный подход к таким проблемам, как исправительное трудовое воздействие на осужденных, воспитательная работа с осужденными, режим и охрана осужденных и др. В то же время исправительно-трудовая система, будучи неотъемлемой частью карательного аппарата, выполняла репрессивно-карательные функции. Именно в этот период начались появляться уже узаконенные и документально оформленные продовольственные пайки, для заключенных.Появляются нормы продовольственного обеспечения для заключенных разных категорий, в зависимости от возраста, пола и количества выполняемых работ.
Современная пенитенциарная система требует качественно нового подхода в процессе реформирования, что отражается на законодательном, организационном, управленческом уровнях.
Необходимо отметить, что условия материального, в частности продовольственного обеспечения, современной пенитенциарной системы достаточно развит, однако существуют множество несоответствий и отрицательных моментов, исправление которых можно достигнуть путем дальнейшего реформирования системы и ужесточения контроля в ней.
Таким образом, в период формирования и развития отечественной пенитенциарной системы России и Армении заложены основные позитивные и негативные традиции отечественной пенитенциарной практики, что необходимо учитывать в процессе реформирования уголовно-исполнительной системы на современном этапе развития.
Библиографический список
Приложение
Документ 1
О неотпускании в Москве колодников для прошения милостыни на связках без верхней одежды в одних рубашках, и продовольствовать их пищею
(Сенатский Указ)
декабря 1736 г.
Понеже Правительствующего Сената в Конторе известно учинилось, что содержащиеся в Москве колодники из разных Приказов отпускаются на связке для прошения милостыни без одежды в одних ветхих рубахах, а другие пытаны, прикрывая одне спины кровавыми рубашками, а у иных от ветхости рубаха и раны битыя знать. Того ради, по указу Ея Императорского Величества, Правительствующего Сената Контора приказали: в Коллегии, Канцелярии, Приказы и Конторы послать указы, велеть по предпосланным Правительствующего Сената из Сенатской Конторы указам колодников для прошения милостыни на связке отпускать с добрыми караульщиками, связки по двое и по трое в одежде, а в одних рубахах и особливо пытанных, с кровавыми рубашками отнюдь не пускать. А кормить таких безодежных будет собираемо прочими одежными колодниками милостыня, а будя и за сим покормить им будет нечем: то из доходов тех мест, где они содержатся, давая по прежним указам, содержащимся по интересным делам кормовые деньги, а по челобитным делам колодников на связки не отпускать, а кормить таких челобитчиками. А буде они упрямством своим кормить не будут: то давать из казны, а с тех челобитчиков возвращать в казну, по силе указов же, вдвое.
ПСЗ. Собр. 1 Т. 9, № 7132
Документ 2
Об употреблении колодников в казенные работы и о платеже им
за то кормовых денег
(Резолюция Кабинета Министров на доклад Комиссии
о Санкт-Петербургском строении)
июля 1738 г.
Доклад. Понеже по известиям из Адмиралтейской Коллегии и Главной Полицеймейстерской Канцелярии, каторжных невольников в Санкт-Петербурге налицо находится малое число, которыми потребных, а особливо принадлежащих по должности Главной Полиции, прежних настоящих и ныне на погорелых местах прибылых работ исправить невозможно; а известно, что в Коллегиях и Канцеляриях по разным делам содержимы бывают всегда колодники, а из оных некоторые получают кормовые деньги из казны, а другие бродят по улицам и просят милостыню.
Того ради Вашего Императорского Величества Комиссия о строении всенижайше представляет, не соизвольте ль Ваше Императорское Величество Всемилостивейше указать, из таких колодников, чтоб втуне хлеба не ели, сколько когда где оных будет, употреблять в казенную работу, с платежом им кормовых денег по указу; а дабы те колодники с работ бегать не могли, того ради отсылать их для работ в Адмиралтейскую крепость; а вместо оных толикое число, сколько тех колодников когда в присылке будет, из имеющихся при Адмиралтействе каторжных невольников отпускать для исправления полицейских нужнейших работ в Полицеймейстерскую Канцелярию. И о том Вашего Императорского Величества Комиссия о строении всеподданнейше просит Всемилостивейшего указа.
Резолюция. Учинить по сему доношению, только колодников посылать в работу таких, которые пропитания своего не имеют и ходят на связках, им получать кормовые деньги.
ПСЗ. Собр. 1. Т. 10, № 7609
Документ 3
Присяга тюремщика и тюремщиков отделений
Присяга
Аз, нижеименованный, обещаюсь пред всевидящим Богом чистосердечно, что хочу и должен всеми силами своими отправлять стражу над тюремными так, как мне в должности предписано, и оною преступать и упущать не буду ни для вражды, ни для дружбы, ни для родства, ни для лицеприятия. Определенное тюремным пищу, питие, одежду и прочее содержание доставлять без малешего ущербу, сурово с ними поступать не буду, но человеколюбиво, без послабления; подарков, посул и взятков ни от кого брать не буду; за подчиненными неусыпное смотрение иметь обещаюсь, дабы они, обще со мною, должность свою исправно и радетельно исполняли и отправляли.
О тюремщиках
Должность тюремщика.
Тюремщик имеет попечение: 1) чтоб тюремные в надлежащие места помещены были; 2) чтоб отобранные у них вещи прилежно хранились и в свое время возвращены были, кому следует; 3) чтоб для тюремных пища была приготовлена; 4) чтоб тюремные больные осмотрены и отосланы были в больницу; 5) чтоб в замке наблюдали предписанный порядок и чистоту внутри горниц и на дворе; 6) ключи замка у тюремщика; 7) тюремщик имеет в ведомстве своем: тюремщиков отделений, сторожей, поваров, слуг и проч., всех при замке определенных нижних служителей, и смотрит, чтоб каждый из них прилежно отправлял свою должность; 8) о порядке в замке уведомляет еженедельно уездного надзирателя тюрем, в небытность же его на месте - городничего; 9) он же принимает от доброхотных людей добровольное подаяние, что кому рассудится, как-то: деньги, хлеб, мясо, рыбу, масло, соль, холст, сукно, дрова и тому подобное, для употребления или содержания тюремных вообще, или кому тюремному особенно, и употреблять оное с тем, что все принятое записать книгодержателю в приход, употребленное же записать в расход, а о приеме подаяния дать знать смотрителю тюремной больницы, и обще с ним и книгодержателем еженедельно собраться и о том, что в пользу тюремных у них положено будет, предложить уездному надзирателю тюрем, в небытность же его - городничему.
Запрещение брать взятки.
Запрещается тюремщику брать взятки под опасением за то, что по закону следует. Буде же кто тюремщику что подарит или посулит, то, не мешкав, о том объявить уездному надзирателю тюрем, или городничему, или уездному стряпчему.
Документ 4
Председатель по делам национальностей - И.В. Джугашвили (Сталин).
СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 1
Об использовании труда уголовных арестантов
(Постановление Политбюро ЦК ВКП(б)
мая 1929 г.
Перейти на систему массового использования за плату труда уголовных арестантов, имеющих приговор не менее трех лет, в районе Ухты, Индиго и т.д. Поручить комиссии в составе тт. Янсона, Ягоды, Крыленко, Толмачева, Угланова подробно рассмотреть вопрос и определить конкретные условия использования арестантского труда на базе существующих законов и существующей практики.
Секретарь ЦК И. СТАЛИН
ГАРФ, ф. 3, оп. 58, л. 59
Документ 5
Предложение комиссии Политбюро ЦК ВКП(б) о передаче осужденных к лишению свободы на сроки 3 года и выше в лагеря ОГПУ и организации новых концлагерей
(Приложение № 3 к п. 11 протокола Политбюро № 86)
Осужденных судебными органами Союза и союзных республик к лишению свободы на сроки на три года и выше передать и передавать впредь для отбытия лишения свободы в лагеря, организуемые ОГПУ.
Предоставить судам право в исключительных случаях при вынесении приговоров при явной непригодности для физического труда или смягчающих обстоятельствах особо оговаривать в приговоре замену лагеря другим видом лишения свободы.
Примечание. Отбор уже осужденных, передаваемых на основании этого постановления, производят на местах специальные комиссии под председательством представителя НКЮ, в составе представителей ОГПУ и НКВД.
ОГПУ для приема этих заключенных расширить существующие и организовать новые концентрационные лагеря (на территории Ухты и других отдаленных районов) в целях колонизации этих районов и эксплуатации их природных богатств путем применения труда лишенных свободы.
Для постепенной колонизации районов, в которых будут организованы концентрационные лагеря, предложить ОГПУ вместе с НКЮ РСФСР и другими заинтересованными ведомствами в срочном порядке разработать ряд мероприятий, положив в их основу следующие принципы:
а) досрочный перевод на вольное поселение в этом же районе заключенных, заслуживающих своим поведением или отличившихся на работе, хотя и не отбывших назначенного им срока лишения свободы, с оказанием им необходимой помощи;
б) оставление на поселении в данном районе с наделением землей заключенных, отбывших положенный им срок лишения свободы, но лишенных судом права свободного выбора места жительства;
в) заселение теми заключенными, которые отбыли срок лишения свободы, но добровольно пожелают остаться на поселении в данном районе.
На заключенных этой группы, отбывающих изоляцию в концентрационных лагерях ОГПУ, распространить действующее Положение о лагерях ОГПУ как по оплате труда заключенных, так и по содержанию их, режиму, внутреннему распорядку и т.п.
Все остальные осужденные к лишению свободы и не подпадающие под действие пп. 1-4 настоящего постановления остаются в ведении НКВД союзных республик, которые должны пересмотреть свою сеть мест лишения свободы в целях правильного территориального размещения их применительно к следующему назначению: а) места лишения свободы для лиц, осужденных до трех лет; б) места лишения свободы для подследственных; в) пересыльные пункты.
Предложить НКВД союзных республик свою дальнейшую работу вести в направлении полного использования лиц, лишенных свободы от 1 года до 3-х лет, в специально организованных сельскохозяйственных или промышленных колониях с целью сокращения до минимума нынешнего места лишения свободы, сохранив за остающимися только функции изоляторов для лиц, находящихся под следствием, и пересыльных пунктов.
ГАРФ, ф. 3, оп. 58, д. 165, л. 67