АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА ГРУППЫ SKILLET - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА ГРУППЫ SKILLET

Малькова Т.А. 1, Позняк Л.П. 1
1Евразийский лингвистический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время вопрос о смысловом значении художественных произведений, к которым относятся и тексты песен, становится все более актуальным. Исследованиями по данному вопросу занимались как зарубежные, так и отечественные ученые-лингвисты: Е.В. Бабаева [2], Е.М. Вольф [3], В.И. Карасик [4], D. Cooper [5], P. Johnson-Laird [6]. Появилось множество исследований междисциплинарного характера, посвященных выявлению языковых средств, фиксирующих ценностные приоритеты современного общества. Так, аксиология как «философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам» [1] и лингвостилистика, затрагивающая проблему экспрессивных средств и стилистических приемов, с помощью которых передается скрытый, имплицированный смысл текста, могут быть тесно взаимосвязаны. Данная статья посвящена изучению лингвостилистических средств, с помощью которых передаются ценностные приоритеты современного общества в текстах песен современной популярной рок-группы Skillet.

Это американская христианская рок группа из города Мемфис, штат Теннесси, основателями которой являются бас-гитарист и вокалист Джон Купер и гитарист Кен Стюартс. Джон играл в группе при церкви, а после служения убирал в зале, где проходили служения.

Джон Купер, автор всех песен группы Skillet, не смог с самого начала определить свой стиль, направленность и желания. Он старался в своих песнях отражать чужую музыку, чужие песни, всегда походить на кого то более известного и знаменитого, и это понятно, потому что то давление, с которым столкнулась группа, нельзя было обойти стороной, и они старались выжить и встать на ноги. Основная популярность группы, пришла именно тогда, когда Купер перестал копировать других исполнителей, как в голосе, так и в текстах песен, и начал писать свои тексты, те, что долгие годы томились в его душе. Благодаря своему упорству и желанию поделиться с миром своим творчеством, группа Skillet не отстает от передовых рок исполнителей.

Как мы сказали ранее, Skillet – христианская рок-группа, которая в каждом новом альбоме исполняет музыку в разных жанрах. Но так как все участники группы являются христианами, они стараются придерживаться ценностей, присущих христианской вере.

В творчестве группы точно прослеживается система ценностей, а главное, в отличие от музыкального сопровождения, основная тематика песен группы остается неизменной.

Анализируя творчество группы Skillet, мы выявили, что более чем наибольшее количество композиций имеют тематику любви в разных ее проявлениях, таких как: надежда на любовь, вера в любовь, зависимость от любви, безответная любовь, любовь как смысл существования.

Так же мы выделили основные аксиологические направления: вера в Бога, обращение к нему, отчаянье, смысл жизни, борьба со смертью, борьба с самим собой. Все эти темы отчетливо и ясно просматриваются в творчестве группы Skillet.

Далее мы уделим внимание композициям, которые помогут нам обосновать выявленные нами аксиологические направления группы.

Так, в композиции «My Obsession», повествуется о силе любви:

«…Come down to me

Don't ever say that it's over

I kiss your feet

Worship the air you breathe

Your love, my gift

You go and I will follow

My dream, my wish

Don't leave me here so helpless…» [7].

В композиции «Best Kept Secret» Джон Купер озвучил проблему веры в Бога. Истинная сущность веры в Бога передается через превосходную степень прилагательного good, рекуррентно повторяющиеся в тексте анафорические повторы You’re, а также метафоры. Это мы можем наблюдать в следующих строчках песни:

«…You're the best kept secret in my generation

The best kept secret of all time

You're the best kept secret in my generation

And I found you out

You're the hope over the centuries

You're the cosmic force that rules the galaxies

You're the evidence that demands our belief…» [7].

Тему веры в себя и в скрытые силы человека Джон Купер раскрывает в песне «Hero». В следующих строчках автор ведет речь о внутренней борьбе, которая происходит в душе человека, в определенных жизненных ситуациях. Сила внутренней борьбы человека отражается в использовании графона gotta, а так же через глаголы fight, make:

«I gotta fight today

To live another day

Speakin my mind today

(JEN: My voice will be heard today)

I've gotta make a stand

But i am just a man

(JEN: I'm not superhuman)

My voice will be heard today» [7].

Тему жизни и смерти автор передает в песне «Not Gonna Die». На протяжении всей композиции идет эмоциональное усиление воздействия песни на человека путем многократного лексического повтора death, а так же лексическими единицами, которые ассоциируются с темой смерти:

«Death! Death! Death! Death!

Death surrounds me! Singing to me softly!

Death, it's shadows! Spreads its wings around me!

In the night, close your eyes, or it will come! (Death, death, comes, it will come)» [7]

Далее в песне идет диалог автора с самим собой:

«Death surrounds

My heartbeat's slowing down

I won't take this world's abuse

I won't give up or refuse

This is how it feels when you're bent and broken

This is how it feels when you're dignity's stolen

When everything you love is leaving

You hold on to what you believe in» [7].

В двух последних строках песни видится призыв автора к вере в себя, в близких и в Бога.

В завершении композиции автор повествует о внутренней силе человека, о его стойкости и готовности бороться до конца, в чем, по мнению Джона Купера, и есть ценность человеческой жизни:

«No! Not Gonna Die tonight!

We're gonna stand and fight forever!

(don't close your eyes)

No! Not Gonna Die tonight!

We're gonna fight for us together!

No we're Not Gonna Die tonight!» [7].

Нельзя забывать, о том, что Джон Купер писал не только о любви. Он также затрагивал социально важные темы, которые так или иначе связаны с современностью. Рассмотрим некоторые их них.

«Rebirthing» содержит библейскую тематику и повествует о втором шансе в жизни как о втором рождении. Композиция «The Last Night» посвящена антисуицидальной тематике:

«You come to me with your scars on your wrist

You tell me this will be the last night feeling like this»

«Я написал эту песню о девушке, которая ненавидит свою жизнь, потому что ей говорили, что она была неудачницей с самого детства и у неё никогда ничего не получится. Ее родители винили её во всех проблемах, которые происходили в её семье. Несколько лет она резала себе руки и скрывала это ото всех. И вот однажды она решает убить себя, поскольку для неё больше нет причин жить. Она приходит ко мне и говорит: «Прощай! Моя жизнь вызывает у меня отвращение, и больше у меня нет стремления жить». И в этой песне, я хочу воспользоваться шансом и сказать ей, какая она особенная. Её жизнь – не ошибка, она появилась на свет не просто так. Есть Бог, любящий её просто за то, какая она есть, и если она даст ему хотя бы один шанс, то это будет последняя ночь, которую она проведет в одиночестве» [8].

«You come to me with your scars on your wrist

You tell me this will be the last night feeling like this»

Выступая на пресс-конференции, Джон Купер рассказал о замысле создания композиции «Comatose»: «Это очень обширное послание, но и в то же время это – призыв к пробуждению, понимаете? Покончите с эгоизмом и со всеми похожими вещами, которые, как мы думаем, этот мир предлагает нам, потому что в конце концов они нас не удовлетворят. Пробудитесь от этого состояния и возвысьтесь над ним»[8].

«Breathing life

Waking up

My eyes open up

Comatose...

I'll never wake up without an overdose

Of you!»

«Monster» — одна из самых мрачных композиций в альбоме. В песне идет речь о той стороне нашей жизни, которую нам не хочется показывать никому.

«The secret side of me

I never let you see

I keep it caged but I Can’t Control it

So stay away from me

The beast is ugly

I feel the rage and I just can’t hold it

It’s scratchin on the walls

In the closer, in the halls

It comes awake and I can’t control it

Hiding under the bed

In my body, in my head

Why won’t somebody come and save from this

Make it end».

Представляя публике новую композицию «Awake and Alive», Джон Купер сказал: «Каждый день, когда мы просыпаемся, в мире идет война. И я не говорю о войне в Ираке, я не говорю о войне в Афганистане, я говорю о войне за ваши души»[10]. Песня призывает быть сильными и не бояться защищать то, во что веришь:

« I’m awake I’m alive

Now I know what I believe inside

Now it’s my time

I’ll do what I want ’cause this is my life

Here (right here) right now

I’ll stand my ground and never back down

I know what I believe inside

I’m awake and I’m alive»

Композиция «Lucy» является лирической рок-балладой, она непохожа на все остальные баллады из альбома. В «Lucy» рассказывается история молодой пары, которая борется с чувством вины после сделанного аборта. Песня начинается и заканчивается словами Джона: «Hey Lucy, I remember your name» [11].

Подводя итоги, отметим, что сквозная аксиологическая ценность творчества группы Skillet – любовь, однако отдельные композиции имеют разную аксиологическую направленность, в которой отражается ценностная картина современного общества.

Литература:

  1. Абушенко, В. Л. Аксиология [Текст] / В. Л. Абушенко // Новейший философский словарь: 2-е изд. – Минск : Интерпрессервис. – 2001. – 1357 с.

  2. Бабаева, Е.В. Лингвокультурологические характеристики русской и немецкой аксиологических картин мира. [Текст] / Е.В. Бабаева // Автореф. дис. . д-ра филол. наук: – Волгоград : Перемена. – 2004. – 40 с.

  3. Вольф, Е.М. Метафора и оценка [Текст] / Е.М. Вольф // Метафора в языке и тексте: – М. : Наука. – 1988. – С.52-65.

  4. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В.И. Карасик: – М. : Ин-т языкозн. РАН; Волгогр. гос. пед. ин-т. – 2002. – 269 с.

  5. Cooper, D.E. Metaphor [Текст] / D.E. Cooper // Oxford: Oxford University Press, 1986. –282 p.

  6. Johnson-Laird, P.N. Mental models. Towards a cognitive science of language, inference, and consciousness [Текст] / P.N. Johnson-Laird: – Cambridge (Mass). – 1983. – P.33-46.

  7. Русский сайт Skillet [Электронный ресурс] / Русский сайт Skillet, 2009. – URL: http://skillet.ru/history (18.05.2014).

  8. Jesus freak Hideout [Электронный ресурс] / Jesus freak Hideout, 1996. – URL: http://www.jesusfreakhideout.com/interviews/Skillet.asp (18.05.2014).

  9. Русский сайт Skillet [Электронный ресурс] / Русский сайт Skillet, 2009. – URL: http://skillet.ru/ (19.05.2014).

  10. Jesus freak Hideout [Электронный ресурс] / Jesus freak Hideout, 1996. – URL: http://www.jesusfreakhideout.com/news/2011/01/ (дата обращения: 14.05.2014).

  11. Jesus freak Hideout [Электронный ресурс] / Jesus freak Hideout, 1996. – URL: http://www.jesusfreakhideout.com/cdreviews/Awake.asp (17.05.2014).

Просмотров работы: 1041