УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ ЛЮДЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ ЛЮДЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Семыкина А.С. 1, Загородний Н.А. 1
1БГТУ им. В.Г. Шухова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Средством передвижения для всего человечества является автомобиль, управление которым осуществляется с помощью педалей, рулевого колеса, кнопок и рычагов. Привычное для каждого управление транспортным средством с помощью рук и ног не всегда является возможным. Для людей с ограниченными возможностями выпускают специальные серии автомобилей, позволяющих им передвигаться в любом направлении. В настоящее время разрабатываются различные программы, которые направлены на обеспечение полноты жизни ограниченного человека, ни чем не отличавшегося от обычных людей. В связи с этим выпускаются автомобили с ручным управлением, которые должны не только соответствовать требованиям безопасности, но и обеспечивать комфортность при управлении инвалидом автомобилем.

Первый автомобиль для людей с ограниченными возможностями в СССР появился в 1952 году. Это был трехколесный автомобиль С-1л с закрытым металлическим кузовом и имевшим брезентовую крышу, которые обеспечивали комфорт водителю. Отрицательным моментом являлось отсутствие отопителя в салоне и повышенный шум двигателя.

Через 6 лет Серпуховский завод создает мотоколяску СМЗ С-3А. Данное транспортное средство являлось моторизованным креслом для инвалидов. Недостатком этого автомобиля являлась большая габаритная масса, невысокая проходимость, большой расход топлива. Также в этом году был спроектирован в КБ Горьковского автозавода ГАЗ-18, в котором была сосредоточена автоматическая КПП с гидротрансформатором. Благодаря этому упростилось управление автомобилем ГАЗ-18 для инвалидов вследствии отсутствия сцепления. Данный автомобиль использовался людьми, у которых отсутствовали ноги. Но большого распространения он не получил.

Переконструировав автомобиль С-1л, на его был создан автомобиль С3А, имеющий сходство с Citroёn 2CV, в котором было применено ручное рулевое управление, независимая подвеска всех колес и заднее расположение силового агрегата. Отсутствие мотора и плоский передний мост позволяли людям вытягивать ноги. Это было большим преимуществом для людей, у которых не сгибались ноги. Схема управления автомобиля позволяла управлять им одной рукой. Был также выпущен автомобиль С3Д, который получил большую популярность среди населения. Новшеством в автомобиле были гидравлические, с ручным приводом, тормоза на все колеса и торсионная задняя подвеска на продольных рычагах.

В конце 70-х годов для замены С3Д «АвтоВАЗ» реализовал проект по превращению мотоколяски в полноценный автомобиль «Ока», схожий с японским автомобилем DaihatsuCuore. Выпускались специальные версии «Оки» для инвалидов без одной ноги, без обеих ног, без одной ноги и одной руки. В 2000 году был создан опытный образец «Ока Престиж» с мягким тентом в левой части крыши и поворотным водительским креслом. Но в январе 2009 года СеАЗ остановил выпуск «Оки» в связи с ее нерентабельностью. [2]

Также были разработаны автомобили Lada 2107 с ручным управлением.

Из-за своих недостатков и несовершенств, в частности потребление большого количества топлива, автомобили советского производства в других странах распространения не получили. В свое время американские конструкторы пытались разработать средство передвижения для людей с нарушенным опорно-двигательным аппаратом, исключающие недостатки советского автопрома. Был создан автомобиль Kenguru для инвалидов. Компактный Kenguru не имеет сиденья. Человек в инвалидном кресле заезжает на водительское место с помощью опускаемой платформы в задней части автомобиля. Только когда кресло будет зафиксировано таким образом, чтобы водитель мог доставать до рычагов управления, может быть начато движение.

В настоящее время идет разработка спорткаров для инвалидов. Особую популярность может заполучить FerrariNumero UNO. Преимуществом данного автомобиля является совмещение автомобиля с инвалидным креслом. Особенность кресла заключается в том, что оно может отделяться от колес, превращаясь в обычное автомобильное кресло, обеспечивая водителю низкую посадку, как в настоящем спортивном автомобиле. По замыслу автора, FerrariNumero UNO должен быть сделан только из легких материалов: углеволокна и алюминия, и весить до 1000 кг. ДВС мощностью 250 л.с. приводит передние колеса, а два мотор-колеса по 25 л.с. каждое - задние. Т.е., фактически, NumeroUno должен быть на 80% переднеприводным. [1]

Наряду с таким производителем как Ferrari существуют различные компании, миссии которых направлены на удовлетворение нужд людей с ограниченными возможностями и обеспечения их жизнью, не отличающейся от здоровых людей. Так, например, компания TravelAbility UK Ltd начала выпуск инвалидных кресел, схожих по внешним признакам с автомобилем LandRover. Такие транспортные средства практически не отличаются от привычных нам моделей марки LandRover, но направлены для людей-инвалидов.

В настоящее время абсолютно любой автомобиль можно переделать под любого человека. Для этого необходимо получить в ГАИ разрешение на переоборудование. С этим разрешением человек следует в специализированный автосервис, которому доверено установить ручное управление. В случае с отечественными производителями дело обстоит довольно-таки просто. На машину не стоит большого труда навесить специальные рычаги, которые могут позволить водителю управлять машиной без использования педалей. Совсем другое дело с автомобилями иностранного производства. Для них нужно вносить существенные конструктивные доработки, которые потом надо еще согласовывать. Кроме всего прочего, автомобиль, управляемый инвалидом, должен иметь специальные опознавательные знаки. [3]

Тенденция развития автопроизводства для инвалидов зарубежных стран во многом превосходит отечественную. Модели автомобилей иностранного производства направлены не только на доступность и легкость управления инвалидом своим автомобилем, но и на повышение удобства использования и комфорта самого водителя-инвалида в отличие от отечественных. Уделяется также повышенное внимание легкости посадки инвалида в водительское кресло. Конструкции автомобиля встречаются самые разные, это различные пандусы для заезда инвалидных колясок или же различные системы, которые достают из багажника коляску и подают ее к водительской двери.

Автомобили марки Honda разработали два варианта исполнения органов управления для инвалидных автомобилей. Первый - салон универсала Honda Odyssey c системой Techmatic для страдающих параличом нижних конечностей. По заказу машину можно дооснастить педалью акселератора под левую ногу, рукояткой для вращения рулем одной рукой и расположенным слева подрулевым переключателем указателей поворотов. Еще один вариант - HondaFit с системой Franz для людей, которые могут работать только ногами, без помощи рук. Например, вращать руль можно перемещением специальной педали вперед и назад. [4]

В Японии также был произведен автомобиль DaihatsuTantoWelcomeSeat, особенностью которого является выдвигающееся пассажирское сиденье. Данная конструкция позволяет самостоятельно инвалиду сесть в водительское кресло без рук посторонних лиц.

В будущем планируется выпустить автомобили специально, созданные под инвалидов. Таким является Audi2Lip, который не имеет обычных дверей, лобовая часть машины разделяется на ленты, способные открываться и закрываться как лепестки цветка. Таким образом, пассажиры могут попасть в транспортное средство безо всяких затруднений. Большая платформа выдвигается вниз, сокращая расстояние между дорогой и низом машины, что тоже упрощает доступ для инвалидов. [5]

Автомобили с ручным управлением позволяют перемещаться людям у которых отсутствуют нижние конечности, а как быть если человек не имеет ни рук ни ног? Конструкторам-разработчикам необходимо уделить внимание вопросу развития транспортных средств для передвижения людей-инвалидов у которых вовсе отсутствуют конечности. Для такой категории людей можно было бы создать автомобиль, управление которым осуществлялось бы с помощью автоматического распознавания речи человека. В автомобиль можно было бы встроить устройство, которое улавливало звуковые колебания голоса говорящего, посредством чего выполнялись бы команды по управлению данным транспортным средством. Компьютерные программы позволили распознать речь независимо кто говорит и что говорит. Управление машиной голосом в реальном времени намного бы упростило бы жизнь человека-инвалида. Применение различных интерактивных голосовых систем позволило бы разгрузить руки и обычного человека при управлении автомобилем.

В последнее время все чаще подчеркивается важность улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого разрабатываются различные программные комплексы и системы, позволяющие им вести такой образ жизни, который практически не отличался бы от здоровых людей. Самое лучшее, что можно было бы сделать для людей-инвалидов это позволить им иметь то, что имеет обычный человек. В том числе обеспечить свободу перемещения на собственном автомобиле, упростив при этом систему управления транспортным средством. Внедрение современных технологий и новшеств позволило бы инвалидам чувствовать себя более счастливыми и независимыми от других людей.

Таким образом, обеспечение инвалидов транспортными средствами и специальными средствами передвижения является важнейшим условием их социальной реабилитации, возможности возвращения к активному образу жизни.

Список используемых источников:

  1. http://carakoom.com/blog15060.html;

  2. http://dislife.ru/articles/view/5889;

  3. Журнал Автомобили июнь №6 2013 год;

  4. http://autoinvalid.net.ru/auto.php;

  5. http://www.fainaidea.com/archives/7819.

Просмотров работы: 1938