В процедуру оценки были включены сотрудники, занимающие следующие должности:
- менеджер проекта отдела системной интеграции;
- аналитик;
- ведущий программист;
- старший программист;
- инженер-программист;
- проектировщик;
- специалист по тестированию.
Оптимальными методами оценки профессионализма сотрудников, работающих в области информационных технологий, являются:
- тест оценки теоретических профессиональных знаний по каждому направлению (тематический опросник/тест);
- кейсы - для решения практических задач;
- дистанционное профессиональное тестирование с использованием Интернета (решение тестов на получение сертификата);
- метод экспертных оценок [15].
В рамках подготовки к оценочному мероприятию были составлены квалификационные требования для участников планируемых проектов компании, переработаны в соответствии с ними должностные инструкции. По каждой оцениваемой позиции был подготовлен бланк с описанием этих требований. Также совместными усилиями по каждой должности была подобрана теоретическая база.
Т а б л и ц а 1 – Шкала оценки тестов
Доля правильных ответов, % |
Количество балов |
90-100 |
5 |
61-89 |
4 |
41-60 |
3 |
21-40 |
2 |
0-20 |
1 |
Вся полученная информация сведена в две таблицы: в первую вошли должности, ФИО сотрудников, подлежащих оценке, профессиональные требования и ФИО сотрудников, ответственных за подготовку и проведение тестирования.
Т а б л и ц а 2 – Список должностей и сотрудников, подлежащих оценке, профессиональных требований и имен ответственных за подготовку и тестирование
Должность |
ФИО |
Квалификационные требования, подлежащие оценке; определение уровня знаний по каждому тематическому направлению |
ФИО сотрудника, ответств. за подготовку теор. материала |
Ведущий программист |
Интеграционные технологии и стандарты: SOAP/Webservices, BPEL. Система контроля версий. Оптимизация производительности приложений. |
||
Старший программист |
Серверное ПО. Системы архивного хранения данных. Web-серверы и серверы приложений. СУБД Oracle |
||
Инженер |
Серверное ПО Windows. Системы архивного хранения данных. Web-серверы и серверы приложений |
||
Проектировщик |
Общие понятия и расчет электрических сетей. Расчет кабельной системы. Общие понятия и расчет электрических систем. Работа с офисной системы 1С. |
||
Аналитик |
Методология функционального моделирования IDEF0, UML, ГОСТ 34. Презентация Documentum. Работа с e-Room. |
||
Системный администратор |
СУБД Oracle |
||
Руководитель проектов |
646-204 CSE; 646-223 UCXAM; 650-393-LCSE; |
||
Специалист по тестированию |
Основы администрирования Windows, Unix систем. Документирование процесса тестирования, составление плана тестирования. Реляционные базы данных. Rational Rose. Основы Java. Работа с e-Room. |
Продолжение таблицы 2
Программист |
Сервисное ПО Windows. Системы архивного хранения данных. Web-серверы и серверы приложений. СУБД Oracle |
||
Инженер |
Разработка спецификации системного резервного хранилища и резервного копирования. Работа с e-Room |
Во вторую таблицу сведены материалы, для подготовки инженеров.
Т а б л и ц а 3 – Список обучающего материала по тематическим направлениям [15].
Профессиональная компетенция |
Обучающий материал |
Проектирование СКС. Расчет кабельной системы. Формирование телекоммуникационного шкафа с аксессуарами. |
1. Правила противопожарной безопасности при проектировании СКС: - структура СКС; - понятие классов и категорий и их связь с длинами кабельных трасс; - принципы проектирования; - разновидности проектной документации; - проектирование аппаратных; - проектирование кроссовых; - кабельные каналы различных видов и их емкость. 2. Телекоммуникационная фаза проектирования: принципы и способы подключения сетевого оборудования к СКС в технических помещениях различного уровня. 3. Расчет декоративных коробов, монтажных конструктивов и прочих дополнительных компонентов в СКС: - подготовка технического предложения; - работы по монтажу СКС и оценка продолжительности реализации кабельной системы; - принципы и правила оформления проектной документации. 4. Пример проектирования СКС: - структурированная кабельная система – СКС. Основные понятия; - проект высокоскоростной локальной вычислительной сети предприятия. |
Продолжение таблицы 3
Системы бесперебойного питания. Разработка конфигурации системы PowerXtructure. |
Информация о методах эксплуатации системы бесперебойного питания с помощью пользовательского интерфейса PowerView. |
Разработка конфигурации и сервера НР на конфигураторе. |
1. Как правильно конфигурировать НР – подробный информационно-обучающий материал. 2. Серверы баз данных. |
Расчет системы и сети хранения. |
1. Что такое системы и сети хранения данных. 2. Системы хранения данных – виды по производителям. 3. Создание сетей хранения данных. |
Серверное ПО Windows |
Подробная информация по серверному ПО Windows. |
СУБД Oracle |
1. Oracle для профессионалов. 2. Понятие архитектуры СУБД. 3. Аналитический материал по выбору СУБД. 4. Выбор СУБД для построения информационных систем корпоративного уровня. |
Почтовая система Exchange |
Информация о Microsoft Exchange. |
Антивирусное ПО «Касперский» |
Информация о функциях и видах ПО «Касперский» |
Разработка спецификации системы резервного хранилища и резервного копирования. |
1. Выбор системы хранения данных – по каким характеристикам. 2. Системы резервного копирования – подробная информация: виды, цели, задачи. 3. Системы резервного хранилища. |
Системы архивного хранения данных – выбор библиотеки. |
Системы архивного хранения данных – информационно-аналитическая литература. |
Выбор лицензий ПО CA ArcServe |
Информация о продуктах ArcServe |
Окончание таблицы 3
Расчет спецификации телекоммуникационного оборудования Cisco Коммутатор, Маршрутизатор, IP-телефония. |
1. Диагностика и поиск проблем с маршрутизацией. 2. Базовые способы защиты беспроводной сети. 3. Подробная спецификация по оборудованию: - коммутатор; - маршрутизатор; - fairwall; - IP-телефония. 4. Автоматизированное учебное пособие по программе организации сетей. |
Работа с офисной программой 1С. |
Пользовательская документация по корпоративной работе в 1С. |
Работа с e-Room. |
Пользовательская документация по корпоративной работе в e-Room. |
IDEF0 |
ГОСТ: методология функционального моделирования. |
Совершенствование систем управления персоналом в компаниях, работающих в России, характеризуется усилением интереса к освоению эффективных процедур оценки и аттестации персонала. В прилагаемой таблице, построенной на основе зарубежных источников и отечественного опыта, даются характеристики применения различных методов.
Ассесмент –центр, или центр оценки – один из методов комплексной оценки персонала, основанный на использовании взаимодополняющих методик, ориентированных на оценку реальных качеств сотрудников.
Ниже приводится описание метода перекрестной социометрической оценки (с образцами основного бланка и итогового заключения), информация об опыте агентства по проведению оценочных центров (Assessment Center), а также примерная форма бланка для применения метода оценочных шкал.
Т а б л и ц а 4 – Характеристика применения
Характеристика
метода
Атестационная комиссия
Ранжирование
Оценочные
шкалы
Оценка
по результатам
(МВО)
Социометрия
Assessment
Center
Количественная определенность
Нет
Частично
Есть
Частично
Есть
Частично
Трудоемкость
Высокая
Низкая
Низкая
Высокая
Средняя
Высокая
Продолжение таблицы 4
Приемлемость для сотрудников |
Средняя |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Приемлемость для руководителя |
Средняя |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Полезность для обоснования вознаграждений |
Низкая |
Средняя |
Средняя |
Высокая |
Низкая |
Низкая |
Полезность для обсуждения с сотрудниками |
Низкая |
Низкая |
Средняя |
Очень высокая |
Высокая |
Высокая |
Полезность для определения потенциала к росту |
Средняя |
Низкая |
Низкая |
Высокая |
Высокая |
Очень высокая |
5.2 Метод перекрестной социометрической оценки (ПСО)
Метод перекрестной социометрической оценки (ПСО) может считаться разновидностью часто упоминаемого в литературе по управлению персоналом метода оценки по принципу “360 °”.
Метод ПСО может давать структурированные оценки деловых и личностных качеств сотрудников, аналогичные получаемым при использовании метода Assessment Center, но без детального обоснования и рекомендаций.
По сравнению с методом Assessment Center оценка работников по методу ПСО осуществляется значительно проще и дешевле. Оценка может быть проведена любым толковым сотрудником компании, получившим методику, компьютерную программу и несложный инструктаж.
В качестве объекта обследования выступает группа сотрудников (до 20 человек), хорошо знающих друг друга по совместной работе. Каждый участник получает анонимную анкету и список группы. Колонки этой анкеты соответствуют номерам участников, а в строчках показываются оцениваемые качества:
- профессиональная компетентность по профилю занимаемой должности;
- коммерческие способности;
- способности к организации и планированию;
- умение предвидеть, интуиция;
- инициативность, творческие способности;
- умение руководить людьми;
- готовность брать ответственность на себя;
- обязательность, пунктуальность;
- требовательность, жесткость;
- работоспособность, выносливость;
- способности к работе в команде;
- гибкость, дипломатичность;
- преданность компании;
- доброта, отзывчивость;
- честность, порядочность.
Описанная основная анкета ПСО обычно сопровождается анонимной мини-анкетой для измерения отношений в коллективе по методу Я. Морено. Результаты дают дополнительную информацию для выявления лидеров и аутсайдеров.
Oценка деловых и личностных качеств.
Шкала оценок:
1 – качество выражено в сильной степени, проявляется часто;
2 - качество выражено в средней степени, проявляется от случая к случаю;
3 - качество выражено слабо, проявляется редко или вообще отсутствует;
4 – затрудняюсь ответить.
5.3 Оценка персонала методом «Assessmentcenter»
В рамках Assessment Center проводится специальная оценочная сессия для группы сотрудников. Чаще всего эта сессия имеет продолжительность в один-два дня. В программу включаются различные упражнения, тесты, деловые игры, дискуссии и т.п. Моделируются ситуации действия, в том числе группового. За каждым участником ведется наблюдение (может применяться видеотехника). Фиксируются результаты действий. По результатам анализа и интерпретации материалов Assessment Center на каждого участника составляется письменное заключение с оценкой деловых и личностных качеств, рекомендациями по использованию сотрудника и его профессиональному развитию. Реже метод Assessment Center применяется для оценки группы кандидатов, претендующих на работу в компании.