PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF INTERNET COMMUNICATION IN ADOLESCENCE ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF INTERNET COMMUNICATION IN ADOLESCENCE ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Кретова О.В. 1, Черная Е.В. 1
1Сахалинский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Технологический прогресс в развитии компьютеризации к концу XX в. привел к тому, что в общественной среде появилось новое понятие - «компьютерное общение», как принципиально новая форма связи людей между собой, осуществляемая без непосредственного контакта, но в режиме диалога, не подразумевающего личное присутствие. Это мир, который имеет собственные правила, нормы и законы, отражающий недостатки и достоинства современного общества. В этой связи актуальной задачей современной психологии и педагогики является осмысление феномена виртуальной реальности, влияния интернет-общения на развитие личности. Так как наиболее активным периодом самостоятельного освоения и уверенного пользования интернетом растущей личностью является юношеский возраст, то представляет интерес рассмотрение проблемы влияния интернет-общения на личность в данный период жизни.

Общая картина феномена интернет-общения складывается посредством анализа имеющихся научных исследований. Опираясь на труды Н.В. Антоновой [1], О.Н. Арестовой, Л.Н. Бабанина, А.Е. Войскунского [2; 4], Ю.Д. Бабаевой [3], А.Е. Жичкиной [5; 6], К.Ю. Новикова [7], Т. Келер и В. Фриндте [8], можно сказать, что общение в интернет-среде имеет своеобразие и оказывает различное влияние на развитие личности. Рассмотрим подробнее основные тенденции, имеющие значение для психолого-педагогического исследования.

Важно отметить, что исследованием проблемы влияния интернет-общения на личность в значительной степени осложнено тем, что виртуальность создает преграды в освоении реальных вещей, компонентов и качеств личности из-за распространенной анонимности и валидности пользователей глобальной сети. В реальном мире очень четко задаются рамки для отграничения таких категорий, как национальность, возраст, рост и пол, однако виртуальная реальность является собой полнейшую свободу для выбора самопрезентации. Интернет, как принципиально иная реальность, создаёт возможности для смены идентичности за счет самопрезентации. В таком случае под самопрезентацией подразумевают не только поведенческое выражение когнитивных и эмоциональных элементов Я-концепции, а также идентичность, как центральный конструкт личности. Главными причинами смены самопрезентации в юношеском возрасте, а также идентичности, чаще всего являются следующие:

  • недовольство молодежи некоторыми сторонами собственной идентичности;

  • процесс самоактуализации, так как молодые люди чаще всего не обладают возможностями для выражения всех сторон своего многогранного «Я», в то время как интернет данные возможности предоставляет;

  • растущее любопытство, а также получение нового опыта;

  • формирование некого четкого образа «Я», что в юношеском возрасте проявляется к экспериментам с собственной идентичностью, с целью познания различных сторон собственного «Я»;

  • стремление к веселью и шуткам [4].

Однако юноши и девушки могут не изменять собственную идентичность, а разрабатывать стратегии самопрезентации в зависимости от вида общения. Это зависит от индивидуальных особенностей пользователей, а именно: стремления к лидерству, агрессивности и спонтанности в общении. Молодые люди, у которых ярко выражены данные особенности, склонны к отсутствию адаптации к внешним условиям, а также изменению ситуации в соответствии с собственными ожиданиями. Постоянное изменение стратегии идентичности в интернет-общении, как правило, соотносится с тревожностью, ригидностью, а также индивидуализмом и принятием себя. Т. Келер и В. Фриндте выделяют ряд факторов, оказывающих влияние на идентификацию себя в интернете, к которым отнесли следующие:

  • опыт опосредованного интернет-общения;

  • наличие анонимной аудитории;

  • степень развития самосознания, а именно личного и публичного;

  • идентификацию себя с социальной группой пользователей интернета [8, с.49].

Интернет-общение создает для юношества возможности создания сетевой идентичности по своему выбору. Полная невидимость и анонимность обозначает возможность выбора изменения собственной внешности, а также изменений невербальных проявлений, полного контроля над впечатлением о себе. Исходя из этого, особенностями виртуальной самопрезентации, вызывающими у общества различные эмоциональные реакции, можно назвать следующие яркие проявления экспериментов с собственной личностью в интернете, которыми являются: смена пола, анонимность, предельное самораскрытие с применением элементов эксгибиционизма, либо аггравации до обмана, склонность к управлению мнением о себе и манипулированию, что можно интерпретировать, как проявления девиантного поведения.

Вообще проблема влияния смены идентичности пользователей интернет –пространства на реальное становление личности пользователей в юношеском возрасте сама по себе очень интересна. Можно предположить, что интернет-общение может вносить значительный вклад в становление некого четкого содержания личностной идентичности и развития «Я-концепции», ведь известны случаи, когда виртуальное общение помогает бороться с реальными проблемами юношеского возраста, а именно: повышенной стеснительностью, замкнутостью и другими, однако существует и обратная сторона, которая развивает смешение ролей и девиантное поведение. В этой связи Р.Ф. Теперик говорит о таких нарушениях общения в интернете, как:

  • нарушения в эмоциональной сфере;

  • понижение способности улавливать эмоциональное состояние собеседника;

  • понижение способности анализировать невербальные стороны коммуникации [6, с.454].

Однако основной проблемой личности в юношеском возрасте, прибегающей к интенсивному интернет-общению, является концентрация в области самопринятия. Как известно, девушки и юноши нередко испытывают некоторые сложности в приватном реальном общении, а также в самораскрытии, принятии себя и реализации телесных потребностей. Возможно, причинами данного факта являются инфантильные, неразвитые механизмы самооценки, которые порождают идеализированные запросы, затрудняющие формирование адекватного восприятия себя. В этом случае интернет-общение позволяет личности проявлять себя в самых разных социальных ролях. Юноша или девушка могут себя презентовать, как совершено иного человека. Это может сопровождаться сменой идентичности, компенсирующей те качества, которые пока не развиты или совершенно отсутствуют в реальном мире, но интернет-общение позволит ускорить процесс самоактуализации.

В юношеском возрасте возрастает важность в приобретении нового опыта, а также в признании, интимном общении и защищенности. Данный факт определяет рост потребности в общении с людьми, а также актуализацией потребности быть принятыми и чувствовать собственное признание. Это важно для решения тех проблем, которые свойственны юношескому возрасту, решать которое становится возможным при общении с окружающими [9, с.273].

Помимо этого, интернет не только создает возможности свободы выбора, а активизирует перед юношеством проблему самоопределения, решение которой определяет основные условия жизни в данной среде. Решение этой задачи – главная проблема не только информационного, но и социально-психологического аспекта исследования личности.

Таким образом, теоретический анализ литературы показал, что интернет-общение создаёт тенденции как позитивного, так и негативного влияния на развитие личности в юношеском возрасте. Умеренное интернет-общение, а также соблюдение норм и культуры общения в интернете позволяют выделить такие его положительные стороны, как:

  • возможность саморазвития, расширения социальных контактов и опыта общения с помощью приобретения новых знакомств;

  • расширение коммуникативных возможностей;

  • позитивное самовыражение и самопрезентацию;

  • устранение застенчивости, скрытности и излишней скромности;

  • совершенствование различных видов деятельности посредством применения современных компьютерных технологий;

  • развитие познавательной деятельности, развитие креативности;

  • расширение возможностей для построения позитивных жизненных целей и планов [7, с.172].

Кроме расширения сферы коммуникации, активизации познавательных интересов, активности, самоопределения, интернет-общение может иметь негативные последствия для физического и психологического здоровья молодых людей. Так, пренебрежение временными, культурными, этическими нормами интернет-общения может привести к следующим негативным последствиям:

  • развитию конфликтности;

  • подмене реального общения виртуальным;

  • появлению «иллюзии свободы»;

  • приобретению хронического депрессивного состояния;

  • осложнениями социализации;

  • социальному отчуждению, замкнутости;

  • появлению интернет-зависимости;

  • снижению способности контролировать время;

  • активизации поисковой способности в ущерб мыслительной [1].

Таким образом, интернет-общение - это пространство, в котором участники получают новые возможности для свободы самопрезентации, самовыражения, а также построения виртуальной личности. Появляющаяся в юности проблема самоопределения, бесспорно, не может быть разрешена только в общении со сверстниками и знакомыми людьми, социальный опыт которых, также ограничен. Поэтому в юности ребята стремятся к общению со взрослыми, а также с незнакомыми людьми. Этим можно объяснить популяризацию интернет-общения в данном возрасте, так как в сети можно быть кем угодно и общаться с кем угодно, что способствует эмоциональной разгрузке, а также развитию возможностей самоидентичности и самопознания. При этом полезно принять во внимание результаты исследования А.Е. Жичкиной [5], которые свидетельствуют о том, что чем ярче выражена социальная идентичность, тем ниже уровень активности общения в интернете.

Список использованной литературы

  1. Антонова Н.В. Интеграционная модель исследования идентичности в контексте Интернет-коммуникации // Cyberleninka.ru: науч. эл. библ. 2010. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/integratsionnaya-model-issledovaniya-identichnosti-v-kontekste-internet-kommunikatsii (дата обращения 27.01.2015).

  2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е.. Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет. [Электронный ресурс] //HR-Portal: Сообщество HR-Менеджеров. [сайт]. [20005]. URL: http://hr-portal.ru/article/o-n-arestova-l-n-babanin-e-voyskunskiy-regionalnaya-specifika-soobshchestva-rossiyskih (дата обращения: 26.01.2015).

  3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. Т.19. № 1. С.89-100. URL: http://www.twirpx.com/file/1009387/ (дата обращения 27.01.2015).

  4. Войскунский А.Е. Исследование Интернета в психологии [Электронный ресурс] // Порталус [сайт]. [2005]. URL: http://hr-portal.ru/article/issledovaniya-interneta-v-psihologii (дата обращения 27.01.2015).

  5. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста [Электронный ресурс] // Флогистон [сайт]. [2003]. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/avtoref_zhichkina (дата обращения 27.01.2015).

  6. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета // Образование и информационная культура. М., 2000. С. 431-460.

  7. Новиков К.Ю. Психология. Дети. СМИ. Новое поколение в виртуальных мирах. М.: ИКАР, 2008. 212 с.

  8. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование «Я» в опосредованном компьютером общении // Гуманитарные исследования Интернета / под ред. А.Е. Войскунского. М.: Терра-Можайск, 2000. C. 40-54.

  9. Шаповаленко Н.В. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт, 2005. 349 с.

Просмотров работы: 956