ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ.

Крочак А.Я. 1
1РЭУ имени Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одна из главных проблем, стоящих перед любым новым предприятием — правильное планирование денежных потоков. Рентабельные предприятия терпят банкротство из-за того, что в определенный момент у них не хватило денежной наличности. Денежная наличность — это разность между реальными денежными поступлениями и выплатами. Изменяется объем денежной наличности только тогда, когда предприятие фактически получает платеж или само производит выплату финансовых средств. Таким образом, нельзя только по уровню прибыли судить о мере финансовой устойчивости предприятия. Главная задача плана денежных поступлений и выплат — спланировать синхронность поступления и расходования денежных средств и таким образом поддержать текущую платежеспособность предприятия.

Назначение и роль оперативных финансовых планов состоит в определении конкретной текущей финансово-экономической ситуации, а именно: последовательности и сроков совершения финансовых операций при наиболее рациональном маневрировании собственными, привлеченными и заемными денежными ресурсами в целях получения наибольшего экономического эффекта.

Разработка плана денежных поступлений и выплат:

  • оказывает влияние на прогнозируемые потоки платежей по отношению к кредитным институтам, инвесторам;

  • позволяет контролировать ликвидность — избежать неликвидности или чрезмерной ликвидности;

  • инициирует разработку и реализацию соответствующих организационных и финансово-экономических мероприятий по балансированию платежных средств.

Оперативное финансовое планирование включает следующие элементы:

  • расчет денежных потоков на основе запаса платежных средств на начало периода;

  • поддержание текущего баланса денежных поступлений и выплат путем планирования выплат по месяцам;

  • расчет объемов внешнего финансирования и дефинансирования;

  • расчет резервов ликвидности для определения желаемого запаса платежных средств на конец периода.

Если в плане доходов и расходов были намечены конкретные финансовые цели, то, планируя движение денежных средств, определяется, когда конкретно и сколько денег поступит или будет уплачено по счетам, чтобы обеспечить нормальную деятельность предприятия.

Планирование поступлений и расходов поможет наиболее оптимально привлекать кредиты или, наоборот, выгодно вкладывать временно свободные денежные средства.

В такой план необходимо включать только реальные поступления и расходы, планируемые на каждый конкретный период. Это должны быть фактически выплачиваемые деньги, а не обязательства, которые приняты на себя предприятиями сейчас, для того чтобы заплатить по ним в будущем. При этом надо иметь в виду, что платежи по погашению долга не отражаются в качестве издержек, хотя уменьшают сумму наличности, а амортизация основного капитала — это издержки, которые снижают прибыль, но на сумму денежной наличности не влияют. Нынешний финансовый механизм позволяет предприятиям иметь крупную просроченную задолженность перед их контрагентами и не оказываться при этом банкротом. Формирование реального рыночного механизма заставит предпринимателей относиться к планированию денежных потоков серьезнее, для того чтобы не попасть под процедуру банкротства.

Прежде всего, необходимо установить конкретные источники и время поступления денег на расчетные счета и в кассу предприятия. При этом необходимо учесть возможный временной сдвиг между реальной продажей продукции или услуг и фактическим поступлением денег. Продажа не всегда означает поступление денег, поскольку оплата купленного товара может производиться не сразу, а лишь спустя некоторое время, например, если товар был продан в кредит.

Затем сводятся по сроку оплаты суммы расходов, рассчитанные в других разделах бизнес-плана. При этом надо иметь в виду, что ряд платежей носит обязательный временной характер (например, оплата налогов), соответственно предприятие не в состоянии маневрировать сроками оплаты данных платежей. Как правило, сроки оплаты налогов представлены в налоговом календаре. Другие платежи менее обязательны по времени исполнения. Их оплата может быть спланирована в зависимости от финансовой ситуации на предприятии, т.е. в зависимости от поступления денежных средств.

Расчет компонентов финансового плана начинается с определения объема денежных средств на начало периода, который включает в себя остатки денег в кассе и счетах в банках. Затем производится расчет поступлений и выплат, связанных с текущей деятельностью предприятия (по производству и реализации продукции, по лицензиям, по аренде, по процентам, по налогам и дивидендам). Инвестиционные расчеты включают поступления и выплаты по земельным участкам, зданиям, оборудованию, оснащению, материалам, продаже/покупке участия (паев), продаже/покупке ценных бумаг, предоставлению/возврату ссуд. При расчете внешнего финансирования учитываются поступления и выплаты по привлечению/возврату собственного и заемного капитала.

Таким образом, можно определить итоговый баланс денежных средств на конец периода (месяца, квартала, года) как сумму остатка (баланса) на начало периода и прихода денежных средств, уменьшенную на величину понесенных расходов.

План денежных поступлений и выплат строится на основе плана доходов и расходов с разбивкой по месяцам. Если для какого-то месяца окажется, что выплаты превышают поступления, причем эта разница не может быть покрыта из наличных денег, предприниматель должен заранее позаботиться о том, чтобы на этот период взять деньги в долг. Если в каком-то другом месяце денежные поступления, наоборот, будут превышать выплаты, «лишние» деньги можно отдать в краткосрочную ссуду или положить на банковский счет до того времени, когда выплаты вновь будут превышать поступления. Обычно в первые несколько месяцев после создания предприятия предпринимателю приходится часто пользоваться заемными средствами для покрытия своих платежей, но по мере накопления собственных средств займы требуются все реже.

В ряде случаев полезно предусмотреть несколько возможных сценариев развития и соответственно дать несколько вариантов плана доходов и расходов и плана денежных поступлений и выплат. Работа по составлению подобных сценариев и проведению расчетов важна не только как средство получения формальных планов, но и потому, что она дает предпринимателю возможность заранее обдумать возможные пути развития предприятия.

План денежных поступлений и выплат

Показатели

1. Денежные поступления (Пр)

2. Выплаты, всего (П), в том числе:

  • оборудование

  • сырье и материалы расходы на сбыт

  • управленческие расходы аренда помещений

  • коммунальные услуги

  • транспорт

  • реклама

  • страхование

  • выплата долга и процентов

  • налоги

  • прочие

3. Прирост денежной наличности (Д)

4. Остаток на начало периода (Он)

5. Остаток на коней периода (Ок)

Представим основные формулы расчета показателей в плане денежных поступлений и выплат.

Д =Пр-П

Ок = Д + Он

или Ок = Пр - П + Он.

Планирование отдельных платежей, относящихся ко всему предприятию, взаимосвязано. Предпосылкой для планирования платежей, наряду со знаниями принципиальных возможностей формирования и взаимосвязей этих расчетов, является анализ факторов, определяющих направления и объемы потоков платежей (как объекта расчетов) по виду, величине и времени.

В случае недостаточности денежных средств на расчетном счете оплата осуществляется в установленной очередности платежей:

  • в первую очередь осуществляется оплата требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

  • во вторую очередь производится выплата выходных пособий и оплата труда лиц, работающих по трудовому договору, в том числе по контракту, выплата вознаграждений по авторским договорам;

  • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

  • в четвертую очередь производится оплата платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

  • в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

В случае если на неотложные платежи денежных средств хватает, то порядок перечисления будет зависеть от следующих критериев:

  • важность оплаты для предприятия и размер дохода, ожидаемого к получению от данного вложения денежных средств;

  • размер пени или штрафов и других убытков в связи с просрочкой платежа.

При выборе этих критериев необходимо выделить их преимущества и недостатки в зависимости от сложившейся ситуации, рассчитать размеры ожидаемых доходов от вложения денежных средств и возможных потерь от задержки платежа.

Оценить движение денежных средств можно также с помощью расчета ликвидного денежного потока в целях экспресс-диагностики финансового состояния организации:

LCF = (FL1 + CL1 – CASH1) – (FL0 + CL0 – CASH0),

где FL1, FL0 — долгосрочные кредиты и займы на конец, и начало анализируемого периода;

CL1, CL0 — краткосрочные кредиты и займы на конец, и начало анализируемого периода;

CASH1, CASH0 — денежные средства, находящиеся в кассе, на расчетных и валютных счетах в банках на конец и начало анализируемого периода.

Ликвидный денежный поток является показателем избыточного или дефицитного сальдо денежных средств организации. Его отличие от других показателей ликвидности состоит в том, что коэффициенты ликвидности отражают способность организации погашать свои обязательства перед внешними кредиторами, а ликвидный денежный поток характеризует абсолютную величину денежных средств, получаемых от собственной деятельности. Он является внутренним показателем результативности работы организации и важен как для кредиторов, так и для инвесторов.

Планирование денежных потоков

Одним из этапов управления денежными потоками является этап планирования. Планирование денежных потоков помогает финансовому менеджеру определить источники денежных средств и оценить их использование, а также выявить ожидаемые денежные потоки, а значит, перспективы роста организации и ее будущие финансовые потребности.

Главная задача составления плана движения денежных средств — проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную потребность в заемных средствах. План движения денежных средств может быть составлен прямым либо косвенным способом.

Помимо годового плана движения денежных средств необходимо разрабатывать краткосрочный план на короткие промежутки времени (месяц, декаду) в форме платежного календаря.

Платежный календарь — это план организации производственно-финансовой деятельности, в котором календарно взаимосвязаны все источники денежных поступлений и расходы за определенный отрезок времени. Он полностью охватывает денежный оборот организации; дает возможность увязать поступления денежных средств и платежи в наличной и безналичной форме; позволяет обеспечить постоянную платежеспособность и ликвидность.

Платежный календарь составляется финансовой службой предприятия, при этом плановые показатели бюджета движения денежных средств разбиваются по месяцам и более мелким периодам. Сроки определяются исходя из периодичности основных платежей организации.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

· организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов организации;

· формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;

· ежедневный учет изменений в информационной базе;

· анализ неплатежей и организация мероприятий по устранению их причин;

· расчет потребности в краткосрочном финансировании;

· расчет временно свободных денежных средств организации;

· анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств.

Платежный календарь составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках организации, в состав которой входят: договоры с контрагентами; акты сверки расчетов с контрагентами; счета на оплату продукции; счета-фактуры; банковские документы о поступлении средств на счета; платежные поручения; графики отгрузки продукции; графики выплаты заработной платы; состояние расчетов с дебиторами и кредиторами; законодательно установленные сроки платежей по финансовым обязательствам перед бюджетом и внебюджетными фондами; внутренние приказы.

Для эффективного составления платежного календаря финансовому менеджеру необходимо контролировать информацию об остатках денежных средств на банковских счетах, израсходованных средствах, средних остатках за день, состоянии рыночных ценных бумаг организации, планируемых поступлениях и выплатах на предстоящий период.

Методика составления платежного календаря широко представлена в специальной литературе по финансовому менеджменту.

Балансировка и синхронизация денежных потоков

Результатом разработки плана денежных потоков может быть как дефицит, так и избыток денежных средств. Поэтому на заключительном этапе управления денежными потоками их оптимизируют путем балансировки по объему и во времени, синхронизации их формирования во времени и оптимизации остатка денежных средств на расчетном счете.

Как дефицит, так и избыток денежного потока оказывают отрицательное влияние на деятельность предприятия. Отрицательные последствия дефицитного денежного потока проявляются в снижении ликвидности и уровня платежеспособности предприятия, росте просроченной кредиторской задолженности поставщикам сырья и материалов, повышении доли просроченной задолженности по полученным финансовым кредитам, задержках выплаты заработной платы, росте продолжительности финансового цикла, а в конечном счете — в снижении рентабельности использования собственного капитала и активов предприятия.

Отрицательные последствия избыточного денежного потока проявляются в потере реальной стоимости временно неиспользуемых денежных средств от инфляции, потере потенциального дохода от неиспользуемой части денежных активов в сфере краткосрочного их инвестирования, что в конечном итоге также отрицательно сказывается на уровне рентабельности активов и собственного капитала предприятия.

По мнению И. Н. Яковлевой, объем дефицитного денежного потока должен сбалансироваться за счет:

1) привлечения дополнительного собственного или долгосрочного заемного капитала;

2) совершенствования работы с оборотными активами;

3) избавления от непрофильных необоротных активов;

4) сокращения инвестиционной программы предприятия;

5) снижения затрат.

Объем избыточного денежного потока должен сбалансироваться за счет:

1) увеличения инвестиционной активности предприятия;

2) расширения или диверсификации деятельности;

3) досрочного погашения долгосрочных кредитов.

В процессе оптимизации денежных потоков во времени используются два основных метода — выравнивание и синхронизация. Выравнивание денежных потоков направлено на сглаживание их объемов в разрезе отдельных интервалов рассматриваемого периода времени. Этот метод оптимизации позволяет устранить в определенной мере сезонные и циклические различия в формировании денежных потоков (как положительных, так и отрицательных), оптимизируя параллельно средние остатки денежных средств и повышая уровень ликвидности. Результаты этого метода оптимизации денежных потоков во времени оцениваются с помощью среднеквадратического отклонения или коэффициента вариации, которые в процессе оптимизации должны снижаться.

Синхронизация денежных потоков основана на конвариацииположительного и отрицательного их видов. В процессе синхронизации должно быть обеспечено повышение уровня корреляции между этими двумя видами денежных потоков. Результаты этого метода оптимизации денежных потоков во времени оцениваются с помощью коэффициента корреляции, который в процессе оптимизации должен стремиться к значению «+1».

Теснота корреляционной связи повышается за счет ускорения или замедления платежного оборота.

Платежный оборот ускоряется за счет следующих мероприятий:

1) увеличения размера скидок дебиторам;

2) сокращения срока товарного кредита, предоставляемого покупателям;

3) ужесточения кредитной политики по вопросу востребования задолженности;

4) ужесточения процедуры оценки кредитоспособности дебиторов с целью снижения процента неплатежеспособных покупателей организации;

5) использования современных финансовых инструментов, таких, как факторинг, учет векселей, форфейтинг;

6) использования таких видов краткосрочных кредитов, как овердрафт и кредитная линия.

Замедление платежного оборота может осуществляться за счет:

1) увеличения срока товарного кредита, предоставляемого поставщиками;

2) приобретения долгосрочных активов посредством лизинга, а также передачи на aутсорсинг стратегически менее существенных участков деятельности организации;

3) перевода краткосрочных кредитов в долгосрочные;

4) сокращения расчетов с поставщиками наличными.

Расчет оптимального остатка денежных средств

Денежные средства как вид оборотных активов характеризуются некоторыми признаками:

· рутинностью — денежные средства используются для погашения текущих финансовых обязательств, поэтому между входящими и исходящими денежными потоками всегда существует разрыв во времени. В результате предприятие вынуждено постоянно накапливать свободные денежные средства на расчетном счете в банке;

· предосторожностью — деятельность предприятия не носит жестко регламентированного характера, поэтому денежная наличность необходима для покрытия непредвиденных платежей. В этих целях целесообразно создавать страховой запас денежной наличности;

· спекулятивностью — денежные средства необходимы по спекулятивным соображениям, так как постоянно существует малая вероятность того, что неожиданно появится возможность для выгодного инвестирования.

Однако сами по себе денежные средства являются бесприбыльным активом, поэтому главная цель политики управления ими — поддержание их на минимально необходимом уровне, достаточном для осуществления эффективной финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе:

· своевременной оплаты счетов поставщиков, позволяющей воспользоваться предоставляемыми ими скидками с цены товара;

· поддержания постоянной кредитоспособности;

· оплаты непредвиденных расходов, возникающих в процессе коммерческой деятельности.

Как было отмечено выше, при наличии на расчетном счете большой денежной массы у организации возникают издержки упущенных возможностей (отказ от участия в каком-либо инвестиционном проекте). При минимальном запасе денежных средств возникают издержки по пополнению этого запаса, так называемые издержки содержания (коммерческие расходы, обусловленные куплей-продажей ценных бумаг, или проценты и другие расходы, связанные с привлечением займа для пополнения остатка денежных средств). Поэтому, решая проблему оптимизации остатка денег на расчетном счете, целесообразно учитывать два взаимоисключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от вложения свободных денежных средств.

Существует несколько основных методов расчета оптимального остатка денежных средств: математические модели Баумоля-Тобина, Миллера-Орра, Стоуна и др.

Модель Баумоля-Тобина

Наиболее популярной моделью управления ликвидностью (остатком денежных средств на расчетном счете), является модель Баумоля-Тобина, построенная на выводах, к которым пришли У. Баумоль и Дж. Тобин независимо друг от друга в середине 50-х гг. В модели предполагается, что коммерческая организация поддерживает приемлемый уровень ликвидности и оптимизирует свои товарные запасы.

Согласно модели, предприятие начинает работать, имея максимально приемлемый (целесообразный) для него уровень ликвидности. Далее по мере работы уровень ликвидности сокращается (постоянно расходуются денежные средства в течение некоторого периода времени). Все поступающие денежные средства предприятие вкладывает в краткосрочные ликвидные ценные бумаги. Как только уровень ликвидности достигает критического уровня, то есть становится равным некоторому заданному уровню безопасности, предприятие продает часть купленных краткосрочных ценных бумаг и тем самым пополняет запас денежных средств до первоначальной величины. Таким образом, динамика остатка денежных средств предприятия представляет собой «пилообразный» график (рис. 1).

Рис. 1. График изменения остатка средств на расчетном счете (модель Баумоля-Тобина)

При использовании данной модели учитывают ряд ограничений:

1) на данном отрезке времени потребность организации в денежных средствах постоянная, ее можно спрогнозировать;

2) все поступающие средства от реализации продукции организация вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Как только остаток денежных средств падает до неприемлемо малого уровня, организация продает часть ценных бумаг;

3) постоянными, а, следовательно, и планируемыми считаются поступления и выплаты организации, что позволяет вычислить чистый денежный поток;

4) поддается расчету уровень затрат, связанных с превращением ценных бумаг и других финансовых инструментов в наличные деньги, а также потери от упущенной выгоды в виде процентов за предполагаемые вложения свободных средств.

Согласно рассматриваемой модели для определения оптимального остатка денежных средств можно использовать модель оптимальной партии заказа (EOQ):

(1)

где С — оптимальная сумма денежных средств;

F — фиксированные затраты по купле-продаже ценных бумаг или обслуживанию полученной ссуды;

Т годовая потребность в денежных средствах, необходимых для поддержания текущих операций;

r — величина альтернативного дохода (процентная ставка краткосрочных рыночных ценных бумаг).

Пример 1

Определим оптимальный остаток денежных средств по модели Баумоля-Тобина, если планируемый объем денежного оборота составил 24 000 тыс. руб., расходы по обслуживанию одной операции пополнения денежных средств — 80 руб., уровень потерь альтернативных доходов при хранении денежных средств — 10 %.

По формуле (1) рассчитаем верхний предел остатка денежных средств организации:

Средний остаток денежных средств составит 97,98 тыс. руб. (195,96 / 2).

Недостаток модели Баумоля-Тобина — предположение о предсказуемости и устойчивости денежного потока. Также в ней не учитываются цикличность и сезонность, свойственные большинству денежных потоков.

Модель Миллера-Орра

Отмеченные выше недостатки модели Баумоля-Тобина нивелирует модель Миллера-Орра, являющаяся усовершенствованной моделью EOQ. Ее авторы М. Миллер и Д. Орр пользуются при построении модели статистическими методом, а именно процессом Бернулли — стохастическим процессом, в котором поступление и расходование денежных средств во времени являются независимыми случайными событиями.

При управлении уровнем ликвидности финансовый менеджер должен исходить из следующей логики: остаток денежных средств хаотически меняется до тех пор, пока не достигает верхнего предела. Как только это происходит, необходимо покупать достаточное количество ликвидных инструментов с целью вернуть уровень денежных средств к некоторому нормальному уровню (точке возврата). Если запас денежных средств достигает нижнего предела, то в этом случае необходимо продавать ликвидные краткосрочные ценные бумаги и таким образом пополнять запас ликвидности до нормального предела (рис. 2).

Минимальная величина остатка денежных средств на расчетном счете принимается на уровне страхового запаса, а максимальная – на уровне его трехкратного размера. Однако при решении вопроса о диапазоне (разности между верхним и нижним пределами остатка денежных средств) рекомендуется учесть следующее: если ежедневная изменчивость денежных потоков велика или постоянные затраты, связанные с покупкой и продажей ценных бумаг, высоки, то предприятию следует увеличить размах вариации и наоборот. Также рекомендуется уменьшить размах вариации, если есть возможность получения дохода благодаря высокой процентной ставке по ценным бумагам.

При использовании данной модели следует учесть допущение, что расходы по покупке и продаже ценных бумаг фиксированы и равны между собой.

Рис. 2. График изменения остатка средств на расчетном счете (модель Миллера-Орра)

Для определения точки возврата используется следующая формула:

(2)

где Z — целевой остаток денежных средств;

δ2 — дисперсия сальдо дневного денежного потока;

r — относительная величина альтернативных затрат (в расчете на день);

L — нижний предел остатка денежных средств.

Верхний предел остатка денежных средств определяется по формуле:

H = 3Z – 2L. (3)

Средний остаток денежных средств находится по формуле:

С = (4Z – L) / 3, (4)

Пример 2

Рассчитаем оптимальный остаток денежных средств по модели Миллера-Орра, если среднеквадратичное (стандартное) отклонение ежемесячного объема денежного оборота составляет 165 тыс. руб., расходы по обслуживанию одной операции пополнения денежных средств — 80 руб., среднедневной уровень потерь альтернативных доходов при хранении денежных средств — 0,0083 %. Минимальный остаток денежных средств — 2500 тыс. руб.

По формуле (2) определим целевой остаток денежных средств:

Верхний предел остатка денежных средств определим по формуле (3):

Н = 3 × 2558,17 – 2 × 2500 = 2674,5 тыс. руб.

Средний размер остатка денежных средств определим по формуле (4):

Главным недостатком модели является то, что верхняя граница коридора уровня ликвидности устанавливается в зависимости от нижней, но при этом не существует четкой методики установления нижней границы. Менеджеру, контролирующему уровень ликвидности, в определении нижней границы приходится опираться на здравый смысл и опыт, отсюда возникает субъективность оценок модели.

Модель Стоуна

Модель Стоуна дополняет модель Миллера-Орра и основана на прогнозах движения денежных средств на ближайшее будущее. Достижение верхнего предела величины денежных средств на расчетном счете не вызовет их немедленного перевода в ценные бумаги, если в ближайшие дни у организации, согласно прогнозам, ожидаются относительно высокие выплаты. Это позволяет минимизировать количество операций по конвертации и, следовательно, снижать связанные сними расходы.

Думается, рассмотренный механизм управления денежными потоками является достаточно эффективным, а его реализация позволит поддерживать финансовое равновесие предприятия в процессе его производственно-хозяйственной деятельности, повысить степень его финансовой и производственной гибкости.

Просмотров работы: 13836