ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Трубицын И.А. 1, Пачина Н.Н. 2
1ФГБОУ ВПО "Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина"
2Елецкий Государственный Университет имени Ивана Алексеевича Бунина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Современные условия жизни человека в наши дни сопряжены с постоянными сложностями. На людей воздействует огромный поток информации, исходящий из различных источников и непрерывно находящихся под его воздействием. Человек ставит перед собой множество задач, решение которых необходимо осуществить в очень короткие сроки. Стремление быть успешным в сложных политических, социально-экономических и природно-экологических условиях. От этого эмоциональное состояние зачастую является депрессивным. Другими словами, мы живём в состоянии стресса. Подростки больше других возрастных групп подвержены этому эмоциональному состоянию. Источниками их стрессов становятся и физиологические изменения тела, и начавшиеся поиски индивидуальности, неуверенность в себе и давление родителей. Являясь психофизиологическим феноменом, стресс неразрывно сопряжен с качеством жизни, поэтому в ряде случаев может приводить к возникновению различных заболеваний и невротических состояний. Для подросткового возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я»[1, 4]. Изучением проблемы стресса и стрессоустойчивости в зарубежной и отечественной психологии занимались Г. Селье, Р. Лазарус, В. Кеннон, Н.Х. Ризви, А.А. Реан, Л.Ю. Субботина, Л.П. Гримак, Ф.Е. Василюк, Л.А. Китаев-Смык, Ф.Б. Березин, Ю.А. Александровский, В.А. Бодров, П.К. Анохин и др. Стресс в работе Г. Селье рассматривается как «адаптационный синдром, как неспецифическая реакция на ситуацию, требующую функциональной перестройки организма, как неспецифические физиологические и психические проявления адаптационной активности, продукт когнитивных процессов и т.д.»[3]. Стрессоустойчивость по В. А. Лебедевой понимается как «эмоциональная устойчивость, как взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных, как индивидуальная психологическая особенность, как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности и т.п.» [2].Опишем причины подросткового стресса по О. Дарвишу [5]:1. Подросток интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом.2. В подростковом стрессе все чувства обострены: если любишь, то со всей страстью; если ненавидишь, то со всей злостью; если дружишь – со всей душой.3. Самые сильные стрессы происходят, когда подростки сталкиваются с ситуацией опасности или насилия.4. Не менее значимыми для подростка являются сложные ситуации в школе, приводящие к стрессу. Это изменение характера учебной деятельности.5. Тинэйджеры близко к сердцу воспринимают даже малейший конфликт в семье.6. Проблемы с друзьями являются самым настоящим несчастьем. Ссоры с друзьями могут стать причиной не только стресса, но и более серьёзных психических расстройств.Анализ литературы по данной проблеме позволяет заключить, что подросткам самостоятельно справиться с этими проблемами практически невозможно. Ученые рекомендуют взрослым, находящимся рядом с подростком помочь ему сформировать правильную жизненную позицию, конструктивное отношение подростков к стрессу. Попытка избегать стресс, является препятствием на пути к овладению методами управления стрессом. Так, основоположник учения о стрессе Г. Селье говорил, что «стресса не бывает только у мертвых. Пока мы живем, к чему-то стремимся, чего-то достигаем – мы будем испытывать стресс. Он – вкус и аромат жизни. Стрессом нужно управлять»[3]. Многие исследования показывают, что человек позитивно реагирует на стресс только в том случае, если он способен отнестись к стрессовым событиям как к вызову, вознаграждающему усилия. Говоря о методах управления стрессом, полезно думать о позитивных моментах, которые можно извлечь из большинства стрессовых ситуаций. Когда человеку удается реализовать эту способность на практике, он преодолевает самое большое препятствие на пути к обретению устойчивости к стрессу. Умение преобразовывать негатив в позитив является своего рода кульминацией методов управления стрессом. Научившись контролировать неприятные ситуации, в которые неожиданно попадаем, мы превращаем их в волнующий и ценный жизненный опыт, автоматически считая, что именно она позволяет нам демонстрировать свои лучшие качества и делает нашу жизнь более результативной и полноценной [6]. Таким образом, выбор подростка заключается в том, позволит ли он одержать верх событиям или будет сам контролировать их и сумеет принять стресс как эффективную возможность его использования. Конструктивная жизненная позиция поможет гармоничному развитию и совершенствованию личности в любых условиях жизни и труда. Литература1. Анохин П. К. "Организм и стресс", изд. АМИ СССР, 1949.2. Лебедева В.А. "Психология сегодня". Материалы Х регион. студ. науч.--практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. Ун - т», 2008. - 254 с.3. Селье Г. "Стресс без дистресса".-М., 1982.4. Субботина Л. Ю. "Психологическая защита и стресс", изд. "Гуманитарный Центр". ISBN 978-617-7022-10-6., 2013. 5. Дарвиш О.Б., "Возрастная психология" [электронный ресурс] http://psyera.ru/4761/podrostkovyy-vozrast 6. Петровский В., "Популярная медицинская энциклопедия"[электронный ресурс] http://www.bibliotekar.ru/624-2/index.htm

Просмотров работы: 1253