ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ОБРАЗОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО «ПОЛЁТ» – ФИЛИАЛ ФГУП ГКНПЦ ИМ. М. В. ХРУНИЧЕВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ОБРАЗОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО «ПОЛЁТ» – ФИЛИАЛ ФГУП ГКНПЦ ИМ. М. В. ХРУНИЧЕВА

Коптева А.В. 1
1ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях рыночной экономики главной задачей предприятия является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

Прибыль — многозначная экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.

На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты, хозяйствования, после реализации продукции. Только после продажи, продукции чистый доход принимает форму прибыли.

Различают прибыль бухгалтерскую и экономическую.

Экономическая прибыль – это разница между выручкой и всеми издержками производства (внешними и внутренними).

В бухгалтерском смысле прибыль – это разница между общей выручкой и внешними издержками.

Проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности ПО «Полёт»-филиал ФГУП ГКНПЦ им. М. В. Хруничева показал, что увеличение себестоимости в 2013 г. в сравнении с 2012 г. при этом составило 19,83% или 933 тыс. руб., что положительно сказалось на изменении валовой прибыли.

Снижение прибыли от продаж составило в 2013 г в сравнении с 2012 г. 67,41% или 159 тыс. руб.

Чистая прибыль увеличилась на 658,82% или более чем в 6 раз, а в абсолютных величинах увеличение чистой прибыли составило 285 тыс. руб. в 2013 г. в сравнении с 2012г.

Рентабельность продаж с 9,3% в 2012 г. снизилась до 5,5% в 2013 г.

Среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась в 2013 году на 1728 тыс. руб. в сравнении с 2012 г., что указывает на приобретение новых основных фондов в 2013 году.

Фондоотдача, определяемая как отношение выручки от продаж на среднегодовую стоимость основных фондов уменьшилась с 2,58 руб. в 2012 г. до 1,59 руб. на 1 руб. ОПФ в 2013 г. Это говорит о снижении эффективности использования ОФ в 2013 г. Фондоёмкость при этом напротив возросла с 0,39руб. в 2011 г. до 0,63 руб. на 1 руб. выручки в 2013 году. Среднегодовая стоимость оборотных средств составила в 2012 г. 32941 тыс. руб., а в 2013 г. она увеличилась на 9554 тыс. руб. или на 29% составив 42495 тыс. руб. Среднесписочная численность работников предприятия изменяется в 2012 г. она составляла 950 чел., а в 2013 г. 1064 человека. То есть увеличилась соответственно на 12% или на 114 чел.

Среднегодовая выработка (производительность труда) в 2012 г. составила 551 тыс. руб. на 1 работника, что на 198 тыс. руб. меньше, чем в 2013 г. Темп роста производительности труда в 2013 г. в с сравнении с 2012 г. составил 135,9%.

Таким образом, основные показатели деятельности предприятия свидетельствуют о том, что ПО «Полёт» развивается, увеличивая оборотные средства, выручку и эффективность деятельности.

Прибыль предприятия характеризует эффективность его деятельности. Она является основным источником финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающим его функционирование и развитие.

Динамика прибыли и ее составляющих может быть проведена в виде вертикального анализа.

Увеличение выручки от реализации на 757 тыс. руб. говорит о том, что предприятие все больший доход получает от основной деятельности. Снижение показателя прибыль от продаж может свидетельствовать о увеличении издержек производства и обращения, что и наблюдается в данном предприятии, а это значит, снижается доходность продаж. Рост показателя прибыль до налогообложения свидетельствует о положительной тенденции по предприятию в целом.

Так же можно произвести анализ динамики прибыли, используя горизонтальный анализ, в котором показатели оцениваются во времени.

Абсолютное изменение прибыли:

Темп роста прибыли:

Рассмотрев горизонтальный анализ прибыли от реализации продукции можно сказать, что в отчетном году выручка от продажи продукции составила 114,45 %. При этом можно заметить, что себестоимость продукции увеличилась на 19,29 %, а прибыль от продаж уменьшилась на 159 тыс. руб., чистая прибыль увеличилась на 285 тыс. руб.

Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон.

Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции.

Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.

Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:

  • изменение объема продажи продукции.

Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;

  • изменение структуры ассортимента реализованной продукции.

Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

  • изменение себестоимости продукции.

Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;

  • изменение цены реализации продукции.

При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Анализ финансовых результатов - важнейшее звено в деятельности любого предприятия. Прибыль, как финансовый результат, является основным результатом экономической деятельности предприятия, и ее увеличение несет положительный эффект, а использование прибыли, формирование специальных фондов показывает политику предприятия, например, увеличение отчислений в фонд накопления позволяет в дальнейшем расширить масштабы производства, а фонд потребления косвенно способствует увеличению производительности труда.

При рассмотрении характеристики ПО «Полёт» - филиал ФГУП ГКНПЦ им. М. В. Хруничева было выявлено, что в целом предприятие является рентабельным. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. предприятие получило чистой прибыли на 285 тыс. руб. больше. И выручка от продажи продукции увеличилась на 757 тыс. руб. в 2013 г. по сравнению с 2012г.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В современных условиях важнейшим источником увеличения прибыли является инновационная деятельность. Реализация данного источника предполагает постоянную работу по изменению потребительских свойств продукции, работ и услуг.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ГрузиновВ.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2010 г.

  2. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. –424 с.

  3. Ульянов И.Е. О качестве расчетов нормы прибыли.// Экономист. 2011. - №5, с. 39 – 44

  4. Красовская С.И. Управленческий анализ прибыли // Бухгалтерский учет и анализ, 2010, № 2, С.21-23.

Просмотров работы: 41274