ОБРАЗОВАНИЕ – ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОБРАЗОВАНИЕ – ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ

Яковлева А.Б. 1, Семчук Н.Н. 1, Николаева Н.И. 1, Орлова Г.А. 1, Архиреева Т.В. 1, Орлова Е.О. 1
1Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно!

Конфуций.

Школа – важнейший этап становления личности. Социализация, познание мира и себя, развитие способностей, подготовка к взрослой жизни…

Следует особо отметить, что в школе, как в зеркале, отражаются все важнейшие черты, характерные для современного общества, его достижения и проблемы. Здесь же выполняется и заказ общества на формирование нового поколения. Прямо или косвенно, хотим мы этого или нет, но именно общественный строй любого государства диктует школе правила и нормы образования и воспитания детей.

Есть мнение, что первые 9 лет в школе дети изучают предметы, необходимые абсолютно всем. Более того, именно эти знания потом могут пригодиться в жизни и врачу, и инженеру, и спортсмену.

В 10-11 классах проводится углубленное изучение… сразу по всем предметам. Было бы логично, чтобы ученик по каждому предмету мог сделать выбор, по крайней мере, одного из двух вариантов (уровень ознакомительный или же углубленная программа), чтобы он взял для себя именно то, что его интересует, и мог совершенствоваться в этом направлении, развивая свои способности. Однако, за редким исключением (специализированные классы), в общеобразовательных школах требования, например, по математике или химии одинаковы для всех учащихся.

Правда, не совсем понятно, зачем школьнику, желающему стать филологом, углубленное изучение химии? Или будущему историку обширные знания по физике? Практически у подавляющего большинства учеников есть базовые знания по всем школьным предметам, чтобы говорить о минимально необходимых компетенциях для формирования состояния самодостаточности в социуме. Более того, если ученик будет прилежно (в силу личного интереса) изучать какой-то предмет (или какие-то предметы) на уровне более глубоком, даже выходя при этом за рамки школьной программы, то такое усердие следует всячески поощрять и поддерживать как со стороны учительского коллектива, так и в семье.

Несомненно, более рациональным можно считать углубленное освоение лишь нескольких предметов (по выбору учащегося) с тем, чтобы в 10-11 классах ученики изучали то, что им нужно для успешного продолжения обучения в университете, подготовке к будущей профессии. Именно тогда они и смогут «прикладывать усвоенное к делу».

Еще одна проблема – это ЕГЭ. Казалось бы, обычный экзамен в тестовой форме, да еще и проверяется компьютерами. Но не все так просто. В заданиях иногда может быть то, к чему учеников просто не готовили. Встречаются также и некорректно сформулированные условия задачи.

Для примера – задание из тестов ЕГЭ по химии: «Поместить 46 г натрия в 156 г воды и определить массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе». Как итог: «На самом деле произойдет взрыв такой силы, что не будет ни раствора, ни массовой доли, ни того, кто ее должен считать», с юмором отмечает один из учителей химии.

Подобных примеров встречается немало. Однако, бывает еще обиднее, когда ученику попадается вопрос, на который может быть несколько правильных ответов (а принимается то в качестве правильного только лишь один).

Еще одна, пожалуй, самая непонятная вещь – ответы на ЕГЭ выкладываются порой за несколько дней до экзамена в Интернете. В данном случае уместно говорить о честности и справедливости. Практически исчезает подлинная конкуренция при поступлении в ВУЗ. Кроме того, на просторах Интернета появляются видео, на которых можно заметить, что иногда наблюдатели закрывают глаза на списывание или даже помогают с решением. В итоге появляются фальшивые «стобальники», а те, кто действительно старался, но набрал чуть меньше баллов, лишаются возможности обучаться в университете на бесплатной основе.

Весьма актуальная проблема, связанная с любыми экзаменами – стрессовое состояние. Возможность пересдать экзамен в случае неудачи только через год существенно усиливает стресс, как перед началом экзамена, так и во время его сдачи. Страх, который проявляется перед экзаменом, может подействовать на состояние личности по-разному. Вполне возможна ситуация, когда слабо подготовившийся ученик (и осознающий это) сможет намного спокойнее относиться к своему будущему результату и получит более высокую отметку, чем тот, который гораздо лучше знает предмет, но очень волнуется и сильно переживает за итоговый результат.

Нам могут возразить – к стрессу тоже нужно уметь адаптироваться, поскольку и в дальнейшей жизни он будет постоянно встречаться, и также негативно воздействовать на человека. С этим доводом можно согласиться, только, наверное, не в данном случае – во время рубежного экзамена, который, по сути, решает дальнейшую судьбу ребенка.

Можно ли радикально изменить ситуацию с ЕГЭ – убрать уже накопленный за несколько лет негатив и усилить его рациональные стороны? Да, можно.

Разработана система «МОНИТОП» (мониторинг образовательного процесса), которая может быть использована как в процессе обучения, так и для оценки качества подготовки школьников по разным предметам школьной программы на базе проведения ЕГЭ [1-7].

Система «МОНИТОП», например, по русскому языку, представляет собой комплекс заданий по всем разделам предмета, включающий проверку знаний школьной программы и навыков грамотного письма.

В процессе проверки знаний, умений и навыков грамотного письма испытуемый выполняет на компьютере упражнения (в базе данных представлены задания по всем правилам, и исключениям из правил согласно школьной программе).

Комплектация заданий конкретному испытуемому происходит в процессе экзамена методом случайного подбора упражнений из имеющейся базы данных по предмету.

Маршрут комплектации заданий формируется в зависимости от уровня подготовленности абитуриента. Работа начинается с первого уровня сложности. Абитуриенту предлагается выполнить задание, содержащее одну ошибку, которая выделена в представленном на экране тексте. Если абитуриент выполняет правильно три таких задания подряд, программа повышает уровень сложности заданий на один пункт. При этом задание будет содержать две ошибки, каждая из которых выделена в представленном на экране тексте. При выполнении трех заданий второго уровня сложности программа повышает уровень сложности заданий на один пункт, предлагая абитуриенту задания третьего уровня сложности и т.д. В случае, если абитуриент не справляется с заданием нового уровня сложности один раз, программа понижает уровень сложности задания на один пункт и т.д.

В одном задании могут быть предложены действия сразу по нескольким правилам русского языка.

Уровней сложности – несколько десятков. В том числе – разное количество выделенных и скрытых ошибок, разное сочетание выделенных и скрытых ошибок, наличие указания на количество скрытых ошибок и т. п. Для каждого уровня сложности имеется база данных, из которых программа будет выбирать конкретное задание в текущем испытании методом случайных чисел.

Таким образом, комплектация заданий и уровень их сложности формируется индивидуально и будет зависеть от уровня подготовки абитуриента и, соответственно, успешности выполнения заданий.

Обязательным элементом экзамена является диктант, который абитуриент выполняет на компьютере, используя аудиосистему для прослушивания текста. В случае необходимости испытуемый может инициировать повтор прослушивания любого предложения диктанта, чтобы выполнить задание в нужном темпе и с максимальной аккуратностью.

Справедливо предполагать, что большое количество вариантов (достаточно нескольких тысяч) сделает физически невозможным получить копии ответов на все задания и каким-либо образом попытаться использовать их уже в процессе самого экзамена. Тем более, что для каждого абитуриента будет формироваться индивидуальный маршрут испытаний. Так что весь комплекс заданий экзамена можно спокойно размещать в Интернете для пользователей.

Исключительно важным, на наш взгляд, является возможность сдачи экзамена в течение всего года. Это позволит для многих абитуриентов в значительной степени избавиться от стрессового состояния, которое появляется у человека перед любым испытанием. Тем более, если его можно проходить лишь один раз в году.

Проверку знаний по любому предмету испытуемый может пройти, подав заявку в экзаменационный центр, после чего проводится согласование даты экзамена. По результатам каждого испытания выдается соответствующий сертификат.

Экзамен проводится в режиме online в специальном помещении, оборудованном камерами видеонаблюдения в режиме видео– и аудиозаписи, которые работают в течение всего экзамена и позволяют через любое время после его проведения провести просмотр и анализ выполнения правил всей процедуры экзамена.

По желанию абитуриента ему может быть представлена информация о допущенных в процессе экзамена ошибках. Это позволит ему поработать над соответствующими разделами программы по русскому языку (или математике, химии и т. д.) и попытаться сдать экзамен еще раз более успешно.

Творческую часть экзамена по русскому языку (специфический для данного предмета раздел) можно провести в двух вариантах:

1. Выполнение задания в виде эссе или сочинения (требует участия экспертов).

2. Выполнение задания «Редактор» (испытание проводится без участия экспертов).

В первом случае задание выполняется в режиме online, пересылается в центр сертификации и заносится в базу выполненных работ. Зарегистрированный эксперт имеет постоянный доступ к данной базе и может получить по индивидуальному запросу одну работу. Эта же работа может быть доступна другому эксперту еще один раз. Дублирование позволит гарантировать объективность полученной оценки. В случае большого расхождения оценки работы она выставляется в качестве активной в базе выполненных работ и поступает на проверку третьему эксперту. Сразу после пересылки результатов проверки текущей работы эксперт может получить для проверки следующую работу другого абитуриента. Таким образом, каждый эксперт может проверить неограниченное количество работ от разных абитуриентов.

При выполнении задания «Редактор» абитуриент получает исходный текст, готовое эссе, которое выполнено на отметку «неудовлетворительно» и материал для «редактирования» эссе. По завершении задания выполненная работа абитуриента проверяется компьютерной программой без участия экспертов.

Единый государственный экзамен имеет много положительных, причем объективно сильных сторон. Его усовершенствование необходимо и возможно.

Литература.

1. Семчук М.Н., Орлова Г.А., Семчук Н.Н. Использование метода автокоррекции для запоминания больших объемов информации // Тезисы интернет-конференции «Творчество молодых в науке и образовании». – М.: МГУИЭ, 2003. – Ч. 1. – С. 92-95.

2. Н.Н.Семчук, Н.В.Курмышев, Д.Я.Постельник. Интернет и ЕГЭ. Международная конференция EVA 2003. Москва, 2003 г. Стр. 9131-9132.

3. Семчук Н.Н., Орлова Г.А., Щербина М.Н. Патент на полезную модель № 42199 «Тренажер-самоучитель». Приоритет 27 февраля 2004 г., зарегистрировано в Государственном реестре полезных моделей Российской Федерации 20 ноября 2004 г.

4. Н.Н. Семчук, Г.А. Орлова, М.Н. Щербина, Н.В. Виснап. Русский язык. Орфографический минимум: Тренажер-самоучитель / Учеб. пособие для учащихся 9 класса средней школы к учебнику М. М. Разумовской. НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2004. 43 с.

5. Семчук Н.Н., Орлова Г.А., Щербина М.Н., Маркова Н.А. Русский язык. Орфографический минимум: Тренажер-самоучитель / Учеб. пособие для учащихся 3 класса средней школы к учебнику Т.Г. Рамзаевой. НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2004. 52 с.

6. Семчук Н.Н., Орлова Г.А., Щербин П.В., Маркова Н.А. Использование различных алгоритмов компьютерной программы «МОНИТОП» для оптимизации индивидуальной учебной нагрузки. Педагогика, психология, словесность. Сборник статей. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. стр. 105-111.

7. Н.Н. Семчук, Г.А. Орлова, М.Н. Щербина, К.С Лисицин, С.Г. Давыдова, А.А. Степанова. Учебное пособие по географии «Тренажер-самоучитель». Проблемы изучения регионального курса географии в школе и вузе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. (Великий Новгород 29, 30 января 2006 г.), СПб., 2006. С. 102-104.

Просмотров работы: 1084