РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Визгалова А.Н. 1, Головнёва Н.А. 1
1СФ БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В современном обществе понятие одарённости детей вызывает всё больший интерес. Разрабатываются новые методы работы с одарёнными детьми, что означает, что таких детей становится больше. Так какие же факторы влияют на рождение одарённых детей? Имеет ли значение образ жизни будущих матерей? Можно ли специально зачать одарённого ребёнка? Как выявить одарённых детей в обычном классе начальной школы? И как же с ними работать в дальнейшем? Можно ли развивать данную одарённость, или есть причины её торможения? Что же делать, если талант есть, но он не раскрыт и как это может повлиять на будущее ребёнка? Эти и ещё многие другие вопросы волнуют общество всего мира. Самым первым «раскрывателем» одарённости являются родители. Но редко, когда мама и папа замечают проявляющийся талант своего чада из-за своих постоянных дел и работы. И задатки ребёнка просто «плывут по – течению». Родители отдают ребёнка в садик и первый, кто должен распознать, а в дальнейшем и развить, одарённость ребёнка это воспитатель. Но бывает, что и он не всегда замечает особую предрасположенность ребёнка к какому-либо занятию.

Известно, что самым важным человеком для детей в раннем возрасте является его первый учитель. Перед которым, как раз таки и стоит задача раскрыть и развивать способности своих учеников. И поэтому при поступление в школу, каждый родитель, должен тщательно отнестись к выбору заведения, в котором будет учиться их ребёнок, класса и, самое главное, учителя. Мы считаем, что все дети являются одарёнными с рождения, поэтому учителю достаточно трудно определить, именно в какой сфере деятельности ребёнок будет делать успехи, так как в его классе будут учиться не один и не два ребёнка. Учитель – это не только предмет для передачи знаний, но и прежде всего человек, который должен любить свою профессию и своих учеников, к каждому из которых должен найти индивидуальный подход, для того, чтобы у каждого выявить способности, или наоборот отставание в развитии. В своей курсовой работе мы постараемся рассказать об одарённых детях в начальной школе. Потому что считаем, что эта тема очень актуальна, и не только в наше время, но и в прошлом, и наверняка в будущем.

Каждый учитель начальных классов обязательно должен знать, как правильно направить руки ребёнка «в нужное русло», для того чтобы он вырос индивидуальной личностью. Ведь это очень важно для его будущего и настоящего его родителей.

Цель исследования: раскрыть сущность понятие одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы.

Задачами исследования являются:

изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме и выявление основных методов работы с одаренными детьми.

Объект исследования: процесс обучения одарённых детей.

Предмет исследования: методы и средства обучения одарённых детей.

§1.Понятие одарённый ребёнок

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности [Коджаспиров, 2005, с.165.].

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [Богоявлевская Д.Б., 2003, с. 7].

Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению. Необычность умственных успехов детей становится очевидной с поступлением в школу, где в общих занятиях происходит сравнение детей друг с другом. Тогда отчётливо, иногда неожиданно ярко, обнаруживается, что некоторые из них в умственном отношении уже далеко впереди своих сверстников. Такие дети и называются одарёнными. Одарённость может проявляться по-разному. Ребёнок может проявлять конкретные успехи, как в одном направлении, так и в нескольких. По мнению Ф.Гальтона [приводится по: Л.Б. Богоявленской, с 40], гениальность отражает сплав трёх важных компонентов: таланта (как высшего проявления ума), характера (как личностных и мотивационных черт, обеспечивающих его реализацию) и выносливости, способности к усердной работе(как энергетического показателя). Один из специалистов в области проблем обучения одарённых детей Эпстайн (1979) очень точно заметил: «Есть что-то в характере людей, что не принимает юных умников. Никто точно не может сказать почему. Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно. Но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы. Может быть, поэтому специалисты не спешат заняться разработкой специальных программ для одарённых детей. В школьном возрасте таких детей насчитывается всего 3-5 %, и они, как правило, лишены необходимой поддержки. А заниматься одарёнными детьми совершенно необходимо» [цит. по: Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий, 1991,с.149]. Но несмотря не на что «гениев» нужно выявлять с самого рождения. Неоценимую помощь в этом должны оказать родители, которые могут вовремя предоставить ребёнку поддержку и создать благоприятные условия. Важным делом для родителей является выбор школы, которая бы отвечала возможностям их одарённого ребёнка. Также самым важным человеком в жизни ребёнка является первый учитель. Который так же способствует развитию задатков ребёнка. Каждый ребёнок к чему-то предрасположен, главное выявить данную одарённость. Это и является важной задачей педагога.

§2. Поиск и выявление одарённых детей

Так как же выявить одарённого ребёнка в обычном общеобразовательном классе начальной школы? Одарённого ребёнка можно определить по признакам, которые обхватывают два аспекта:

1.Инструментальный

- Наличие специфических стратегий деятельности.

Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

-быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

-использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

-выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

- Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

- Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное.

- Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

2.Мотивационный:

- Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

- Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

- Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

- Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

- Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода об ее безусловном наличии.

Существуют два основных подхода к процессу установления одарённости. Первый основывается на системе единой оценки, второй – на комплексной. Традиционная система, по которой ребёнок должен набрать более 135 баллов по шкале Станфорд-Бине, является примером единой оценки. Ещё один пример – поэтапный процесс, когда ребёнок подвергается традиционному тестированию только после того, как успешно преодолеет этап предварительного отбора [Бурменская, Слуцкий, 1991, с.174.].

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Но если учитель заметил хоть один из этих признаков, он должен тщательно и длительно провести анализ каждого конкретного индивидуального случая.

§3. Роль учителя в развитии одаренности детей

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Какими качествами должен обладать учитель, работающий с одарёнными детьми?

Учитель должен:

  1. быть доброжелательным и чутким;

  2. разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;

  3. иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного возраста(в том числе и со своими собственными детьми);

  4. иметь высокий уровень интеллектуального развития;

  5. иметь широкий круг интересов и умений;

  6. иметь помимо педагогического ещё какое-либо образование;

  7. быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;

  8. иметь живой и активный характер;

  9. обладать чувством юмора(но без склонности к сарказму);

10) проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

11) иметь творческое, возможно нетрадиционное, мировоззрение;

12) обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

13) иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одарёнными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний [ Бурменская, Слуцкий,1991, с. 236].

Когда учитель приходит в новый 1-ый класс, он ещё не знает задатки своих детей. И поэтому перед ним стоит сложная задача их выявить. Для этого учитель выбирает групповую форму обучения. При такой форме педагог управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригады, кооперативно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определённых заданий временных групп учащихся. Кооперативно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объёмного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. Так же существует фронтальная форма обучения, где учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей [В.А.Сластенина,2002, с. 257].

Все формы обучения, при пристальном внимании к каждому ученику, дают возможность педагогу выявить одарённых детей по признакам, сказанным в §2. Далее учитель выбирает форму обучения детей, уже зная их склонности.

Формы работы с одаренными учащимися:

-творческие мастерские (создание творческих кружков, специально для одарённых детей);

-групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися (выявление с параллельных классов одарённых детей и их объединение, с целью совместной работы);

-факультативы (дополнительные занятия по направлениям);

-кружки по интересам(создание кружков разных сфер деятельности);

-занятия исследовательской деятельностью (научные кружки);

-конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования (проведение внеклассных мероприятий);

-интеллектуальный марафон (умственные конкурсы среди учащихся);

-научно-практические конференции (вовлечение одарённых детей в науку);

-участие в олимпиадах;

-работа по индивидуальным планам( индивидуальное обучение одарённых детей);

Как же вы должны обучать одарённого ребенка (одарённых детей), если выявили такового (таковых) у себя в классе?

Учителю в работе необходимо:

1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно – научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.

2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

4. Ребенку предоставить:

-название темы.

-план изучения темы

-основные вопросы

-понятия и термины, которые он должен усвоить

-практические работы

-список необходимой литературы

-формы контроля

-задания для самопроверки

5. Для анализа результатов работы оформить таблицу:

-предмет

-дата и время консультаций

-главные рассматриваемые вопросы

-время работы с темой по программе

-фактическое затраченное время

-дополнительные вопросы, не предусмотренные программой

-невыясненные вопросы

-причины отклонений от сроков.

6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

  • на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

  • на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

  • на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

  • на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества

§4. Внеклассные мероприятия, способствующие развитию одарённости у детей

Для того что бы, как можно шире развивать способности детей, учитель должен проводить внеклассные мероприятия. Это может быть как урок ПДД, так и развивающие игры. Например:

  1. С детьми можно поиграть в «Космонавты»:

Подготовка. По углам и сторонам зала чертят 5-8 больших треугольников - «ракетодромов». Внутри каждого «ракетодрома» рисуют 2-5 кружков - «ракет». И общее количество должно быть на 5-8 меньше, чем играющих. Сбоку каждого "ракетодрома" можно написать маршруты, например:

З-Л-З (Земля - Луна - Земля)

З-М-З (Земля - Марс - Земля)

З-Н-З (Земля - Нептун - Земля)

З-В-З (Земля - Венера - Земля)

З-С-З (Земля - Сатурн - Земля)

Играющие, взявшись за руки, в центре зала образуют круг.

Содержание игры. Дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим - места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных «ракет».

Опоздавшие на «рейс» становятся в общий круг, а "космонавты", занявшие места, громко по 3 раза объявляют свои маршруты. Это значит, что они совершают прогулку в «космосе». Затем все снова становятся в круг, берутся за руки и игра повторяется.

Выигрывают те, кому удалось совершить три полёта.

Правила игры: 1. Начинать - игру только по установленному сигналу руководителя. 2. Разбегаться - только после слов: «Опоздавшим - места нет!»

Вручить всем за участие звездочки, а победителем по 2 звёздочки.

  1. Так же будут актуальны классные театрализованные представления. Их можно даже сделать конкурсными с параллельными классами, но похвалить нужно всех и вручить мини-призы (объявить конкурс на самую лучшую сказку среди учащихся младших классов, призы – шоколадки, победителям - торт).

  2. Для детей постарше можно организовать игру «что? где? когда?»

Цели: закрепление знаний, полученных ранее; развитие логического мышления, познавательной активности, долговременной память, связной речи; тренировка устойчивого внимания; воспитание самостоятельности, выдержки.

Оборудование: волчок, конверты с вопросами, черный ящик, карточки с правилами игры, музыкальное сопровождение, скрипичный ключ, жетоны, эмблемы «Знаток», медали.

Ход:

(Дети сидят за партами)

1. Организационный момент.

-Ребята, не забывайте на нашем занятии правильно сидеть, поднимать руку, отвечать на вопросы полным ответом.

2. Экскурс в прошлое занятие.

-Вспомните, что делали на прошлом занятии?

3. Сообщение темы занятия.

-Сегодня мы будем играть в игру-викторину «Что? Где? Когда?». И называется она «Интеллектуальные забавы».

4. Словарная работа.

Интеллектуальные (интеллект) – это мыслительные способности, умственные.

-Сегодня каждому из вас придётся выступить в роли знатока и умственно поработать. Прежде проведём умственную разминку.

5. Игра: «Повторяйка».

-Я назову слово, следующий игрок называет моё слово и добавляет своё и т.д. по цепочке. Кто ошибается, выбывает из игры. Будьте очень внимательны.

6. Знакомство с правилами игры (правила на карточках расположены на доске).

-В нашей викторине есть ряд правил, которые вы должны соблюдать. Давайте с ними познакомимся:

1. Играет каждый сам за себя.

2.Отвечай на вопросы полным ответом.

3.Ответил верно – получи жетон.

4.Не перебивай отвечающего.

5.нарушил правила, лишаешься жетона.

6.Не справился с ответом, ход переходит другому игроку.

7.Каждый имеет шанс один раз взять «помощь зала».

Игрок, набравший больше жетонов - побеждает.

7. Переход к игровому столу. (Форма круглого стола, в центре волчок со стрелкой, вокруг волчка пронумерованные конверты с вопросами).

8. Выбор водящего игрока. (Педагог раздаёт детям карточки, на одной из них стоит знак (+), кому достанется, тот начинает игру.)

9. Игра (Дети поочередно крутят волчок, отвечают на вопросы, получают жетоны за правильный ответ.

10. Музыкальная пауза (Педагог объявляет музыкальную паузу в середине игры, скрипичный ключ ставит на стол). Под музыку педагог показывает ритмические движения, дети повторяют.

11. Церемония награждения.

-Уважаемые знатоки, прошу подсчитать свои жетоны.

-Награждается лучший знаток игры-викторины "Что? Где? Когда?" (Награждаются три лучших игрока).

-Все знатоки награждаются памятными призами…(Блокнот, ручка).

12. Итог:

–Ребята, вам понравилась наша игра-викторина? Как она называлась? Что значит «Интеллектуальные забавы»? Ранее полученные знания вам пригодились? Чтобы больше знать, что для этого нужно делать? Наше занятие закончилось! Благодарю всех за игру!

  1. Дети сами могут предложить игру, в которую они играли раньше

§5. Опыт учителя в работе с одарёнными детьми

Одаренные дети – дети, обнаруживающие особо высокий уровень способностей, общих или специальных.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

Талантливым свойственны следующие черты:

- Сильно развитое чувство справедливости

- Острое восприятие несправедливости. Устанавливают высокие требования

к себе и к окружающим.

- Не могут четко развести реальность и фантазию.

- Не могут четко развести реальность и фантазию.

- Могут четка развести реальность и фантазию.

- Хорошее чувство юмора. Талантливые люди обожают игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. -Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам».

Преувеличенные страхи, поскольку одаренные дети способны вообразить множество опасных последствий.

При работе с одарёнными детьми, успешно реализуется технология проблемного обучения. Учитель создает на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Обязательным условием для развития из задатков способностей, является условие, при котором деятельность обеспечивается положительными эмоциями (радость от работы). Учебная деятельность-это труд, который невозможен без мотива.

Организация мотивации на уроке включает 3 понятия:

«хочу» (внутренняя потребность),

«надо» (актуализация требований к ученику),

«могу» (установление круга возможностей).

Формы работы с одаренными учащимися:

• групповые занятия с одаренными учащимися;

• факультативы;

• конкурсы;

• участие в олимпиадах;

• работа по индивидуальным планам;

• интеллектуальные марафоны и др.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой.

Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся, ведется работа с одаренными детьми.

На уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися, открывая для них тайны человеческой души, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Все детские версии обсуждаются не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге.

В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

Очень любят дети игру «Радиотеатр», которая также организуется в группах. Готовясь к игре дома, учащиеся также создают группы, выбирая себе роли. Каждый ребенок выбирает себе роль в соответствии с уровнем сложности текста, причем отрывок для чтения по ролям им тоже можно выбирать наиболее понравившийся. Требование к чтецам у меня одно

(в соответствии с программой): передать голосом чувства и настроение героев произведения.

Составляя диафильмы по прочитанным произведениям, учащиеся не просто проявляют свои творческие способности (в том числе художественные), но и учатся делить текст на смысловые части, выбирать главное в них, составлять план текста. Этой работе предшествует составление картинного плана. Таким образом, ученики осваивают программный материал в интересной для них форме.

Нравится моим ученикам инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.

Все же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Каждый учащийся моего класса ведет читательский дневник, в который записывает свои впечатления о прочитанном произведении. Систематичность такой работы приносит свои результаты. Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых, просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, то есть мне, как учителю, есть на что опереться в развитии их способностей. Так некоторые ученики любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить свою сказку. Кто читает больше стихов, пробует сочинять свои.

Авторы курса русского языка по этой программе М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко также предусмотрели множество возможностей для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших школьников.

Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных опытов и наблюдений над речью. Помогают в этом их сверстники – абстрактные мальчики, которым учащиеся сами дали имена. В нашем случае - это Антон и его иностранный друг Джон. Когда они появляются на страницах учебника, дети оживляются и увлеченно ищут ответы на их вопросы. Я думаю секрет успеха в том, что такие ситуации привносят разнообразие в традиционную форму общения на уроке «учитель-ученик» и помогают детям повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно–деятельностная направленность обучения.

На уроках математики я веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку необходимо осуществлять, опираясь на знание индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Работая по УМК «Гармония», я впервые не вижу сложности в подборе такого материала, особенно для уроков математики. Авторы курса (Н.Б.Истомина, В.В.Малыхина, Г.Г.Шмырева) предоставляют нам набор печатных тетрадей, дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным изображением, рисунком, схемой, предметным изображением. Ученику предоставлена возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом.

На различных уроках я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.

Как правило, дифференцированные задания во время урока я применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся. Для привития интереса к математике решаем задачи повышенной сложности, готовимся и проводим олимпиады, знакомимся с историей математики, решаем старинные задачи и головоломки. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить.

На уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее раскованны и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.

По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, рисуют рисунки. Я побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.

Работу по развитию детской одаренности продолжаю на индивидуальных занятиях с одаренными детьми по русскому языку и математике. В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. В результате класс превращается в коллектив личностей.

Красноречивые и артистичные работают с дополнительными источниками литературы и готовят сообщения к урокам и внеклассным занятиям. При подготовке сообщений, напоминаю ребятам, что самым продуктивным способом получить знания, является самостоятельная работа.

Тому, кто неплохо сочиняет, предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Они устают от однообразия. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды. Усидчивым ребятам предлагаю составить кроссворд с каким-либо ключевым словом. В ходе решения этих кроссвордов отрабатываем литературные термины, развиваем устную и письменную речь. Детские кроссворды редактирую и использую в своей работе как разноуровневый дидактический материал.

В своей работе на уроке я использую:

Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как

Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся.

Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

Рассмотрим далее опыт использования развивающих игр при организации внеурочной деятельности.

Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.

1.«И все-таки у них много общего». Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например:

«Что общего между глазом и водопроводным краном»?

Оба слова - из четырех букв;

В обоих случаях буква «А» - третья по счету;

При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;

И то и другое может блестеть;

Из них иногда льется вода;

Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

2.«Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.

Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.

Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.

3.«Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.

Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона.

Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.

4.«Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.

Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

5.« И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.

Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т. д.

Упражнения для развития творческого восприятия помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития. 1.Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».

2.Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

3.Упражнение «Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.

4.«Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».

5.«Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно.

6.«Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.

7.« Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.

8.« Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.

9.«Составь комикс». Попросите ребенка составить комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.

10. «Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.

11.«Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.

12.« Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.

13.«Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.

14.«Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».

Результатом моей работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества.

Заключение

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко - одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

В заключение необходимо подчеркнуть, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых предметных знаний, тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще вчера казалось творческой находкой и сильной стороной. На сегодняшний день созрела необходимость совершенствования методической системы работы с одаренными детьми.

В нашей работе мы рассмотрели важную проблему для современного общества. Формы и методы работы с одарёнными детьми в начальной школе являются важными аспектами в обучении младших школьников.

Список литературы

  1. «Alma mater» // Одарённость: понятие, виды, метод идентификации. — 2007.− №7. − С. 40 - 45

  2. Арзуманов А. Игра «Что? Где? Когда?» в школе // Образование и рынок. 1997. − № 3. − 30c.

  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2003. – 95с.

  4. Большой психологический словарь / под редакцией Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. − М.: Олма-пресс. 2003. − 672 с.

  5. Введение в общую психологию /под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., М.: «Астрель» , 2008. − 352с.

  6. Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития. 9-е изд. − СПб.: Питер, 2005. — 940 с.

  7. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320с.

  8. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М Слуцкого. – М.: Прогресс. 1991. – 376 с.

  9. Основы педагогического мастерства / под ред. Якушева С.Д. − М.: «Академия» 2008. − 256 с.

  10. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / под редакцией Коджаспировой Г.М., Коджаспирова А.Ю. − М.: Айрис-Пресс 2005. − 256с.

  11. Психология и педагогика / под ред. Радугина А.А. − М.: Центр, 2002. − 256 с.

  12. Психология и педагогика / под ред. Кравченко А.И. − М.: Инфра-М, 2008. − 400 с.

  13. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.− М.: издательский центр «Академия», 2002. − 576с.

  14. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И Пидкасистого. −М.: Педагогическое общество России, 2005. – 608с.

  15. Рабочая концепция одарённости / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. – М., 2003. − 95с.

  16. Регуш А.Л. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2008. − 208 с.

  17. Сластёнин В.А. Педагогика. − СПб: Владос, 2012. − 568с.

  18. Словарь по педагогике/ под редакцией Коджаспировой Г.М., Коджаспирова А.Ю., Москва: ИКЦ «МарТ» 2005. − 448 с.

  19. Штерн В. Умственная одаренность. − СПб.: Союз, 1997. − 128с.

Интернет – ресурсы

20.Детский поисковик, всё для детей − agakids.ru

21.Всё о детях и для детей, полезняшки для детей и родителей − detiseti.ru

22.Учебно-методический кабинет − http://ped-kopilka.ru/

Просмотров работы: 11035