ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР ЛЁТНОГО СОСТАВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР ЛЁТНОГО СОСТАВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема психологического отбора летного состава возникла давно. На этапе развития авиации стало обнаруживаться, что летчиком может быть далеко не всякий человек без видимых физических недостатков. В начале первой мировой войны процент летных происшествий и катастроф, не обусловленных дефектами материаль­ной части и военными действиями, оказался настолько высок (до 90%), что остро встал вопрос о пригодности к деятельности летчика. При этом речь шла, прежде всего, о физической пригодности, т. е. о соответствии требованиям, предъявляемым летной деятельностью с точки зрения медицины и физиологии.

К началу 20-х годов во всех странах, обладающих сколько-нибудь развитой авиацией, были разработаны и введены жесткие медицинские стандарты требований к физическому состоянию летчиков. Однако вскоре выяснилось, что введение строгого медицинского контроля, хотя и снизило число летных происшествий и катастроф, но оно все-таки оставалось большим. Стало ясно, что не все здоровые и хорошо физически развитые люди могут стать пилотами. Они должны обладать необходимыми для летной деятельности психологическими качествами, которые стали называть летными способностями.

Во Франции начало психологического отбора связывается с исследованием Камю и Неппером скорости реакции у летчиков на зрительные, слуховые и тактильные раздражения (1916 г.). Эти исследования показали, что скорость психических реакций в известной мере определяет качество летной деятельности.

Уделяется внимание вопросам психологического отбора в период первой мировой войны в Италии. В 1916 г. здесь была создана по распоряжению Военного министерства Психологическая лаборатория при Верховном командовании. Во главе лаборатории был поставлен проф. Джемелли.

Работы Джемелли и других итальянских исследователей оказали заметное влияние на развитие авиапсихологии в Германии.

В Англии в 1917 г. создается Воздушный медицинский исследовательский комитет. Основное направление его деятельности – медицинское; тесты, разработанные сотрудниками этого комитета, предназначались для проверки физических и физиологических качеств кандидатов.

Первые заявления о необходимости отбора пилотов с учетом психологических факторов были сделаны в циркулярном письме Морского департамента США (1916 г.). В это время была разработана стандартная система испытаний интеллекта лиц, призванных в армию. В 1917 г. с помощью указанных тестов были обследованы 40 000 военнослужащих, в 1918 г. – все военнослужащие США. Испытанию подверглись 1 700 000 человек, призванных в армию.

С появлением летательных аппаратов в России, также возникает проблема отбора лиц, способных эффективно выполнять поставленные задачи. В 1917 г. в Петрограде при Военно-медицинском управлении впервые создается специальная комиссия по изучению труда летчиков и психологическому отбору летного состава [1].

При решении проблемы психологического отбора обозначилось два основных направления. Представители первого, так называемого аналитического пути исследования стремились отыскать небольшое число элементарных психических функций, определяющих летные способности.

Так, французские и итальянские исследователи (Камю, Неппер, Джемелли и др.) сосредоточили свое внимание на изучении скорости двигательной реакции, которой они отводили существенную роль в умении быстро ориентироваться и правильно действовать в постоянно меняющихся условиях полета.

Немецкие психологи больше внимания уделяли выработке тестов для оценки памяти, внимания, волевых качеств, способности к распознаванию и ориентации. По этому же пути пошел ряд американских исследователей.

Представители второго, так называемого «синтетического» направления ставили своей задачей исследование психической активности в сложных условиях целостной деятельности. В этих целях конструировались разнообразные аппараты и установки, в той или иной степени имитирующие на земле условия полета. Обычно эти установки повторяли схему кабины учебного самолета. Органы управления – рули и ножные педали – соединялись с регистрирующей аппаратурой, отмечавшей время и точность реакции на различные изменения условий «полета».

После окончания Первой мировой войны закономерно отмечается снижение интереса к военным исследованиям, в том числе к вопросам авиационной психологии. Активизация исследований по проблеме психологического отбора летного состава наступает накануне Второй мировой войны.

В СССР работы по психологическому отбору лиц летного состава были начаты сразу после окончания гражданской войны. Научной разработкой проблемы летных способностей в начале 1920-х годов стали заниматься Н.П. Ильзин, С.Е. Минц, А.П.Нечаев, Н.М. Добротворский, Я.Ф. Самлер, К.К. Платонов и другие.

В 1924 г. для решения практических задач и разработки теоретических вопросов профессионального отбора по предложению Е.С. Минца была создана Центральная психофизиологическая лаборатория. Вскоре после ее организации при авиационных училищах ВВС РККА, а в дальнейшем при округах создаются периферические психофизиологические лаборатории [1].

Для проведения психологического отбора необходимо было изучить личные качества летчика и особенности летной работы, чтобы знать какие требования она предъявляет к человеку и какими методическими приемами их изучать.

При решении этой проблемы в СССР, как и в других странах, проводимые исследования можно свести к двум основным направлениям: «синтетическое» и «аналитическое».

Придерживался аналитического подхода к изучению летных способностей, считая необходимым оценивать отдельные психические функции кандидатов, А.П. Нечаев.

С.Е. Минц отстаивал синтетический подход. Он ввел в практику врачебно-летной экспертизы психологическое изучение курсантов авиаучилищ, а также разработал оригинальную методику летного обучения.

После С.Е. Минца психофизиологическую лабораторию возглавил Н.М. Добротворский, который выступил с резкой критикой психотехнических испытаний.

В 20-х годах в училищах начал применяться «летно-испытательный отбор», в программу которого, наряду с рулением на специально приспособленных для этих целей учебных самолетах, входило также выполнение испытательных полетов.

Выводы о летных качествах кандидатов делались на основании результатов выполнения этих полетов. При этом учитывались также заключения летчиков-инструкторов, врачей-психологов о желании кандидата стать летчиком, наличии у него уверенности в своих силах, стремлении целенаправленно развивать и совершенствовать свои психофизиологические данные и т. п.

Метод летно-испытательных полетов давал возможность определить степень пригодности кандидата к профессии летчика. Важным достоинством его было то, что испытания соответствующих способностей производилось в процессе самой летной деятельности. Это позволяло не только выяснить, какими летными качествами обладал кандидат к моменту проведения испытаний, но и установить степень его «обучаемости», темп развития профессионально важных летных способностей. Однако летно-испытательный отбор не получил широкого распространения, очевидно, потому, что при массовом наборе его осуществление было бы весьма громоздким и длительным. В дальнейшем различные аппараты и установки стали больше использоваться в качестве способов тренажерной подготовки, чем в качестве методов отбора курсантов и летчиков.

С 1928 г. работа по психофизиологическому отбору летного состава стала проводиться психофизиологической лабораторией Военно-санитарного управления Рабоче-крестьянской Красной Армии, реорганизованной затем в Институт авиационной медицины им. академика И.П. Павлова.

Работа по профессиональному отбору для Гражданского воздушного флота проводилась С.Г. Геллерштейном, Я.Ф. Самлером, А.Н. Ермилиной и др., в созданной в 1931 г. центральной психофизиологической лаборатории ГВФ [4].

В результате проведенных работ в 1933 г. было издано «Руководство по медицинскому и психофизиологическому отбору кандидатов, поступающих в школы ВВС», которое, как указывалось в предисловии, является единым руководством по отбору в авиацию. Все кандидаты, признанные годными по состоянию здоровья к летному обучению, подлежали психофизиологическому отбору.

Абитуриентам в летные школы предъявлялись следующие требования: классовая сознательность; сообразительность, техническая смекалка, логичность мышления; хорошая скорость реакции; хорошие распределение, объем и устойчивость внимания; наличие развитых моторных навыков; хороший глазомер; сила воли, настойчивость, выносливость, смелость, физическая сила и ловкость.

Обследования кандидатов проводились как в индивидуальном порядке, так и групповом с использованием бланковых и аппаратурных тестов. Отдельно оценивалось поведение испытуемого. Оценка результатов производилась в баллах. Все испытания проводились по одному плану в одних и тех же условиях.

Методики «Руководства...» изучали далеко не все уже известные «летные способности», однако в работах советских авиационных психологов (Я.Ф. Самлер, К.К. Платонов, Канторович и др.) объектом исследования становиться уже структура личности и оценка благоприятного и неблагоприятного сочетания для летной работы отдельных психологических качеств [6].

В 1936 г. после опубликования постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», в котором тесты были подвергнуты острой критике, психотехнические методики перестали применяться не только в школьной практике, но и в целях отбора военных специалистов. Так, во временном руководстве по медицинскому отбору кандидатов в летные школы, изданном в 1937 г., предусматривалось лишь выявление психических заболеваний, а психические качества не учитывались [2].

Таким образом, исследовательская работа по проблемам летных способностей и психологическому отбору в летные училища в значительной мере затормозилась.

Перед Второй мировой войной за рубежом наиболее интенсивную деятельность по проблемам психологического отбора были осуществлены в США.

Наибольший размах приобрели эти работы в армии и на флоте. Первоначальные исследования были проведены в начале 1940 г. группой психологов на базе морской авиации в Пенсакола. Было изучено около 40 бланковых и аппаратурных тестов. В результате к началу второй мировой войны был создан набор бланковых тестов для отбора претендентов на обучение в морской авиации.

Применение этого набора тестов позволило сократить отсев среди курсантов с 50% до 30%. С изменениями и улучшениями эти тесты использовались и в последующие годы.

Аналогичная работа была проведена в Военно-воздушных силах США. В июне 1941 г. в ведомстве главного врача Военно-воздушных сил был создан специальный психологический отдел, который начал разрабатывать программу отборочных исследований для летного состава.

Первоначальная программа, введенная в практику в феврале 1942 г., представляла собой набор бланковых тестов, не требующих сложного оборудования и допускающих испытание большой группы людей одновременно.

Этими наборами было испытано свыше тысячи курсантов. Все они, независимо от результатов тестирования, были допущены к летному обучению. Последующая проверка показала, что из тех, кто не выдержал этих отборочных испытаний, закончило летное обучение только 11%, тогда как из успешно справившихся закончи­ло обучение 35%.

Таким образом, выявилось, что при помощи психологического отбора отсеивались по большей части действительно непригодные, но из благополучно прошедших отбор пригодными оказалась, только 1/3.

«Сито» было слишком редким, и дальнейшая работа была направлена на уточнение и усовершенствование применяемых методов. Были разработаны новые, более сложные бланковые тесты, а также набор аппаратурных тестов.

За время войны создано и испытано свыше 10 таких классификационных наборов. Результаты выполнения тестов оценивались в условных единицах, которые затем складывались, и общая оценка преобразовывалась в так называемую «станину» – оценку летных способностей по 9-бальной шкале (9 - высшая оценка, 1 - низшая).

Наибольшую прогностическую ценность, как отмечает Фланаган обнаружили тесты, касающиеся интереса к авиации (InformationTest), и тест на представление пространственного положения самолета по показаниям приборов.

На те же тесты, как наиболее информативные, указывают и французские исследователи, применявшие американский квалификационный набор. Аналогичные программы психологического обследования были составлены для других категорий летного состава.

Во время Второй мировой войны в американских военно-воздушных силах было организованно несколько сот отборочных комиссий, в работе которых участвовало более полутора тысяч психологов. Отборочными квалификационными тестами было испытано свыше 1 млн. человек. Из них 450 тысяч было отсеяно на основании низких оценок при этих испытаниях.

Первоначально «проходным» баллом считалась станина 5, что дало снижение отсева в процессе обучения до 51% вместо прежних 75%.

Позже требования были повышены: к летному обучению стали допускать только лиц, получивших на отборочных испытаниях станину 7 и выше. Это снизило отсев до 36%. Аналогичные данные получены во французских военно-воздушных силах, где введение психологического обследования тоже позволило снизить отсев в летных школах с 61% до 36%.

Введение профессионального отбора в авиации дало высокий военный и экономический эффект. Например, для того чтобы получить 100 квалифицированных пилотов в условиях, когда никакого психологического отбора не проводилось и отсев в процессе обучения составлял почти 75%, нужно было принять для обучения 397 курсантов. Используя же классификационные тесты при высоких стандартах (станина 7 и выше), достаточно допустить к обучению 156 человек, для чего необходимо обследовать 1020 претендентов. Проведение психологических испытаний занимает всего 8 часов, а стоимость составляет 4,59 доллара на человека.

На 100, успешно закончивших обучение летчиков, экономия была почти 1 млн. долларов США [1].

Начиная с 1946 г., значительное внимание в советской авиапсихологии уделяется разработке спортивно-психологических методов определения летной пригодности (К.К. Платонов, Н.И. Калугин, В.К. Хухлаев, А.В. Коробков, Т.Т. Джамгаров и др.).

В 1948-1949 гг. К.К. Платоновым, Ю.И. Шпигель, Е.А. Карповым и А.К. Алексеевым была разработана новая методика для исследования двигательных реакций. Эта методика, реализованная с помощью аппарата НИИИАМ, позволила установить, что величина сенсорного компонента связана с силой тормозного, а величина моторного компонента – с силой возбудительного процесса.

Использование специально оборудованных самолетов-лабораторий позволило К.К. Платонову и Ю.А. Петрову приступить к изучению сенсомоторной координации в условиях реального полета. В статье Ю.А. Петрова описываются методики экспериментального исследования внимания, торможения, быстроты образования и прочности закрепленных новых временных связей, памяти и эмоционального состояния человека [3].

В 1955 г. в СССР вышло первое послевоенное руководство: «Методические указания по изучению индивидуально-психологических качеств курсантов и летчиков». В нем излагались программы для изучения психологических особенностей курсантов и летчиков в различных видах их деятельности; правила проведения лабораторного психологического обследования и методика статистической обработки его материалов; инструкция по проведению экспериментально-психологических исследований и составление психологических характеристик, беседы и динамического наблюдения [1].

Экспериментально-психологические исследования включало изучение качеств внимания и наблюдательности, памяти, сообразительности, эмоционально-моторной устойчивости и др. Некоторые из методик применяются и в настоящее время.

К.К. Платонов, Е.С. Завьялов, Б.Л. Покровский, Н.И. Майзель, Т.И. Тепеницина и др., используя накопленный за 10 лет опыт применения психологических методов исследования курсантов и летчиков, отобрали наиболее прогностичные и в 1958-1959 гг. провели первое после 1936 г. поисковое исследование: «Изучение возможностей применения психологического метода обследования при первичном отборе курсантов в военно-авиационное училище первоначального обучения летчиков (ВАУПОЛ)» [5].

В 1961 г. впервые после 25-летнего перерыва, в нашей стране был проведен экспериментальный психологический отбор кандидатов в ряд летных училищ.

Работы, по изучению профессиограммы летчика показали, что для летного обучения важно оптимальное сочетание отдельных психологических качеств – летных способностей.

Продолжая разработку теории летных способностей, К.К. Платонов концентрирует внимание на благоприятных индивидуально-психологических качествах, различные сочетания которых в структуре личности образуют летные способности.

К ним он относит: особенности темперамента, в которых проявляются черты силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов; интерес к летной деятельности, стремление совершенствовать свое мастерство; настойчивость, решительность, смелость, возможность хотя бы на короткое время значительно улучшить продуктивность деятельности; эмоциональную устойчивость, в частности эмоционально-моторную и эмоционально-сенсорную устойчивость, инициативность, сообразительность, самокритичность; широкое распределение, быстрое переключение и устойчивость внимания; скорость и точность сложных видов двигательных реакций, а главное – сенсомоторной координации, хорошую координацию движений, легкость образования и переделки двигательных навыков [6].

В 1962 г. Ю.А. Петровым, Б.Л. Покровским, В.П. Зухарем и Г.И. Жуковой было написано методическое пособие по психологическому отбору кандидатов в летные училища. Предложенные в этом пособии методики были рассчитаны на проведение коллективного и индивидуального обследования кандидатов.

Новый комплекс методик был увеличен по объёму до 12 методик, более стандартизирован: исключены малопрогностичные методики и введено пять новых. Коллективное обследование включало следующие методики: сложение с переключением, численно-буквенные сочетания, корректурная проба, компасы, установление закономерностей, запоминание чисел, таблицы приборов, числовые ряды. Индивидуальное обследование состояло из методик: исследования сенсомоторных реакций на аппарате НИИИАМ, отыскивание чисел, отыскивание чисел с переключением и беседы.

Беседа являлась одной из важных методик отбора. Она позволяла определять уровень общего развития, направленность на летную работу, отдельные характерологические особенности, уточняла результаты экспериментально-психологического обследования. Принимались во внимание и результаты психолого-педагогического наблюдения, которое велось во время профессионального отбора.

Таким образом, психологическое обследование наряду с врачебно-летной комиссией и конкурсновступительными экзаменами стало существенным дополнительным критерием при отборе кандидатов в летное училище.

В этот же период времени двумя группами сотрудников под руководством Т.Т. Джамгарова и Е.А. Милеряна психологический отбор проводился в Ейском и Харьковском военных авиационных училищах летчиков.

Группа исследователей Т.Т. Джамгарова изучала кандидатов в Ейское летное училище. Кандидаты в Ейское училище проходили обследование по комплексу специально отобранных физических упражнений на координацию движений, выносливость, эмоциональ­ную устойчивость и т.д. Применялся также ряд психологических методик.

В Харьковском училище группой исследователей (рук. Е.А. Милерян) при проведении психологического отбора главное внимание было обращено на выбор и апробацию аппаратурных и бланковых методик (11 аппаратурных и 10 бланковых).

Обобщение 4-х летных исследований способствовало изданию в 1963 году нового методического пособия по психологическому отбору кандидатов в летные училища ВВС. В составлении этого пособия приняли участие Ю.А. Петров, В.П. Зухарь, Б.Л. Покровский, Т.И. Жукова, Т.Х. Гуревич, Т.Т. Джамгаров, В.Д. Марищук и В.Е. Малкин.

В этом методическом пособии были представлены все методики, изложенные в пособии 1962 г., а также новые аппаратурные методики, разработанные в Научно-исследовательском институте психологии УССР (методика испытания способностей к образованию и перестройке сенсомоторных навыков на аппарате ВИД и методика испытания внимания на аттенциометре), методика исследования биоэлектрической активности головного мозга и комплексная методика, разработанная сотрудниками института им. Лесгафта.

Эта методика предназначалась для определения быстроты действий, переключения внимания и эмоциональной устойчивости. Она была разработана В.Л. Марищуком, Н.В. Сысоевым, К.И. Брыковым, Л.В. Якушевой. Исследование проводилось при помощи аппарата АБДИВ, сконструированного В.Л. Марищуком.

Аппарат состоял из рычагов управления самолетного типа, нескольких табло для передачи зрительных сигналов, зуммера и звонка для подачи звуковых сигналов. Каждому из возможных сигналов соответствовало определенное движение рычагами управления или нажатие на кнопку. На комбинацию сигналов необходимо было отвечать координированными движениями рук и ног. Время выполнения ответных действий регистрировалось электросекундомером.

Регистрировались также величина усилий, прилагаемых к педалям аппарата. На аппарате было смонтировано устройство, именуемое стимулятором напряженности. При помощи этого стимулятора обследуемому может быть нанесен чувствительный удар электрическим током. Для определения быстроты действий, внимания и эмоциональной устойчивости применялось одно пробное и четыре контрольных задания.

В процессе обследования проводилось наблюдение за внешними проявлениями эмоций и вегетативными сдвигами. Общая оценка эмоциональной устойчивости выводилась при сравнении соматических проявлений эмоций, вегетативных сдвигов и тех неблагоприятных изменений в двигательной деятельности, которые они вызвали.

Усовершенствованная методика АБДИВ (В.Л. Марищука, лежащая в основе аппаратного комплекса ДКН (двигательная координация и напряженность), используется в профессиональном отборе летного состава и в настоящее время [4].

В 1964 г в ряде летных училищ был официально введен психо­логический отбор, который стал важным звеном профессионального обучения и комплектования курсантов. Психологический отбор проходили кандидаты, признанные годными к летному обучению по состоянию здоровья и сдавшие конкурсные вступительные экзамены. Применялось групповое обследование с помощью обязательных бланковых тестов и индивидуально-аппаратурными методиками и таблицами. Проводились наблюдение и беседа с каждым кандидатом. Кандидатов в летные училища распределяли на 4 группы со следующими рекомендациями.

I группа психологического отбора – «предоставить наибольшие преимущества при поступлении в училище» (кандидаты, получившие только отличные и хорошие оценки по всем методикам при наличии более 30% отличных оценок);

II группа – «рекомендовать для поступления в училище» (кандидаты, не имеющие неудовлетворительных оценок);

III группа – «принимать в училище только при особо высоких показателях конкурсных экзаменов» (кандидаты, имеющие не более одной неудовлетворительной оценки);

IV группа – «не принимать в летное училище» (кандидаты имеющие две и более неудовлетворительные оценки).

С 1966 г. психологический отбор стал осуществляться по единой схеме и нормативам. Он состоял из:

  1. группового обследования по бланковым методикам: «корректурная проба с переключением и помехами»; «сложение с переключением»; «установление закономерностей»; «компасы».

  2. индивидуального обследования: комплекс ДКН; установка ВНД («высшая нервная деятельность»); таблица «Отыскивание чисел с переключением».

  3. наблюдения и индивидуальной беседы для изучения развития и особенностей личности кандидата.

На психологическое обследование абитуриентов было запланировано несколько дней: в 1-й день проводилось коллективное обследование бланковыми методиками, в последующие дни организовывалось индивидуальное обследование и беседа с психологом (опытным специалистом отрасли) [2].

В дальнейшем разработка и совершенствование методов психологического отбора в летные училища проводилась специалистами различных учреждений (Т.Т. Джамгаров, Ю.К. Демьяненко, Т.Н. Жукова, Г.М. Зараковский, В.П. Зухарь, С.И. Лосев, В.Л. Марищук, Е.А. Милерян, Б.Л. Покровский, В.А. Сергеев, В.Я. Татарников, В.А. Бодров и др.).

С целью более дифференцированного и объективного изучения индивидуальных особенностей кандидатов результаты психологического обследования по каждой из методик стали оцениваться по 9-ти бальной шкале.

Создание классов программного обучения способствовало разработке В.А. Сергеевым, В.С. Фоминым, Б.Л. Покровским и др. сотрудниками ГосНИИА и КМ лаборатории для группового психофизиологического обследования – полуавтоматического комплекса аппаратуры. Данный комплекс позволял одновременно обследовать 24 человека с компьютерной регистрацией качества выполнения тестов и частоты сердечных сокращений, косвенного показателя нервно-эмоционального напряжения.

Автоматизация экспериментально-психологического отбора позволила значительно снизить его трудоемкость и наметило перспективы исследований в этом направлении других исследователей. В целом можно заключить, что опыт разработки и проведения психологического отбора кандидатов в высшие военные авиационные училища летчиков позволил:

1) определить рациональные методические приемы изучения и оценки психических качеств, благоприятствующих формированию и развитию летных способностей, и на основе этого достаточно точно прогнозировать пригодность к обучению профессии военного летчика;

2) установить относительно надежные критерии оценки профессиональной эффективности, которые успешно использовались для определения прогностической ценности методических приемов и всей системы отбора в целом;

3) определить организационные формы проведения психологического отбора кандидатов в летные училища.

Литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов – М.. ПЕРСЭ, 2001 – 511 с.

2. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал, 1985. – Т.6, №2. – С. 85-94.

3. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М.: Наука, 1970. – 271с.

4. Макаров Р.Н., Неделько С.Н., Бамбуркин А.П., Григорецкий В.А. Авиационная педагогика: Учебник – Москва-Кировоград: МНАПЧАК, ГЛАУ, 2005. – 433 с.

5. Пономаренко В.А., Алешин С.В., Жданько И.М. Интеллектуальные способности и успешность летного обучения. В кн. «Физиология человека», 1996. – Т.22, № 4. – С. 86-90.

6. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 256 с.

Просмотров работы: 10736