В экономической литературе характеристика инноваций встречается с позиции следующих подходов:
в широком смысле (в том числе и в общественной жизни), инновация - это позитивное изменение, являющееся результатом целенаправленной деятельности конкретных лиц, коллективов, организаций;
на уровне функционирования относительно обособленных систем (хозяйствующих субъектов, регионов), инновация - это изменение, позволяющее повысить эффективность функционирования системы, конкретных лиц, коллективов, организаций;
на уровне личности, инновация - это результат интеллектуальной деятельности, востребованный обществом (в отличие от научного знания, которое ценно самим фактом своего существования).
Некоторые ученые-экономисты рассматривают инновационный продукт как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, или нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности[2]. Инновационный продукт- это продукт, конкурентные преимущества которого в течение инновационной стадии обусловлены его временной новизной и временной уникальностью.
Необходимо четко разделять понятия «инновационная услуга» и «инновационный продукт». В отличие от продукта, услуга характеризуется следующими основными особенностями: она представляет собой процесс живого труда, а не его результат; производство услуги, как правило, совпадает с ее потреблением. Услуга первична, впоследствии она может превратиться в продукт.
На микроуровне инновационный процесс рассматривается как процесс преобразования научного знания в инновацию. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только на инновационном пути развития возможен подъем экономики.
Инновационный процесс обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуги) максимальный прирост добавленной стоимости.
Различают три логические формы инновационного процесса:
простой внутриорганизационный (или натуральный) процесс - он предполагает создание и использование новшества внутри одной организации (новшество в этом случае не принимает товарной формы);
простой межорганизационный (товарный) процесс - новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя;
расширенный процесс способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара и проявляется в создании новых производителей нововведения.
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации.
Диффузия инновации – это процесс, посредством которого новшество передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Другими словами, диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики.
Субъекты инновационного процесса разделяются на следующие группы:
новаторы;
имитаторы.
Новаторы – это индивидуальные изобретатели, исследовательские организации, заинтересованные в получении части дохода от использования изобретений.
Имитаторы – это те, кто применяет и осваивает эти инновации.
Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и ориентированы на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие самого инноватора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, а также лидера-предпринимателя, который, рискуя, взялся за проект, нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок и тем самым реализовал свой коммерческий интерес [3].
Выделяют следующие стадии инновационного процесса:
инициация идеи;
первичное маркетинговое исследование;
первичная оценка инновационного потенциала организации,
разработка проекта;
вторичная оценка инновационного потенциала согласно разработанному проекту, при недостаточности ресурсов проект меняется;
вторичное маркетинговое исследование согласно разработанному и утвержденному проекту, далее учитывается как стадия разработки, опытного образца, так и последующего массового производства с учетом коммерциализации и диффузии нового разработанного продукта;
нововведение;
коммерциализация;
диффузия;
формирование новых идей исходя из наработанного потенциала и новых веяний рынка[4].
В современных условиях инновацию следует рассматривать как процессную систему, отражающую все аспекты инновационного процесса, где идея в первый раз превращается в коммерческую реальность, находящуюся при этом в постоянном взаимодействии с внешней средой, внутренней средой хозяйствующего субъекта, спецификой самого инновационного процесса, способствующую успешному внедрению услуг или продукта на рынок, главной целью которой является достижение эффективности. Инновация – это целостная, сложная, внутренне противоречивая и динамичная система, которая обеспечивает определенный эффект и имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера.
В соответствии с вышесказанным, результативность инновационного процесса следует оценивать по формировании качественно нового состояния системы производства и связей между его элементами, которые направлены на повышение эффективности производимой продукции и услуги.
Список использованной литературы:
Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 7-е изд., доп. М.: Институт новой экономики, 2008.
Официальный сайт информации по инновациям. URL: http://www.vesti.ru /doc.html?id=341389.
Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: Владар,2010.
В.В. Мануйленко, А.А. Мищенко Сущность инноваций, инновационного процесса в ретроспективе и в современных условиях: журнал «Финансы и кредит» №41,2012.