Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье. Низкий уровень духовности и нравственности подрастающего поколения, омолаживание детской преступности, отсутствие у них желания приобщиться к традиционным духовно-нравственным ценностям говорит о низкой воспитательной, педагогической культуре родителей. Понятие «педагогическая культура» педагогической наукой рассматривается как компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.
В формировании педагогической (воспитательной) культуры родителей большое значение имеет организация просветительской работы педагогов с семьями.
В настоящее время в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования формирование личности обучающихся в контексте национальных духовно-нравственных ценностей является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Это подкрепляется Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, которая является методологической основой разработки и реализации ФГОС. В ней представлен образ национального идеала воспитанности будущего поколения: «современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Реализация основных положений Концепции будет успешным, если организовать систему просветительских работ учителей (классных руководителей, социальных педагогов) с родителями, семьей. При этом включить в тематический план работы с семьей темы, отражающие достоинство духовно-нравственных ценностей традиционной русской семьи. Познакомить их с примерами знаменитых традиционных семьей.
Как известно одной из важнейшей функции семьи – воспитательная функция, которая заключается в духовном воспроизводстве населения. Любой процесс воспитания основывается, прежде всего, на самовоспитании самых воспитателей.
Бесконечная работа родителей, направленная на обогащение своего кругозора, совершенствование семейного образа жизни, повышение эффективности воспитательной деятельности (иначе - педагогической культуры) – залог счастливого детства ребёнка.
Многие великие педагоги считали, что очень сложно привить ребёнку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которых постоянно демонстрируешь.
Семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей.
От педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.
Педагогическая культура включает следующие компоненты:
Понимание и осознание ответственности за воспитание детей;
Знания о психолого-педагогических особенностях развития, воспитания, обучения детей в разные периоды их жизни;
Практические умения организации деятельности детей в семье;
продуктивная связь с другими воспитательными институтами (ДОУ, школа и т.д.).
В воспитательном процессе в традиционной семье следует выделить следующие воспитательные направления, гармоничное сочетание которых будет способствовать формированию целостной личности:
1. Духовно-нравственное воспитание.
2. Умственное воспитание.
3. Эстетическое воспитание.
4. Трудовое воспитание.
5. Патриотическое воспитание.
6. Экологическое воспитание.
7. Досуг.
В этом отношении наша задача повысить уровень психолого-педагогических знаний у родителей. Важнейшим механизмом повышения педагогической культуры населения считается деятельность педагога, специалиста, для которого взаимодействие с семьей считается профессиональной обязанностью.
В связи с этим результативность педагогического просвещения зависит от уровня профессиональной подготовки педагога. Самого близкого человека семьи. Считаем, что если педагог будет просвещен в истинных ценностях семьи, иметь представление об идеальных семьях, знаком с примерами педагогической культуры образцовых семьей, то такому педагогу будет легче ориентироваться при подборе адекватных форм и методов педагогической поддержки нуждающимся семьям, а также при налаживании благоприятных взаимоотношений с родителями.
Нами был проведен социологический опрос среди студентов, будущих педагогов. Опрошено всего 68 студентов различных факультетов Шуйского филиала ИвГУ. Выяснялись следующие вопросы: 1. Как они представляют традиционную семью – какая она? Выявилось: имеет правильное представление - 16%; неправильно представляют - 84%. 2. Отношение к «гражданскому браку»: отрицательное – 38 %; положительное – 41 %; нейтральное – 21%. 3. Мнение о возрождении традиционных семейных ценностей: положительное - 82%; отрицательное –18%. В анализе результатов исследования можно отметить, отрадный факт, что молодое поколение, будущие педагоги проявляют интерес к возрождению традиционных духовных ценностей. В связи с этим студентами разработан социально-педагогический научный проект «Профессиональные возможности студентов-педагогов в утверждении семейных ценностей в России: равные - равным». Проект направлен на решение проблемы социального характера используя профессиональные возможности педагога: возрождение традиционных семейных ценностей в молодежной среде и повышение педкульуры родителей.
В этом направлении нами была рассмотрена педагогическая культура традиционной русской семьи на примере семьи, последнего российского императора Николая Александровича Романова. Это была семья, в которой царили традиции и уклад благочестивых русских семьей. Они вели скромную жизнь, несмотря на свой высокий социальный статус, они были просты в общении и не придавали значения своему Царскому положению. Относительно родительского дома и роли самых родителей в воспитании детей императрица Александра Федоровна имела следующую позицию, которая раскрывалась в ее славах: «главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети, - растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что сделает их истинными и благородными женщинами и мужчинами…»; «долг родителей в отношении детей, подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог». К проекту подготовлен фильм по дневниковым записям императрицы Александры Федоровны «Педагогическая культура венценосной семьи».
Действительно, все компоненты педагогической культуры семьи и воспитательные направления, перечисленные нами выше в царской семье реализовывались в гармоничном единстве. Можно выделить следующие воспитательные направления традиционной семьи, на которых должно быть обращено внимание родителей: 1. Духовно-нравственное (религиозное) воспитание детей. 2.Умственное воспитание. 3.Эстетическое воспитание. 4.Трудовое воспитание. 5.Патриотическое воспитание. 6. Экологическое воспитание.
Имея в виду, что семейное воспитание в каждой семье имеет персонифицированный характер, то каждая традиционная образцовая семья представляет собой уникальным примером для подорожания.
Подводя итоги вышесказанному считаем, что исследование проблемы повышения педагогической грамотности и культуры у современных родителей помогут решению многих вопросов связанных с воспитанием целостной личности. При этом нашим родителям следует помнить, что «родители должны быть такими, какими они хотят видеть детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни» (слова из дневникоых записей Александры Федоровны).