Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем современного общества - росту «экологического следа» человечества, при котором биосфера не сможет компенсировать влияние экономической деятельности и сохранять устойчивость. В статье рассмотрена динамика экологического следа населения Земли в целом и, Свердловской области в частности, а также меры, направленные на снижение экологического следа, реализуемые в сотрудничестве органов власти с ответственным бизнесом и другими заинтересованными группами.
Природа, как среда распространения экономических процессов, является основой благополучия человечества. Однако растущее потребление природных ресурсов человеком создает огромную нагрузку на биоразнообразие. Это ставит под угрозу непрерывное обеспечение экосистемных услуг и будущее благополучие человечества. Вследствие этого очень важно вводить в хозяйственную практику экологические измерители уровня воздействия, состояния и качества окружающей среды, особенно, если речь идет о выборе направлений и сценариев развития общества.
Экологический след представляет собой меру потребления человечеством ресурсов и услуг биосферы, позволяющую соотнести это потребление со способностью Земли к их воспроизводству или биоемкостью - площадью имеющихся продуктивных территорий и акваторий, обеспечивающих воспроизводство возобновляемых ресурсов и поглощение выбросов CO2.
Динамика «экологического следа» показывает, что в последние десятилетия потребление природных ресурсов человеком неизменно превышает способность планеты к их воспроизводству, а образование отходов – способность планеты их перерабатывать (рис. 3). Именно поэтому в последние годы наряду с традиционной задачей сохранения природного биологического разнообразия появилась и вторая, равная по значению цель – уменьшение «экологического следа» человека в таких пределах, при которых биосфера может компенсировать влияние экономической деятельности и сохранять устойчивость.
Рисунок 1 - Экологический след человечества
Источник: Доклад Всемирного Фонда Природы «Живая планета – 2012», с.6
Географическое положение Российской Федерации уникально. Расположенная одновременно и в Азии, и в Европе, Россия владеет почти половиной Арктики, а ее территория охватывает 8 биогеографических зон. Страна обладает уникальным биоло-гическим разнообразием: здесь расположены 19 из 200 наземных, пресноводных и морских экосистем, входящих в список глобальных приоритетных экорегионов. Состояние биологического разнообразия России в целом характеризуется следующим образом: около 65% территории составляют нетронутые природные ландшафты; почти 125 000 различных охраняемых территорий составляют около 11,3% общей площади страны и только 2% ее акваторий; до 10% флоры и фауны планеты; 22% лесов планеты (81% европейских лесов), из которых 26% (288 млн. гектаров) – нетронутые леса1.
Россия – огромная страна с относительно небольшим экологическим следом. По данным 2012 года, в Российской Федерации проживает 143 миллиона человек на площади 17 млн. км² (для сравнения, в США проживает 300 миллионов человек на 9 млн. км²). В России до сих пор достаточно территорий с нетронутой природой. Они очень важны для сохранения биоразнообразия планеты. Согласно индексу живой планеты (LPI), Россия относится к умеренной палеоарктической зоне; за несколько десятилетий с 1970-х гг. индекс живой планеты в этой зоне вырос на 30%, что свидетельствует об улучшении состояния биоразнообразия. И в то же самое время, Россия принадлежит к категории стран со средним доходом и входит в группу самых быстрорастущих экономик БРИК, а индекс живой планеты для этих стран снизился на 25 %.2
Современная биоемкость территории России составляет 5 глобальных га, а экологический след – 4,4 глобальных га (см. табл. 1). В настоящее время экологический след страны находится в пределах биоемкости. Однако перед Россией стоит задача сохранения «экологического следа» на достигнутом уровне и поддержки биологического разнообразия и биоемкости среды.
Таблица 1 - Компоненты экологического следа России
Компонент |
Углеродный след |
Пастбища |
Леса |
Рыболовство |
Пахотные земли |
Земли, занятые под строительство |
о ик: Природоохранная стратегия Всемирного Фонда Природы России на 2013-2017 гг., с. 7 бъем, глобальные га
|
2,72 (61,8 %) |
0,1 |
0,53 |
0,13 |
0,89 |
0,03 |
Экологический след населения России складывается главным образом из выбросов СО2, далее по значимости следуют использование сельскохозяйственных земель, лесов, скотоводство, рыболовство и строительство. Экологический след России стабилизировался на уровне 2010 года, при этом объем возобновляемых ресурсов страны вырос на 13%3. В целом, последние результаты расчета экологического следа показывают удовлетворительную картину. Однако воздействие на биологическое разнообразие России постепенно растет, особенно в силу дальнейшего развития экономики, ориентированной на добычу полезных ископаемых, и, в частности, углеводородов. Россия занимает первое место в мире по экспорту газа и второе – по экспорту нефти, при этом нефтегазовые доходы составляют порядка половины всех доходов федерального бюджета. Положение осложняется пробелами в законодательстве и слабым контролем его исполнения. Поэтому перспективные оценки экологического следа страны свидетельствуют о том, что в ближайшие десятилетия он должен существенно увеличиться. В этой связи курс ухода от углеводородной зависимости, сопровождающейся повышением энергоэффективности, станет решающим в уменьшении экологического следа.
Особенностью России является неравномерное размещение природных ресурсов и населения, наличие диспропорций между размещением природного потенциала и сформировавшегося экономического потенциала. Следовательно, проблема экологического следа в регионах страны может отличаться от общего характерного для нее направления и тенденций развития. Расчеты экологического следа, выполненные для Свердловской области, подтверждают выводы о наиболее существенном вкладе выбросов СО2 в «экологический след» (табл. 2).
Таблица 2 - Экологический след населения Свердловской области
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Площадь пастбищ, тыс км2 |
3,649 |
3,648 |
3,643 |
3,637 |
3,63 |
3,575 |
Площадь лесов, тыс км2 |
30,2 |
30,43 |
30,73 |
36,28 |
37,22 |
45 |
Площадь пашни, тыс км2 |
20,358 |
20,338 |
20,349 |
20,326 |
20,298 |
20,044 |
Площадь застроенных земель, тыс км2 |
10,946 |
10,97 |
10,977 |
11,019 |
11,147 |
11,66 |
Площадь нарушенных земель, тыс км2 |
0,144 |
0,149 |
0,147 |
0,147 |
0,189 |
0,183 |
Площадь лесов, необходимых для поглощения СО2, тыс. км2 |
615,65 |
666,2 |
657,04 |
615,49 |
609,86 |
606,34 |
ИТОГО экологический след, тыс. км2 |
680,95 |
731,73 |
722,89 |
686,88 |
682,34 |
686,8 |
Учитывая, что площадь Свердловской области составляет 194,8 тыс. кв. км, то очевидно многократное превышение допустимого значения экологического следа для региона4. Экологический след населения Свердловской области складывается главным образом из выбросов СО2, далее по значимости следуют использование лесов, пашни, площади застроенных земель, пастбищ и площадь нарушенных земель.
Неблагоприятная экологическая ситуация сложилась в результате длительного развития базовых отраслей промышленности по экстенсивному типу, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, и не учитывает экологическую емкость территории. Поэтому, несмотря на большой размер территории, мощный многоотраслевой промышленный регион исчерпал самовосстановительный потенциал природной среды.
Таким образом, снижение экологического следа, измеряемого индексом «экологический след», важно как для отдельных регионов, так и страны в целом. Пути решение этой задачи реализуются по следующим направлениям:
1. Экономическая политика государства: ее формирование должно осуществляться на не декларативной основе принципов «зеленой экономики», а на продвижения их на уровень государственных решений и планов экономического развития, что позволит:
- минимизировать экологические риски в приоритетных экорегионах, в том числе путем сокращения неэффективного субсидирования добычи нефти и газа;
- создать систему межбюджетных отношений, которая будет обеспечивать функционирование и развитие систем особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного уровней;
- создать систему государственных закупок, которая будет отдавать предпочтение товарам, сертифицированным по международно-признанным стандартам;
- выпустить Центральному банку России рекомендации по экологически ответственному финансированию, основанные на лучших международных практиках;
- включить экологические риски в процедуру оценки проектов и создать механизмы обжалования реализации проектов в соответствии с лучшими международными практиками.
2. Экологические стандарты корпораций и финансовых институтов. В этом плане:
- необходимо подключать процессы экологизации корпоративных закупок, оценки «экологического следа» проектов и внедрения добровольных механизмов экологической ответственности, проверяемых и заверяемых независимыми институтами (экологические рейтинги, нефинансовая отчетность и системы экологической сертификации):
- важно принимать лучшие международные экологические стандарты, по крайней мере, для нефтегазовых, добывающих и компаний ТЭК, работающих в приоритетных экорегионах;
- установить индикаторы экологической ответственности для крупнейших компаний природоэксплуатирующих отрасли, работающих в приоритетных экорегионах, в рамках совместной мониторинговой программы компании и неправительственных организаций, например, по численности одного или более видов охраняемых животных.
3. В сфере потребления следует формировать разумное и ответственное потребление, и, в первую очередь, начинать следует через выстраивание системы предпочтений экологически сертифицированной продукции, а именно:
- продвигать FSC и MSC сертифицированных продуктов на розничном рынке;
- поддерживать узнаваемостью логотипа сертифицированной продукции.
Для рассмотренных мер необходимо сотрудничество с органами власти, ответственным бизнесом, представителями науки, неправительственными организациями, местными общинами и другими заинтересованными группами.
Библиографический список
Доклад Всемирного Фонда Природы «Живая планета – 2012». Краткое содержание – 24 с.
Природоохранная стратегия Всемирного Фонда Природы России на 2013-2017 финансовый год – 18 с.
Электронный ресурс – [http://www.sverdlovskayaobl.ru/]
1 Природоохранная стратегия Всемирного Фонда Природы России на 2013-2017 гг., с.3
2 Природоохранная стратегия Всемирного Фонда Природы России на 2013-2017 гг., с.6-7
3 Доклад Всемирного Фонда Природы «Живая планета – 2012», с.8
4 Источник: расчеты авторов, выполненные с использованием электронного ресурса - http://www.sverdlovskayaobl.ru/