КРУГ МЫСЛЕННОГО ОБЩЕНИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КРУГ МЫСЛЕННОГО ОБЩЕНИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования. В современном обществе характерным является выравнивание прав мужчин и женщин, которые приводят к изменению представления о традиционных гендерных отношениях, становится актуальной проблема различий гендерных особенностей общения, в особенности различий мысленного круга общения, раскрытие которой позволит понять друг друга. Мысленный круг общения – удобная модель изучения общения, выявления круга значимых других и проблем, волнующих человека.

В исследованиях реального общения мужчин и женщин уже были получены интересные данные. А. А. Бодалев показал, что у женщин по сравнению с мужчинами преобладает количество разновозрастных лиц, входящих в их круг непосредственного общения. Это подтверждается и данными, полученными И. С. Коном (1973). Если юноши в общении с представителями противоположного пола ориентируются в большинстве случаев на сверстниц, то девушки в основном — на мужчин старше себя. При этом их позиция в отношении общения с лицами разного возраста крайне противоречива. Так, они охотно попечительствуют (помогают, наставляют, ухаживают) именно над младшими детьми[1,2].

По данным А. А. Бодалева (1983), в круге ближайшего общения мужчин людей, которые занимались одинаковой с ними деятельностью, оказалось на 21-34 % больше, чем у женщин. У мужчин, по сравнению с женщинами, среди субъективно значимых для них людей, с которыми они непосредственно общались, оказалось также больше лиц с более высоким социальным статусом (на 24-27 %).

Главным критерием отбора для включения отдельных людей в круг общения у мужчин является возможность получения различной помощи от этих лиц, а также участие их в удовлетворении потребностей быта. Причины формирования круга общения меняются со временем. Дети отдают свое предпочтение эмоционально-половому признаку, для взрослых, прагматизм является главным фактором в выборе партнеров общения[1].

А. Кан и Р. Хаген выявили интересные факты: высококомпетентные женщины в реальном межличностном взаимодействии не пользуются расположением не только мужчин, но и женщин. Исследователи экспериментально установили, что и те и другие предпочли бы исключить из своей группы компетентных женщин. А. Кан и Р. Хаген объясняют это тем, что нарушаются существующие полоролевые стереотипы. Самооценка мужчин значительно падает, если они проиграют женщине, так как «настоящий» мужчина должен всегда обыгрывать женщину (именно, поэтому соревнования на первенство мира по шахматам проводятся отдельно для мужчин и женщин, хотя некоторые женщины не раз доказывали, что они не хуже многих международных гроссмейстеров).

В пожилом возрасте мужчины сужают круг своего общения и ограничивают контакты в рамках семьи, в то время как женщины стремятся расширить свои межличностные контакты[4].

Цель настоящего исследования - описать и проанализировать гендерные особенности мысленного круга общения.

Гипотеза исследования – круг мысленного общения мужчин и женщин имеет различия по следующим характеристикам: широта круга общения, состав круга общения и (по полу, возрасту, родственным или дружеским связям, реальным или вымышленным персонажам), по значимости (идеалы, анти идеалы, рядом с «Я»).

Методы: Процедура многомерного описания субъективного образа социального мира «Я и другие» Николаевой И.А[3]. Статистический критерий значимости различий Манна – Уитни.

Испытуемые: мужчины и женщины (18-30 лет) выборка -38 человек.

Результаты исследования и их анализ

По результатам проведенного нами исследования мысленного круга общения были установлены, некоторые различия между мужчинами и женщинами (таблица 1).

В результате проведенного эмпирического исследования был выявлены сходства и различия мысленного круга общения мужчин и женщин.

В процессе обработки информации было установлено, что мужчины практически одинаково выбирают, как и мужчин, так и женщин; мужчины больше выбирают своих ровесников; мужчины отдают свое предпочтение реальным людям, а не вымышленным персонажам. Друзья для мужчин играют существенную роль в их жизни; в своем мысленном общении мужчины чаще обращаются к людям, которые важны для них в реальной жизни. «Идеалов» у мужчин немного, но их в 2 раза больше, чем «антиидеалов».

Таблица 1

Данные гендерных различий мысленного круга общения

 

Частота категории в %

 

мужчины

женщины

количество участников*

35

42

количество мужчин***

52

38

количество женщин***

48

62

ровесники***

74

41

старше***

16

56

младше***

10

3

реальные люди*

100

96

звезды**

5

11

друзья***

59

21

родственники***

32

17

вымышленные персонажи*

0

4

самооценка*

61

53

люди выше середины*

62

67

идеалы**

24

14

антиидеалы*

11

9

равные "я"*

4

1

     

различия в зоне незначимости

*

 

различия в зоне неопределенности

**

 

различия в зоне значимости

***

 

Женщины больше обращаются к женщинам, чем к мужчинам; женщины склонны выбирать людей старше себя. Женщины отдают свое предпочтение реальным людям, но иногда обращаются и к вымышленным персонажам; женщины чаще обращаются к людям, которые важны для них в реальной жизни.

Таким образом, нами найдены определенные различия в мысленном круге общения мужчин и женщин, которые уточняют и дополняют данные о гендерной социализации.

Список литературы:

  1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

  2. Кон И. Проблемы и перспективы развития гендерных исследований в бывшем СССР // Гендерные исследования, 2000. – № 5. – С. 27-33.

  3. Николаева И.А. «Я и другие» Процедура исследования субъективных характеристик социализации личности: Учебно-методическое пособие-Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та,2003-80 с.

  4. Панина Н.В., Сачук Н.Н. Старшее поколение в современной семье. // Семья и общество. - М.: Наука, 1982. - С. 39-57

Просмотров работы: 1492