НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТ

Алупой Т.А. 1
1Николаевский национальный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проблемы. С принятием Налогового Кодекса Украины произошел ряд изменений относительно режима начисления налогов и представления налоговой отчетности, что оказывает непосредственное влияние на деятельность сельскохозяйственных предприятий. Сельскохозяйственное производство является бюджетообразующей отраслью экономики Украины, от уровня развития которой зависит продовольственная безопасность.

Основной задачей налогового регулирования сельскохозяйственного производства является обеспечение его эффективности, конкурентоспособности, воспроизводства земельных ресурсов и стабильности функционирования социальной сферы в сельской местности.

Анализ последних исследований и публикаций. Теоретические и практические вопросы налогового регулирования сельскохозяйственных предприятий рассматривали в своих трудах такие ученые, как: Василик А., Крупко М., Кучерявенко Н., Лукинов И., Лунин И., Мельника П., Соколовский А., Федосова В.

Целью статьи является исследование налогового регулирования сельскохозяйственных предприятий.

Изложение основного материала. Согласно нового Налогового кодекса Украины отечественные сельскохозяйственные предприятия имеют право выбрать режим налогообложения. На сегодняшний день они могут отдать предпочтение одной из трех систем налогообложения предусмотренных для них независимо от формы собственности: общая система с уплатой налога на прибыль и всех других налогов и сборов; с уплатой фиксированного сельскохозяйственного налога; с уплатой единого налога по ставке 7 % или 10 % [1].

При налогообложении по общей системе сельскохозяйственные предприятия-производители платят такие налоги и сборы, как:

- налог на добавленную стоимость;

- налог на прибыль предприятий;

- налог на землю;

- коммунальный налог;

- сбор на геологоразведовательные работы, выполненные за счет государственного бюджета;

- сбор на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог;

- плата за приобретение торгового патента на осуществление торговой деятельности;

- сбор в государственный инновационный фонд;

- сбор за специальное использование природных ресурсов [2].

Уплата фиксированного сельскохозяйственного налога (далее ФСП) предусматривает его перечисление без налога на прибыль, платы за землю сбора за специальное использование воды и покупки торгового патента в счет уплаты сбора за внедрение некоторых видов предпринимательской деятельности. Фиксированный сельскохозяйственный налог поступает в местный бюджет и зависит исключительно от площади сельскохозяйственных угодий, их назначения и денежной оценки земли. Сельхозпроизводители, объем реализации которых превышает 300 тыс. грн. за последние 12 календарных месяцев, обязаны встать на учет, как плательщики НДС. Положительным в применении специального режима НДС является то, что сумма начисленного налогового обязательства не перечисляется в государственный бюджет, а аккумулируется на специальном счете налогоплательщика, открытом в учреждении Государственного казначейства [1].

Система налогообложения с применением единого налога предусматривает: ограничения по видам деятельности; предельно допустимый объем годового дохода; разные ставки единого налога; определенное максимально допустимое количество наемных работников; специфические правила учета доходов, расходов и представления отчетности. Ставки единого налога устанавливаются в процентах (фиксированные ставки) к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, и в процентах к доходу (процентные ставки). Фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами для физических лиц – предпринимателей, которые осуществляют хозяйственную деятельность, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, в расчете на календарный месяц [3].

Плательщики единого налога освобождаются от уплаты:

1. Налога на прибыль предприятий.

2. Налога на доходы физических лиц в части доходов (объекта налогообложения), полученных в результате хозяйственной деятельности физического лица.

3. Налога на добавленную стоимость по операциям поставки товаров, работ и услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, кроме НДС, уплачиваемого физическими лицами и юридическими лицами, которые выбрали единый налог с НДС.

4. Земельного налога, кроме земельного налога за земельные участки, не используемые ими для осуществления хозяйственной деятельности.

5. Сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности.

6. Сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства [4].

Налоговое регулирование деятельности сельскохозяйственных производителей осуществляется с помощью специальных инструментов, встроенных в систему налогообложения в целом, и по каждому налогу отдельно. Роль этих инструментов в эффективном функционировании системы налогообложения настолько важна, что некоторые специалисты определяют термин «налоговое регулирование» через рычаги, которые применяются в процессе его осуществления. Под налоговым регулированием понимаются меры косвенного воздействия на экономические и социальные процессы путем изменения:

1) вида налогов;

2) налоговых ставок;

3) установление налоговых льгот;

4) повышения или понижения общего уровня налогообложения;

5) отчислений в бюджет [5].

В связи с этим необходимо назвать все механизмы реализации регулирования сельскохозяйственных предприятий. Для налогового регулирования сельскохозяйственных предприятий существуют следующие инструменты: системные, комплексные, локальные. К инструментам системного характера относят усиление налоговой нагрузки, которая сдерживает экономическую активность и процессы накопления, а также положительно влияет на бюджет страны, но одновременно создает условия для ускоренного развития теневой экономики.

Вместе с тем, высокий уровень налогообложения может быть приемлем в случае эффективного использования бюджетных средств на общенациональные экономические и социальные программы. Комплексный характер имеют инструменты налогового регулирования, одновременно касающихся нескольких основных налогов и сборов, создания специальных режимов налогообложения для определенных групп плательщиков. К ним могут быть отнесены:

1. Специальные налоговые режимы, вводимые по территориальному признаку – специальные (свободные) экономические зоны и территории приоритетного развития. Как правило, применение таких инструментов связано с необходимостью ускоренного развития депрессивных регионов путем экономического стимулирования привлечения инвестиций и создания рабочих мест. Специальные режимы налогообложения, вводимые по отраслевому признаку, по своей сути представляет собой комплекс льгот, предоставляемых одновременно по нескольким различным налогам и сборам, получателями которых являются субъекты хозяйствования одной отрасли или плательщики, осуществляющие определенный вид деятельности [1].

Локальные инструменты налогового регулирования, связанные с реализацией регуляторного потенциала каждого отдельного налога или сбора, определяются выбором сочетания элементов налога и соответствующим порядком исчисления налоговых обязательств. Довольно часто такие инструменты неправомерно классифицируют как налоговые льготы, хотя льготами они не являются, их следует рассматривать как регуляторы, непосредственно встроенные в конструкцию налога.

Основной проблемой налоговой системы в Украине является сложность системы администрирования налогов. Примером является ведением реестра налоговых накладных, который усложнил подготовку налоговой отчетности для всех плательщиков НДС, хотя изначально вводился для борьбы с недобросовестными налогоплательщиками. Большинство ключевых налогов сегодня закреплены исключительно за государственным бюджетом. Те же, которые закреплены за местными бюджетами, формируют корзину доходов, учитываемых при определении размера межбюджетных трансфертов.

Иными словами, если доходы от уплаты налогов вырастут, то поступления местных бюджетов не увеличатся, поскольку на аналогичную величину сократится объем трансферта из госбюджета [2].

Выводы. С введением в действие в 2011 году нового Налогового кодекса Украины произошли изменения в налогообложении сельскохозяйственных предприятий, а именно относительно ставок налогов. Система государственной поддержки сельскохозяйственных производителей должна состоять из таких важных элементов, как: направления, формы и методы. Учитывая большое количество разнообразных форм налогов для субъектов хозяйствования в АПК, целесообразно выделить три основные системы налогообложения:

- общая, с уплатой налога на прибыль и всех других налогов и сборов;

- с уплатой фиксированного сельскохозяйственного налога;

- с уплатой единого налога по ставке 7 % или 10 %.

Налоговое регулирование является важным рычагом развития экономики Украины. Воплощение описанного концептуального подхода к формированию системы налогового регулирования сельскохозяйственного производства возможно при условии объединения усилий государственной власти и аграрных предприятий для реализации общей цели – повышение конкурентоспособности национальной экономики, полного удовлетворения внутренних потребностей населения.

Библиография:

1 . Налоговый кодекс Украины [ Электронный ресурс ] . - Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2755-172

2. Лукинов И. Экономические трансформации / И. Лукинов. – М. : ИЭ НАНУ, 2010. – 455 с.

3. Лунина И.О. Государственные финансы Украины в переходный период / И. О. Лунина. – Харьков : Форт, 2009. – 296 с.

4. Мельник П.В. Налоговая система Украины : практикум / П. В. Мельник. – Ирпень : Академия ГПС Украины, 2005. – 256 с.

5. Государственное регулирование экономики : учебник / А. Мельник, И. Михасюк, А. Мельник, Львовский нац. ун-т им. И. Франко. - 2-е изд. – К. : Атика : Эльга -Н , 2000. – 592 с.

Просмотров работы: 1288