СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – УЧИТ ДУМАТЬ, А НЕ ЗАПОМИНАТЬ! - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – УЧИТ ДУМАТЬ, А НЕ ЗАПОМИНАТЬ!

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель данной работы – обозначить проблему кризиса образования, выявить причины его возникновения. Учитывая собственный небольшой опыт преподавательской деятельности, опыт других специалистов и мыслителей – предложить пути повышения качества образования.

Актуальность темы трудно переоценить. Образование – фундамент нашего будущего и настоящего. Именно образование интегрирует человека в общество, передавая свою культуру и предыдущих поколений; дает профессиональные навыки, с помощью которых человек сможет зарабатывать себе на жизнь и приносить пользу обществу. Кризис в этой области губителен для государства и каждого его гражданина.

Появление новых идей в образовании объясняется не только внутренними причинами – кризисом образования, но и особым сцеплением событий и идей, кардинально повлиявшим на интеллектуальное состояние общества, на все сферы культуры. Становление постиндустриального общества, и главное – прорыв информационных технологий в науку и практически во все сферы деятельности. С наступлением информационной эпохи – резким увеличением скорости научных открытий, прогресса техники, глобального увеличения объемов информации, подготовка, даваемая традиционной системой образования, оказалась неэффективной. Говорят о снижении качества образования [1].

Перманентные попытки реформировать отечественную систему образования не имеют системного характера и не дают ожидаемых результатов, поскольку реформы не сопровождаются философским осмыслением проблем образования, порождаемых «вызовами» современного динамичного, кризисного и противоречивого мира [1].

Необходимо отметить роль философии образования. Так, С. И.Гессен убедительно обосновал, что педагогика – прикладная философия, а философия образования её теоретическая основа [4].

Что такое образование? В идеале результатом образования должен стать человек, вставший на путь ответственного и сознательного выбора такого образа мыслей и действий, способствующие сохранению жизни, природы и культуры [3]. Эйнштейн говорил: «Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень». В первую очередь нужно готовиться к фундаментальному изменению – изменению в подходе к образованию.

Количество знаний в мире возрастает с чудовищной скоростью. Приходится сокращать время, выделяемое на каждую тему, что приводит к тому, что знания не успевают осваиваться обучаемыми; это приводит к мозаичности знаний, отсутствию целостной картины мира. В единицу времени студенту нужно усваивать всё больше и больше информации, это имеет свой предел. Это стало понятно уже в конце прошлого века. На чешско-советском симпозиуме «Философия образования в перспективе XXI века» состоявшемся в Праге, 4–7 июня 1990 года. Отмечалось, что образовательный кризис, достигший мировых масштабов, неудачи предпринятых стратегий и политик в реформе образования демонстрирует необходимость философского осмысления данной проблемы [5]. Выделяют два типа (подхода) образования:

  1. Традиционное (авторитарное, информационно – репродуктивная) здесь основной функцией педагогического процесса является передача (со стороны преподавателя) и усвоения (со стороны студента) определенного общественного опыта специально педагогически оформленного и отобранного, являющимся содержанием образования. Общая процедура организации такого образования заключается в следующем: сначала отбирается общественный опыт, усвоение которого рассматривается необходимым со стороны государства, общества, индивида, и дальнейшие усвоение этого опыта. Именно усвоение рассматривается как цель образования. В педагогике, такую модель образования называют знаниевой. В этой модели, вторична функция развития человека.

  2. Развивающее. В данной модели ведущей выступает функция развития человека как целостности. Это означает, что цель образования определяться на основе изучения развития человека как такового, выделения предметов развития в процессах обучения и воспитания человека и тех качеств этих предметов, которые закономерно возникают на общих для всех людей этапах их развития [5].

Когда я спросил у своего отца: «Пригодились ли ему знание интегрального исчисления?» Он ответил: «Нет, не пригодились, а вот умение, быстро разобраться в сложной и неизвестной проблеме, выработанное в процессе изучения интегралов, пригождается мне каждый день».

Большинство работодателей сегодня, по этой причине, не смотрят в диплом, а лишь поглядывают на его наличие. «Пять лет в пустую», наблюдая такую сцену, думают выпускники. Демокрит говорил: «Многознание уму не научает». Именно изменение направления вектора образования от механического усвоения установленного набора информации к развитию личности приведет к успеху. Развивающее образование так же, как и информационно – репродуктивное, осуществляется путем выполнения трех основных педагогических функций – обучения, развития, и воспитания, реализуемые на каждом уроке по каждой теме. Тем не менее, развивающее образование имеет принципиальные отличия от традиционного:

1) функция обучения предполагает не зазубривание всего информационного материала тем, как в информационно – репродуктивной системе, а усвоение только базовых законов, закономерностей, теорий, понятий выделяя их существенные признаки из учебной информации;

2) функция развития предполагает доминирование творческой деятельности учащихся на всех этапах учебной деятельности по теме для усвоения методов научного творчества, а не только выполнение в конце изучения темы отдельных творческих заданий, как это происходит в информационно – репродуктивной системе, да еще методом проб и ошибок;

3) функция воспитания предполагает организацию сотрудничества и общения для формирования самостоятельности, у учащихся, в применении основных технологий (или их отдельных операций) социального творчества – исследования, экспертизы, проектирования, проблематизации, прогнозирования в рамках каждой темы, а не только на «неделе проектов», как принято в традиционной системе [5].

Ещё одна острая проблема, заключается в том, как преподают новые знания. Наблюдается тенденция монологизации образования. Ученик выступает в роле получателя информации, а потому объект – должен знать и уметь применять по образцу те умения и знания, которые ему передаются извне. Действительно, сообщать знания, таким образом, в готовом виде гораздо проще. И получается, что в единицу времени преподается больше материала. Вроде бы, всё хорошо – материал преподается, успевают освещаться темы, которые должны быть затронуты. Но, увы, фрагментарность, «кусковость» знаний, даже не знаний, а информации – на лицо [4].

Кант говорил: «Мы можем познать лишь те вещи, которые сделали сами». Никакие знания, даже фундаментальные, не могут быть просто переданы учащимся; передать (или преподать) можно лишь некоторую информацию; приобретение знаний, их глубина и широта неотделимы от усвоения способов их добывания. Наконец, готовая, заранее отобранная, информация не затрагивает усилий и личностных качеств ученика по созданию им своей системы знаний, не способствует развитию личности учащегося. Без осознания учениками механизма своей деятельности невозможно получить образовательных личностно значительных результатов, преодолеть их отчужденность от образования [4].

Монологичность школьного общения, состоящая в концентрированности предрешенной одинаковости результатов образовательной деятельности учащегося, создает предпосылки для утрачивания важнейшей операции мышления и самой основы диалога – сравнения. Возможность сравнения разных мнений имеет для учащегося гораздо больший когнитивный эффект, чем получение «правильной» информации с одинаковым шаблонным ответом. Такое общение влечет за собой снижение когнитивных и творческих компонентов в мышлении учащегося. А это значит, что из процесса образования выхолащивается самое главное – личностная мотивация учащегося [4]. Трудно сравнить с чем-либо ощущение первооткрывателя. То самое ощущения познания истины, открытие верной закономерности, по которой живет природа. Современные ученики лишены этого – информация подается в готовом виде. Нет того запала, любопытства, поиска и открытия, свойственного природе – вместо всего этого на голову «вываливается» огромный поток информации, который выучить бы – какие там поиски… Мне повезло с преподавателями: по мере возможности они давали под диктовку лишь аксиомы, фундаментальные основы и с помощью наводящих вопросов мы сами приходили к верным закономерностям. Знания будто бы «впечатывались» в память. Применяя эту методику в своей репетиторской практике, постоянно замечал быстрое улучшение результатов. Разумеется, от этого улучшалось настроение, и успехи продолжали расти как снежный ком.

Увы, введение ЕГЭ, лишний раз доказывает информационно-репродуктивный характер образования в данный момент. На государственной итоговой аттестации спрашиваются именно знания, а не умение думать. В результате, учеников подгоняют, натаскивают на решение этих тестов – в них загружается информация, как успешно решить тест. (Аналогичные экзамены планируется ввести и в высшей школе), затем, успешные ученики недоумевают, почему, придя к работодателю – «двоечники» становятся успешнее их – ведь они столько вкладывали в свой успех! Дело в том, что знания, которые они получали – не столь важны, куда важнее их навыки. Приведу один пример, описанный в литературе:

Специалист в области, получивший образование в университете, доктор экономических наук, защитивший докторскую диссертацию по теме рыночной экономики, работавший ранее в небольших частных фирмах, решил попробовать найти работу в коммерческом банке. С помощью интернета он нашел вакансию специалиста его профиля в одном крупном банке, и послал свое резюме. Вскоре его пригласили на собеседование. Наш специалист тщательно подготовил все необходимые, по его мнению, документы, чтобы выглядеть достойно в глазах руководства банка, и отправился на собеседование. Как такового собеседования, в общем – то и не было. У него даже не спросили документов, столь тщательно подготовленные им. Сначала показали материалы с результатами работы банковского отдела, в который требовался сотрудник. На листе бумаги было выделено цветом несколько колонок цифр. Руководство банка объяснило ситуацию. По мнению руководства банка, рынок банковских услуг в определенной сфере имеет все возможности для роста. Об этом же говорят и результаты маркетинговых исследований, проводившихся банком, однако в течение последних двух лет спрос на эти услуги практически не растет, что видно из материалов. Так вот не может ли уважаемый специалист предложить несколько технологий для увеличения спроса на эти услуги? Руководству банка хотелось бы послушать возможные варианты таких технологий, и если они будут интересны, то претендент получит работу и очень впечатляющую сумму в качестве жалованья. Более того, банку необходим СПЕЦИАЛИСТ в данной сфере и для него банк готов создать дополнительные благоприятные условия работы помимо высокой зарплаты.

Претендент понял, что традиционные технологии ситуацию не изменят, а других технологий он не знает, более того, проектировать новые технологии он тоже не умеет, профессиональному творчеству его не учили. В результате пришлось поблагодарить сотрудников банка за встречу и откланяться [3].

Подведем итоги. Вступив в информационную эпоху, традиционная система образования начала не справляться со своей задачей подготовкой молодых членов общества к дальнейшей самостоятельной деятельности. Традиционная модель образования сводится к передачи накопленных знаний. Информации становится всё больше – время столько же, поэтому процесс обучения, сводится к монотонной передачи информации, которая плохо усваивается, из-за отсутствия обратной связи со стороны студентов. Падает мотивация к обучению, снижается его уровень. К этому присовокупляется быстрое устаревание знаний, которое не способно опередить система образования из-за необходимости согласования и подготовки передаваемой информации…

В таких условиях ключевыми становятся навыки самостоятельного синтеза знаний, умения быстро разобраться в сложной проблеме и творчески подходить к её решению. Что, к сожалению, негласно отдано на «самообразование». Сместив акцент с определённого объема знаний, на развитие упомянутых навыков, интегрированных в процесс изучения базовых знаний, мы получим систему образования выпускающих, полностью готовых к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности людей. Учить думать!

Библиографический список

  1. Алиева Н.З. «Постнеклассическое естественнонаучное образование: концептуальные и философские основания» // Электронный ресурс Интернет: http://www.rae.ru/monographs/7

  2. Современные проблемы философии образования// электронный ресурс, сайт педагогического сообщества Псковской области, URL: http://wiki.pskovedu.ru

  3. Голубкова О.А., Волкова Е.Г. «Аксиологический аспект интерактивных методов обучения.» // электронный ресурс, сайт высшей школы экономики http://www.hse.spb.ru

  4. А.Д. Король– «Общение и проблемы дистанционного образования», «Вопросы философии» 2011 (6), с 173 – 186

  5. Бухвалов В.А. Общая методика развивающего образования (с применением ТРИЗ // электронный ресурс Интернет: http://experiment.lv/rus/biblio/buhv_metod_ro.htm

Просмотров работы: 1486