Установление закономерных связей между факторами воздействия и рыночным спросом позволят предпринять действия, ориентированные на увеличение скорости продаж, т. е. стимулирование спроса. Одной из возможных характеристик, позволяющих оценивать динамику рыночного спроса, может служить величина объема продаж в единицу времени – скорость продаж.
Динамической характеристикой происходящих на рынке процессов может служить также средневзвешенная скорость продаж различных товаров на данном рынке, на группе рынков и глобальном рынке. К примеру, скорость продаж в денежном выражении квартир в новостройках конкретного застройщика в месяц или скорость продаж квартир в новостройках в целом по городу. Аналогичные характеристики могут быть введены и для других объектов недвижимости, а также для всей продаваемой недвижимости.
Определим средневзвешенную скорость продаж различных групп недвижимости на отдельно взятом рынке выражением
, (1)
где − количество групп недвижимости данного рынка; − скорость продаж товаров -й группы; − объем товара -й группы в денежном выражении, выставленного на продажу на сегменте данного рынка; − объем всех товаров в денежном выражении данного рынка.
Несомненное удобство средневзвешенных характеристик − это возможность их использования в моделях рынков разного уровня и разных групп товаров. В формуле (1) величина может быть определена как средневзвешенная по конкретной группе товаров, а величина может быть использована при вычислении средневзвешенной скорости продаж на группе рынков и т. д.
Параметру можно придавать различные значения , , , тогда соответствующие средние есть средневзвешенные арифметические, гармонические и квадратичные значения.
Наибольшее распространение при статистической обработке данных получили средневзвешенные арифметические и квадратичные значения . Для средневзвешенных арифметических и квадратичных скоростей продаж имеем
и .
Изменение скорости продаж объектов жилой недвижимости происходит под влиянием различных внутренних (определяемых действиями застройщиков) и внешних (не зависящих от действий застройщиков) факторов, которые могут, как увеличивать, так уменьшать скорость продаж. Мерой изменения скорости продаж является производная . В качестве гипотезы данной модели примем, что воздействие на изменение скорости продаж данного товара, если не учитывать форс-мажорные обстоятельства, связано с количеством этого товара на рынке. Это можно проследить, в частности, по маркетинговым затратам застройщиков. Полагая пропорциональность усилий на изменение скорости продаж количеству товара, динамическое уравнение воздействия на рынок запишем в виде
,
где – -воздействие на изменение скорости продаж -й группы товаров; – количество воздействий принятых в модели рынка.
Тогда средняя арифметическая скорость продаж на данном сегменте рынка определится соотношением
.
Используя в качестве динамической меры рынка средневзвешенную квадратичную скорость продаж, установим ее изменение с возможными воздействиями на рынок. Из определения средневзвешенной квадратичной скорости продаж
, (2)
найдем ее приращение .
,
или
.
Производная по времени от «энергии рынка» равна «мощности воздействия на рынок».
Построение предлагаемой динамической модели рыночного спроса позволит отслеживать и моделировать состояния рыночного спроса при изменении тех или иных факторов воздействия, что является инструментом прогнозирования и влияния на него. Решение задач в рамках данных модели относится к аналитическим, что значительно упрощает её прикладное использование.