РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования. Образование в современном мире выступает как базис экономического роста, необходимое условие социально-экономического благоустройства, стратегический ресурс устойчивого и динамичного развития каждой нации. В качестве главного результата в Стратегии реформирования образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие страны. Обновленные цели общего среднего образования создают благоприятные условия для формирования социально-активной, творческой личности, творца и проектировщика своей жизни.

Введение допрофильной подготовки учащихся является одним из основных путей модернизации образования. Основная идея обновления среднего образования заключается в том, что образование должно стать более функциональным, индивидуализированным, эффективным. Допрофильная подготовка отличается от общеобразовательной подготовки более конкретными профессионально ориентированными характеристиками мотивов, целей, средств и результатов учебной, продуктивной, творческой деятельности, которые выступают по отношению к ученику в виде определенных требований. В связи с этим возникает необходимость в разработке программы деятельности психологической службы учебного заведения по комплектованию профильных классов. Современным направлением обновления образования, достижением нового качества становится допрофильная подготовка и профильное обучение учащихся. Введение профильной старшей школы предполагает учет потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов старшеклассников, направленных на жизненное и профессиональное самоопределение учащихся.

Объект исследования - допрофильная подготовка учащихся.

Предмет исследования - психологические особенности и условия профессионального самоопределения учащихся в допрофильной подготовке.

Цель исследования- выявить психологические условия профессионального самоопределения учащихся в допрофильной подготовке и апробировать их в ходе экспериментальной работы.

Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что профессиональное самоопределение учащихся будет более успешным, если на этапе допрофильной подготовки будет осуществляться адаптация к профильному обучению с учетом влияния таких психологических условий, как: психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся, научно-методическая и психологическая подготовка учителей к работе в профильных классах, постепенность и последовательность допрофильного и профильного этапов, внедрение единого диагностико-методического комплекса, а также программы психологического сопровождения допрофильной подготовки учащихся.

Для реализации поставленной цели обозначены следующие задачи:

- выяснить основные компоненты психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса;

- выявить психологические условия допрофильной подготовки учащихся;

- апробировать программу формирования готовности учащихся к выбору профиля обучения;

- разработать и внедрить в образовательный процесс научно-методические рекомендации по психологическому сопровождению допрофильной подготовки учащихся в системе профильного обучения.

Методы исследования: 1) теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме допрофильной подготовки учащихся, 2) эмпирические: анкета «Ценностные ориентации», тест эмоций (модификация теста Басса-Дарки), личностный опросник Айзенка, опросник «Вегетативная лабильность», «Профиль» (модификация карты интересов Голомштока), «Формула профессии» (модификация методики Пряжникова), методика «Тип мышления», «Эрудит» (методика ШТРР в модификации Г.Резапкиной), «Определение мотивации» (по методике Е.Головахи), «Определение направленности личности» (ориентационная анкета), «Определение профессиональных склонностей» (методика Л.Йовайши в модификации Г.Резапкиной), «Эмоциональный интеллект ЕQ» (методика Н.Холла в модификации Г.Резапкиной), эксперимент (констатирующий и формирующий), наблюдение, беседы, 3) статистические методы обработки результатов исследования: G - критерий знаков.

Экспериментальная база исследования: в исследовании приняли участие 60 учеников, начиная с 8-ых классов (2011-2012 уч.г.); 9 классы (2012-2013 уч.г.); контрольный срез проведено в 10-х классах (2013-2014 уч.г.) Мелитопольской гимназии № 10 Мелитопольского городского совета Запорожской области, 110 родителей и 18 педагогов. Общее количество респодентов - 188 человек.

Новизна работы заключается в том, что

- уточнены критерии допрофильной подготовки в условиях профильной подготовки, а именно: степень проявления профессиональных интересов, уровень сформированности профессиональных намерений; широта знаний о мире профессий и требований, стоящих перед различными профессиями; реалистичность профессионального выбора, степень согласованности профессиональных интересов и склонностей; осознание личных способностей и возможностей; положительное (отрицательное) отношение к миру профессий и личному профессиональному будущему;

- раскрыта специфика психологического сопровождения допрофильной подготовки учащихся.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием обоснованных и апробированных методик, адекватностью групп испытуемых по возрасту и составу, корректным применением методов статистической обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения и результаты научного исследования обсуждались на следующих конференциях: Международной научно-практической конференции «Приоритеты развития педагогических и психологических наук в XXI веке» (7-8 июня 2013г., г. Одесса); Международной научно-практической конференции «Новые задачи и направления педагогики и психологии в XXI веке» (16 ноября 2013 года, г. Киев); Всеукраинской научно-практической конференции «Современные тенденции в педагогике и психологии: новый взгляд » (29-30 ноября 2013 года, г. Харьков); Международной научно-практической конференции «Тенденции развития педагогики и психологии в XXI веке » (6-7 декабря 2013 г., г. Одесса).

Введение профильной старшей школы предполагает учет потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов старшеклассников, направленных на жизненное и профессиональное самоопределение учащихся.

Допрофильная подготовка учащихся осуществляется в 8-9 классах с целью профессиональной ориентации учащихся, содействие в выборе ими направления профильного обучения в старшей школе. В ходе допрофильной подготовки каждый ученик должен осознавать основные мотивы выбора будущего профиля обучения. Поэтому модель личности выпускника школы (рис.1) включает в себя следующие компоненты: умение объективно оценить свои резервы и способности к продолжению обучения по различным профилям; осознанный выбор профиля обучения, который соответствует собственным способностям, индивидуальным возможностям; высокий уровень мотивации обучения по выбранному профилю; готовность нести ответственность за сделанный выбор, владение запасом духовных и нравственных качеств[1, с.29] .

Рис. 1. Модель личности выпускника школы

Как отмечает В. Рыбалко, личностная готовность ученика к профильному обучению имеет определенную структуру, к которой относятся такие составляющие: психофизиологическая; интеллектуальная; мотивационная; характерологическая и профессиональная готовность [2, с.47].

При составлении блока методик для циклограммы психологического сопровождения допрофильной подготовки по диагностическим направлением (приложение Ж, табл. 2.1) был сделан акцент на индивидуальных психологических особенностях и мотивации учащихся.

Существует ряд факторов, которые необходимо учитывать при выявлении профессиональных способностей. Во-первых, в юношеском возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии. Второй фактор - недостаточный уровень самосознания подростка, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватность самооценки. Третий фактор - недостаток жизненного опыта (недостаточные знания о мире профессий и рынке труда, правила и ошибки в выборе профессии) [4, с.67].

Предложенные методики можно проводить как самостоятельную диагностику, так и во время тренингов. Большинство методик проводится в 8-9 классах. Как результат проведенной работы в конце 9-го класса заполняется «Профкарта» (приложение Д) .

После обработки результатов по каждой методике, их необходимо проанализировать и обобщить. Методика «Профиль» позволяет выявить группу учащихся с выраженными интересами к одному или нескольких профилям обучения. Анализ результатов диагностики упрощает то, что шкалы методики «Профиль» почти полностью соответствуют существующим профилям обучения (приложение Ж, табл. 2.2). Результаты работы над «Опросником профессиональных склонностей» уточняют и конкретизируют эти данные. Определение «Типа мышления» имеет уточняющий характер. Так, выраженное абстрактно-символическое мышление указывает на некоторые склонности к предметам физико-математического цикла, словесно-логическое мышление - к предметам гуманитарного цикла, наглядно-образное мышление - к эстетическим видам деятельности, предметно-действенное мышление - к практической работе и экстремальным видам деятельности (приложение Ж, табл. 2.3).

Результаты отдельных методик нельзя рассматривать изолированно: информация, полученная с помощью одних методик, обычно дополняется и уточняется другими. Сочетание четырех разноплановых методик дает достоверную картину профессиональных интересов и склонностей подростков, позволяя рекомендовать учащимся определенный профиль обучения [7, с.112].

Коррекционно-развивающая работа представлена ​​в циклограмме психологического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения (таблица 1). Предложенные тренинговые занятия способствуют постепенному формированию психологической готовности учащихся к обоснованному выбору профиля обучения.

Таблица 1

Коррекционно-развивающее направление по психологическому сопровождению учащихся в условиях допрофильной подготовки

п/п

Мероприятия

Основная цель

Количество часов

Целевая группа

1.

Уроки выбора профессии (тренинг)

1. Формирование у подростков готовности к самоопределению;

6 часов-8 кл.;

5 часов.-9 кл.

8-9 кл.

   

2. Воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, умение брать на себя ответственность за свои поступки.

   

2.

Я ищу работу

(деловая игра с элементами дискуссии и практической работы)

1. Формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда.

2 часа.

9 кл.

Уроки выбора профессии - цикл предложенных занятий, который направлен на изучение личностных особенностей учащихся и формирование реалистичного самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии. Занятия рекомендуется проводить в 8-9 классах по предложенной системе, чтобы сохранить внутреннее единство и логику подачи материала (таблица 2). В процессе тренинговых занятий заполняется профкарта на каждого ученика (приложение Д). Полученные данные необходимо учитывать при комплектовании профильных классов.

Таблица 2

План занятий тренинга «Уроки выбора профессии»

п/п

Целевая группа

Темы

1.

8 класс

  • Самооценка и уровень притязаний

  • Чувства и эмоции

  • Темперамент и профессия

  • Профессия и здоровье

  • Интересы и склонности в выборе профессии

  • Формула профессии

2.

9 класс

  • Стратегия выбора профессии

  • Способности и профессиональная пригодность

  • Ошибки в выборе профессии

  • Современный рынок труда

  • Пути получения профессии

Согласно результатам проведения анкеты № 1 было установлено, что 60 учеников (100%) интересуются вопросом будущей профессиональной деятельности. Свой запас знаний по поводу будущей профессиональной деятельности ученики пополняют из газет - 42 ученика (70%); от родителей - 53 ученика (88%); от классного руководителя - 60 учеников (100%); школы - 60 учащихся (100%); прослушивают радио - 34 ученика (57%); с классных часов - 60 учеников (100%); по телевидению - 54 ученика (90%). Ученики считают, что знания о профессии нужны уже в школе - 60 учеников (100%). Восьмиклассники отмечают, что еще в школе нужно учиться способам выбора своей профессиональной деятельности - 55 учеников (92%). В школе нужна допрофильная подготовка (курсы по выбору, информационная работа) так считают 60 учеников (100%). Учеников волнуют следующие вопросы: куда пойти учиться - 54 ученика (90%); какую выбрать профессию - 49 учеников (82%); где получить информацию о профессиях - 24 ученика (40%), как поступить в профильный класс - 56 учащихся (93%); что такое «Образовательный рейтинг ученика», зачем он нужен - 49 учащихся (82%); какие экзамены нужно сдавать в учебное заведение для получения выбранной профессии - 60 учеников (100%), как подготовиться к сдачи экзаменов в школе ВНО - 60 учеников (100%); любую возможность дают курсы по выбору - 55 учеников (92%); что такое «Портфолио» - 38 учеников (63%).

Так, 60 учеников (100%) считают, что в гимназии проводятся профориентационные мероприятия на интересные темы и на высоком уровне, 15 учащихся (25%) предлагают расширить перечень профилей, которые можно выбрать; 51 ученик (85%) утверждает, что профильное обучение имеет значимость для дальнейшего образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения, 60 учащихся (100%) считают, что для них имеет ценность информация, которую они получат в гимназии о профильном обучении и они имеют представление о целях профильного обучения. Наиболее престижные профессии для учащихся восьмых классов: юрист, прокурор, адвокат, врач, менеджер, экономист, переводчик, учитель. Перечень предметов, который необходим для овладения будущей профессией: алгебра, геометрия, физика - 22 ученика (37%), иностранный язык - 32 ученика (53%); химия, биология - 4 ученика (7%); психология - 2 ученика (3%).

Согласно результатам анкеты «Ценностные ориентации» ученики распределили ценностные ориентации в таком иерархическом порядке: хорошее образование, хорошая работа и карьера, счастливая семья, счастье близких людей , благополучие государства, наука, как познание нового, сохранения жизни и природы на Земле, хорошее здоровье, дружба, уверенность в себе и самоуважение, деньги, богатство, власть или положение, хороший дом, квартира.

Таким образом, информационная подготовленность учащихся еще не достаточно сформирована, учащиеся осознают цели профильного обучения, но еще не сформирована способность формировать образовательный запрос.

Анализируя полученные данные (приложение А), мы можем сделать следующие выводы: по методике «Эмоции» - к физической агрессии склонны - 0 учащихся; к косвенной агрессии - 9 учеников, к раздражительности - 2 ученика, к негативизму - 2 ученика; уязвимости - 5 учеников, подозрительности - 4 ученика, вербальной агрессии - 9 учеников. С целью коррекции уровня агрессивности по отношению к людям, событиям, явлениям были созданы коррекционные тренинговые группы.

За личностным опросником Айзенка было выявлено, что среди учащихся имеющиеся следующие типы темперамента: интроверты - 19 учащихся; экстраверты - 17 учеников; амбиверты - 24 ученика. Преобладает холерический тип темперамента у 12 учащихся; флегматичный тип темперамента - 17 учеников; сангвинический характер - 17 учеников; меланхолический характер - 14 учеников. С учениками была проведена просветительская работа по взаимосвязи между типом темперамента и будущей сферы профессиональной деятельности; по опроснику «Вегетативная лабильность» было выяснено, что 5 учащихся имеют вероятные проблемы со своим здоровьем. Ученикам были даны рекомендации обратить внимание на свой ​​образ жизни, режим труда и отдыха; по методике «Профиль» полученные данные о выборе учащимися возможного направления профессиональной деятельности: физика и математика - 16 учеников; химия и биология - 5 учащихся; радиотехника и конструирование - 2 ученика; механика и конструирование - 3 ученика, география и геология - 3 ученика; литература и искусство - 12 учеников, история и политика - 4 ученика; педагогика и медицина - 8 учащихся; предпринимательство и домоводство - 4 ученика, спорт и военное дело - 3 ученика; по методике «Формула профессии» было выяснено, что учащиеся осознают цели, предметы, средства и условия труда для выбора конкретной профессии. Каждый ученик вывел свою формулу будущей профессии и защитил ее.

По результатам проведения анкеты №2 «Профильные ориентации школьников» было выяснено, что 55 учеников (92%) планируют продолжить обучение в 10 классе, 5 учащихся (8%) планируют продолжить обучение в колледже, техникуме. 49 учеников (82%) ставят перед собой цель, выбирая «курсы по выбору» - подготовиться к экзамену после 9-го класса; 54 ученика (90%) - углубить свои знания по предмету; 24 ученика (40%) - уточнить свой ​​выбор.

Дополнительно ученики хотели бы заниматься следующими предметами: психологией (16 учеников, 27%), хоровым искусством (10 учащихся, 17 %), экономикой (12 учеников , 20%), политологией (5 учеников, 8%). 26 учащихся (43%) выбирают физико-математический профиль; 30 учащихся (50%) - филологический профиль; 2 ученика (3%) - технологический профиль; 1 ученик (2%) - общественно-гуманитарный профиль; 1 ученик (2%) - общественно-гуманитарный (экономический) профиль. 56 учеников (93%) выбирают профиль обучения, так как именно он связан с их будущей профессией; 3 ученика (5%) выбирают профиль обучения потому что им нравятся предметы, которые входят в этот профиль; 1 ученик (2%) - ему посоветовали родители.

Среди учащихся 8-х классов практическим психологом проводился тренинг «Уроки выбора профессии» по следующим темам: самооценка и уровень притязаний; чувство и эмоции; темперамент и профессия; профессия и здоровье; интересы и склонности в выборе профессии; формула профессии.

На втором этапе было продолжено экспериментальное исследование среди учащихся 9-х классов Мелитопольской гимназии № 10 (всего: 60 респондентов) в течение 2012-2013 учебного года. В ходе исследования были использованы следующие методики: методика «Тип мышления», методика «Эрудит» (методика ШТУР в модификации Г.Резапкиной). Также было проведено анкетирование среди родителей учащихся 9-х классов (всего: 110 респодентов) и среди учителей, работающих в 9-х классах (всего: 18 респодентов).

По результатам проведения анкетирования среди родителей было выяснено, что 92 респодента (84 %) обсуждают со своим ребенком вопрос о его профессиональном будущем и возможные пути продолжения образования. 86 родителей (78%) доверяют своему ребенку самостоятельно сделать первичный выбор в профессиональном самоопределении (первичный выбор - выбрать профиль обучения). 90 родителей (82%) знают перечень профессий, которые в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда. Родители указывают, что выбор будущей профессиональной деятельности ребенка осуществляется посредством учета мнения самого ребенка и их собственного.

Таким образом, согласно интерпретации данных анкетирования, мы можем сделать вывод, что только во время эффективного взаимодействия между всеми участниками учебно-воспитательного процесса (учениками, учителями, родителями, практическим психологом) мы можем добиться успеха во время первичного профессионального самоопределения.

Анализируя полученные данные (приложение Б), мы можем сделать следующие выводы:

• по методике «Тип мышления» среди девятиклассников были выявлены следующие типы мышления: предметно-действенное мышление характерно для 13 учащихся; абстрактно-символическое мышление - 16 учеников; словесно-логическое мышление - 3 ученика; наглядно-образное мышление - 5 учеников; креативность - 15 учеников; абстрактно-символическое и предметно-действенное мышление - 4 ученика; абстрактно-символическое и словесно-логическое мышление - 3 ученика; словесно-логическое и наглядно-образное мышление - 3 ученика; словесно-логическое и предметно-действенное мышление - 8 учащихся; наглядно-образное и предметно-действенное мышление - 5 учеников;

• по методике «Эрудит» выявлен приоритет среди предметных циклов, так склонность к физике и математике обнаруживают 25 учеников, к гуманитарным наукам - 22 ученика, к естественным наукам - 7 учеников, к общественным наукам - 4 ученика, к спорту - 2 ученика.

Среди учащихся 9-х классов мы проводили тренинг «Уроки выбора профессии» по следующим темам: стратегия выбора профессии; способности и профессиональная пригодность; ошибки в выборе профессии; современный рынок труда, пути получения профессии и деловая игра с элементами дискуссии и практических задач «Я ищу работу».

Таким образом, комплектование профильных классов было осуществлено, учитывая психологические рекомендации на основе диагностических данных и проведенной коррекционно-развивающей работы.

На III (заключительном) этапе был проведен контрольный срез среди учащихся 10-х классов Мелитопольской гимназии №10 (всего: 60 респондентов) в течение 2013-2014 учебного года. В ходе исследования были использованы следующие методики: «Определение мотивации» (по методике Е.Головахи), определение направленности личности (ориентационная анкета), «Определение профессиональных склонностей» (методика Л.Йовайши в модификации Г.Резапкиной) и выявлены результаты диагностики соотносятся с распределением учащихся по профилях обучения.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы (приложение В): по опроснику профессиональных склонностей среди учащихся 10-х классов была обнаружена склонность к исследовательской (интеллектуальной) деятельности - 21 ученик (43%); склонность к работе с людьми - 17 учеников (35%); склонность к эстетическим видам деятельности - 5 учащихся (10%); к планово-экономической деятельности - 3 учащихся (6%); к интеллектуальной деятельности и работе с людьми - 3 ученика (6%).

По методике «Определение мотивации» высокий уровень мотивации имеют 32 ученика (65%); средний уровень мотивации - 17 учеников (35%); низкий уровень мотивации отсутствует. По методике «Определение направленности личности» - высокий уровень наблюдается у 36 учеников (73%); средний уровень - 13 учеников (27%); низкий уровень отсутствует.

Исходя из данных итогового протокола соотношение результатов диагностики с распределением учащихся по профилям обучения и диаграммы выбранных профилей (приложение Г) можно сделать следующие выводы: при комплектовании профильных классов учитывались психологические рекомендации относительно выбранного профиля на основе диагностических данных и проведенной коррекционно-развивающей работы, так 27 ученикам (45%) было предложено выбрать физико-математический профиль; 22 учащимся (37%) - филологический профиль; естественно-математический (география, геология) - 2 ученикам (3%); общественно-гуманитарный (история, право) - 2 ученикам (3%); естественно-математический (химия - биология ) - 4 учащимся (7%); спортивный - 3 ученикам (5%). При соотношении рекомендованных профилей обучения и выбранных профилей обучения учениками мы можем сделать следующий вывод: у 57 учащихся (95%) совпадает выбор с нашими рекомендациями, у 3 учащихся (5%) не совпадает выбор профиля обучения с рекомендациями.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы и математической обработки результатов эксперимента мы использовали G-критерий знаков. Занесем результаты методик «Определение мотивации» и «Определение направления личности» в таблицу и найдем сдвиги результата каждого ученика. Чтобы определить количество n для таблицы, надо суммировать количество положительных и отрицательных сдвигов. . Из таблицы 1 при .

Типичные сдвиги - положительное. Негативных сдвигов нет.

- количество нетипичных сдвигов, то есть , .

Значит H0 - отбрасывается, а Н1 - принимается .

Рассчитаем сдвиги по методике "Определение направления личности". Что-бы определить количество для таблицы, надо суммировать количество положительных и отрицательных сдвигов. . Из таблицы 1 при .

Типичные сдвиги - положительное. Негативных сдвигов нет.

- Количество нетипичных сдвигов, то есть , .

Значит H0 - отбрасывается, а Н1 - принимается .

Рассчитаем сдвиги между двух срезов. Определяем критическое значение критерия G. Это максимальное количество "нетипичных", таких что иногда встречаются знаки, при которых сдвиг в "типичную" сторону еще можно считать существенными. Чтобы определить количество для таблицы, надо суммировать количество положительных и отрицательных сдвигов. . Из таблицы 1 при .

Типичные сдвиги - положительные. Негативных сдвигов нет.

- количество нетипичных сдвигов, то есть , .

Значит H0 - отбрасывается, а Н1 - принимается.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

На основе проведенного исследования можно выделить следующие психологические условия, которые формируют профильную направленность личности ученика в допрофильной подготовке: построение образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода; предоставление ученику возможностей для выбора профиля обучения и построения индивидуальных образовательных целей; реализация комплекса педагогических, психологических, информационных и профориентационных мероприятий, направленных на развитие готовности школьников к профильному выбору.

Диагностика индивидуально-психологических особенностей ученика, его профессиональных интересов, способностей и склонностей - важнейший компонент допрофильной подготовки. Изучение этих особенностей в ходе получения общего образования снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения. Результаты отдельных методик нельзя рассматривать изолированно: информация, полученная с помощью одних методик, обычно дополняется и уточняется другими. Сочетание четырёх разноплановых методик дает достоверную картину профессиональных интересов и склонностей подростков, позволяя рекомендовать учащимся определенный профиль обучения.

Коррекционно-развивающая работа способствует постепенному формированию психологической готовности учащихся к обоснованному выбору профиля обучения. Уроки выбора профессии - цикл предложенных занятий направлен на изучение личностных особенностей учащихся и формирование реалистичного самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии. Комплектование профильных классов должно осуществляться с учетом рекомендаций психолога на основе диагностических данных и проведенной коррекционно- развивающей работы.

Список литературы

1. Готовність учня до профільного навчання / упоряд. В.Рибалко; за заг. ред. С.Максименка, О.Главник. – К. : Мікрос-СВС, 2003. – 112 с.

2. Пряжников Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения : методическое пособие / Н.С.Пряжников. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж : НПО "МОДЕК", 1997. – 80 с.

3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов// Школьный психолог, №4, 1999.

4. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путиводитель випускника. – М.: Генезис, 2005. – 356 с.

5. Самодрін А.П. Технологія відбору учнів до профілів навчання в умовах профільно-диференційованої школи : формування профілів 5-11 (12) класів гімназії, 8-11 (12) класів ліцею / А.П.Самодрін, Н.М.Куліш, О.В.Забєліна. – Кременчук : ІЕНТ, 2001. – 78 с.

6. Федоришин Б. О. Психологічні аспекти профорієнтації учнів. – К. : Знання, 1976. – 48 с.

7. Цуканов Б.Й. Темперамент и характер. – М.: Астро-Принт, 2000. - 221с.

8. Яценко Т. С. Активна соціально-психологічна підготовка вчителя до спілкування з учнями. - К.: Освіта, 1993 – 347 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ 8А, 8Б КЛАССОВ (2011-2012 уч.год)

п/п

Код ученика

Тест эмоций

Опросник

Айзенка

Опросник

«Вегетативная

лабильность»

Методика

«Профиль»

Методика

«Формула профессии»

1

Ученик 1-

А. К.

П

Интроверт (Ф)

10б.

3

1.8; 2.4; 3.4; 4.6

2

Ученица 2 – Б.А.

НА

Амбиверт (С)

2б.

6

1.6; 2.5; 3.6; 4.3

3

Ученица 3 –

Б. А.

В

Амбиверт (С)

1б.

8

1.5; 2.1; 3.6; 4.2

4

Ученик 4 – Б.Д.

Н

Амбиверт (С)

11б.

9

1.7; 2.3; 3.2; 4.5

5

Ученик 5 – Г.В.

НА

Екстраверт (Х)

10б.

7

1.1; 2.2; 3.5; 4.3

6

Ученица 6 - Г.Д.

-

Интроверт (Ф)

2б.

6

1.6; 2.5; 3.6; 4.3

7

Ученица 7 - Г.А.

У

Амбиверт (С)

4б.

6

1.4; 2.5; 3.2; 4.6

8

Ученик 8 - Г.С.

-

Амбиверт (С)

3б.

1

1.2; 2.3; 3.3; 4.1

9

Ученик 9 - Е.А.

-

Амбиверт (С)

2б.

1

1.7; 2.3; 3.5; 4.3

10

Ученик 10-З.А.

НА

Интроверт (М)

4б.

1

1.1; 2.3; 3.4; 4.7

11

Ученик 11 – З.Д.

НА

Интроверт (М)

8б.

4

1.4; 2.4; 3.2; 4.8

12

Ученица 12 І.А.

В

Экстраверт (Х)

4б.

9

1.7; 2.3; 3.2; 4.5

13

Ученик 13 - І. Е.

-

Интроверт (Ф)

1б.

7

1.1; 2.2; 3.5; 4.3

14

Ученица 14 - І.В.

-

Амбиверт (С)

0б.

6

1.6; 2.5; 3.6; 4.3

15

Ученица 15 - К.А.

У

Экстраверт (Х)

1б.

1

1.1; 2.2 3.3; 4.3

16

Ученица 16 -К.Г.

В

Экстраверт (Х)

3б.

1

1.2; 2.3; 3.3; 4.1

17

Ученица 17 -К.Т.

НА

Экстраверт (С)

0б.

6

1.6; 2.5; 3.6; 4.3

18

Ученица 18 -К.К.

-

Интроверт (Ф)

1б.

1

1.2; 2.3; 3.3; 4.1

19

Ученик 19 - К.К.

П

Интроверт (М)

2б.

3

1.8; 2.4; 3.2; 4.1

20

Ученица 20 - К.А.

-

Экстраверт (С)

0б.

8

1.5; 2.1; 3.6; 4.2

21

Ученица 21 – Л.В.

В

Экстраверт (Х)

2б.

8

1.5; 2.1; 3.6; 4.2

22

Ученица 22- Л. А.

НА

Амбиверт (Ф)

2б.

9

1.7; 2.3; 3.5; 4.7

23

Ученица 23 – М.В.

В

Экстраверт (Х)

2б.

8

1.5; 2.1; 3.6; 4.2

24

Ученица 24 – М. М.

-

Интроверт (Ф)

0б.

8

1.5; 2.1; 3.6; 4.2

25

Ученица 25 – М.Г.

Д

Интроверт (М)

2б.

2

1.2; 2.6; 3.1; 4.4

26

Ученица 26 – Н. И.

Н

Интроверт (М)

4б.

2

1.2; 2.6; 3.5; 4.4

27

Ученик 27 –П.О.

-

Экстраверт (С)

1б.

9

1.7; 2.3; 3.5; 4.7

28

Ученица 28 – П.И.

-

Амбиверт (С)

3б.

1

1.2; 2.3; 3.3; 4.1

29

Ученик 29 –

П. Я.

-

Амбиверт (Ф)

0б.

1

1.1; 2.2; 3.4; 4.2

30

Ученица 30 – О.Д.

В

Экстраверт (Х)

5б.

1

1.2; 2.3; 3.3; 4.1

31

Ученица 31 – Р. К.

-

Интроверт (М)

0б.

6

1.6;2.5;3.6; 4.1

32

Ученик 32 –

Р. Н.

-

Интроверт (М)

0б.

1

1.2; 2.3; 3.3; 4.1

33

Ученик 33 - С.В.

У

Экстраверт (С)

1б.

4

1.8; 2.4; 3.2; 4.7

34

Ученица 34 – С.О.

-

Амбиверт (М)

1б.

7

1.1; 2.2; 3.5; 4.1

35

Ученица 35 –С. О.

-

Амбиверт (Ф)

2б.

1

1.2; 2.3; 3.3; 4.1

36

Ученица 36 – С.В.

У

Амбиверт (Ф)

1б.

6

1.6; 2.5; 3.6; 4.1

37

Ученица 37 – С. А.

В

Экстраверт (Х)

3б.

5

1.2; 2.8; 3.1; 4.4

38

Ученица 38 – С. В.

П

Амбиверт (Ф)

0б.

6

1.6; 2.5; 3.6; 4.3

39

Ученица 39 – Т. В.

-

Интроверт (М)

3б.

2

1.2; 2.6; 3.5; 4.4

40

Ученик 40 – Т.Я.

-

Экстраверт (Х)

2б.

4

1.8; 2.4; 3.2; 4.7

41

Ученик 41 –

Т. В.

-

Амбиверт (С)

2б.

1

1.2; 2.3; 3.3; 4.1

42

Ученик 42 –

Т. И.

-

Амбиверт (С)

2б.

6

1.6; 2.5; 3.6; 4.3

43

Ученица 43 – У. В.

НА

Амбиверт (Ф)

1б.

8

1.5; 2.1; 3.6; 4.2

44

Ученик 44 – Ф.П.

-

Интроверт (М)

1б.

10

1.7; 2.1; 3.7; 4.5

45

Ученица 45 – Ф.А.

-

Амбиверт (Ф)

4б.

2

1.2; 2.6; 3.5; 4.4

46

Ученик 46 –

Ф. Д.

-

Интроверт (Ф)

2б.

10

1.7; 2.1; 3.7; 4.5

47

Ученик 47 –

Ф. Ф.

НА

Экстраверт (Х)

10б.

6

1.6; 2.5; 3.6; 4.3

48

Ученица 48 – Х. Е.

-

Амбиверт (С)

3б.

5

1.2; 2.8; 3.5; 4.5

49

Ученица 49 – Х.В.

У

Амбиверт (Ф)

1б.

6

1.6; 2.5; 3.6; 4.3

50

Ученик 50 –

Ц.К.

П

Экстраверт (Х)

1б.

1

1.2; 2.3; 3.3; 4.1

51

Ученица 51 – Ч. В.

-

Интроверт (М)

0б.

5

1.2; 2.8; 3.5; 4.3

52

Ученица 52 – Ч. А.

-

Амбиверт (Ф)

2б.

2

1.2; 2.6; 3.5; 4.4

53

Ученица 53 – Ч.А.

Д

Амбиверт (С)

2б.

8

1.5; 2.1; 3.6; 4.2

54

Ученик 54 –

Ш. А.

В

Амбиверт (С)

3б.

10

1.7; 2.1; 3.7; 4.5

55

Ученица 55 – Ш. Е.

-

Экстраверт (Х)

2б.

6

1.6; 2.5; 3.6; 4.3

56

Учень 56 –

Ш. О.

-

Амбиверт (Ф)

2б.

6

1.6; 2.5; 3.6; 4.3

57

Ученик 57 –

Ю. О.

НА

Интроверт (М)

3б.

1

1.2; 2.3; 3.3; 4.1

58

Ученица 58 – Ю. О.

В

Амбиверт (С)

2б.

1

1.2; 2.3; 3.3; 4.1

59

Ученица 59 – Я.Я.

-

Интроверт (Ф)

3б.

1

1.2; 2.3; 3.3; 4.1

60

Ученица 60 – Я.Е.

-

Экстраверт (С)

0б.

8

1.5; 2.1; 3.6; 4.2

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ

ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ 9А, 9Б КЛАССОВ (2012-2013 уч.год)

п/п

Код ученика

«Тип

мышления»

«Ерудит»

1

Ученик 1 - А.К.

А-С;К

Физика, математика «З», «А»

2

Ученица 2 - Б.А.

Н-О; П-Д

Гуманитарные науки «А», «У»

3

Ученица 3 - Б.А.

С-Л; П-Д

Общественные, гуманитарные науки «А», «У», «К»

4

Ученик 4 - Б. Д.

А-С

Общественные науки, математика «А», «У», «К»

5

Ученик 5 – Г.В.

А-С; С-Л

Общественные науки «А», «У», «К»

6

Ученица 6 – Г.Д.

С-Л; Н-О;К

Гуманитарные науки «А», «У»

7

Ученица 7 – Г.А.

Н-О; П-Д

Гуманитарные науки «А», «У»

8

Ученик 8 – Г.С.

А-С; П-Д

Физика, математика «З», «А»

9

Ученик 9 – Є. А.

А-С

Физика, математика «З», «А»

10

Ученик 10 – З.А.

П-Д

Физика, математика «З», «А»

11

Ученик 11 – З. Д.

П-Д; Н-О

Физика, математика «З»

12

Ученица 12 – І.А.

А-С; С-Л

Общественные науки, математика «А», «У», «К»

13

Ученик 13 – І.Е.

А-С

Общественные науки «А», «У», «К»

14

Ученица 14 – І.В.

Н-О; П-Д

Гуманитарные науки «А», «У»

15

Ученица 15 – К. А.

А-С; П-Д

Физика, математика «З», «А»

16

Ученица 16 – К.Г.

П-Д

Физика, математика «З», «А»

17

Ученица 17 – К.Т.

С-Л; Н-О;К

Гуманитарные науки «А», «У»

18

Ученица 18 – К.К.

А-С; П-Д

Физика, математика «З», «А»

19

Ученик 19 – К. К.

А-С

Физика, математика «З», «А»

20

Ученица 20 – К.А.

С-Л; П-Д;К

Общественные, гуманитарные науки «А», «У», «К»

21

Ученица 21 – Л.В.

С-Л; П-Д

Общественные, гуманитарные науки «А», «У», «К»

22

Ученица 22 – Л.О.

А-С;К

Общественные науки, математика «А», «У», «К»

23

Ученица 23 – М. В.

С-Л; П-Д;К

Общественные, гуманитарные науки «А», «У», «К»

24

Ученица 24 – М.М.

С-Л; П-Д

Общественные, гуманитарные науки «А», «У», «К»

25

Ученица 25 – М.Г.

А-С

Естественные науки «А», «З»

26

Ученица 26 – Н. І.

А-С;К

Естественные науки «А», «З»

27

Ученик 27 – П. О.

А-С; С-Л

Общественные науки, математика «А», «У», «К»

28

Ученица 28 – П.І.

П-Д; А-С

Физика, математика «З», «А»

29

Ученик 29 – П. Я.

П-Д

Физика, математика «З», «А»

30

Ученица 30 – О.Д.

П-Д

Физика, математика «З», «А»

31

Ученица 31 – Р.К.

Н-О;К

Гуманитарные науки «А», «У»

32

Ученик 32 –Р.М.

П-Д

Физика, математика «З», «А»

33

Ученик 33 – С.В.

П-Д; Н-О;К

Физика, математика «З»

34

Ученица 34 – С.О.

А-С

Общественные науки «А», «У», «К»

35

Ученица 35 – С.О.

А-С; К

Физика, математика «З», «А»

36

Ученица 36 – С.В.

Н-О

Гуманитарные науки «А», «У»

37

Ученица 37 – С.А.

А-С

Естественные науки «З»

38

Ученица 38 – С. В.

Н-О

Гуманитарные науки «А», «У»

39

Ученица 39 – Т.В.

А-С

Естественные науки «А», «З»

40

Ученик 40 – Т.Я.

П-Д

Физика, математика «З»

41

Ученик 41 – Т. В.

П-Д

Физика, математика «З», «А»

42

Ученик 42 – Т. І.

Н-О

Гуманитарные науки «А», «У»

43

Ученица 43 – У. В.

С-Л; П-Д

Общественные, гуманитарные науки «А», «У», «К»

44

Ученик 44 - Ф.П.

П-Д

Физическая культура, ОЗВ «З»

45

Ученица 45 – Ф.А.

А-С

Естественные науки «А», «З»

46

Ученик 46 – Ф.Д.

П-Д

Физическая культура, ОЗВ «З»

47

Ученик 47 - Ф. Ф.

Н-О; П-Д;К

Гуманитарные науки «А», «У»

48

Ученица 48 - Х. О.

П-Д

Естественные науки «З»

49

Ученица 49 - Х. В.

С-Л

Гуманитарные науки «А», «У»

50

Ученик 50 – Ц.К.

А-С; К

Физика, математика «З», «А»

51

Ученица 51 – Ч. В.

П-Д; К

Естественные науки «З»

52

Ученица 52 – Ч. А.

А-С

Естественные науки «А», «З»

53

Ученик 53 - Ч.О.

С-Л

Общественные, гуманитарные науки «А», «У», «К»

54

Ученик 54 – Ш.О.

П-Д

Физическая культура, ОЗВ «З»

55

Ученица 55 – Ш. К.

Н-О

Гуманитарные науки «А», «У»

56

Ученик 56 – Ш.О.

С-Л; Н-О;К

Гуманитарные науки «А», «У»

57

Ученик 57 – Ю.О.

П-Д

Физика, математика «З», «А»

58

Ученица 58 – Ю.О.

А-С

Физика, математика «З», «А»

59

Ученица 59 – Я. Я.

А-С

Физика, математика «З», «А»

60

Ученица 60 - Я.К.

С-Л; П-Д; К

Общественные, гуманитарные науки «А», «У», «К»

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ

ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ 10А, 10Б КЛАССОВ (2013-2014 уч.год)

(контрольный срез)

п/п

Код ученика

Опросник

профессиональных склонностей

Определение

мотивации

Определение направленности личности

1

Ученик 1 – А. К.

Склонность к исследовательской (интеллектуальной) деятельности

В.У.

В.У.

2

Ученица 2 – Б. А.

Эстетические виды деятельности

С.У.

В.У.

3

Ученица 3 - Б.А.

Склонность к работе с людьми

В.У.

В.У.

4

Ученик 4 – Б.Д.

Планово-экономическая деятельность

С.У.

С.У.

5

Ученик 5 – Г.В.

Интеллектуальная деятельность, работа с людьми

В.У.

В.У.

6

Ученица 6 – Г.Д.

Эстетические виды деятельности

В.У.

В.У.

7

Ученица 7 - Г.А.

Эстетические виды деятельности

С.У.

В.У.

8

Ученик 8 - Г. С.

Интеллектуальная деятельность

С.У.

В.У

9

Ученик 9 - Є.А.

Интеллектуальная деятельность

С.У.

В.У

10

Ученик 10- З. А.

Интеллектуальная деятельность

С.У.

В.У.

11

Ученик 11 – З.Д.

Склонность к исследовательской (интеллектуальной) деятельности

С.У.

В.У.

12

Ученик 12 – І.А.

Планово-экономическая деятельность

С.У.

В.У.

13

Ученик 13 – І.Е.

Интеллектуальная деятельность, работа с людьми

В.У.

В.У.

14

Ученца 14 – І.В.

Эстетические виды деятельности

В.У.

В.У.

15

Ученица 15 – К.А.

Интеллектуальная деятельность

В.У.

В.У.

16

Ученца 16 – К. Г.

Интеллектуальная деятельность

В.У.

В.У.

17

Ученица 17 – К.Т.

Эстетические виды деятельности

В.У.

В.У.

18

Ученица 18 – К.К.

Интеллектуальная деятельность

В.У.

В.У.

19

Ученик 19 – К. К.

Интеллектуальная деятельность

С.У.

С.У.

20

Ученица 20 – К.А.

Склонность к работе с людьми

В.У.

В.У.

21

Ученица 21 – Л.В.

Склонность к работе с людьми

В.У.

В.У.

22

Ученица 22 – Л.О.

Склонность к работе с людьми

В.У.

В.У.

23

Ученица 23 – М. В.

Склонность к работе с людьми

В.У.

В.У.

24

Ученица 24 – М.М.

Склонность к работе с людьми

В.У.

В.У.

25

Ученица 25 – М.Г.

Интеллектуальная деятельность

В.У.

В.У.

26

Ученица 26 - Н. І.

Интеллектуальная деятельность

С.У.

С.У.

27

Ученик 27 – П. О.

Планово-экономическая деятельность

С.У.

В.У.

28

Ученица 28 – П.І.

Интеллектуальная деятельность

В.У.

В.У.

29

Ученик 29 – П.Я.

Интеллектуальная деятельность

В.У.

В.У.

30

Ученица 30 – О.Д.

Интеллектуальная деятельность

С.У.

С.У.

31

Ученица 31 – Р.К.

Склонность к работе с людьми

В.У.

В.У.

32

Ученик 32 – Р. М.

Интеллектуальная деятельность

С.У.

С.У.

33

Ученик 33 – С. В.

Интеллектуальная деятельность

В.У.

В.У.

34

Ученица 34 – С. О.

Интеллектуальная деятельность, работа с людьми

В.У.

С.У.

35

Ученица 35 – С.О.

Интеллектуальная деятельность

В.У.

В.У.

36

Ученица 36 - С.В.

Склонность к работе с людьми

В.У.

С.У.

37

Ученица 37 – С. В.

Склонность к работе с людьми

В.У.

С.У.

38

Ученик 38 – Т.Я.

Интеллектуальная деятельность

В.У.

С.У.

39

Ученик 39 - Т. В.

Интеллектуальная деятельность

В.У.

В.У.

40

Ученик 40 – Т. І.

Склонность к работе с людьми

В.У.

С.У.

41

Ученица 41 - У. В.

Склонность к работе с людьми

В.У.

С.У.

42

Ученик 42 – Ф.Ф.

Склонность к работе с людьми

С.У.

В.У.

43

Ученица 43 - Х.В.

Склонность к работе с людьми

В.У.

В.У.

44

Ученик 44 - Ц. К.

Интеллектуальная деятельность

В.У.

В.У.

45

Ученица 45 – Ч.В.

Интеллектуальная деятельность

В.У.

С.У.

46

Ученица 46 – Ч.О.

Склонность к работе с людьми

В.У.

В.У.

47

Ученица 47 – Ш. К.

Склонность к работе с людьми

С.У.

В.У.

48

Ученик 48 - Ш.О.

Склонность к работе с людьми

В.У.

В.У.

49

Ученица 49 – Я. К.

Склонность к работе с людьми

В.У.

В.У.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ИТОГОВЫЙ ПРОТОКОЛ

СООТНОШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ

С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ УЧАЩИХСЯ ПО ПРОФИЛЯМ ОБУЧЕНИЯ

п/п

Код ученика

«Тип

мышления»

«Профиль»

Опросник профессиональных склонностей

«Эрудит»

Профиль обучения

рекомендованный

пр.психологом

Выбран.

профиль

обуч.

Где

обуч.

1

Ученик 1 – А. К.

А-С;К

3

Склонность к

исследовательской (интеллектуальной)

деятельности

Физика, математика «З», «А»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

2

Ученица 2 – Б. А.

Н-О; П-Д

6

Эстетические виды деятельности

Гуманитарные науки «А», «У»

Филологический

Ф

МГ 10

3

Ученица 3 – Б. А.

С-Л; П-Д

8

Склонность к работе с людьми

Общественные, гуманитарные науки «А», «У», «К»

Филологический

Ф

МГ 10

4

Ученик 4 – Б. Д.

А-С

9

Планово-экономическая деятельность

Общественные науки, математика «А», «У», К»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

5

Ученик 5 – Г. В.

А-С; С-Л

7

Интеллектуальная деятельность,

работа с людьми

Общественные науки «А», «У», «К»

Общественно-гуманитарный (история, право)

Ф

МГ 10

6

Ученица 6 – Г. Д.

С-Л; Н-О;К

6

Эстетические виды деятельности

Гуманитарные науки «А», «У»

Филологический

Ф

МГ 10

7

Ученица 7 – Г.А.

Н-О; П-Д

6

Эстетические виды деятельности

Гуманитарные науки «А», «У»

Филологический

Ф

МГ 10

8

Ученик 8 – Г. С.

А-С; П-Д

1

Интеллектуальная деятельность

Физика, математика «З», «А»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

9

Ученик 9 – Є. А.

А-С

1

Интеллектуальная деятельность

Физика, математика «З», «А»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

10

Ученик 10 – З. А.

П-Д

1

Интеллектуальная деятельность

Физика, математика «З», «А»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

11

Ученик 11 – З. Д.

П-Д; Н-О

4

Склонность к исследовательской (интеллектуальной) деятельности

Физика, математика «З»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

12

Ученица 12 – І. А.

А-С; С-Л

9

Планово-экономическая деятельность

Общественные науки, математика «А», «У», «К»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

13

Ученик 13 – І. Е.

А-С

7

Интеллектуальная деятельность, работа с людьми

Общественные науки «А», «У», «К»

Общественно-гуманитарный (история, право)

Ф

МГ 10

14

Ученица 14 – І. В.

Н-О; П-Д

6

Эстетические виды деятельности

Гуманитарные науки «А», «У»

Филологический

Ф

МГ 10

15

Ученица 15 – К. А.

А-С; П-Д

1

Интеллектуальная деятельность

Физика, математика «З», «А»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

16

Ученица 16 – К.Г.

П-Д

1

Интеллектуальная деятельность

Физика, математика «З», «А»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

17

Ученица 17 – К.Т.

С-Л; Н-О;К

6

Эстетические виды деятельности

Гуманитарные науки «А», «У»

Филологический

Ф

МГ 10

18

Ученица 18 – К. К.

А-С; П-Д

1

Интеллектуальная деятельность

Физика, математика «З», «А»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

19

Ученик 19 –К.К.

А-С

3

Интеллектуальная деятельность

Физика, математика «З», «А»

Фізико-математичний

Ф-М

МГ 10

20

Ученица 20 – К. А.

С-Л; П-Д;К

8

Склонность к работе с людьми

Общественные, гуманитарные науки «А», «У», «К»

Филологический

Ф

МГ 10

21

Ученица 21 - Л.В.

С-Л; П-Д

8

Склонность к работе с людьми

Общественные, гуманитарные науки «А», «У», «К»

Филологический

Ф

МГ 10

22

Ученица 22 - Л.О.

А-С;К

9

Склонность к работе с людьми

Общественные, гуманитарные науки «А», «У», «К»

Филологический

Ф

МГ 10

23

Ученица 23 -М.В.

С-Л; П-Д;К

8

Склонность к работе с людьми

Общественные, гуманитарные науки «А», «У», «К»

Филологический

Ф

МГ 10

24

Ученица 24 - М.М.

С-Л; П-Д

8

Склонность к работе с людьми

Общественные, гуманитарные науки «А», «У», «К»

Филологический

Ф

МГ 10

25

Ученица 25 – М.Г.

А-С

2

Интеллектуальная деятельность

Естественные науки «А», «З»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

26

Ученица 26 – Н. І.

А-С;К

2

Интеллектуальная деятельность

Естественные науки «А», «З»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

27

Ученик 27 - П. О.

А-С; С-Л

9

Планово-экономическая деятельность

Общественные науки, математика «А», «У», «К»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

28

Ученица 28 – П.І.

П-Д; А-С

1

Интеллектуальная деятельность

Физика, математика «З», «А»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

29

Ученик 29 - П. Я.

П-Д

1

Интеллектуальная деятельность

Физика, математика «З», «А»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

30

Ученица 30 - О.Д.

П-Д

1

Интеллектуальная деятельность

Физика, математика «З»,«А»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

31

Ученица 31 – Р. К.

Н-О;К

6

Склонность к работе с людьми

Гуманитарные науки «А», «У»

Филологический

Ф

МГ 10

32

Ученик 32 - Р. М.

П-Д

1

Интеллектуальная деятельность

Физика, математика «З», «А»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

33

Ученик 33 – С.В.

П-Д; Н-О;К

4

Интеллектуальная деятельность

Физика, математика «З», «А»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

34

Ученица 34 – С. О.

А-С

7

Интеллектуальная деятельность, работа с людьми

Физика, математика «З»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

35

Ученица 35 - С. О.

А-С; К

1

Интеллектуальная деятельность

Физика, математика «З», «А»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

36

Ученица 36 – С.В.

Н-О

6

Склонность к работе с людьми

Гуманитарные науки «А», «У»

Филологический

Ф

МГ 10

37

Ученица 37 – С. А.

А-С

5

Интеллектуальная деятельность

Естественные науки «З»

Естественно-матем. (географ)

Е-М

СШ 4

38

Ученица 38 – С. В.

Н-О

6

Склонность к работе с людьми

Гуманитарные науки «А», «У»

Филологический

Ф

МГ 10

39

Ученица 39 – Т.В.

А-С

2

Интеллектуальная деятельность

Естественные науки «А», «З»

Естественно-матем.

(хим.-биол.)

Е-М

Мед.

колледж

фарм.

40

Ученик 40 - Т.Я.

П-Д

4

Интеллектуальная деятельность

Физика, математика «З»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

41

Ученик 41 -Т. В.

П-Д

1

Интеллектуальная деятельность

Физика, математика «З», «А»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

42

Ученик 42 – Т. І.

Н-О

6

Склонность к работе с людьми

Гуманитарные науки «А», «У»

Филологический

Ф

МГ 10

43

Ученица 43 – У.В.

С-Л; П-Д

8

Склонность к работе с людьми

Общественные, гуманитарные науки «А», «У», «К»

Филологический

Ф

МГ 10

44

Ученик 44 – Ф. П.

П-Д

10

Склонность к экстремальной деятельности

Физическая культура, ОЗВ «З»

Спортивный

С

Военный

лицей

45

Ученица 45 – Ф. А.

А-С

2

Интеллектуальная деятельность

Естественные науки «А», «З»

Естественно-матем.

(хим.-биол.)

Е-М

Мед. колледж

фарм.

46

Ученик 46 – Ф. Д.

П-Д

10

Склонность к экстремальной деятельности

Физическая культура, ОЗВ «З»

Спортивный

С

Военныйлицей

47

Ученик 47 – Ф.Ф.

Н-О; П-Д;К

6

Склонность к работе с людьми

Гуманитарные науки «А», «У»

Филологический

Ф

МГ 10

48

Ученица 48 – Х. О.

А-С

2

Интеллектуальная деятельность

Естественные науки «З»

Естественно-математический

(химия-биология)

Е-М

Мед. колледж

49

Ученица 49 – Х. В.

С-Л

6

Склонность к работе с людьми

Гуманитарные науки «А», «У»

Филологический

Ф

МГ 10

50

Ученик 50 - Ц. К.

А-С; К

1

Интеллектуальная деятельность

Физика, математика «З», «А»

Физико-математический

Ф-М

МГ 10

51

Ученица 51 – Ч. В.

П-Д; К

5

Интеллектуальная деятельность

Естественные науки «З»

Естественно-математический (география)

Е-М

МГ 10

52

Ученица 52- Ч.А.

А-С

2

Интеллектуальная деятельность

Естественные науки «А», «З»

Естественно-матем.

(хим.-биол.)

Е-М

Мед. колледж

фарм.

53

Ученица 53–Ч.О.

С-Л

8

Склонность к работе с людьми

Общественные, гуманитарные науки «А», «У», «К»

Филологический

Ф

МГ 10

54

Ученик 54–Ш.О.

П-Д

10

Склонность к экстремальной деятельности

Физическая культура, ОЗВ «З»

Спортивный

С

Военны.

лицей

55

Ученица 55 –Ш. К.

Н-О

6

Склонность к работе с людьми

Гуманитарные науки «А», «У»

Филологический

Ф

МГ 10

56

Ученик 56 –Ш.О.

С-Л; Н-О;К

6

Склонность к работе с людьми

Гуманитарные науки «А», «У»

Филологический

Ф

МГ 10

57

Ученик 57 – Ю. О.

П-Д

1

Интеллектуальная деятельность

Физика, математика «З», «А»

Физико-математический

Ф-М

Автом.

техник.

58

Ученца 58 – Ю. О.

А-С

1

Интеллектуальная деятельность

Физика, математика «З», «А»

Физико-математический

Ф-М

Автом.

техник.

59

Ученица 59 – Я. Я.

А-С

1

Интеллектуальная деятельность

Физика, математика «З», «А»

Физико-математический

Ф-М

Автом.

техник.

60

Ученица 60 – Я.К.

С-Л; П-Д; К

8

Склонность к работе с людьми

Общественные, гуманитарные науки «А», «У», «К»

Филологический

Ф

МГ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

ПРОФКАРТА

Ученик (ученица) _________________________________________________

класс _________ школа______________

  1. Тест «Мои эмоции»

(8 класс)

1

8

15

22

29

Ф

2

9

16

23

30

НА

3

10

17

24

31

Д

4

11

18

25

32

Н

5

12

19

26

33

У

6

13

20

27

34

П

7

14

21

28

35

В

2. «Определение темперамента»

(8 класс)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Искренность __________________________________

Общительность _______________________________

Стабильность _________________________________

МЕЛАНХОЛИК

чувственность

ХОЛЕРИК

экстраверт

интроверт

ФЛЕГМАТИК

стабильность

САНГВИНИК

  1. «Моё здоровье»

(8 класс)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

  1. «Профиль»

(8 класс)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

                   
  1. _____________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________

  1. «Формула профессии»

(8 класс)

1. Цель труда

1.1. Оценивать, проверять.

1.2. Исследовать что-нибудь, делать открытия.

1.3. Перевозить, перемещать людей, грузы.

1.4.Изготовлять какие-либо предметы.

1.5. Учить, воспитывать, консультировать.

1.6.Создавать произведения искусства.

1.7. Управлять людьми.

1.8. Обслуживать кого-либо или что-либо.

3. Средства труда

3.1. Ручные.

3.2. Механические.

3.3. Автоматические.

3.4. Компьютерные.

3.5. Мыслительный.

3.6. Голос, мимика, пантомимика.

3.7. Физические возможности.

3.8. Органы чувств.

2. Предмет труда

2.1. Человек.

2.2. Информация.

2.3. Финансы.

2.4. Техника.

2.5. Искусство.

2.6.Животные и растения.

2.7.Изделия и продукты.

2.8. Природные ресурсы.

4. Условия труда

4.1. Бытовой микроклимат.

4.2. Помещение с большим количеством людей.

4.3. Разъезды и командировки.

4.4. Открытый воздух.

4.5. Экстремальные условия.

4.6. Работа на дому.

4.7. Особенные условия.

4.8. Повышенная ответственность.

  1. «Стратегия выбора профессии»

(9 класс)

Достоинства

Недостатки

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

Возможности

Препятствия

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

  1. «Тип мышления»

(9 класс)

П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

ВЫВОД

Рекомендация психолога относительно профиля обучения ________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

«Человек сам, своими руками должен

проложить путь в жизнь»

Агата Кристи

Шаг первый

Путь к самоопределению

Дата провождения:

Инструкция: на этой странице тебе предлагается, в специально отведенные строки внести анкетные данные о себе. На эту работу тебе дается 10 минут.

Фамилия_________________________________________________________

Имя _____________________________________________________________

Отчество _________________________________________________________

Дата рождения____________________________________________________

Школа, класс _____________________________________________________

«Нарисуй в этой рамочке свой ​​автопортрет. Рисунки оцениваться другими не будут. Главное, чтобы работа принесла тебе удовольствие.»

Мой автопортрет

Мне нравятся такие школьные предметы

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Мне хорошо, когда ____________________________________________________________________

Я посещаю такие кружки, факультативные и секционные занятия (другое):

____________________________________________________________________

Больше всего я люблю

____________________________________________________________________

В будущем мечтаю стать

____________________________________________

Хотел бы выбрать _________________________________ профиль обучения

На мой выбор профильного обучения влияют (кто или что влияет на выбор):

____________________________________________________________________

Шаг второй

Рисуем профессиональную перспективу

Дата проведення:

Инструкция: перед тобой вопросы, на которые следует кратко ответить и по возможности обосновать ответы. Время на выполнение 20 минут.

1. Стоит ли продолжать обучение после школы, ведь можно и без него хорошо устроиться? Объясните свое мнение.

____________________________________________________________________

2. Задача: три буквы (м, н, с) - за три минуты написать профессии, начинающиеся на эти буквы. Если всего будет названо более 7 профессий, то это уже неплохо.

____________________________________________________________________

3. Кем бы вы хотели стать (по специальности) через 10-20 лет?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4. Выделите основные 3-5 этапов на пути к своей мечте:

1) 4)

2) 5)

3)

5. Задача: выписать несколько неприятных случаев и, предполагаемых трудностей связанных с работой по избранной специальности:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

6. Кто и что может помешать тебе в достижении цели?

____________________________________________________________________

7. Как ты собираешься преодолевать эти препятствия?

____________________________________________________________________

8. Есть ли у тебя резервные варианты выбора профессии?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

9. В чем ты видишь смысл своей профессиональной жизни (ради чего ты хочешь освоить профессию и работать)?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

10. Что ты сейчас делаешь для реализации своих планов?

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

11. Чем полезна для людей выбрана тобой профессия

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ Ё

ПРОФКАРТА

«ХОЧУ НА ПРОФИЛЬ»

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Таблица 2.1

Циклограмма психологического сопровождения

допрофильной подготовки и профильного обучения

(диагностическое направление работы)

п/п

Диагностические

методики

Критерии

Целевая группа

Срок проведения

1.

Анкета №1

Информационная подготовленность, способность формировать образовательный запрос; осознание цели профильного обучения

Ученики

8 кл.

Сентябрь

2.

Анкета «Ценностные ориентации»

Направленность личности, жизненная концепция

Ученики

8 кл.

Октябрь

3.

Тест эмоций (модификация теста Басса-Дарки)

Отношение к людям, событиям, явлениям, уровень агрессивности

Ученики

8 кл.

Ноябрь

4.

Личностный опросник Айзенка (модифицированный)

Тип темперамента

Ученики

8 кл.

Декабрь

5.

Опросник «Вегетативная лабильность»

Состояние здоровья (способность организма адекватно реагировать на воздействие внешней среды)

Ученики

8 кл.

Январь

6.

«Профиль» (модификация карты интересов Голомштока)

Выявление профильной направленности

Ученики

8 кл.

Февраль

7.

«Формула профессии» (модификация методики Пряжникова)

Осознание цели, предметов, средств и условий труда для конкретной профессии

Ученики

8 кл.

Март

8.

Анкета №2

Связь обучения с дальнейшей профессиональной деятельностью, выбор профиля обучения

Ученики

8 кл.

Апрель

9.

«Тип мышления»

Индивидуальные средства преобразования информации; прогнозирования успешности в определенных видах профессиональной деятельности

Ученики

9 кл.

Ноябрь

10.

«Эрудит» (методика ШТУР в модификации Г.Резапкиной)

Развитие основных мыслительных операций, вербального интеллекта; эффективность усвоения предметных циклов, выбор профиля обучения

Ученики

9 кл.

Ноябрь

11.

Определение мотивации (по методике Е.Головахи)

Определение профессиональной и вне профессиональной мотивации

Ученики

10 кл.

Октябрь

12.

Определение направленности личности (ориентационная анкета)

Личностная направленность: Я-другой; карьера - дело

Ученики

10 кл.

Октябрь

13.

Определение профессиональных склонностей (методика Л.Йовайши в модификации Г.Резапкиной)

Профессиональные склонности к различным видам деятельности

Ученики

9(10) кл.

Ноябрь

14.

Эмоциональный интеллект ЕQ (методика Н.Холла в модификации Г.Резапкиной)

Составляющие эмоционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, само мотивация, эмпатия, навыки взаимодействия

Ученики

11 кл.

Октябрь

15.

Анкета №3

Осознание цели профильного обучения, планирование профессионального образования, степень удовлетворенности профильным обучением, оценка организации профильного обучения

Ученики

11 кл.

Март

Таблица 2.2

Сравнительный анализ между перечнем предметов

по методике «Профиль» и профилем обучения

п/п

Методика «Профиль»

Профиль обучения

1

Физика и математика

Естественно-математический

2

Химия и биология

Естественно-математический

3

Радиотехника и электроника

Технологический

4

Механика и конструирование

Технологический

5

География и геология

Естественно-математический

6

Литература и искусство

Филологический, художественно-эстетический

7

История и политика

Общественно-гуманитарный

8

Педагогика и медицина

Естественно-математический,

общественно-гуманитарный

9

Предпринимательство

Общественно-гуманитарный

10

Спорт и военное дело

Спортивный

Таблица 2.3

Интерпретация данных методик в зависимости от профиля обучения

Профиль обучения

Методика «Профиль»

Опросник профессиональных склонностей

Методика «Тип мышления»

Методика «Эрудит»

Естественно-математический

(физико-математический)

Физика-Математика

Склонность к исследовательской (интеллектуальной деятельности)

Абстрактно-символи-

ческое, предметно-действенное

Физика и математика.

«Поиск закономерностей»

Естественно-математический

(химико-биологический)

Химия-Биология

Склонность к исследовательской (интеллектуальной деятельности)

Абстрактно-символи-

ческое, предметно-действенное

Естественные науки.

«Аналогии», «Поиск закономерностей»

Естественно-математический

(биолого-географический)

Химия-Биолоия-География-Геология

Склонность к исследовательской (интеллектуальной деятельности)

Абстрактно-символи-

ческое, предметно-действенное

Естественные науки.

«Аналогии», «Поиск закономерностей»

Естественно-математический (географический)

География-Геология

Склонность к исследовательской (интеллектуальной деятельности)

Абстрактно-символи-

ческое, предметно-действенное

Естественные науки.

«Поиск закономерностей»

Общественно-гуманитарный

(исторический,

правовой)

История-Политика

Склонность к исследовательской (интеллектуальной деятельности). Склонность к работе с людьми

Абстрактно-символи-ческое, словесно-логическое

Общественные науки.

«Аналогии», «Обобщение», «Классификация»

Общественно-гуманитарный

(экономический)

Предприни-мательство

Склонность к планово-экономической деятельности

Абстрактно-символи-ческое, словесно-логическое

Общественные науки, математика.

«Аналогии», «Обобщение», «Классификация»

Общественно-гуманитарный

(педагогический)

Педагогика-Медицина

Склонность к работе с людьми

Словесно-логическое, предметно-действенное

Общественные науки. Гуманитарные науки.

«Аналогии», «Обобщение», «Классификация»

Филологический

(украинский, русский, иностранная филология)

Литература- Искусство

Склонность к эстетическим видам деятельности

Словесно-логическое, наглядно-образное

Гуманитарные науки.

«Аналогии», «Обобщение», «Классификация»

Технологический

(информационно-технологическое)

Физика-Математика-Радиотехника-Электроника

Склонность к исследовательской (интеллектуальной деятельности)

Абстрактно-символи-ческое, словесно-логическое

Физика, математика.

«Поиск закономерностей»

Технологический

Механика- Конструирование-Радиотехника-Электроника

Склонность к практической деятельности

Предметно-действен-ное, наглядно-образное

«Поиск закономерностей»

Художественно-эстетическое

Литература-Искусство

Склонность к эстетическим видам деятельности

Предметно-действен-ное, наглядно-образное

Гуманитарные науки.

Спортивный

Спорт-Военное дело

Склонность к экстремальной деятельности

Предметно-действенное

-

Просмотров работы: 2279