Цивилизация вступила в III тысячелетие с проблемами и противоречиями во всех сферах жизни человека. Все большее значение приобретает умение человека строить гармоничные отношения с репрезентантами других культур, носителями других политических взглядов, ценностей и мнений. В этом контексте мир предстает все более взаимообусловленным. Одновременно стремление к свободе личности, культурное, духовное, политическое самоопределение ориентируют ее на процесс отождествления с одними людьми, группами людей и отграничения от других, что приводит поликультурный мир к противоречивости, а межкультурную коммуникацию – к конфликтности. Единственным возможным вариантом развития ненасильственного мира признается толерантность как способ налаживания отношений оппонентов на основе терпимости, консенсуса, диалога.
Культурные ценности, нормы и модели профессиональной компетентности поведения содержат универсальный потенциал не только постоянного духовного совершенствования, но и толерантностного роста как нормы здравого смысла в постоянном взаимодействии идентичностей, в том числе политических. Значительный вклад в формирование готовности будущих специалистов – представителей будущей элиты вносят социально-гуманитарные науки и учебные дисциплины, преподаваемые в вузах. К числу таких предметов принадлежит политология, что в указанном контексте может сыграть большую роль.
Поиску путей толерантностного развития студентов посвящено много трудов, не менее основательно отражена и проблема формирования политического сознания. Вместе с тем, определенная эпистемологическая ограниченность части субъектов, а именно студенческой молодежи, мешает реализовать результаты фундаментальных и прикладных теоретических разработок, в которых не всегда присутствуют конкретные методики, рецепции, предложения по развитию толерантности и политической идентичности в конкретной ситуации, с конкретными людьми, с использованием конкретных способов мировоззренчески-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного и рефлексивного компонентов развития. Это и является основным противоречием, побудившим к выбору темы исследования «Политическая идентичность в толерантностном развитии студенчества», выполненного в рамках «Программы интеграции человекмерности в культурно-образовательное пространство будущих специалистов» (научн. рук-во – Молодыченко В.В., д.филос.н., профессор, Троицкая Т.С., д.филос.н., профессор МГПУ имени Богдана Хмельницкого), в соответствии с научной темой кафедры практической психологии и научного студенческого общества «Ordo amoris»: «Психологические основы гармонизации образовательного пространства: проектирование, моделирование и экспертиза здоровьесберегающего профессионального роста будущих специалистов».
Объектом исследования мы избрали процесс толерантностного развития студентов будущих психологов.
Предмет исследования – политическая идентичность как фактор толерантностного роста.
Цель исследования определить политическую идентичность студентов как результат политической идентификации и влиятельный фактор формирования толерантности.
Реализация цели предусматривает следующие задачи:
раскрыть сущность политической идентичности студентов в системе ценностных ориентаций;
определить роль политической идентификации в становлении и развитии толерантности студентов;
экспериментально проверить и охарактеризовать превентивные средства самосовершенствования студентов по развитию политической толерантности.
Теоретическое и научное значение работы состоит в обобщении теоретических представлений о политической идентификации и политической толерантности студентов, а также в разработке средств мировоззренчески-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного (поведенческого) и рефлексивного компонентов толерантностного развития на основе использования углубленного изучения политологии и тренинговой работы.
Апробация результатов осуществлялась в работе научного студенческого сообщества, на научных конференциях и в публикациях материалов: Международная студенческая научно-практическая конференция «Глобализация глазами молодежи: за и против» (17–18 сентября 2012 г., Мелитопольский государственный педагогический университет имени Б. Хмельницкого, г. Мелитополь), ІХ Всеукраинская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых (29–31 марта 2012 г., Львовский национальный университет имени И. Франко, г. Львов), V Всеукраинская научно-практическая конференция с международным участием «Социально-психологические особенности профессиональной деятельности работников социальной сферы: обсерватория души» (25–27 мая 2012 г., Мелитопольский государственный педагогический университет имени Б. Хмельницкого, г. Мелитополь).
Публикации:
1. Песоцкая К. Г. Особенности проявления манипулятивных межличностных отношений в юношеском среде / К. Г. Песоцкая // Психологические проблемы современности: Тезисы ИХ научно-практической конференции студентов и молодых ученых. – Т. 1. – Львов, 2012. – С. 89–90.
2. Песоцкая К. Г. Философско-психологические аспекты проблемы общения и коммуникации / К. Г. Песоцкая // Глобализация глазами молодежи: за и против: сборник научных статей Международной студенческой научно-практической конференции / Ред. кол. В. В. Молодыченко, В. И. Тоцкий и др. Мелитополь: Изд-во МГПУ имени Богдана Хмельницкого 2012. С. 197–201.
1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Рассмотрение данного вопроса побуждает нас к изучению аналитической литературы о сущности ценностных ориентаций, поскольку именно эти ориентации определяют содержательную направленность личности и составляют основу ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, а также являются ядром мотивации жизненной активности. В литературных источниках иногда ценности и ценностные ориентации подаются в одном смысле – как «понятие, определяющее значимость для человека и общества различных явлений, объектов, которые играют центральную роль в выстраивании системы ориентации в жизни, выработке жизненных стратегий, определении вектора возможных изменений, в целом в осознании смысла жизни и социокультурной активности человека» [18, с. 2].
Поскольку ценности отражают сущность социальной жизни определенного общества и конкретный образ жизни человека, то они являются относительными, а не абсолютными. Система ценностей в обществе, их характер и особенности являются своеобразным ориентиром в формировании мировоззрения, духовности молодого человека, а желание овладеть ими важнейшее условие получения жизненного опыта и социализации. Ценности всегда существуют и видоизменяются, поскольку меняются целые поколения людей, подражая и положительному, и отрицательному опыту своих предшественников [8].
Проведенная нами работа по определению характерных особенностей системы ценностей современной молодежи по методике М. Рокича, основанной на ранжировании перечня ценностей по двум видам: терминальные убеждения в значимости какой-либо конечной цели (ценности-цели) и инструментальные убеждения в приоритете того или иного способа действия (ценности-средства), – показала, что при наличии незначительных расхождений в значимости тех или иных ценностей большая часть студентов не обнаруживает разницы между двумя понятиями.
Что касается политических ценностей, то анализ политических предпочтений молодежи дает возможность утверждать, что они в достаточной степени разнополюсные. По результатам анализа Билогур В.Е., молодежь в политических ценностях достаточно прагматична: политика рассматривается молодыми людьми как средство завоевания авторитета и лидерства, что политическая активность молодого поколения значительно возрастает. Такую активную политическую позицию можно объяснить тем, что молодым присуще чувство собственного достоинства, а также стремление изменить будущее страны [5].
Исследователи (Дилигенский Г.Г., Подоляк Л.Г. и др.) указывают, что ценностная ориентация это направленность личности на усвоение определенных ценностей для удовлетворения своих потребностей. В ценностных ориентациях ценность исполняет роль своеобразного ориентира и соответствующего регулятора поведения и деятельности человека в предметной и социальной действительности. А личность ориентируется на те ценности, которые больше всего ей нужны в настоящее время и в перспективе, соответствуют ее интересам и целям, импонируют ее опыту [7; 12].
Ценностные же ориентации представляют собой сложные образования, включающие различные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, специфические формы осознания личностью окружающего мира, своего прошлого и будущего, существенности своего собственного «Я» [19].
Итак, мы воспринимаем безоговорочно и на уровне нового утверждения уточняем, что ценностные ориентации отражают результат обобщения человеком ценностей таким образом, что из всего в них значимого человек выбирает позитивную сущность.
Все это имеет прямое отношение к политической ориентации как к важному понятию политической науки и предполагает отношение человека к тем или иным политическим объектам (институтам политической системы, лидерам и т. п.), его субъективную готовность вести себя соответствующим образом по отношению к этим объектам [11, 15 и др.].
Отечественные специалисты в области политической науки часто отождествляют политические ориентации и установки, которые они толкуют, вслед за грузинским психологом Д. Узнадзе, как «специфическое состояние субъекта, характеризующее его готовность к совершению действия, которое направлено на удовлетворение конкретной потребности в конкретной ситуации» [23] и отмечают, что на формирование политических ориентаций значительное влияние осуществляет социальный контекст: политические установки, которые служат выражением глубинных социально обусловленных мотивационных потребностей, таких, как ощущение включения в структуру социальных связей, близость с социальным окружением, безопасность, самопознание и самоутверждение и т. д.
Важной функцией установки, кроме преобразования потребностей и мотивов в действие, является ее оценочно-ориентационная функция, которая, по мнению Г. Дилигенского, «обеспечивает человека способностью реагировать на ситуацию и внешние объекты (например, на ситуацию неудовлетворенной потребности и объекты, которые способствуют или мешают ее удовлетворению) на основе прошлого опыта, она приводит в действие психические процессы и практические действия, адекватные ситуации и объектам, потому что в ней содержится готовая модель этих процессов и действия, предшествующие ситуации» [6, с. 135]. Другая существенная функция установок заключается в их способности не только опредмечивать потребности, возникшие на бессознательных глубинах психики, но и практически выступать в качестве относительно самостоятельных потребностей и мотивов [там же, с. 137].
Политические ориентации, конечно, неоднородны по своему происхождению и структуре. В политологии и других общественных науках существуют различные точки зрения на их структуру и типологию. Один из самых распространенных подходов к типологии основан на таком критерии, как природа элементов, лежащих в их основе. В структуре ориентации или установки, как правило, выделяется три элемента:
когнитивный (связан со знаниями о политических объектах или явлениях и их нормативной оценкой);
аффективное (связан с чувствами, которые ощущает индивид по отношению к объекту);
поведенческий (склонность к соответствующему поведению по отношению к объекту) [25].
Типология ориентаций, используемая в рамках отечественной науки, частично основанная на этом критерии, была предложена известным российским социологом В. Ядовым. Он выделяет несколько типов установок, занимающих разное функциональное положение в системе личностных диспозиций, т. е. различных потребностно-мотивационных структур субъекта, которые регулируют его социальное поведение, образуют иерархически организованную систему, вершину которой составляет общая направленность интересов и система ценностных ориентаций, средние уровни система суммируемых социальных установок («аттитюдов») на различные социальные объекты и ситуации, а низовые поведенческая готовность к действию в максимально конкретизированных социальных условиях [28, с. 306].
По нашему мнению, можно применить эту схему относительно мира политического, тогда вершину системы ориентаций образуют политические и другие ценности, которые имеют отношение к политическим явлениям, характеризующим направленность в восприятии человека тех или иных явлений политики. Средний уровень уровень ориентаций, характеризующих отношение граждан к институтам политической системы, к политическим лидерам и группам, а также оценка своего места и роли в политической системе (ориентация на политическую систему и на свои взаимоотношения с ней). Третий уровень поведенческие ориентации (предготовность к действию) по отношению к конкретным политическим объектам в конкретных условиях.
Поскольку выбор политической ориентации – не одномоментное действие, а процесс, в котором человек корректирует свою ориентацию под влиянием определенных социально-экономических условий, личных психологических изменений, идентифицирует себя с отдельным лицом или группой лиц, выбирает политические предпочтения, то политические ориентации, как правило, формируются в результате макрогруппового («пространственного») взаимодействия. Например, человек может связывать себя с бизнесменами, управленцами, средним классом и т. д., его связи основываются на соответствующей психологической близости к группе, которой он симпатизирует. Важно также и то, что политический выбор осуществляется на основе определенных ценностей, поэтому для одних доминирующими являются общегуманистические ценности, для других ценности определенной религии, социальной группы и т. п. Выбор может быть и сугубо прагматичным, основываться на личных целях и интересах.
Ссылаясь на мнение Троицкой Т.С., что человек неспособен стать человеком без ценностно-смысловой и мировоззренческой компетенции [1, с. 16], мы добавляем к компонентам политической ориентации (наряду с когнитивным) мировоззренческо-ценностный компонент, распространяющий на знаниевое (рационалистическое, сциентистское) содержание жизненные смыслы и опыт духовно-практического постижения мира. Становится принципиальным в этом контексте рассмотрение факторов, влияющих на политическую ориентацию, то есть на политические процессы, которые, в свою очередь, не возможны без участия в них различных субъектов. Итак, речь идет о политическом участии.
Существует несколько концепций политического участия, в первую очередь – электорального:
теория рационального выбора, опирающаяся на то, что большинство людей склонны к рациональному поведению, – ее сторонники считают, что человек пытается достичь максимального результата за счет оптимальных, а то и минимальных усилий;
мичиганская модель, опирающаяся на признание мысли, согласно которой в политической деятельности доминирует партийная идентификация человека, которая является результатом или производной политической социализации;
психологическая школа, сторонники которой доминирующими в политическом участии и деятельности считают мотивы и установки человека и пытаются конкретно изучить взаимозависимость установок и поведения, а также конкретных действий человека;
институциональный подход подчеркивает, что политическое участие зависит не от конкретных психологических характеристик личности, ее социального статуса, уровня образования, а от возможностей граждан (избирателей) влиять на власть [9, с. 113].
Реализуется политическое участие, как известно, в выборах, управлении и самоуправлении, в принятии политических решений и осуществлении контроля над их целесообразностью, в политических кампаниях (митингах, манифестациях, собрании), акциях гражданского неповиновения (войнах, революциях), в деятельности политических партий, различных общественных объединений, в процессе самостоятельной индивидуальной политической деятельности, а именно в определении ее уровня, масштабов – показателей уровня демократичности общества, общей и политической культуры его граждан, других субъектов политики).
Поскольку мы анализируем политическую ориентацию студенческой молодежи, то следует отметить, что она, в основном, имеет дело только с отношением к тем или иным политическим партиям, кроме того, нужно учитывать ее зависимость от психологических явлений, характеризующих студенческий коллектив как целостность (автономность), в частности, на личность студентов влияют:
общественное мнение, которое состоит не только из интеллектуальных, но и волевых и эмоциональных компонентов, и проявляется в оценочных суждениях, что отражают общее отношение (одобрение или осуждение) группы к вопросам и событиям, связанным с жизнью и интересами группы;
общественное групповое настроение это общее эмоциональное состояние, которое царит, преобладает в группе, создает эмоциональную атмосферу в ней, может как стимулировать, так и подавлять деятельность членов группы, а иногда даже приводить к конфликтам;
самоутверждение, когда каждый член коллектива осознает себя его частью и пытается занять и удержать в нем определенную позицию (социальный статус), завоевать признание, доверие, поддержку, понимание своих товарищей;
коллективные традиции обычаи, порядок, установки, возникшие за время существования группы;
коллективное самоопределение, когда каждый студент имеет определенную свободу на индивидуальное мнение в группе, к которому прислушиваются, относятся с уважением, обращают внимание, когда вырабатывается общее мнение, групповая оценка и т. д. [12, с. 103].
Существенное влияние в этом процессе приобретают идеологии, теории и стратегии политики, и без знания особенностей политических технологий и умения их использовать преуспеть в политической деятельности невозможно. А для овладения ими, прежде всего, нужны соответствующая научно-теоретическая подготовка, умение изучать и анализировать объективные условия, в которых действуют конкретные субъекты политики. Это касается и социально-экономической, политической ситуации в стране, регионе, особенностей функционирования социальных и национальных групп в обществе, их потребностей и интересов, расстановки политических сил, статуса и уровня влияния на граждан политических партий, движений, объединений, средств массовой информации, собственно состояние самого студенчества в стране, его характерные особенности (максимализм, стремление к новому, заниженный «порог» опасности и т.п.). вышесказанное дает основание утверждать, что все эти влияния не позволяют студенчеству иметь четкую ориентацию в жизненных ценностях. Более того, большинством студенческой молодежи ощущается дискомфорт между перспективой выбранной профессии, общественными «запросами» на нее, а иногда, отсутствием таких запросов, с одной стороны, и своими наклонностями, способностями, представлениями и т. д. с другой» [5, с. 496].
Таким образом:
1. Совокупность различных параметров, которые сочетаются в целостную систему и характеризуют личность субъекта социально-политической психологии, взаимодействуют как ценностные, мировоззренческо-когнитивные, аффективные и поведенческие составляющие системы политической ориентации. Она, в свою очередь, влияет на выбор людьми позиций и линий поведения в общественно-политической сфере. «Продуктом» политических процессов, в таком смысле становятся политические ориентации, отражающие представления людей о соответствующих им потребностях, целях политической деятельности, средствах достижения этих целей и определяющие направленность общественно-политического поведения людей. Причем, нами установлено, что в процессе изучения политологии необходимо, с одной стороны, обратить внимание на разграничение политики как отношений между большими социальными группами (широкий смысл) и как политической деятельности (узкий смысл), а также, с другой стороны, размежевать ценности как значимости, вообще, и ценностные ориентации как общественно-значимые (должные, позитивные ориентации).
2. Политические ориентации отличаются от идейно-политических концепций, программ партий и течений, изучаемых политологией, историей общественной и политической мысли. Политическая идеология является продуктом общественного сознания и системой вербализованных взглядов, высказываемых на языке абстрактных понятий, фиксирующих ценности и цели, направляя общественно-политическую деятельность.
3. Политические ориентации представляют собой феномен социально-психологической сферы, они словесно выражают идеи и ценности, в той или иной степени сочетаются в них с неосознанными или не вполне осознанными предпочтениями и мотивами, которые люди переживают на эмоциональном уровне. Как показывают многочисленные эмпирические исследования, целостные системы взглядов имеются в сознании лишь меньшинства членов общества, ориентации же распространены в гораздо более широкой массе. Поэтому часто употребляемый термин «массовое сознание» в свете сказанного нельзя считать вполне адекватным; под этим понятием, по сути, подразумевается сочетание продуктов сознания и неосознанных психологических тенденций. Ориентации и концептуальные взгляды не разделены какой-то четкой гранью, они взаимосвязаны и частично сливаются друг с другом. Осознанные системы взглядов, теории, идеологии имеют психологические источники и психологическое содержание и в то же время выступают как фактор формирования массовой ориентации, их утверждения и распространения в слоях общества.
4. Источники ориентации имеют суммативный характер: их порождает взаимодействие собственных мотивов и эмпирических знаний людей и усвоенные ими идейно-политические концепции, мировоззренчески-ценностные и духовно-практические обоснования политической ориентации. Политическая ориентация, которая, по сути, не может не привести к политической идентификации, что понимается как соотношение субъектом себя с определенной политической позицией на основе саморефлексии. Это же понятие означает и соотношение субъекта с определенной политической позицией, представленный другими субъектами политических отношений и естественно будет влиять на характер коммуникации.
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР ТОЛЕРАЦИИ
Как было установлено, политическая ориентация, как правило, приводит к политической идентификации, являющейся способом повышения уровня политической культуры субъекта, а результатом политической идентификации является политическая идентичность как составляющая политической культуры. Политическая идентификация осуществляется в процессе политической социализации, путем определения субъективных дефиниций и соотношения себя с участниками сообществ, которые разделяют другие политические ценности и ориентации, занимают иную политическую позицию и т. д. В последнем случае наглядно проявляется справедливость известного тезиса о необходимости «Иного» для формирования групповой идентичности сообщества. На политическую идентификацию влияют психологическая деятельность субъектов, система ценностей и стереотипов, которые интериоризируются субъектами, а специфика политической позиции определяется ее функциональными особенностями и «смыслами», придаваемыми участниками политического процесса.
Политической идентификации посвящено много работ теоретиков, раскрывающих ее природу (Семененко И. С. [16]), исследующих ее в предметном поле политологии (Пивнева Л. [11], Фадеева Л. А. [25]), в трансформациях глобализирующегося мира (Бауман З.[4], Степанова Е. А. [20], Хилько М. [26]) и другие. Анализ научных работ свидетельствует о том, что политическая идентификация, так же как и социальная, имеет групповую природу, то есть она происходит в процессе ощущения принадлежности к какой-либо группе (например, партии, теологическому течению и т. п.) или как отождествление группой себя с какой-либо политической позицией и признание этого со стороны других субъектов политического процесса (например, борьба партий за возможность сформировать правительство и проводить определенный политический курс, а также дальнейшее поведение ее как правящей партии с целью доказательства своего соответствия этой позиции).
Политическая идентификация также тесно связана с явлениями легитимности и легитимации, поскольку она предполагает признание правомерности занятия той или иной позиции со стороны других субъектов политических отношений. Как отмечают исследователи, в частности российский социолог Ю. Качанов «…результатом политической идентификации становится политическая идентичность, и политическая идентичность субъекта установлена, когда другие субъекты политических отношений кодифицировали его как... определенного агента путем приписывания ему тех же значений идентичности, которые он признает для себя или объявляет сам» [9, с. 113].
Выделяют индивидуальную и групповую политическую идентичность. Индивидуальная политическая идентичность предполагает соотношение человеком себя с определенной политической позицией или группой. Под групповой политической идентичностью участников политических отношений понимают чувство групповой сплоченности, основанное на приверженности групповых социально-политических ценностей, идеологических ориентаций и/или на владении общим (похожим) политическим статусом [13, 16 и др.].
По объекту идентификации с определенной группой можно выделить идентичность члена группы интересов, партии, идеологического течения, жителя города или региона, гражданина государства и т. д. В странах, где государство не имеет всех черт современного государства, где процесс формирования национально-государственной идентичности еще не закончился, где существуют сильные региональные, социальные, культурные противоречия и особые традиции, может преобладать политическая идентичность, которая связанна с ощущением принадлежности к какой-нибудь социальной группе, региону, местному поселению и т.п.
Таким образом, обобщая и утверждая, что формулу индивидуального движения студента в политическом росте можно представить как рефлексию в отношении собственных ценностей и места в них политики, то политическая идентификация будет связана с поиском своего места в тех или иных политических позициях, а приверженность политической позиции – с политической идентичностью.
Поскольку студенческая молодежь наиболее активна в политико-партийной ориентации в той части, которая связана с участием в «непосредственной демократии» и в выборах органов власти, то политическую идентичность следует рассматривать фактически как политически-партийную, а именно как:
длительную по времени принадлежность или приверженность какой-либо партии;
сформированные в ранние периоды жизни убеждения и приоритеты;
оценки личности кандидатов или программ, то есть электоральный выбор личности [7; 18].
Согласно существующим моделям индивидуальных ориентаций и политических идентичностей, к действиям субъекта в таком контексте следует отнести:
ситуации выбора, когда избиратель реально рассуждает и выносит суждение о партии, кандидатах и соответствующих пунктах партийных программ, о деятельности правительств, представляющих те или иные партии и оценки основных пунктов партийных платформ, составляющих основу формирования индивидуальных партийных преференций;
прямые действия, которые часто ограничены влиянием фактора привычки, когда выбор может выступать как следствие стабильных позиций (аттитюдов) относительно желаемой партии, личными особенностями избирателя, его способностью и умением обобщать и осмысливать политический курс той или иной партии;
действия, что находятся под влиянием нормативных факторов: когда какие-либо нормы (например, гражданский долг) выполняют роль независимого (от сделанного на рациональном уровне выбора) экспрессивного фактора, а экспрессивные преференции (например, этические) могут блокировать рациональное осмысление политической реальности и возможные последствия выбора того или иного политического курса.
Мы будем придерживаться того положения, при котором на политическую идентичность влияют как внешние (экзогенные) факторы (политический режим, экономическая ситуация и т. д.), так и внутренние (эндогенные) свойства, а также положения о том, что многообразие интересов и мнений людей в современном обществе априори содержит потенциал конфликтности и напряженности, актуализирует ценность толерантности в политических взаимодействиях между социальными группами и индивидами.
Понятие «толерантность» до сих пор вызывает дискуссии в содержательном плане, что создает трудности для исследователей-эмпириков при операционализации этого термина. На основе анализа различных дефиниций мы остановились на толковании, которое раскрывает «толерантность» как мировоззренческое кредо, детерминирующее особое моральное качество, психологическую готовность и активную социальную позицию продуктивного (конструктивного и диалогического) взаимодействия с людьми иной национальной, религиозной, социально-классовой среды, а также других взглядов, стилей мышления [1].
Особое место в исследованиях занимает политическая толерантность как разновидность общей толерантности. Среди ее дефиниций заслуживает внимания, на наш взгляд, такое определение: «В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках Конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве» [2].
Политологический словарь гласит: «Толерантность (от лат. tolerantia терпение) разновидность взаимодействий и взаимоотношений между различными сторонами-индивидами, социальными группами, государствами, политическими партиями, при которых стороны проявляют восприятие и терпение к разнице во взглядах, представлениях, позициях и действиях... С научной точки зрения целесообразно выделить декларационный, реляционный и акционный виды толерантности» [4, с. 352].
Эту проблему поднимают многие авторы [2; 3; 10; 21, 22; 27 и др.]. Так, в работе «О терпимости» М. Уолцер обращает внимание (когда задается вопросом, всегда ли и во всех ли ситуациях нужна толерантность), что существуют виды социальных взаимодействий, которые по своей сущности предполагают интолерантность. Интолерантность, соперничество может диктоваться «правилами игры», то есть спецификой этих взаимодействий. Иначе, в случае толерантности «игроков» игра может потерять свой смысл. К такой разновидности социальных игр он относит и политику [24].
Рассматривая политическую толерантность и интолерантность студентов как некую групповую и индивидуальную практику, мы предположили, что она детерминирована социальными условиями, в которых осуществляется социализация агентов, а также социально-политической практикой. О политической толерантности большинство студентов или интолерантность говорить сложно в силу того, что у них не сформировались достаточно четкие партийные предпочтения и самоидентификация. Результаты исследования показали, что в среднем около 50% опрошенных затруднялись в соотнесении себя и свои предпочтений по шкале «Сторонник или противник политической партии». Этот момент особенно важен, потому что в основе толерантного/интолерантного поведения лежит отнюдь не равнодушие или нейтральность, а заинтересованность.
Мы предлагали респондентам задачу, согласно которой нужно было охарактеризовать партию в стандартизированном формате – с помощью серии шкал семантического пространства. Именно на этом этапе речь идет об измерении толерантности/интолерантности респондентов. Если сравнивать их реакции на каждом из указанных выше уровней, то результаты выглядят следующим образом: количество толерантных больше на когнитивном уровне, чем на аффективном и на конативном.
Это означает, по нашему мнению, что есть желание респондентов знать о других существующих политических точках зрения, признавать их значимыми и т. д. На аффективном же и конативном уровнях наблюдается увеличение количества нетолерантных респондентов, то есть респонденты испытывают по отношению к «другим» партиям негативные эмоции. На поведенческом уровне количество же нетолерантных достигает 40%.
Идея Шмитта К. и Уолцера М. была подтверждена нами, в частности, при проверке гипотезы о том, что люди в политике более нетолерантны, чем в обычном межличностном общении. Оказалось, это так. Сравнение измерений в двух ситуациях показало, что количество толерантных преобладает в ситуациях межличностного общения, а количество интолерантных – в ситуации политической конкуренции.
Таким образом:
1. Исследование показало, что студенты в целом демонстрируют недостаточную вовлеченность в политические процессы, однако анализ зависимостей между показателями политического участия и шкалами, измеряющими толерантность индивида на различных уровнях, показал, что социально-политическая практика противоречиво влияет на формирование толерантности индивида. Так, студенты, которые включены в систему трудовых отношений, чаще демонстрируют интолерантное отношение к политическим партиям, чем те, кто не работает. Те студенты, которые так или иначе включены в различные формы политической активности (участие в выборах, интерес к политическим новостям, участие в общественно-политических объединениях и т.п.) или те, кто хотел бы заниматься политикой, в то же время демонстрируют интолерантное отношение к партиям по ряду шкал.
2. Это иногда создает впечатление, что совокупный индекс показателей политической вовлеченности демонстрирует тенденцию, будто политически активный респондент чаще интолерантен, и, наоборот, невысокая степень включенности в структуру политических взаимодействий соединена с политической толерантностью. Действительно, политическая идентификация приводит к столкновению идентичностей и требует значительных усилий, чтобы направить отношения в конструктивное движение. Вместе с тем, мы считаем, что отсутствие политической идентичности свидетельствует вовсе не о толерантности, а о равнодушии. По обоснованиям границ и возможностей толерантности, которые представлены Троицкой Е.М., толерантность начинается там и тогда, где появляются мировоззренческо-ценностные, культурно-смысловые различия в восприятии «Своего» и «Чужого», и они нуждаются (буквально) в терпении [17]. Именно это выступает предметно-практической задачей учебных дисциплин, в частности политологии обучение толерантности в процессе политической идентификации.
3. Поскольку предметное поле политологии включает закономерности структуры, функции развития политической жизни во всех ее проявлениях как рациональное отражение политической жизни в знаниях о целях, задачах, движущих силах и содержании политических процессов, о деятельности людей, партий, обществ, объединений, государств в сфере политических отношений, то политология в формирование и развитие толерантности включает следующие функции:
теоретико-познавательную;
методологическую;
мировоззренческую;
прогностическую;
прикладную;
функцию политической социализации [14, с. 274].
4. Следовательно, именно на аудиторных занятиях по политологии политическая идентичность студента обретает культурный код решения проблем столкновений, конфронтаций и проявлений интолерантности, поскольку все темы курса предусматривают диалог и дискуссии. Так, мы определили ряд тем курса, предусматривающих углубленное обучение политической толерантности, дискуссионных и игровых элементов, которые можно использовать в деятельности научных кружков и кружков по интересам, а также тренинг толерантностного роста студентов в поле политической идентификации.
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА В ТОЛЕРАНТНИСТНОМ РОСТЕ
Инструментарий и процедура исследования проблемы политической идентификации в студенческой среде были определены для изучения роли политической идентичности в развитии толерантности студенческой молодежи. За 2010–2013 учебный год было проведено комплексное экспериментальное исследование на базе Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого. В исследовании приняли участие студенты II, III, IV курсов социально-гуманитарного факультета по направлениям «Практическая психология» и «Практическая психология. Социальная педагогика», химико-биологического факультета по направлению «Биология. Практическая психология»; выборка составила 280 студентов.
Для исследования уровня политической идентификации мы использовали анкету, состоящую из 23 вопросов и содержащую несколько вариантов ответов. Респондентам предлагалось выбрать тот вариант ответа, который наиболее подходит ему.
Среди наиболее распространенных эмпирических показателей, при помощи которых можно определить политическую идентификацию, мы выделили ответы о готовности отдать свой голос на выборах, если бы они состоялись на следующей неделе. Близости личностных ценностей к программным целям и идеологическим взглядам определенной партии, соотношение и согласованность когнитивной, эмотивной и поведенческой составляющих политической ориентации несомненно будут определять ответы. Таким принципам и отвечает наша анкета, которая была ориентирована на выбор той или иной партии. Она состоит из двух вопросов, на которые исследуемому предлагается выбрать ответ в зависимости от оценки программы партии и желания отдать за нее свой голос на выборах.
После проведения и обработки результатов анкетирования, мы получили следующие результаты: высокий уровень эндогенного фактора и идентификации прослеживается у студентов 4 курса (52,5%), 22,5% приходится на студентов 3 курса и 2,5% студентов 2 курса; в разрезе направлений этот показатель значительно выше у студентов будущих практических психологов. Эти данные подтверждают наше мнение о движениях внутренних мотивов от внешних воздействий к личностно значимым, зависящих от процесса получения когнитивных навыков, то есть обучения.
По поводу фактора экзогенности: высокий уровень доминирует у студентов четвертого курса (62,5%), 2,75% у студентов 3 курса, 2,5% у второго курса. Наибольший показатель среднего уровня фактора прослеживается у студентов 3 курса (42,5%), 22,5% приходится на студентов 4 курса и 30% на студентов второго курса. Низкий уровень 67,5% у студентов второго курса, 30% у студентов 3 курса и 15% у студентов четвертого курса. Итак, студенты старших курсов в политической идентификации осмысливают проблемы и внешнего воздействия, так как связаны с работой, пределы зависят от предыдущих (родительских) стереотипов и т. п.
Полученные результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели политической (партийной) идентификации (%)
[Составлено автором]
Фактор |
Уровень |
2-й курс |
3-й курс |
4-й курс |
Фактор |
Уровень |
2-й курс |
3-й курс |
4-й курс |
Эндогенный |
Высокий |
2,5 |
22,5 |
52,5 |
Экзогенный |
Высокий |
2,5 |
27,5 |
62,5 |
Средний |
42,5 |
47,5 |
42,5 |
Средний |
30 |
42,5 |
22,5 |
||
Низкий |
55 |
30 |
5 |
Низкий |
67,5 |
30 |
15 |
С целью диагностики уровня толерантности личности был использован экспресс-опросник «Индекс толерантности». Рабочим материалом были суждения, которые отражают как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляется толерантность и интолерантность личности. Экспресс-опросник содержит 22 суждения и 6 вариантов ответов. Обработка результатов проводилась по суммированию баллов за каждый выбранный ответ.
В результате проведения опроса были получены следующие результаты: высокий уровень толерантности (65%) показали студенты 4 курса; 42,5% приходится на студентов 3 курса и 22,5% охватывают 1 курс. Высокие показатели среднего уровня характерны для студентов 3 курса (27,5%), 15% приходится на студентов 2 курса и 12,5% на студентов 4 курса. Низкий уровень толерантности наблюдается у 2 курса (62,5%), на 3-й курс приходится 30% и на 4-й курс (22,5%).
Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели уровня толерантности личности (%)
[Составлено автором]
Уровень толерантности |
Процентное соотношение |
||
2-й курс |
3-й курс |
4-й курс |
|
Высокий |
22,5 |
42,5 |
65 |
Средний |
15 |
27,5 |
12,5 |
Низкий |
62,5 |
30 |
22,5 |
Таким образом, большинство студентов, особенно студенты четвертого курса обучения, имеют высокий уровень толерантности, а также достаточно высокий уровень политической (партийной) идентификации по сравнению с II, III курсами. Это свидетельствует о снижении уровня толерантности в связи с увеличением уровня политической идентификации (III курс), но дополнительная (экспериментальная) работа со студентами в рамках изучения политологии «заблокировала» это расхождение на IV курсе.
Теоретический анализ проблемы политической идентификации и развития толерантности, а также эмпирическое исследование позволили разработать тренинговую программу, направленную на повышение уровня толерантности студенческой молодежи с элементами развития их политической идентификации. Любая идентификация, даже если она не полностью сформирована как идентичность, является спорным актом, поскольку включение «Я» в какое-то одно сообщество одновременно означает его исключение из других сообществ. Как только «Я» присваивает себе какое-то имя, сразу же на место более или менее осознанного выражения политической «самости» вступает идентификационное отношение как определенное стечение образа и предмета, обозначающее и обозначаемое.
Целью нашего тренинга мы определили осознание феномена толерантности, определение понятий «политическая идентификация», «политическая идентичность», изучение политического поведения и его основных типов, в частности политического участия и умения регулировать свое эмоциональное состояние. Тренинг состоит из 8 взаимосвязанных развивающих занятий для студентов. Продолжительность одного занятия – 60 минут. Комплекс упражнений и заданий подобран таким образом, что приобретенные навыки подкреплялись с каждой последующей встречей на более глубоком уровне. Основные задачи тренинга были обозначены следующим образом:
усвоение понятий «толерантность», «толерантное поведение»;
стимулирование личностных поисков и активности в освоении этих понятий;
обучение навыкам толерантного поведения, толерантного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности, а также в политической сфере;
умение анализировать ситуацию с позиции другого человека;
развитие навыков рефлексии;
развитие способности осознавать свои чувства;
развитие навыков саморегуляции.
Принципами развивающей работы определены нами: комплексность, постепенное увеличение сложности развивающих техник, доступность, системность, обратная связь, активность, конфиденциальность.
Для подтверждения гипотезы о том, что на уровень роста толерантности студенческой молодежи существенно влияет политическая (партийная) идентификация, которая в значительной степени формируется в процессе изучения социально-политических дисциплин, в частности политологии, сравнивались результаты уровня толерантности и факторов политической идентификации до проведения со студентами тренинговой программы и после, на основе чего можно утверждать значимые положительные изменения. Как видно из таблицы 4, произошли позитивные изменения по уровням толерантности у студентов 4 курса: высокий уровень толерантности (до начала проведения тренинговой программы 65%, после 67,5%), средний уровень (до 12,5% после 20%), низкий уровень (до 22,5%, после 12,5%).
Полученные результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3
Сравнительные показатели уровня толерантности личности
до и после проведения тренинговой программы (%)
[Составлено автором]
Уровни толерантности |
До проведения тренинговой программы |
После проведения тренинговой программы |
||||
2-й курс |
3-й курс |
4-й курс |
2-й курс |
3-й курс |
4-й курс |
|
Высокий |
22,5 |
42,5 |
65 |
22,5 |
27,5 |
67,5 |
Средний |
15 |
27,5 |
12,5 |
20 |
22,5 |
20 |
Низкий |
62,5 |
30 |
22,5 |
57,5 |
50 |
12,5 |
Относительно показателей политической (партийной) идентификации, состоялись также позитивные изменения в показателях. До коррекционной программы высокий уровень у студентов 4 курса по эндогенным фактором составил (до 52,5%, после 67,5%), в студентов 3 курса (до 22,5%, после 30%), у студентов 2 курса (до 2,5%, после 5%), по экзогенным фактором: у студентов 4 курса (до 62,5%, после 67,5%), в студентов 3 курса (до 27,5%, после 30%), у студентов 2 курса (до 30%, после 27,5%).
Таким образом, отметим, что определенные позитивные изменения в показателях динамики уровня толерантности состоялись благодаря внедрению тренинговой программы со студентами и углубленного изучения тем политологии, которые непосредственно связаны с политической идентификацией и толерантностью.
ВЫВОДЫ
1. Проведенная научно-поисковая работа подтвердила мнение об актуальности и важности теоретических и практических исследований этого вопроса, который является сложной познавательной ситуацией в толерантностном становлении студенческой молодежи.
2. В работе представлены и обоснованы толерантностный рост как движение от ценностных ориентаций к политической идентификации, политической идентичности, который стал результатом огромного объема работы, в том числе результатом изучения учебной дисциплины «Политология», тренинговой работы и самосовершенствования.
3. Политическая идентичность представлена как результат процесса политической идентификации, в котором субъект соотносит себя с определенной политической позицией, отдает преференции одним и отделяет себя от других.
4. Экспериментальное исследование показало, что сложившаяся политическая идентичность существенно и достаточно противоречиво влияет на уровень толерантности, и без психолого-педагогического сопровождения политическая идентичность уменьшает уровень толерантности, который нельзя идентифицировать с безразличием. Этот факт в значительной степени проявился в анализе уровня толерантности у студентов II курса (иногда это воспринимается как показатель высокого уровня толерантности: якобы низкий уровень политической идентичности предопределяет высокий уровень толерантности).
5. В работе определены и интерпретированы результаты коррекционной деятельности, включавшей углубленное изучение политологии и тренинговые занятия. Доказано, что произошли положительные изменения в толерантностном развития студентов, в частности студентов IV курса, хотя и существенно выросли показатели политической идентичности.
Новых исследований требует, по нашему мнению, рефлексивный компонент развития толерантности по другим идентичностям. Более того, есть необходимость феномен толерантности, как одновекторной установки, мировоззренческого «кредо», рассматривать и исследовать как механизм консесуальной этики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антропологічний вимір якості сучасної вищої освіти : монографія / За заг. ред. Аносова І. П., Троїцької Т. С. – Мелітополь: ТОВ «Видавничий будинок ММД», 2010. – 488 с.
2. Бабієва А. Політичне насилля: теоретичний аспект / А. Бабієва // Політичний менеджмент. – 2005. – № 5. – С. 161-168.
3. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. – СПб.: Выд-во СПетербур.ун-та, 2005. – 2013с.
4. Бауман З. Идентичность в глобализирующемся мире [Электроннный ресурс] / З. Бауман. – Режим доступа: http://www.tovievich.ru/book/print/155.htm.
5. Білогур В. Є. Світоглядні орієнтації сучасної студентської молоді в контексті вибору духовних пріоритетів / Білогур В. Є. // Гілея: науковий вісник: зб. наук, пр. / Гол. ред. В. М. Вашкевич. – К.: ВІР УАН, 2010. –712 с. – 496 с)
6. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология: Учеб. Пособие для высш. учеб. Заведений. – М.: Нака, 1994. – С. 135.
7. Дмитренко М. Особливості сучасної української політичної культури: проблема визначення / М. Дмитренко // Політичний менеджмент. – 2005. – № 5. – С. 134-138.
8. Єфтені Н. М. Ціннісні орієнтації сучасної української молоді / Н. М. Єфтені // Актуальні проблеми політики: зб. наук. пр. – Одеса: Фенікс, 2009. – Випуск 37. – С. 292-296.
9. Качанов Ю. Л. Опыты о поле политики / Качанов Ю. Л. – М.: Институт экспериментальной социологии, 1994. – 280 с.
10. Новиков В. И. Толерантность в современной жизни: реалии и проблемы / В. И. Новиков // Вестник электронных и печатных СМИ. – 2011, № 15. – С. 45-57.
11. Півнева Л. Політична і популярна культура як предмет політологічного аналізу / Л. Півнева // Політичний менеджмент. – 2006. – № 6. – С. 74-81.
12. Подоляк Л. Г. Психологія вищої школи: навчальний посібник для магістрантів і аспірантів / Подоляк Л. Г., Юрченко В. І. – К.: ТОВ Філ-11 студія, 2006. – 103 с.
13. Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. – Т. 1: Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий / Отв. ред. И. С. Семененко. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – 208 с.
14. Політологічний енциклопедичний словник. – К.: Генеза, 1997. – 400 с. – с. 352.
15. Семененко И. С. Идентичность и социально-политические изменения в ХХI веке. / И. С. Семененко. – М.: РОССПЭН, 2012. – 471 с.
16. Семененко И. С. Идентичность как предмет политического анализа / И. С. Семененко, Л. А. Фадеева и др. – М.: ИМЭМО РАН, 2011. – 299 с.
17. Сіман О. М. (Троїцька О.М.) Життєтворчі проекції полікультурної освіти: можливості і межі / Сіман О. М. // Антропологічний вимір якості сучасної вищої освіти / За заг. ред. Аносова І. П., Троїцької Т. С. – Мелітополь: ТОВ «Видавничий будинок ММД», 2010. – 488 с. – с. 362-388.
18. Сокурянська Л. Г. Студенчество на пути к другому обществу: ценностный дискурс перехода: монография / Л. Г. Сокурянская; рец.: В. И. Астахова и др.; Харьк. нац. ун-т им. В. Н. Каразина. – Х., 2006. – 576 с.
19. Социология молодежи / Под ред. проф. В. Т. Лисовского. – СПб.: Изд-во С.-Птб. ун-та, 1996. – 460 с.
20. Степанова Е. А. Глобальные тенденции в области одностороннего насилия против гражданского населения / Е. А. Степанова // Общественные науки и современность. – 2010. – № 6. – С. 25-34.
21. Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под научн. ред. М. В. Новикова, Н. В. Нижегородцевой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – 357 с.
22. Тягло О. Українська наука про політику. Спроба оцінки потенціалу / О. Тягло // Політичний менеджмент. – 2004. – № 1. – С. 3-18.
23. Узнадзе Д. К. Психологические исследования / Узнадзе Д. К. – М.: Наука, 1996. – 450 с.
24. Уолцер М. Hnp://ua.iexIre[erai.com]
25. Фадеева Л. А. Проблема идентичности в сравнительной политологии / Л. А. Фадеева // ПолиС. – 2011. – № 1. – С. 134-139.
26. Хилько М. Політична культура населення Украйни: аналіз розвитку громадянських якостей / М. Хилько // Політичний менеджмент. – 2007. – № 1. – С. 115-126.
27. Шаблінский І. Розуміння сили: насильство та ненасильство в політиці / І. Шаблінський // Політичний менеджмент. – 2003. – № 1. – С. 120-127.
28. Ядов В. А. Стратегия социологическоно исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 1998. – С. 306.