СРЕДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СРЕДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Мавлеткулова Д.Т. 1, Головнева Н.А. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как “непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики” (Из Концепции общего среднего общеобразовательного образования).

Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, охране природных богатств, что определило актуальность данной работы.

Цель исследования: изучить особенности экологического воспитания младших школьников.

Объект исследования – процесс воспитания младших школьников.

Предмет исследования – организация экологического воспитания младших школьников.

Внимание ученых-педагогов к проблемам экологического воспитания в последние годы возросло. В концептуальных работах Зверева И.Д., Суравегиной И.Т., Захлебного А.Н., посвященных проблемам экологического образования школьников, содержатся важные выводы о возможностях экологического воспитания детей в процессе обучения.

Особое значение для экологического воспитания имеет концепция воспитания экологической культуры младших школьников школьников, разработанная Лихачевым Б.Т., Дежниковой Н.С. и др., в которой сформулированы положения о самоценности экологического воспитания; экологической культуре как новообразовании в личности, развивающемся на основе ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер и выражающейся в системе отношений ребенка к природе, людям и самому себе.

Реализация данной концепции предполагает решение ряда задач в работе с детьми:

– образовательные – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путей их разрешения;

– воспитательные – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни детей;

– развивающие – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуальной (способности к анализу экологических ситуаций), эмоциональной (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственной (воспитание воли, настойчивости, ответственности за свои действия).

§1.СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

Экологическое воспитание одно из новых направлений в педагогике, которое отличается от традиционно сложившегося «ознакомления детей с природой». Экологическое воспитание – «это формирование у детей эко логического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств» [Словарь по естественным наукам, с.61]. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения.

Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения [Жукова И.– 2001, c. 127].

Под экологическим воспитания А.А.Вербицким понимается процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности; под непрерывным экологическим образованием-обогащение его экологической культуры на протяжении всей жизни. Экологическая культура выступает при этом как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека и выраженная в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей, культурных традиций [Петрова Т.И., Петров С.С., 2003.].

Цель экологического воспитания – «формирование ответственного от-ношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания» [Пакулова В.М., Кузнецова В.И., 1990, с.125].

Одной из задач экологического воспитания является формирование у детей ответственного отношения к природе. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной нравственно-экологической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Определяя сущность экологического воспитания Иванова Т.С. выделяет:

во-первых, особенности этого процесса:

-ступенчатый характер: формирование экологических представлений; развитие экологического сознания и чувств; формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; выработка навыков и привычек поведения в природе; преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе; длительность; сложность; скачкообразность; активность;

во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя: развитие экологического сознания; формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности; выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; воспитание устойчивой воли; формирование значимых целей экологической деятельности [Кучер Т.В., 2000, с.103].

Критерием сформированности ответственного отношения к окружаю-щей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Задачи экологического воспитания младших школьников:

- определить возможности внеклассной работы по экологическому воспитанию младших школьников;

- воспитание новых ценностных ориентаций;

- разработка содержаний экологических игр, их систематизация.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в един-стве следующих задач:

- образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

- развивающих - развитие системы интеллектуальных и практиче-ских умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности) [Зверев И.Д., 1980, c.35].

Младший школьный возраст – этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику и на трех условно выделенных «ступенях роста» данного возрастного периода.

Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретенный им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребенка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счет: наблюдения различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо); выполнения предложенных учителем правил поведения; общения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

§2.СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из нравственных ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и ценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей [Жукова И., 2001 с. 125].

Специфика экологического образования заключается в том, что она должна базироваться на принципе «опережающего отображения». В сознании человека должна происходить постоянная оценка возможных последствий, как непосредственных так и будущих из позиции не только благосостояния человека, но и гармонизации отношений, в системе «общество-природа».

Целью экологического образования является вооружить человека знаниями в области естественных, технических и общественных наук, об особенностях взаимодействия общества и природы, развить в ней способность понимать и оценивать конкретные действия и ситуации [Жукова И., 2001, с.126].

В процессе экологического воспитания формируется определенная сис-тема экологических ценностей, которые будут определять бережливое от-ношение человека к природе, будут побуждать ее к решению проблемы глобального экологического кризиса. Оно во-первых, предусматривает не только передачу знаний, но и формирование убеждений, готовности личности, к конкретным действиям, во-вторых, включает у себя знание и умение осуществлять рядом с охраной природы также и рациональное природопользование.

Специфика экологического воспитания заключается в выработке мировоззренческого отношения к комплексной, целостной системе «общество-природа», отношение личности к которой невозможно без действенного, непосредственного и опосредствованного участия в ее функционировании. Комплексный характер экологического воспитания выплывает из специфики объекта отображения экологического сознания на уровне как общественного, так и личностного, ее функционирования.

По мнению известного югославского социолога Д.Марковича, как методологическую основу воспитания в области защиты и улучшения среды можно принять пять фаз:

– первая – мир материален и являет собой сложную систему связей и взаимоотношений, так что изменение его элементов взаимно обусловлено;

– вторая – защита природы представляет применение закона отношений и взаимных действий, которые существуют в вещественном мире;

– третья – человек и общество – результат эволюции живой природы и потому неотделимые от природы (общество и природа составляют неделимое и противоречивое целое)

– четвертая – изменения в биосфере, вредные для человека и общества, обусловленные отсутствием или недостаточностью мероприятий в регуляции взаимодействия общества и природы, а не научно-техническим прогрессом;

– пятая – существует влияние природы на темп развития общества, но нет действия природы на характер общественных отношений [Арчегова И. Б.- вып.2, 2003,с.112].

Основным принципом экологического воспитания является принцип материального единства мира, который органически включает проблему социально экологического воспитания в систему формирования научного мировоззрения. Среди других можно также выделить принципы комплексности, непрерывности, патриотизма, сочетания личностных и общих интересов.

В системе экологического воспитания можно выделить такие основные направления:

1. Политический. Его важным методологическим принципом является положение о соответствии господствующих в обществе отношений между людьми и господствующего в нем отношения к природе, которая выплывает из основного закона социальной экологии. Это направление способствует формированию экологического сознания и экологической культуры и научного подхода к оценке как конкретных экологических проблем в разных социально-политических системах, так и характера, самих этих систем.

2. Естественно-научный. В его основе лежит научное понимание неразрывного единства общества и природы. Общество неразрывно связано с природой, как своим происхождением, так и существованием. В социальном плане общество связано с природой с помощью производства, без которого оно не может существовать. Природа создает потенциальные условия для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей.

3. Правовой. Экологические знания, перерастая в убеждение и действия, должны тесно совмещаться с активным участием индивида в соблюдении им самим и окружающими норм природоохранного законодательства, в которых должны быть отражены общественные интересы. Это направление тесно связано с формированием экологической ответственности, и не только правовой, но и моральной.

4. Морально-эстетический. Современная экологическая ситуация требует от человечества новой моральной ориентации в отношениях с природой, пересмотра определенных норм поведения человека в окружающей естественной среде. В морально-эстетичном направлении экологического воспитания рассматривается и проблема отношения к природе как абсолюту красоты, ответственности, за ее сохранение перед нынешним и будущими поколениями.

5. Мировоззренческий. Экологическое воспитание не может быть эф-фективным, не формируя соответствующим образом основы мировоззрения. В этом направлении происходит формирование системы экологических ценностей и приоритетов индивидов и общества.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, которая должна включать у себя экологический императив, систему экологических ценностей и экологическую ответственность.

Экологический императив – это «совокупность условий взаимодействия общества и природы, нарушение которых будет иметь катастрофические последствия для человечества» [Словарь по естественным наукам, с.68]. Он является осознанием объективной необходимости считаться не просто с законами природы, но и с предъявленными нам с ее стороны «техническими» условиями. Экологический императив выражает необходимость оценивать последствия любой деятельности, связанной с вмешательством в естественные процессы с точки зрения общих условий взаимоотношений общества и природы, сохранения условий биологического существования человека.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить три этапа, совпадающие с переходом ребенка из класса в класс. В качестве основных критериев роста следует, на наш взгляд, назвать приобретённый ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры личности) и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:

– усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;

– наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;

– потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;

– проявления эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

– проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения [Арчегова И. Б., 2003, с.54].

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Например, в 4 классе они проходят в форме заседания КОАПП (детской радиопередачи «Комитет охраны авторских прав природы») .

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный экспери-мент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризую-щих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать не-привлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание рассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся.

Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность [Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. 1988, с.36].

§3.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Как известно, существует два способа познания мира: научный и художественный. Научный способ познания – это осознание фактов, сведений, освоение информации, понятий и представлений. В результате научного познания передаются знания и умения. Художественный, или образный, способ познания мира – это переживание содержания, сопереживания персонажу, любования языком. Чтение художественной литературы способствует воспитанию чувств. На уроках литературного чтения младшие школьники читают произведения художественной литературы, научно-познавательная статья в центре внимания на уроках естествознания.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения цель учебного курса «Окружающий мир» состоит в формировании у младших школьников «целостной картины мира и осознание в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России…».

К метапредметным результатам изучения данного курса отнесена «способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека [Начальное образование: опыт, проблемы, перспективы. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 2011, С.70 – 71.].

В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев. Неслучайно Л.С. Выготский определял чтение художественной литературы как «отсроченное поведение»

Систему нравственных ориентиров в сложном, многообразном мире дают В. Бианки, Г. Скребицкий, Н. Сладков, К. Паустовский, М. Пришвин и др. Произведения этих авторов формируют мышление, подготавливают научное миропонимание. Достойное место в этом ряду занимают произведения К. Паустовского. Почти все его рассказы посвящены российским лесам, полям, рекам, и озерам. Сюжетом для Паустовского могло послужить все – любое проявление животной или растительной жизни.

К. Паустовский – мастер пейзажа. Но в то же время у него не увидишь пейзажа в чистом виде, обстоятельного описания только одной природы. Природа у Паустовского не фон действия, а источник характеров. Человек – часть природы, познающий себя через нее. Присутствие человека, по Паустовскому, одушевляет природу, придает ей жизнь. Природа обязательно соответствует душевному состоянию человека.

Своими поэтическими произведениями К. Паустовский внушает великое уважение к природе, к целесообразности ее законов, к ее возвышающей душу красоте. Его проза несет в себе огромный запас знаний о мире, не только о его могучем животворном начале, но и о его хрупкости [Там же, С.73.].

§4.ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание – актуальная проблема. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В нашей стране разнообразная флора и фауна. В руках человека красота и богатство родной земли. Стремление извлечь сиюминутную выгоду, не думая об ущербе, наносимом природе и обществу, крайняя заниженность нравственных ценностей и многое другое указывает на низкую экологическую культуру взаимоотношения с окружающей средой.

Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя, воспитателя; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, сис-тема работы в начальной школе должна сочетаться с работой семьи в этом направлении. Ведь именно в семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе.

Ведущей тенденцией занятий в группе продлённого дня является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологические викторины и др.). Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

Работа по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продлённого дня предполагает решение ряда задач:

– расширение экологических знаний;

– повышение экологической культуры;

– развитие потребностей гармоничного общения с природой;

– обогащение кругозора детей;

– развитие наблюдения, внимания, памяти, мышления;

– развитие чувства сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира;

– привитие бережного отношения и любви к природе.

Для решения названных задач в группе продлённого дня по экологическому воспитанию спланрованы занятия, объединённые в цикл «Зелёная неделя».

Цикл занятий «Зелёная неделя» делится на пять разделов:

1-й – «Экологические беседы». Беседы расширяют экологические зна-ния, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед дети зна-комятся с фактами исчезновения растений и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

2-й – «Экологические чтения». Это получение дополнительной инфор-мации экологического характера из художественных произведений В.Бианки, М.Пришвина, Л.Н.Толстого, С.Есенина, А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, В.Чаплиной и других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.

3-й – «Экологические игры». Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.).

4-й – «Час творчества». Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.

5-й – «Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.

Кроме этого необходимо помнить, что одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Большой и разнообразный материал для наблюдений дают прогулки. Ученики знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой.

Помимо традиционных форм экологического воспитания младших школьников в настоящее время получают широкое распространение такие инновационные формы, как природоохранные акции.

Снабжение учеников системой форм и методов воздействия на ребёнка, соответствующей возрастным особенностям младших школьников, комплексный подход к воспитательному процессу, организация взаимодействия ребёнка с окружающей средой, воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности школьника – условия, при которых экологическое воспитание обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности [ http://nsportal.ru].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры.

Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

Воспитание чувства любви к природе должно начинаться в младших классах на уроках окружающего мира. Нужно чтобы учащиеся имели общение с самой природой. Этого не могут заменить никакие практические занятия и уголки живой природы в школе. Необходимы частые вылазки, экскурсии, походы, дальние поездки на природу. Еще большое значение имеет самостоятельное практическое участие учеников в охране природы: посадка деревьев, подкормка птиц, работа на огороде, в лесу, поле, и т.д

Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арчегова И. Б. Экологическое мировоззрение – основа развития // Проблема экологии. – 2003. – №2. – С.54 – 55.

2. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991. – С.45 – 46.

3. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся // Начальная школа. – 2001. – №6. – С.125 – 127.

4. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М.: Просвещение, 1980. – С.35 – 36.

5. Иванова, Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003. – С.100 – 105.

6. Каропа Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников. – Мн.: НМО, 1999. – С.87 – 88.

7. Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. – М.: Просвещение. – 2006. – С.22 – 24.

8. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1989. – С.15 – 16.

9. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. – М.: Просвещение, 2000. – С.28 – 29.

10. Кукушин В.С. Экологическое воспитание // Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Издат. центр «МарТ», 2002. – С. 109 – 125.

10. Курносенко В.И. Охрана водоемов нашего края // Начальная школа. – 2011. – №3. – С.39 – 43.

12. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт, 1999. – С. 230 – 234.

13. Начальное образование: опыт, проблемы, перспективы. Сборник материалов Всеросс. науч-практ. конф. – Стерлитамак. Стерлитамак. гос. пед. акад. им. Зайнаб Биишевой, 2011. – С.70 – 73.

14. Отношение школьников к природе / Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 51 с.

15. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. – М.: Просвещение, 1990. – 92 с.

16. Петрова Т.И., Петров С.С. Экологическое образование младших школьников: Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2003. – С.58 – 60.

17. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. – 1991. – №5. – С.2-8.

18. Примерные программы по учебным предметам // 2010. – 270с.

19. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12–летним сроком обучения. 1-4 классы. – Мн.: Национальный институт образования, 2004. – С.12 – 14.

20. Шипицына Г.М. Экологическое воспитание школьников и их родителей в аспекте диалога культур // Начальная школа . – 2012. – №6. – С.18 – 20.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Урок учителя начальных классов В.И. Курносенко по теме

«Охрана водоемов нашего края».

Содержание урока (направление работы): значение водоемов края; источники загрязнения местных водоемов; мероприятия по охране водоемов.

Содержание урока нашло отражение в инструкциях, в которых тоже три основных вопроса.

Первое направление – значение водоемов края было рассмотрено с шести позиций: экологическая (вода, пища), эстетическая (красота), гигиеническая (здоровье),практическая, нравственная, познавательная ценность природы (позиции выделены А.А. Плешаковым). Вопрос значения водоемов нашего края был предложен учащимся в качестве домашнего задания перед проведением урока, поэтому на его обсуждение и рассмотрение была выделена часть урока.

Второе направление – проблема загрязнения водных ресурсов, уничтожения водоемов. Каждая группа работала над творческими заданиями и выявляла какой - то один источник загрязнения: например сточные воды с заводов и фабрик, нарушение правил поведения у водоема. Решение проблемных, творческих заданий – главный метод работы на уроке, он позволил организовать дискуссию, которая способствовала глубокому овладению материалом.

Третье направление – охрана водоемов. Каждая группа пыталась устранить тот источник загрязнения, который она выявила. На уроке учащиеся познакомились с такими специальными формами охраны водоемов, как гидрологические памятники природы, рыбопитомник.

В качестве домашнего задания после проведения урока было предложено задание, способствующее переносу знаний в поведенческую сферу: «Чтобы сохранить наши водоемы чистыми и полноводными, я могу...» (учащиеся должны самостоятельно найти формы природоохранной деятельности, доступные младшему школьнику).

Данная методическая разработка достаточно велика по объему, так как урок построен в форме творческих, поисковых ситуаций, а внедрение исследовательского метода в процесс обучения требует от учителя широкого кругозора, большой подборки информации по теме.

Цели: – обучающие: знать причины загрязнения водоемов Омской области в результате их использования, основные мероприятия, направленные на охрану местных водоемов, формы охраны водных ресурсов; уметь осуществлять посильную природоохранную деятельность; развивающие: развивать логическое мышление, воображение; уметь устанавливать взаимосвязи в природе; развивать коммуникативные качества, речь;

– воспитывающие: воспитывать бережное отношение к водным ресурсам края; уметь общаться и работать в группе.

Форма урока: групповая.

Методы обучения: частично - поисковые и творческие задания; рассказ учителя; рассказ ученика; инсценировка.

Оборудование: Плешаков А.А. «Зеленый дом»; карта Омской области; условные знаки «памятник природы»; опорные знаки, иллюстрирующие факторы отрицательного воздействия человека на местные водоемы и меры по охране водных объектов (изготавливаются учителем в произвольной форме); инструкции для групп.

1-ая группа. Инструкция.

1. Раскройте значение местных водоемов для питания человека и животных.

2. Найдите причину загрязнения вод Омской области, ответив на вопрос: «Почему в последние годы в районе города Омска не наблюдается сплошного ледяного покрова, образуется промоина, не замерзающая даже в тридцатиградусные морозы?»

3. Как устранить выявленный источник загрязнения рек и озер?

2-ая группа. Инструкция.

1. Раскройте гигиеническую ценность воды для человека (гигиена, лечение).

2. Почему происходит нефтяное заражение?

3. Что нужно соблюдать, чтобы избежать заражения реки бензином?

3-ья группа. Инструкция.

1. Раскройте эстетическую ценность воды (отдых, стихи, рассказы, картины). Ответьте на вопросы: «Почему люди летом стремятся к воде?» «На каких водоемах Омской области вам приходилось отдыхать?» Назовите правила, которые нужно соблюдать при купании в водоеме.

2. На основе стихотворения «Мы приехали на речку» сделайте вывод, как люди загрязняют водоемы.

3. Составьте памятку «Правила поведения человека у воды».

4-ая группа. Инструкция.

1. Можно ли сказать, что «природа воспитывает человека»? Если да, то почему?

2. Найдите причину загрязнения вод Омской области, ответив на вопросы: «Почему нужно правильно хранить и использовать удобрения?», «Почему нельзя распахивать поля недалеко от водоемов?», «Как загрязнение воздуха влияет на загрязнение воды?». Попробуйте с помощью схемы показать влияние загрязнения воздуха и почвы на загрязнение воды.

3. Как устранить выявленный источник загрязнения рек и озер?

5-ая группа. Инструкция.

1. Раскройте практическую ценность реки. Какие грузы перевозят по Иртышу? Куда их доставляют? Почему возможно судоходство на Иртыше?

2. На Иртыше построены УстьКаменогорская, Бухтарминская ГЭС, проведен канал Иртыш — Караганда. Как это повлияло на уровень воды в реке? Почему после вырубки деревьев по берегам реки она становится беззащитной и начинает мелеть?

3. Люди забыли плотно закрыть кран, из него стала вытекать вода. За сутки вытекло 500 л воды. Какими способами и мерам можно усилить экономию воды в быту и на производстве? Как предотвратить обмеление Иртыша?

6-ая группа. Инструкция. 1. Раскройте познавательную ценность природы. Закончите фразу: «Исследуя, познавая реки и озера, человек узнает о... и становится...»

2. Как влияет недостаток и загрязнение воды на растения и животных, которые живут в воде и прибрежной зоне?

Составьте цепи питания, используя схемы:

– чайка;

– рыба;

– водоросли.

Почему люди создали Красную книгу?

3. Как сохранить, защитить исчезающие виды водных растений и животных, защитить водоемы края?

Ход урока.

– Вода. Это океан, по которому плавают огромные корабли; это речушка, которая в жаркий зной одарит прохладой; это живительный дождик, который ждут иссохшие от зноя поля.

Сегодня на уроке будем говорить о воде. Тема урока: «Охрана водоемов нашего края».

План работы.

1. Значение водоемов нашего края.

2. Источники загрязнения местных водоемов.

3. Мероприятия по охране водоемов нашего края.

I. Актуализация знаний учащихся по теме.

Рассмотрим первый пункт плана.

Значение водоемов нашего края. Все группы отвечают на первый вопрос своей инструкции.

1-ая группа. Экологическая ценность природы, водоемов.

Информация для учителя. В водоемах Омской области водятся рыбы налим, окунь, язь, карась, пелядь. Одно из озер является рыбопитомником, в нем разводят карасей и пелядь. Это озеро Ик. Болота богаты ягодными кустарниками: клюквой и брусникой.

Вопрос всем учащимся (задается после ответа группы): «Почему нельзя пить воду из реки, озера?»

2-ая группа. Гигиеническая ценность природы, воды.

Информация для учителя. В Омской области много соленых минеральных озер. Одно из них, озеро Ульжай, богато лечебной грязью. Запасы лечебной грязи в нем превышают запасы известного озера Карачи. Многочисленны выходы подземных минеральных вод на поверхность земли. Так, в Октябрьском округе, недалеко от гимназии № 88,расположен завод розлива минеральной воды «Омский». Глубина скважины 1500 м. Омская минеральная вода назначается при болезнях желудочно-кишечного тракта.

3-ья группа. Эстетическая ценность природы, воды.

4-ая группа. Нравственная ценность природы.

5-ая группа. Практическая ценность природы, воды.

Информация для учителя. По территории области (более 1100 км) протекает река Иртыш. На всем протяжении она судоходна. Особая роль Иртыша возрастает в связи с освоением нефтяных, газовых, лесных ресурсов Тюменской области. По Иртышу и далее по Оби идут грузы: строительные материалы, оборудование, продовольствие. Речной транспорт соединяет область с Казахстаном, Тюменской областью и севером — Салехардом, Ямалом, где разворачиваются работы по добыче огромных запасов природного газа .Большую роль играет водный транспорт при перевозке пассажиров, так как на Иртыше находится Омск, Тара и другие крупные населенные пункты. На перекатах участка от Омска до Красноярки встречаются малые глубины, поэтому там ведутся дноуглубительные работы.

6-ая группа. Познавательная ценность природы, воды.

II. Обобщение материалов о значении местных водоемов.

– Вот как много значит для человека вода. На земле воды огромное количество.

Так если воды много, почему возникла проблема нашего урока?

III. Усвоение новых знаний.

Работа над вторым пунктом плана – источники загрязнения местных водоемов.

Каждая группа работает над одним источником загрязнения местных водоемов.

Все опорные знаки, иллюстрирующие источник, причину загрязнения, по ходу урока вывешиваются на доску. Группы отвечают на второй вопрос своей инструкции.

1-ая группа. Причина 1. Сточные воды с фабрик и заводов (опорный знак № 1).

Информация для учителя. С повышением температуры в воде резко уменьшается содержание кислорода, а без него не могут жить живые организмы.

2-ая группа. Причина 2. Нефтяные утечки (опорный знак № 2).вопрос ко всем учащимся: «Можно ли назвать нефтяное заражение катастрофой? Почему?»

Информация для учителя. Нефть опасна тем, что притягивает к себе другие химические вещества, особенно ядохимикаты. Всего 5 мл нефтепродуктов (показать сосуд, бутылочку, имеющую данный объем) затягивают пленкой 50 м водной поверхности, приводят к гибели икры и мальков. Причины нефтяных утечек: аварии; утечка бензина из баков судоходных средств; мойка машин у водоема. Необходимо подвести учащихся к пониманию, что большинство аварий происходит из-за несоблюдения техники безопасности, безответственного отношения к своему делу.

3-ья группа. Причина 3. Бытовое загрязнение(опорный знак № 3).

4-ая группа. Причина 4. Загрязнение воздуха и почвы (опорный знак № 4, схема).

Информация для учителя. Некоторые заводы выбрасывают сернистый газ, окислы азота, в атмосфере эти газы растворяются в капельках воды, превращая ее в кислоту. Капли собираются в тучи, а потом они проливаются на землю губительным кислотным дождем. Некоторые химикаты, накапливаясь в почве, со временем по пищевой цепи попадают в организм птиц и вызывают в нем нарушения. По этой причине птица скопа иногда откладывает яйца без скорлупы или с такой скорлупой, которая не выдерживает ее веса во время насиживания.

5-ая группа. Причина 5. Обмеление Иртыша(опорный знак № 5).

Информация для учителя. Причины обмеления Иртыша:

1. Строительство трех ГЭС в Казахстане.

2. Канал Иртыш – Караганда.

3. Осушение болот в долинах малых рек, питающих Иртыш.

4. Увеличение поливных полей.

5. Забор песка из русла.

6. Рост водопотребления в г. Омске.

7. Искусственное увеличение продолжительности судоходства.

6-ая группа. Причина 6.. Информация для учителя

Чайка, бросаясь за добычей, никогда не ныряет. Она питается мелкой рыбой и всевозможными наземными животными. Исчезновение чаек ведет к распространению болезней у рыб, так как чайки поедают больных и мертвых рыб. Чайки – санитары водоема. Моделирование. Используется динамическая модель, показывающая нарушение природного равновесия.

Проблемные вопросы ко всем учащимся: «Что может произойти, если заразятся все водоросли?» «Что может произойти, если все чайки будут отстреляны или отравлены ядохимикатами?» Перелистаем страницы Красной книги.

Инсценировка «Кубышка и Кувшинка»

Кубышка. Мои красивые желтые цветки видели многие. Названы они так потому, что похожи на круглый сосуд с очень коротким и узким горлышком. Листья мои крупные, плотные, похожи на сердечко с блестящей глянцевой поверхностью.

Кувшинка. Мои цветки чисто белые, имеют приятный тонкий аромат. У меня удивительная способность: я могу предсказывать погоду. Мои цветки всплывают на поверхность в 6–7 часов утра, к вечеру, в 18–19 часов, они закрываются и прячутся под воду. Но так бывает только при хорошей, устойчивой погоде. Если же погода будет меняться, то цветки прячутся раньше времени.

Кубышка. Наши красивые цветы люди стремятся сорвать, поэтому нас становится меньше и меньше.

Кувшинка. Мы даже попали в Красную книгу!

Кубышка. Если ты настоящий друг природы, не срывай нас! Удержи от этого и других!

Вопрос ко всем учащимся: «Что же это за водные растения?»

IV. Обобщение материала по источникам загрязнения.

– Что загрязняется быстрее – реки или озеро? (Озера быстрее, так как отличаются замедленным водообменом, поэтому обогащение озер кислородом, а следовательно, и самоочищение протекает медленнее.)

Кто виновник во всех загрязнениях? (На схеме (опорном знаке) стрелки красного цвета направлены от человека к знаку.)

Как сказывается загрязнение вод на самом человеке? (Стрелки красного цвета направляются от знаков к человеку.)

Информация для учителя. Загрязнение питьевой воды вызывает заболевания многих органов, особенно пищеварения. В ряде случаев загрязнение воды приводит к тому, что купаться становится опасно, могут возникнуть кожные и желудочно - кишечные заболевания.

– Как защитить свое здоровье?

Мероприятия по охране водоемов края. Каждая группа отвечает на третий вопрос своей инструкции. По ходу ответов групп на доске вывешиваются схемы (опорные знаки), иллюстрирующие положительное влияние человека на водоемы. (От человека идут стрелки зеленого цвета.)

1-ая группа. Меры по охране – ограничить сброс отходов производства; применять очистные сооружения.

Информация для учителя.

1. Очистка химическим способом: в стоки вносятся реагенты, которые вступают в реакцию с загрязненными веществами и способствуют выпадению осадка в отстойник.

2. Физический электролитический способ: пропускается электрический ток, загрязненные вещества выпадают в осадок.

3. Оборотное водоснабжение: отработанные воды проходят лишь частичную очистку, после которой они снова могут быть использованы в производстве. Водооборотные циклы действуют по замкнутому кругу.

2-ая группа. Не мыть машины вблизи водоема. Соблюдать технику безопасности, ответственно выполнять свою работу.

3-ья группа. Составление памятки «Правила поведения человека у воды».

4-ая группа. Ответ на вопрос «Как устранить источник загрязнения?»

5-ая группа. – Люди забыли плотно закрыть кран, из него стала вытекать вода толщиной всего в спичку. За сутки вытекло 500 л воды. Какими способами и мерами можно усилить экономию воды в быту, на производстве? Как предотвратить обмеление Иртыша?(Посадка деревьев, экономия воды в быту.)

6-ая группа. Меры – создание специальных форм охраны: питомники, памятники природы. Формы охраны водных ресурсов, характерные для Омской области.

1. Рассказ учителя. – Памятники природы – особо ценные водные объекты, о них надо заботиться, им нельзя приносить вред, как и тем памятникам, которые сделаны людьми. Водные памятники Омской области (условный знак помещается на карту): озеро Ульжай ценно запасами минеральных солей, использующихся в медицине; озеро Эбейты – самое крупное соленое озеро нашей области, богато запасами поваренной соли, используемой в пищу; озеро Данилово (граница с Новосибирской областью) – красивейшее живописное озеро, вода в нем чистая и прозрачная. Озеро находится в лесу, окружено со всех сторон сосновым бором. Какой памятник природы находится в черте Омска?

2. Слушаем тезисы доклада ученика «Птичья гавань».

3. Краткое сообщение ученика о рыбопитомнике – озере Ик.

V. Закрепление знаний, выработка умений.

– Подумайте, что можете сделать лично вы для того, чтобы сберечь наши реки и озера, подумайте над фразой: «Чтобы сохранить наши реки и озера чистыми и полноводными, я могу...

VI. Подведение итога.

Ученые и писатели справедливо полагают, что основная опасность для природы кроется в бессердечности, безучастном отношении каждого из нас к окружающей среде.

Закончить урок мне хочется словами, которые написаны на доске: «Земля у нас только одна, все мы в одной лодке, раскачивать которую опасно и безрассудно». Как вы понимаете смысл этих строк?

VII. Объяснение домашнего задания.

– Дома попробуйте посчитать, сколько раз вы обратились к воде и сколько примерно литров потратили в течение суток.

Вспомните, как можно сохранить наши реки и озера, и письменно закончите фразу:

«Чтобы сохранить наши водоемы чистыми и полноводными, я могу...»

Просмотров работы: 16478