Адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходит за счет напряжения функциональных систем организма. Срыв механизмов адаптации снижают уровень здоровья и физический потенциал школьников. Целью работы было изучить адаптационные возможности организма учащихся лицея в процессе обучения.
Материалы и методы: Субъектом исследования было 60 школьников с 6 по 11 класс. Проводилась оценка состояния сердечно-сосудистой системы по показателям артериального давления и частоты сердечных сокращений. Направленность общего вегетативного тонуса по Вегетативному индексу Кердо (ВИК); уровень испытываемого стресса (УИС); адаптационный потенциал системы кровообращения по индексу функциональных изменений (ИФИ). Исследования были проведены с соблюдением этических норм, с согласия учащихся и их родителей.
Результаты исследования показали, что в процессе обучения все ученики лицея находились в стрессе, а набольший стресс испытывали ученики старшей школы. Анализ вегетативного статуса обследованных учащихся показал, что у учащихся лицея показатель ВИК демонстрировал смещение вегетативного равновесия в сторону преобладания симпатического звена регуляции, особенно выраженное у учеников старших классов. Подобные смещения вегетативного баланса отрицательно сказываются на функциональных возможностях сердечно-сосудистой системы, общей выносливости и адаптивности организма. Значения ИФИ у учащихся лицея находились в зоне сниженной адаптации. Так, у учеников 6-8 класс, находящихся в состоянии умеренного стресса, среднее значение ИФИ составило 2.1±0.07, у учеников 9-11 - 2.06±0.07(p