ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ И СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ: НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ И СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ: НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ

Сарварова Э.Р. 1, Гусева М.С. 2
1ФГБОУ ВПО "Самарский государственный экономический университет"
2ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные тенденции развития и проблемы систем расселения России представляют широкий интерес среди теоретиков экономических наук и практиков градостроительства и управления. Изучение расселения населения особенно актуально в связи с тем, что оно является фундаментом и индикатором пространственных характеристик социально-экономических процессов территорий. Обширность территории России создает мнимое впечатление об отсутствии необходимости проведения активной экистической политики на федеральном и региональном уровнях управления. Между тем именно в нашей стране, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства, ресурсы и одновременно способствовать воспроизводству биологически здорового населения. В настоящее время, когда РФ захлестнули процессы урбанизации во всем многообразии их форм и модификаций, потребность в формировании национальной системы расселения страны, ощущается особенно остро. Системы расселения, хотя и достаточно инерционны, нуждаются в адекватной системе государственного управления, к сожалению отсутствующей сегодня в РФ.

В самом общем смысле расселение – этотерриториальное распределение населения, обусловленное природно-хозяйственными, историко-экономическими условиями, этническими особенностями населения.1 Система расселения – это естественно образуемая или целенаправленно формируемая сеть поселений, объединенных на основе оптимизации пространственных, экономических, социальных и других связей.

Территориальная система расселения Российской Федерации характеризуется наличием серьезных дисбалансов. По оценкам, на долю городских и сельских поселений приходится 1% от общей территории РФ, 1,5% занято промышленными объектами, остальная часть – хозяйственно неосвоенные территории.2 Крайне неравномерно по территории рассредоточено население: по данным Всероссийской переписи населения, проведенной в октябре 2010 года, доля городского населения в 2010 году составила 73,7%. Об этом свидетельствует и достаточно сложная система расселения: в городах с числом жителей более 300 тысяч чел. проживает примерно половина населения, совокупная же площадь этих городов составляет всего около 0,15% территории страны.3 Реально ситуация выглядит таким образом, что для ряда западных территорий РФ характерно многократное превышение средней плотности по стране (г. Москва - 11 514,30 чел./км2 , Самарская область - 59,99 чел./км2), а для восточных регионов - напротив остро стоит проблема обезлюдения (Томская область - 3,3 чел./км2).

Непривлекательные для жизни города являются одним из базовых ограничений развития экономики РФ. Особенность сегодняшней ситуации также видится в отсутствии планирования на федеральном уровне развития национальной системы расселения, изменяющейся в сторону постоянного нарастания ряда негативных тенденций. В их числе - перенаселение в городах, снижение общего уровня здоровья жителей, рост числа аварий и чрезвычайных ситуаций и др. Кроме того, современная городская среда характеризуется практически неприемлемыми условиями для воспроизводства населения, электромагнитными излучениями и акустическим шумом, обострением экологических проблем. Таким образом, пространство РФ превращается из конкурентного преимущества в серьезную градостроительную проблему, для решения которой необходим концептуально новый подход к процессу расселения.

Мировой опыт свидетельствует: рациональной формой использования территорий является агломерация — форма взаимодействия соседних муниципалитетов, в результате которого создается единое социально-экономическое и инвестиционное пространство с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, природно-экологическим каркасом.4 Тогда ресурсы используются более эффективно, возникают эффекты синергии. Вместе с тем, понятие «агломерации» окутано множеством мифов (см. рис.1).

Рис. 1. Мифы и реальность городских агломераций

В мире насчитывается 483 агломерации с населением более 1 млн. чел., в которых проживает более 20% всего населения планеты и более 40% горожан. 5 В России насчитывается 20 агломераций с населением более 1 млн.чел. (см. табл.1). Доля агломераций в городском населении России − 42%. В ближайшее время главный акцент в пространственной организации страны по-прежнему будет сфокусирован на создании новых и развитии существующих агломераций, что будет способствовать формированию в различных регионах России зон опережающего экономического роста.

Таблица 1

Численность городского населения агломераций России

(по состоянию на 1 января 2010 г.)

№ п/п

Название агломерации

Численность населения, чел.

Доля населения агломерации в общей численности населения РФ, %

Московская

17 315 765

12,11

Санкт-Петербургская

6 229 871

4,36

Самарско-Тольяттинская

3 170 141

2,22

Екатеринбургская

2 053 610

1,44

Нижегородская

2 097 222

1,47

Ростовская

2 095 551

1,47

Новосибирская

1 997 313

1,40

Волгоградская

1 517 398

1,06

Казанская

1 560 459

1,09

Челябинская

1 534 763

1,07

Саратовская

1 117 188

0,78

Пермская

1 143 832

0,80

Уфимская

1 235 459

0,86

Красноярская

1 155 477

0,81

Новокузнецкая (Кузбасская)

1 205 805

0,84

Краснодарская

1 343 964

0,94

Иркутская

1 081 386

0,76

Воронежская

1 174 824

0,82

Владивостокская

1 199 063

0,84

Омская

1 260 889

0,88

Такой технократический подход к развитию агломераций оставляет без внимания вопросы качества жизни в сформированных и формирующихся мегополисах. «Люди - для города?» или всё же «Города - для людей?». На наш взгляд, создание агломераций в РФ должно базироваться на обеспечении максимального повышения комфортности и привлекательности проживания на конкретной территории, последовательного развития здесь нового типа урбанизации, ориентированной на усадебное расселение при повышении качества социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры за счет синергетики агломерационных факторов расселения и производства. Усадебно-ландшафтная малоэтажная урбанизация исходит из привлекательности жизни во всех российских регионах и способствует снижению неравномерности расселения по территории страны.

Гармоничное формирование и развитие агломераций в России сдерживается отсутствием государственной политики поддержки этого процесса и российских образцов лучшей практики. Во-первых, агломерация противоречит системе межбюджетных отношений: границы агломераций не соответствуют административному делению, и территориям приходится конкурировать между собой за поступления из вышестоящих бюджетов. Во-вторых, отсутствие в законодательстве понятия агломерации создает путаницу с полномочиями муниципалитетов в рамках агломерации, связанную с различной территориальной принадлежностью крупных городов и их спутников. Третье препятствие — амбиции муниципальных властей и неумение договариваться.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужно как минимум законодательно признать наличие феномена агломерации и снизить существующие барьеры, как максимум — обязать создавать единый план развития для сопряженных территорий, как это делается за рубежом. Агломерация, особенно с центром в крупном городе, не должна развиваться стихийно и изолированно от остального пространства. При этом роль федерального центра – содействовать формированию агломераций с заданными свойствами, помочь определять такие их параметры, которые способствуют достижению как экономических, так и социальных, экологических целей. Проблема городских агломераций в российских условиях − не столько экономическая проблема подтягивания государством определенных ресурсов, а прежде всего - проблема реализации внятной социальной политики, системно осуществляемой на корпоративном и региональном уровнях.

1 Отчет о научно-исследовательской работе. Градостроительное обоснование совместной подготовки документа территориального планирования территориальной зоны агломерационного ареала и определение приоритетных направлений планировочного развития многофункциональных связей центров Самарско-Тольяттинской агломерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/1451889.html. Дата обращения 22.02.2014г.

2 Ефимов В.А., Солонько И.В. Ландшафтно-усадебная урбанизация и перспективы устойчивого развития России в XXI веке // Альманах «Ключ» 2009. Вып. 1. С.103-110.

3 Кривов А.С. Города, градостроительство, система расселения России // Отечественные записки. 2012 .№3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/otechestvennye-zapiski/c3-2012/16003-goroda-gradostroitelstvo-sistema-rasseleniya-rossii.html. Дата обращения 03.04.2013г.

4 Иглин В.Б. Об агломерационном подходе и агломерационных проектах Самарской области на примере городского округа Тольятти // Материалы XI Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://2012.forumstrategov.ru/rus/docs6.html. Дата обращения 23.02.2014г.

5 Фаттахов Р.В. Формирование агломераций - ключевое направление территориального развития России // Материалы Х Красноярского экономического форума (КЭФ-2013). [Электронный ресурс]. URL: http://www.asi.ru/news/7559/?PAGEN_1=15. Дата обращения 23.02.2014г.

Просмотров работы: 2386