ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ

Шабалина А.Н. 1
1Нижневартовский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной экономической, политической, духовной жизни, как правило, испытывают подростки. Возникающие трудности во многом определяется возрастными особенностями подростков. Так, в качестве центрального новообразования личности подростка Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова выделяют «чувство взрослости», которое понимается ими как отношение подростка к самому себе уже как к взрослому, его представление или ощущение себя в известной мере взрослым. [2] В работе К.Н. Поливановой, посвященной рассмотрению возрастных кризисов, уделяется внимание исследованию «чувства взрослости» у подростков в связи с переживанием ими критических периодов. Она указывает на то, что чувство взрослости главным образом проявляется в требовании самостоятельности, независимости и расширении своих прав со стороны подростков. [5]

Б.С. Братусь отмечает, что одним из иллюзорных способов вхождения подростков во взрослую жизнь является алкоголь. Как мотив он подчиняет себе остальные мотивы и становится ведущим, определяющим личностную направленность подростка. При этом ведущие мотивы поведения постепенно утрачивают свою побудительную силу, однако не исчезают из их сознания. [1] В исследованиях Б.С. Братуся, А.Е. Личко определены пути формирования психологического содержания алкоголизации подростков. Во-первых, свойственные подростковому возрасту лабильность, возбудимость, быстрая подверженность групповым настроением ускоряют формирование желаемых эмоциональных состояний. Во-вторых, круг этих состояний сводится к тому, чтобы весело провести время. В-третьих, проблемы в реальной жизни, которые испытывает подросток (неудачи в учебе, отвержения в классе) компенсирует сама компания, членство в ней, а алкогольная деятельность является лишь атрибутом, одной из форм групповой активности. [1; 4]

В условиях социальных изменений, происходящих в нашей стране, когда у подростков формируются новые стандарты жизни, обретаются иные смыслы и ценности, изучение смысложизненных ориентаций является актуальной проблемой. Особую значимость приобретает исследование изменений, происходящих в сознании современных подростов, склонных к употреблению алкоголя. Смысл жизни до сих пор является абстрактным, сложным и довольно неопределенным понятием (например, английское слово «meaning», используемое Франклом, в психологии переводится как «смысл», а в иных науках – как «значение»). Многие ученые, рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности.

В данном исследовании предпринята попытка не только констатировать существование определённой иерархии смысложизненных ориентаций подростков, склонных к употреблению алкоголя, но и рассмотреть их связи с особенностями формирования центрального новообразования личности подростка – чувства взрослости. Исследование проводилось с учащимися школы № 42 г. Нижневартовска, с возрастной категорией детей 13-14 лет. Всего в исследовании приняло участие 80 подростков. Исследование состояло из ряда этапов.

Первый этап исследования состоял в выявлении уровня алкоголизации подростков. Учащимся было предложено пройти скрининг – анкету С.В. Ковалёва. Анкета состоит из ряда вопросов, обработка которой позволяет определить уровни алкоголизации. Результаты проведенного исследования показали, что у 25% подростков выявилась склонность к употреблению алкоголя, что характеризует третий уровень согласно скрининг – анкету, т.е. единичное или эпизодическое употребление алкоголя.

Вторым этапом нашего исследование было определение чувства взрослости подростков. Для изучения чувства взрослости как личностного новообразования подростка использовалась методика незаконченных предложений Т.В. Снегирёвой, позволяющая определить типы ориентации взросления подростков, склонных к употреблению алкоголя. Качественная характеристика типов ориентации взросления показала, что 75,0% испытуемых имеют ориентацию на внешнее проявление взрослости; 5,0% процента – на признаки мужественности, женственности; 5,0% - на отношение взрослых к своим обязанностям, а остальные 5,0% на взросление в учебно-познавательной деятельности. Подростки, проявляющие внешние признаки взросления характеризуются иллюзорной устремленностью в будущее, при этом их привлекают отличительные признаки внешнего облика и манеры поведения взрослых, а также преимущества взрослых по сравнению с ними. Они не имеют реальной основы для построения планов на будущее, руководствуются ситуационными побуждениями.

Следующим этапом являлось определение смысложизненных ориентаций у выделенной группы подростков. С помощью теста «Смысложизненных ориентаций» (СЖО) по методике J.S. Crumbaughet и L.T. Maholick, адаптированной Д.А. Леонтьевым исследовались те свойства личности, которое отражали жизненные позиции школьников со склонностью к употреблению алкоголя. [3]

Таблица 1.

Жизненные позиции школьников, склонных к употреблению алкоголя

Субшкалы

Показатели

1

Цели в жизни

38,51

2

Процесс жизни

29,3

3

Результативность жизни

19,2

4

Локус контроля-Я

17,63

5

Локус контроля – жизнь

15,47

Результаты, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что показатель субшкалы 1 (цели) имеет больший процент выраженности в сравнении с другими показателями субшкал и характеризует наличие у обследуемых подростков иллюзорных целей будущего, которые, однако, не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Вторая субшкала (процесс) отражает неудовлетворенность подростков, склонных к употреблению алкоголя, своей жизнью в настоящем и устремленность в будущее. Результаты третьей субшкалы, определяют результативность жизни, отражают ее не достаточную удовлетворенность и продуктивность. Показатель субшкалы «Локус контроля-Я» свидетельствует о том, что испытуемые не верят в собственные силы, в настоящий момент, не способны контролировать события собственной жизни. Результаты последней субшкалы (локус контроля – жизнь) характеризуют убежденность подростков в том, что жизнь неподвластна сознательному контролю, поэтому, считают подростки, бессмысленно анализировать события сегодняшних дней.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что подростки, склонные к употреблению алкоголя, демонстрируют ориентацию на внешнее проявление взрослости. Возможно, результаты исследования объясняются тем, что детские формы контроля, основанные на соблюдении подростками внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились. Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что у подростков, склонных к употреблению алкоголя, наблюдаются искажения в структуре и содержании смысложизненных ориентаций. Для них характерна низкая осмысленность жизни, нереалистичный взгляд на свою жизнь, отрицательная оценка прошлых событий своей жизни, что приводит к иллюзорному восприятию будущих жизненных перспектив. Об этом свидетельствуют сниженный общий показатель осмысленности жизни и низкие баллы посубшкалам: «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля-Я», «Локус контроля-жизнь». Наличие более высоких показателей по субшкале «Цели жизни» характеризует абсолютную уверенность указанной категории подростков в том, что их антисоциальное поведение не может служить препятствием в достижении целей.

  1. Братусь Б. С. Аномалии личности.- М.: Мысль, 1988.- 301 с.

  2. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология подростка: Хрестоматия / Ред.-сост. Ю.И. Фролов. - М., 1997. – 526 с.

  3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.

  4. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Руководство для врачей. – Л.: Медицина, 1991. - 304 с.

  5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2000. – 184 с.

Просмотров работы: 2143