Цель: Изучить влияние инновационных форм обучения на психосоматическое здоровье и состояние ведущих адаптационных систем школьников.
Методы исследования: В исследовании приняли участие 172 школьника. Исследования проводились при соблюдении биоэтических норм с личного согласия учащихся и их родителей. Проводилась оценка состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Измерение показателей осуществляли в конце первой и третьей четвертей во время учебного процесса. Определяли профиль латеральной организации мозга (ПЛО) по методике Брагиной Н.Н., Доброхотовой Т.А.
Результаты исследования: Было показано, что у учеников 1, 5 и 10 классов по сравнению с 4 и 9 нарушено равновесие между двумя отделами вегетативной нервной системы. По показателям вегетативного индекса Кердо отмечали смещение вегетативного равновесия в сторону преобладания симпатического звена регуляции, наиболее четко выраженное у учащихся 10 класса. Комплексная характеристика здоровья по показателям вегетативного статуса свидетельствовала об ухудшении адаптивных и функциональных возможностей организма школьников 1, 5 и 10 классов в процессе обучения. С 5 класса увеличивалось значение коэффициента Хильдебранда, свидетельствующего об увеличении рассогласования между деятельностью сердечнососудистой и дыхательной систем. Уровень испытываемого стресса увеличивался к 10 классу. В младшей школе наибольший стресс был характерен для школьников с праволатеральной организацией мозга, в старшей школе - леволатеральной; Леволатеральные учащиеся лицея демонстрировали истощение адаптационных возможностей организма.
Заключение: Картина ухудшения здоровья школьников требует своевременной оценки степени функциональной готовности к обучению каждого ребенка с целью прогнозирования параметров его адаптации и состояния здоровья. Общепринятая медицинская диагностика при поступлении ребенка в школу должна быть дополнена мониторингом комплексной оценки здоровья, данными о соматическом и психологическом статусе.