Цель работы: В последнее время, на фоне резкого снижения качества жизни, усугубления демографического кризиса сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья молодежи. Целью работы было оценить психофизиологическую адаптацию студентов к учебной деятельности и их уровень здоровья.
Материалы и методы: В исследовании приняли участие студенты биологи очной формы обучения и психологи заочного отделения. Исследования были проведены с соблюдением биоэтических норм, с согласия студентов. Для определения состояния здоровья производили расчет биологического возраста по набору клинико-физиологических показателей по методу В.П. Войтенко. Определяли индекс самооценки здоровья по анкете “субъективная оценка здоровья” и удовлетворенность учебной деятельностью оценивали по тест-опроснику Л.В.Мищенко.
Результаты: Было показано достоверное отличие фактического биологического возраста от должного в обеих группах. По полученным данным обе группы испытуемых отнесли к IV рангу здоровья, что указывает на понижение адаптационных возможностей, которые сочетаются с теми расстройствами здоровья, в основе которых лежат сбои в вегетативном и эндокринном звеньях регуляции гомеостаза. Большинство студентов имеет по ощущениям собственного самочувствия заниженную оценку собственного здоровья. Была показана положительная корреляция между удовлетворенностью учебным процессом и показателями физического здоровья студентов. Отмечали, что у студентов, обучающиеся по очной форме обучения, оценочное отношение к учебной деятельности и условиям ее протекания низкое.
Заключение: Комплексная оценка здоровья по показателям вегетативного статуса и биологического возраста свидетельствует об ухудшении адаптивных и функциональных возможностей организма студентов в процессе обучения. Показана возможность формирования психофизиологической адаптации студентов вуза к учебной деятельности путем правильной организации учебного процесса для сохранения их здоровья.