ПЕРСПЕКТИВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ МАГИСТРАЛИ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕРСПЕКТИВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ МАГИСТРАЛИ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Мамедова Э.М. 1
1Дальневосточный Государственный Университет Путей Сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Россия вступает в новую эпоху, высокий уровень эффективности функционирования железнодорожного транспорта в России — это залог формирования условий, при которых возможна продуктивная модернизация и быстрое экономическое развитие. Согласно разработанной стратегии на период конца 2015 года предполагается завершить устройство новых железнодорожных магистралей по нескольким маршрутам.

Пассажирские проекты обещают коренным образом изменить жизнь граждан в плане качественного обслуживания на железнодорожном транспорте. Правда, имеются в виду по большей части граждане, проживающие в Москве и Санкт-Петербурге, а также близлежащих областях. На этот же срок намечена прокладка маршрута, который свяжет основные магистрали страны с Магаданом, разрешив тем самым острый вопрос связи с отдаленными регионами [1].

Высокоскоростное железнодорожное сообщение организуется с целями привлечения дополнительного пассажиропотока на железнодорожный транспорт за счет создания для пассажиров более привлекательных условий перевозок:

Железная дорога коснулась почти всех дальних уголков России, в том числе и Якутию, чья площадь составляет 3083,523 тыс. км², что само по себе является огромным потенциалом для развития сети высокоскоростных магистралей, что и на сегодняшний момент актуально [2].

Но особые климатические условия Республики Саха (Якутия) ставят под вопрос возможность строительства высокоскоростных магистралей с применением современных технологий, успешно апробированных Японией в 1960-ых годах, и к 2010 году получили актуальность в связи с достоинствами, а именно экологичности, облегчения конструкции вагонов, уменьшения энергопотребления благодаря высоким аэродинамическим показателям; применение микро-ЭВМ и микропроцессорных устройств; а также новых более экономичных и надежных систем электрооборудования для тяги, что даёт возможность использование данных технологий при низких температурах Крайнего Севера, ведя к подъёму экономики, технологичности государства, а так же повышения пассажирооборота, что на сегодняшний день составляет в январе 2013 г. 184,4 тыс. человек.

Цель исследования: определение перспективных проблем на предмет возможности строительства высокоскоростной магистрали в условиях Республики Саха (Якутия).

Гипотеза исследования: если сопоставить технические характеристики проектной документации уже ныне существующих высокоскоростных магистралей Японии и России, то можно установить возможность строительства ВСМ в условиях Якутии.

Для доказательства данной гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования: исследовать технические характеристики высокоскоростной магистрали; изучить историю усовершенствования технологий строительства ВСМ; проанализировать возможности ВСМ, реализованных в мире; описать реализованные проекты ВСМ в России; изучить общую характеристику Республики Саха (Якутия) на предмет развития железнодорожного строительства; определить проблемы о возможности строительства ВСМ в Республике Саха (Якутия); определить перспективы реализации строительства ВСМ в Якутии; разработать рекомендации о возможности строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали в условиях Якутии.

На примере ныне существующих высокоскоростных магистралей Японии и России в работе впервые раскрываются перспективные проблемы о возможности строительства ВСМ в условиях Якутии и пути их решения.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (описательный, аналитический, обработка статистической информации), эмпирический (сравнительный анализ); проектирование.

Республика Саха́ (Якутия) (якут. Саха Республиката, Саха Сирэ) — субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа. Это самый крупный регион России. Якутия характеризуется многообразием природных условий и ресурсов, что обусловлено физико-географическим положением её территории. Большую часть занимают горы и плоскогорья, на долю которых приходится более ⅔ её поверхности, и лишь ⅓ расположена на низменности. Вся территория относится к районам Крайнего Севера и климат Якутии резко континентальный [3].

Перспективное направление организации высокоскоростного железнодорожного движения характеризуется рядом основных критериев [4]: большая численность населения района тяготения - более 35 млн. чел; средняя плотность населения - 48.56 чел./км2; большая доля городского (более мобильного) населения - более 70%; наличие устойчивого пассажиропотока на авиа- и железнодорожном транспорте - около 17 млн. чел. (на всей протяженности трассы); опережающие развитие в сравнении со среднероссийскими уровнями хозяйственного развития территорий и денежных доходов на душу населения.

Пропускная способность действующей железнодорожной магистрали в Республике Саха (Якутии) обеспечивается в большей степени за счёт грузооборота. В настоящее время пропускная способность участка – семь пар поездов в сутки. Весовая норма грузового состава – 1,7 тыс. т, с кратной тягой – 3,5 тыс. т. В данный момент техническое состояние пути позволяет осуществлять движение поездов со скоростью 50 км/час, а по условиям ВСМ должна быть не менее 160 км/час. Введен в эксплуатацию грузовой двор на Томмоте [5].

Перспективы реализации данного проекта в Якутии являются спорными лишь по таким причинам: суровый климат, так как современные электровозы и суперэлектровозы весьма сильно подвержены тепловым нагрузкам, что может приводить к их частой поломке; большая затрата на реализацию проекта, требующее привлечения частных инвесторов; малая плотность населения - 0,31 чел/км2 (по данным за 2013г.),требуемый критерий – 48 чел/км2 , т.е. можно предположить соответствие данного показателя условно через 25 лет [6]; уменьшение прироста населения в среднем на 0,09 % (по данным с 2011 по 2013г.) по причине большой миграции населения [7]; малое развитие железнодорожной инфраструктуры.

По причине нестабильного пассажирооборота Якутии на данном этапе развития строительство ВСМ невозможно, так ВСМ занимается только пассажирскими перевозками. На данный момент численность населения за последние три года в динамике снизилось на 2678 человек (10%). Пассажирооборот увеличится в разы только с повышением прироста и плотности населения, так как преобладает авиа- и автотранспорт, из-за отсутствия железнодорожной дороги до столицы Республики Саха (Якутии) города Якутска.

По сравнению с авиа-перевозками железнодорожные перевозки являются наиболее приемлемыми из-за их низкой стоимости. В то же время преодоление расстояний автотранспортом является не вполне комфортабельным и быстрым для современного человека, а при низких температурах климата Якутии еще и опасным.

В заключение хотелось бы сказать, что проблема развития высокоскоростного экологически чистого наземного транспорта носит общенациональный характер. Ее решение позволило бы существенно улучшить ситуацию с организацией перевозок пассажиров на основных направлениях сети железных дорог, обеспечить увеличение пассажирооборота, сократить потребность в подвижном составе и в результате поднять престиж отечественных железных дорог и государства в международном аспекте.

Россия занимает четвертое место в мире по пассажирообороту железнодорожного транспорта и имеет недостаточно высокоскоростного сообщения. Лидирующее положение по пассажирообороту в высокоскоростном движении занимает Япония (около 75 млрд. пасс-км в год). В странах европейского сообщества (Франции, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Швеции) общий пассажирооборот в высокоскоростном движении составляет около 45 млрд. пасс-км в год. Из года в год пассажирооборот в высокоскоростных перевозках увеличивается, т.е. его популярность растет. Всего в эксплуатации на зарубежных железных дорогах по состоянию на начало 2000 г. находилось 13375 вагонов высокоскоростного пассажирского состава, из них около 45% в мотор-вагонном исполнении [7].

К большому сожалению, развитость такой инфраструктуры в Якутии составляет одну из наиболее значимых проблем, а из-за малого пассажирооборота реализация проекта не возможна на данном этапе.

При этом необходимыми условиями для начала и развертывания строительства ВСМ в Якутии являются: изыскание необходимых средств и установление жесткого контроля за их расходованием по назначению; стимулирование устойчивого роста пассажиропотока; завершение работ по проектированию линии; научное сопровождение этих работ и процесса строительства.

Социально-экономическое значение строительства и эксплуатации высокоскоростной железнодорожной магистрали в Якутии будет выражаться в: формировании единой национальной системы высокоскоростного движения страны; оптимизации грузовых и пассажирских в дальневосточном направлении; улучшении транспортно-логистической схемы региона, делающей его инвестиционно- привлекательным; обеспечении перевозок и обслуживания российских пассажиров на уровне, отвечающем лучшим мировым стандартам; развитии передовых транспортных технологий, новых методов транспортного строительства, за счёт параллельного развития грузовых появляется возможность улучшения региона в целом, при использовании не 4-х осной, а восьмиосных грузовых локомотивов с тягой в 120 тонн; прогрессе отечественных производителей в Республике транспортного машиностроения, силовой электроники, систем управления и ряде других областей; решении комплекса социальных проблем, связанных как с непосредственным транспортным значением магистрали, так и вытекающих из сопутствующего эффекта развития инфраструктуры региона; повышении социально-экономического уровня региона и получении положительного социально-экономического эффекта от роста подвижности населения и его деловой активности; экономии материальных и энергетических ресурсов на основе передовых технологий; создании новых рабочих мест в строительстве, промышленности, сфере обслуживания; разгрузке параллельных автомагистралей при совмещении пассажирских и контейнерных перевозок на ВСМ; решении экологических проблем, связанных с транспортными нагрузками на окружающую среду.

И для создания такой высокоскоростной магистрали требует финансирования от государства, ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Железные дороги Якутии», предпринимательских и акционерных структур, и, прежде всего РАО ВСМ. А из-за малодеятельной железнодорожной линии Беркакит – Томмот, основной доход которой приносит грузовые перевозки и непродуманная тарификация пассажирских перевозок затормаживает развитие данных линий, а потому и ставят под сомнение строительство ВМС в Якутии.

Список использованной литературы

  1. О стратегии развития российских железных дорог до 2030 года: желания и действительность. Режим доступа: http://www.odnako.org (дата обращения 01.12.13 г.).

  2. Режим доступа: http://press.rzd.ru (дата обращения 19.11.2013).

  3. Режим доступа: http://speedrail.ru/ (дата обращения 15.11.2013).

  4. ОАО «Скоростные магистрали». Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной магистрали «Москва-Казань-Екатеринбург, 2013. Режим доступа: http://mindortrans.tatarstan.ru (дата обращения 01.12.13 г.).

  5. Режим доступа: http://speedrail.ru/ (дата обращения 15.11.2013).

  6. Режим доступа: http://xreferat.ru (дата обращения 17.10.2013).

  7. Режим доступа: http://www.ttgdt.edu.ru (дата обращения 12.10.2013).

Просмотров работы: 1282