СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

Курникова М.С. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.1 Неблагополучие семьи как источник социального сиротства.

Неблагополучная семья – это прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания.

Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на её уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности [8]. Экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность жизни общества приводит к усложнению тех проблем, которые возникают в семье. Даже в странах, относящихся к благополучным и стабильным, наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия, увеличение доли населения, сознательно выбравшего одиночество в качестве приемлемого стиля жизни.

Обстоятельства семейного неблагополучия вызываются разными причинами макросоциального и микросоциального характера.

1.Причины макросоциального характера – кризисные явления в социально – экономической сфере.

2.Причины микросоциальные – как правило, биологического характера, обусловленные генетической, психической или физической патологией (инвалидизация, алкоголизм и т.д.), и психологического характера, связанные с внутрисемейными отношениями (низкий культурный уровень супругов, наличие конфликтов личностного порядка).

На современную семью к тому же оказывают влияние ряд факторов, которые во многом способствуют ослаблению межличностных отношений, возникновению размолвок и конфликтов между супругами, снижают воспитательный потенциал семьи, дестабилизируют весь семейный уклад жизни. Среди них:

  • Миграция населения.

  • Урбанизация.

  • Нравственно – психологическая неподготовленность вступающих в брак.

  • Социальная незрелость.

  • Экономическая и психологическая самостоятельность женщин [5].

Кризис семьи проявляется в следующих явлениях:

  • Социально – психологическая дезадаптированность семьи к новым условиям существования.

  • Нарастание застойной бедности и воспроизводство её в новых поколениях.

  • Падение жизненного уровня семьи (безработица, низкие доходы).

  • Бездомность (рост числа бомжей).

  • Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей.

  • Изменение норм поведения, жестокое обращение с детьми, жестокость в супружеских отношениях.

  • Нарастание психологических конфликтов семьи.

  • Расслоение семей по уровню доходов.

  • Рост числа разводов и опасности развода (два развода на три новых брака).

  • Разрушение структуры семьи (неполные, материнские, альтернативные, маргинальные семьи).

  • Сокращение числа детей на каждую семейную пару, распространение однодетных семей.

  • Рост внебрачной рождаемости, в том числе у несовершеннолетних женщин.

  • Утверждение устойчивого существования вне семьи, одинокой жизни.

  • Появление «альтернативных» типов семьи вплоть до однополых [2].

Следует подчеркнуть, что особую тревогу вызывает влияние семейного неблагополучия на состояние и воспитание ребёнка.

К отклонениям в поведении ребёнка приводят причины биологического характера, а также социально – экономические, социально – психологические и психолого – педагогические.

Причины биологического характера:

  • Наличие в семье психически или физически больного родителя (или двух).

  • Неблагоприятную наследственность у детей.

  • Стойкие отклонения в здоровье ребёнка.

Социально – экономические причины:

  • Падение жизненного уровня большинства российских семей.

  • Снижение уровня социальных гарантий для детей.

  • Нерешённость жилищной проблемы.

  • Дистанционность школы от детей с трудными судьбами.

  • Влияние асоциальных групп в микросоциуме.

Социально – психологические причины:

  • Отчуждение между родителями и детьми.

  • Сверхзанятость родителей.

  • Конфликтный стиль отношений в семье.

  • Насилие в семье.

Психолого – педагогические причины:

  • Непоследовательность и противоречивость воспитания.

  • Эмоциональное отторжение своего ребёнка.

  • Гиперопека (изоляция от окружающей среды).

  • Авторитарность родителей.

  • Гиперсоциальность (без учёта индивидуальных особенностей ребёнка).

  • Аффективность (раздражительность) родителей.

  • Непонимание закономерностей развития ребёнка [5].

Одной из важных проблем России является социальное сиротство. С ростом рождаемости возникают другие проблемы. Из-за растущего алкоголизма отцов, распада семей и бедности многие матери ещё в роддоме отказываются от своих детей, кроме того, родителей-алкоголиков и преступников лишают родительских прав. Возникло так называемое социальное сиротство: сироты при живых родителях.

По мнению авторов Т.А. Васильковой и Ю.В. Васильковой социальное сиротство возникает в случаях устранения или неучастия круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения) [2].

По мнению Ф.А. Мустаевой и Л.Л. Рыбцовой социальные сироты – это особая группа детей от рождения до 18 лет, лишившихся родителей по социально-экономическим причинам, т.е. это сироты при живых родителях [7].

По мнению Н.В. Федюкиной социальные сироты – это дети, чьи родители умерли либо оставили их без попечения вследствие лишения родительских прав, признания недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Социальными сиротами являются также дети, чьи родители юридически не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о них [2].

По мнению С.А. Беличевой социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими [15].

Исходя из данных понятий можно сделать вывод, что социальное сиротство – это социальное явление, а социальные сироты – это дети до 18 лет, лишившиеся заботы родителей по каким-либо причинам.

С каждым годом увеличивается количество детей из неблагополучных семей. Как правило, эти дети не умеют общаться, взаимодействовать с другими, им трудно понимать людей, регулировать дистанцию в отношениях друг с другом и со взрослыми, из-за чего возникают различные проблемы и сложности, которые нередко носят конфликтный и проблематичный характер. Они испытывают недоверие, руководствуются негативными мотивами, сближение с другими им порой кажется угрожающим, как преддверие катастрофы. Некоторых детей не покидает предчувствие, что их предадут, обидят, сделают им больно. Возможно, это одна из причин своеобразного избегания конфликтов, поиска средств самозащиты.

В неблагополучной семье у детей не удовлетворяются эмоциональные потребности. Родители зачастую не замечают своих детей, их проблемы и нужды. В такой ситуации, оставленные на свое собственное усмотрение, они вынуждены жить, как сумеют. Когда ребенок попадает в положение «ранней самостоятельности», он, как правило, не подготовлен к ней. В результате его и так безрадостная жизнь осложняется чувством одиночества, он подвергается повышенному риску быть вовлечённым в различные асоциальные группы, его легко могут использовать в своих целях, как взрослые, так и сверстники. Как правило, в таких группах дети получают доступные удовольствия, в виде алкоголя, наркотических веществ, табакокурения [10].

Семье принадлежит также важная роль в профилактике социальной патологии – преступности, наркомании, самоубийств и т.п. Данные, полученные учёными во многих странах мира, свидетельствуют о том, что семейный климат имеет существенное значение в профилактике негативных социальных явлений [15].

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребёнка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно [19].

Кризисное состояние общества, современной семьи – главной и естественной системы защиты ребёнка, резкое падение уровня её материального и нравственного благополучия повлекли за собой рост количества сирот при живых родителях – так называемых социальных сирот.

Возросло число случаев лишения родительских прав; количество детей, вынужденных по разным причинам уходить из семьи и воспитываться в детских домах, школах – интернатах.

Об особой остроте проблемы социального сиротства свидетельствуют официальные статистические данные: на начало XXI в. около одного миллиона детей оказались фактически лишёнными семьи (что противоречит принципам Конвенции ООН о правах ребёнка, провозглашающей право ребёнка на семью); каждый второй ребёнок, лишённый семьи, становится воспитанником государственного учреждения для детей-сирот: домов ребёнка, детских домов, домов детства, интернатных учреждений. По данным Общественного Центра содействия реформе уголовного правосудия, каждый десятый осужденный и находящийся в местах лишения свободы рос и воспитывался в этих учреждениях.

Возросла потребность в принятии более жёстких правовых санкций к определённым категориям лиц, лишающих собственных детей семьи, родительского попечения, перекладывающих заботу о них на государственные институты и учреждения [15].

В последние годы социально-экономические причины, обуславливающие рост социального сиротства, значительно обострились. Там, где остановилось основное производство, наблюдается массовая безработица, голод, пьянство. В этих местах уменьшилось количество новорождённых детей, выросло число семей, не имеющих детей; увеличилось число внебрачных рождений, нежеланных детей, неполных семей; возросла вероятность смерти родителей; резко увеличилось количество семей, лишённых элементарных условий жизни по причине вынужденной миграции, безработицы, невыплат зарплат, пособий, пенсий; выросло число семей, находящихся в предкризисном состоянии; а также количество детей, пострадавших от жестокого обращения, различных форм насилия, включая сексуальное со стороны родителей. В среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты.

Социальное сиротство – это устранение или неучастие большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). Социальные сироты – это особая социально-демографическая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, а также морально-нравственным причинам.

Более 50% детей помещаются в дома ребёнка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в заключении. По данным исследований, в 96% семей, лишённых родительских прав, отец или мать, а чаще оба – алкоголики. Алкоголизм по-прежнему остаётся ведущей причиной принудительного сиротства. Особую группу составляют отказные дети. Самые распространённые отказы от ребёнка – его тяжёлая болезнь (60%), а также трудные материальные и бытовые условия семьи (около 20%). Таким образом, чаще всего отказ родителей вызван необходимостью устройства тяжело больного ребёнка на полное государственное учреждение [12].

Трудность решения этой проблемы усугубляется отсутствием должного внимания со стороны государства и общества, консерватизмом и профессиональной некомпетентностью специалистов учреждений различных ведомств, невостребованностью обществом возможностей осиротевшего ребёнка и отсутствием механизмов их реализации; слабым использованием в практике работы с детьми, оставленными родителями (а также семьями), богатейших отечественных традиций гуманизма, милосердия и благотворительности [15].

1.2 Виды неблагополучных семей.

Жестокость в семье. Жестокое обращение в семье – насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями. Жестокость – структурный признак неблагополучия внутрисемейных отношений.

Статистические данные не отражают реального положения с насилием в семье, поскольку достоянием общественности чаще всего становятся факты насилия, которые привели к обращению в больницу с травмами.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка, физическое, сексуальное насилие.

Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К этой форме насилия относят:

  • Открытое неприятие и постоянную критику ребёнка.

  • Холодность, оставление без психологической и моральной поддержки (насмешки, оскорбления, необоснованная критика, замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребёнка).

  • Угрозы в адрес ребёнка в открытой форме.

  • Преднамеренное воспрепятствование общению ребёнка со сверстниками или другими значимыми взрослыми.

  • Ложь и не выполнение взрослыми обещаний.

Даже однократное грубое психическое воздействие вызывает у ребёнка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребёнка – проявляется в отсутствии элементарной заботы о нём, приводящее к нарушению его эмоционального состояния и угрозе здоровью или развитию. К пренебрежению нуждами относят:

  • Отсутствие соответствующих возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

  • Отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

Физическое насилие – это преднамеренное причинение детям физической боли (побои, прижигания, укусы и т.д.), ранение или убийство, а также отравление детей психотропными веществами, опасными лекарствами или алкоголем.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребёнка не даёт оснований считать сексуальный контакт ненасильственным, поскольку ребёнок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия [2].

По некоторым данным, каждая четвёртая женщина в Росси подвергается насилию в семье. Однако и виновниками жёсткого обращения с детьми чаще оказываются женщины-матери – 60%, реже мужчины-отцы – 39%. Конфликты с актом насилия возникают между супругами – 65% случаев, между родителями и взрослыми детьми – 28%, между детьми – 7%. В целом родители осуществляют насилие в отношении детей в 65% случаев, а дети против родителей – в 35% случаев. Около 90% злостных деяний в семье носит ситуативный, импульсивный характер [5].

Для лиц, переживших жестокое обращение, характерны: длительная депрессия, приступы тревожности, страх прикосновений и контактов, ночные кошмары и беспокойный сон, чувство изолированности, низкая самооценка, агрессивное, раздражительное поведение, равнодушие, недоверие к взрослым, отсутствие друзей, отставание в развитие и учёбе, попытки самоубийства, нанесение себе ранений, побеги из дома [2].

Неблагополучие в семейных отношениях, кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обуславливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары. Чаще всего это связано с критическим периодом в развитии супружеских отношений, который переживается в разной степени и в разные периоды всеми супружескими парами [5].

Супружеские конфликты. Значительную долю семейных проблем составляют супружеские конфликты.

Конфликты в семье различают (М.В.Вдовина):

  • По степени открытости (открытые, скрытые, частично скрытые).

  • По семейному статусу участников – между родителями и детьми, между дедушками, бабушками и внуками, между представителями всех поколений, между родителями и молодыми супругами (свекровь – сноха, тёща – зять и т.п.).

  • По причинам, зависящим от личностных особенностей участников конфликта, от семейных обстоятельств, от внешних факторов, от комплекса причин.

  • По формам проявления (в общественно приемлемых формах, социально недопустимые, смешанного типа).

  • По времени возникновения (до создания семьи, на определённом этапе её жизненного цикла, после распада семьи).

  • По продолжительности (кратковременный конфликт, долговременный, бессрочный).

  • По последствиям (конструктивный, деструктивный, нейтральный, смешанного типа).

Формами проявления конфликтов в семье могут быть: психологическое давление, эмоциональное отчуждение, физическое воздействие, материальные лишения (отбор денег, собственности, отказ в материальной поддержке и т.д.), прекращение контактов и преднамеренного нанесения ущерба друг другу, социальная изоляция (оставление без заботы и помощи, изгнание из семьи, бойкотирование и пр.), сексуальные домогательства.

Чаще всего конфликты в семье вызывают пьянство и алкоголизм, аморальное поведение членов семьи, материальные и жилищные проблемы, несовместимость интересов и целей сторон, совместное проживание нескольких поколений в стеснённых условиях, вмешательство родственников в жизнь семьи, отсутствие в семье единства, взаимного уважения, дружбы, передел семейного имущества, неправильное воспитание детей, развод или раздельное проживание, смерть одного из супругов, вступление в повторный брак.

Чаще всего семья может самостоятельно, без постороннего вмешательства справится со своими проблемами. В крайнем случае участники конфликта обращаются к наиболее авторитетным членам семьи.

Любые семейные конфликты провоцируют у ребёнка внутриличностные проблемы: эмоциональную нестабильность, неуверенность в себе, тревожность, замкнутость, отчуждённость. Социализация ребёнка деформируется, он усваивает сценарий конфликтного поведения для воспроизведения в его будущих семейных отношениях и отношениях с другими людьми [2].

Алкоголизм в семье. Алкоголизм – это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств.

Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Не случайно среди причин развода в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60-80% случаев. В настоящее время в России половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания – все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей.

Зачатие ребёнка в алкогольном состоянии приводит к рождению ребёнка с психическими отклонениями, при этом достаточно незначительного опьянения.

Главная ответственность за рождение здорового ребёнка ложится на мать. Ребёнок от пьющей матери рождается раньше срока, с признаками алкогольного отравления и тяжёлого поражения нервной системы, мозга с параличом. Чаще всего это врождённое слабоумие – олигофрения.

Важно учитывать, кто пьёт в семье – один или оба родителя, мать или отец. Отец – алкоголик обычно заявляет, что ему дети мешают, он их бьёт или откупается от них. Мать – алкоголичка с детьми ласкова, но ими не занимается. Дети в такой семье не ухожены, часто голодны, больны, нередко умственно отсталые. Они агрессивны, стремятся сами защитить себя.

Дети страдают от того, что их родители пьют, дружат только с детьми из аналогичных семей, убегают из дома. Девочки вступают в раннюю половую связь, бросают школу [3].

Родители – одиночки. Первоначальная реакция родителей на необходимость в одиночку растить детей чаще всего стресс. Они ощущают себя жертвами, испытывают обиду и чувство одиночества. Родители – одиночки обеспокоены неопределённостью своего будущего благосостояния, мучаются от собственной неприспособленности, вины за распавшийся брак, их охватывают тревога, неуверенность. У единственного родителя возрастают временные, эмоциональные, энергетические затраты, а заодно и родительские проблемы.

Ситуации, когда отцы выращивают и воспитывают ребёнка без матери, редки. И у одиноких отцов, и у одиноких матерей, довольно ограниченная социальная жизнь и наличие некоторых трудностей при вступлении в новый брак. Одинокие отцы часто испытывают трудности из-за недостаточной эмоциональной близости с детьми, особенно с дочерьми.

Педагогическая помощь должна быть ориентирована на просвещение, вовлечения в различного рода клубы, школы, семинары и пр.

Неполная внебрачная семья. Неполная внебрачная семья, состоящая из матери и ребёнка, испытывает много проблем, в том числе в социальном и образовательном плане.

Распространённая ошибка матерей – попытка скрыть от ребёнка правду о его появлении на свет. Часто матери вымещают на ребёнке обиду за разбитую семейную жизнь или видят в нём препятствие для брака. Нередко на процесс воспитания негативно влияет её гипертрофированная любовь к ребёнку. Компенсируя отсутствие отца, это чувство ограждает ребёнка от окружения, подменяет социальные и педагогические функции. Мать опекает, охраняет, контролирует, парализуя инициативу ребёнка. В результате отсутствия многофакторного влияния, неумение матери выполнять все функции и воплощать все роли ребёнок вырастает эмоционально ранимым, несамостоятельным, поддающимся внешним влияниям, эгоистичным. Он становится объектом нравственно – психологического давления со стороны детей из благополучных семей. Отсюда негативные черты характера, которые сказываются в дальнейшем на благополучии его собственной семьи. Проявляются затруднения в адекватной поло – ролевой идентификации и ориентации, особенно на ранних стадиях социализации ребёнка.

В целях профилактики появление подобных семей службы социально – психологической поддержки несовершеннолетних будущих матерей оповещают население через средства массовой информации о создании и функционировании службы психологической поддержки для несовершеннолетних матерей, проводят беседы в образовательных учреждениях о половом воспитании, выявляют в женских консультациях несовершеннолетних беременных и проводят с ними индивидуальную работу [2].

Малообеспеченность в семье. В настоящее время малообеспеченность является одной из наиболее актуальных проблем, т.к. она всегда и везде была спутницей исторического развития. Малообеспеченность определяется как недопустимо низкий уровень жизни либо по сравнению с уровнем жизни других членов общества, либо на базе определенного абсолютного минимума. К малообеспеченным относят людей, не имеющих средств на минимальный национальный стандарт потребления. Этот стандарт в каждом государстве свой и зависит от возможностей производства, богатства нации, традиций, менталитета и т.п.

Выделяют три причины малообеспеченности семьи, которые носят экономический, социальный и психологический характер, что объединяет низкий доход, пониженный статус (часто его утрату) и определенную самоидентификацию.

Главная причина растущей малообеспеченности в стране, заключается в низком уровне заработной платы, т.к. на экономические процессы оказывают негативное влияние социальный инфантилизм, отсутствие интереса к своей работе, а также низкий покупательский спрос, не стимулирующий отечественное производство. Об этом говорит, прежде всего, социальный состав «новых малообеспеченных». В условиях рыночной системы это, как правило, люди, имеющие работу, семью, детей, но не обеспечивающие материально свои минимальные потребности [11].

Анализ оплаты труда и занятости показывает, что:

- основной причиной малообеспеченности является низкая зарплата работающих членов семей;

- относительно высокий уровень занятости жителей области (около 70%) не предотвращает низких доходов и потребления; дополнительная занятость (заработки) незначительно влияет на ситуацию из-за низкой оплаты труда;

- проблемы рынка труда проявляются в использовании высококвалифицированных и квалифицированных специалистов на рабочих местах, не требующих высокого уровня профессиональной подготовки;

- существует неравенство в оплате труда между районами по отраслям экономики, а не различия между отраслями, что свидетельствует о влиянии «местного» фактора;

- обследование домохозяйств дает некоторые указания на уровень скрытой оплаты труда.

Несмотря на низкую зарплату, уровень занятости трудоспособного населения области является главным фактором, определяющим материальное благосостояние населения; безработица является основной причиной малообеспеченности.

Статистика показывает значительные территориальные различия в уровне безработицы. Чем дальше от областного центра, тем менее развит рынок труда и тем меньше вакантных рабочих мест. Многие безработные не регистрируются в службе занятости [16].

Безработица. К семьям безработных относят такие категории семей, в которых один или несколько их членов являются безработными.Безработные и их семьи очень часто сталкиваются с материальными проблемами. Материальное положение безработных обостряется тем, что основная их масса не имеет денежных накоплений и поэтому при потери работы им приходится жить на пособие по безработице, величина которого крайне незначительна. В наиболее трудной ситуации находятся семьи с детьми до 6 лет и семьи одиноких матерей с детьми. В семьях безработных значительно больше проблем с проведением свободного времени, отпуска и детских каникул, занятиями спортом, посещением детьми различных кружков, секций и т.д. Безработица сопряжена для каждого отдельного человека с принудительной потерей рабочего места, профессии, специальности, необходимостью переподготовки и получения новых профессиональных знаний, поиском нового места работы. Люди вынуждены менять свои привычки, круг общения, прежний образ жизни. Они все менее чувствуют уверенность в завтрашнем дне. Среди эмоциональных последствий безработицы можно назвать низкую самооценку, депрессию, склонность к суицидальному поведению. Состояние стресса, вызванное безработицей, может повысить и подверженность человека различным заболеваниям [4].

Некоторые исследователи (Н.Н. Абакумов, В.П. Белов) считают, что стресс, связанный с безработицей, снижает способность членов семьи заботиться друг о друге, в результате чего дети подростки чаще убегают из дома, увеличивается конфликтность во взаимоотношениях супругов. В то же время подобная ситуация может привести к развитию самостоятельности ребенка, изменению его отношения к обучению, труду. Трудовая деятельность детей имеет много положительных аспектов. Хорошая работа может научить дисциплине, терпимости, самоуважению, трудолюбию. Вместе с тем перегрузки влияют на здоровье детей, на качество обучения. Многие дети приходят к выводу о возможности зарабатывать деньги и безбедно жить, не имея ни знаний, ни профессиональных навыков. В этих случаях необходимо рационально решить вопрос сочетания учебы и труда подростков. И наконец, следует указать на зависимость между безработицей и преступностью. Таким образом, безработица оказывает разрушающее действие не только на каждого человека, попавшего в такое положение, но и членов его семьи. Помочь мобилизовать все силы и выйти из трудной ситуации - задача общества и специалистов по социальной работе [1].

1.3Профилактика социального сиротства.

Под профилактикой подразумевается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на (И.Г.Зайнышев):

  • предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

  • сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

  • содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Часто профилактика требует комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.

Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям должна оказываться исходя из социального и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика.

Социальному работнику необходимо знать существующие методы профилактической работы, уметь эффективно использовать накопленный опыт для решения практических задач.

Социальному работнику, берущемуся за конкретную деятельность по предупреждению негативных тенденций в социальном развитии клиентов, следует иметь в виду ряд принципиально важных моментов.

Во-первых, негативные тенденции, как правило, имеют прежде всего социально-экономический характер. Поэтому их продуктивное решение предполагает учёт и реорганизацию всего комплекса факторов силами специалистов разных профессий. Социальному работнику необходимо выделить те аспекты проблемы, которые соответствуют его компетенции.

Грамотная постановка задачи, концентрация усилий по выбору соответствующих средств – необходимое условие успешности деятельности социального работника. Как правило, любая крупная социальная проблема носит комплексный характер, а значит, при поиске методов её решения необходимо выделить ключевые точки для проведения собственно социальной работы.

Во-вторых, формулировка конкретных целей профилактической работы может вестись только на основе учёта специфики конкретной ситуации.

Это означает, что при постановки цели социальной работы по оптимизации социального состояния индивида должен быть чётко определён объект (тип состояния) и предмет (вид профессиональной деятельности) направленности воздействия. Здесь возможно применение всего арсенала средств диагностического измерения индивида, система планирования работы с определёнными этапами ответа на вопрос: «Для кого и что мы собираемся сделать?»

В-третьих, подбор адекватных средств для оптимизации социального состояния (самочувствия) клиента может вестись только на основе тщательно конкретизированной цели работы. Социальный работник должен учитывать уровень, масштабность, временные рамки, назначение, формы и т.п. характеристики воздействия и осуществления управленческой деятельности. Как в отношении диагностики, здесь не существует «универсальных» профилактических средств, позволяющих одним и тем же способом ликвидировать неблагоприятные последствия отрицательных состояний во всём многообразии ситуаций.

В-четвёртых, важнейшим моментом в деятельности социального работника является определение эффективности мероприятий. Это важно, в первую очередь, потому, что социальный работник (как и медик, психолог, педагог, согласно врачебной этики Гиппократа) должен оценивать свою деятельность в соответствии с главным принципом «Помогай людям и не навреди». Важно также, чтобы его реальная работа была ощутима, полезна, представлена в явной форме, понятной и неспециалистам, тем, на кого направлено профилактическое воздействие, и тем, кто санкционировал их проведение.

Действенность такого подхода доказана многочисленными научно-прикладными разработками и широко используется в разных сферах практической деятельности [17].

Для того чтобы решить проблему социального сиротства, необходимо работать с семьями в начальной и средней степени асоциальности, активизировать работу с ними в тесном контакте с другими субъектами профилактики, используя восстановительные технологии [14].

Для работы с тяжёлыми неблагополучными семьями должны создаваться многопрофильные службы сопровождения, в состав которых входили бы психологи, социальные педагоги, врачи-наркологи, социальные работники, помогающие семье преодолеть существующие трудности и обеспечивать ребёнку нормальные социальные и биологические условия существования [9].

Решающую роль в работе междисциплинарной команды специалистов может сыграть налаженное сотрудничество органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и специалистов, работающих в учреждениях образования, социальной защиты и здравоохранения.

Важной частью работы по профилактике социального сиротства является социально-психологическое сопровождение неблагополучных (девиантных) семей.

Социально-психологическое сопровождение осуществляется в отношении семей «группы риска» социального сиротства (родителей и детей)и предполагает организованное содействие в получении необходимой социальной, медицинской и психологической помощи, предоставление рекомендаций и информации, помощь в развитии социальных и личностных навыков, позволяющих семье самостоятельно справляться с кризисами.

Работа с семьёй происходит в несколько этапов.

Подготовительный этап. Предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы.

Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребёнка в конкретной семье, – из школы, детского сада, поликлиники, от участкового, соседей, родителей других детей и т.д. С момента поступления сигнала специалисту рекомендуется вести записи всех выявляемых фактов по данному делу в хронологическом порядке. Такой дневник поможет не только при составлении отчётов, но и в разработке планов дальнейших действий. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребёнка.

Мотивационный этап. Установление контакта специалистов с членами семьи.

Установление контакта с семьёй является важным, едва ли не основным этапом деятельности, во многом определяющем эффективность дальнейшей работы. Специалист, устанавливающий с семьёй контакт, часто сталкивается с открытым проявлением настороженности, грубости, враждебности и отторжения. Важно снять это напряжение, расположить семью к общению. Чтобы достигнуть этого, специалист посещает семью, имея чёткую профессиональную установку – наладить контакт и дальнейшее взаимодействие, даже если подопечные не вызывают симпатии, трудно принять их манеру общения, позицию [18].

При первом контакте члены семьи часто пугаются, защищаются и испытывают чувство вины. Подсознательно они понимают, что в большей степени виноваты в своих проблемах, и поэтому заранее готовы услышать обвинения со стороны специалистов. Подход специалиста к семье при её вовлечении в работу не должен содержать оценку поведения её членов; ни в коем случае не следует обвинять родителей в возникновении проблемы. Ни при каких обстоятельствах не следует вступать в борьбу с семьёй, осуждая её. Если семья чувствует, что специалист, с одной стороны, искренне озабочен её проблемой, а с другой – не собирается «загонять её в угол», она скорее ответит согласием на его предложения [13].

Диагоностический этап. Выявление сущности семейных проблем и причин возникновения, оценка состояния здоровья членов семьи, их психологического состояния и основных потребностей.

На основании сигнала об ущемлении интересов ребёнка специалист производит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих срочного изъятия ребёнка из семьи с целью защиты его жизни и здоровья. В случае необходимости такой процедуры дальнейшая работа с родителями производится после принудительного изъятия ребёнка из семьи. В остальных случаях оценка ситуации проводиться на основании индивидуальных и общих встреч и бесед с родителями и детьми.

На диагнастическом этапе выявляются потребности ребёнка, а также возможность и желание родителей к их удовлетворению.

Этап планирования деятельности. Разработка письменного плана выхода семьи из тяжёлой ситуации.

На этом этапе желательно подключать членов семьи к разработке плана действий или согласовывать предполагаемые меры с каждым взрослым её членом. Учитывая свойственную таким семьям внутреннюю дезорганизованность, зарубежные специалисты рекомендуют применять практику подписания совместного соглашения между органами опеки как представителями власти и семьёй.

В соглашении констатируются внутренние проблемы, свойственные семье и мешающие ей осуществлять воспитание ребёнка; определяются причины ухудшения условий пребывания ребёнка в семье; обозначаются цели и задачи предстоящей работы социального работника с семьёй.

Содержательная часть соглашения включает практические действия сторон по улучшению жизненных параметров семьи и достижению социальных нормативов, требуемых ребёнку. Чётко расписываются права и обязанности сторон-участников соглашения. Устанавливаются сроки выполнения сторонами каждого пункта договора и срок действия соглашения в целом. Отдельным пунктом оговариваются оценки результатов осуществляемых мер по созданию необходимых условий жизнедеятельности ребёнка в семье.

Важно, чтобы работа службы строилась по командному принципу; общий успех определяется вкладом всех специалистов и зависит от правильной оценки ситуации и скоординированной реализации намеченного плана.

Своевременная поддержка, оказываемая семье, помогает предотвратить развитие кризисной ситуации и помещение ребёнка на замещающее попечение [6].

Работа социального работника с родителями из неблагополучных семей строится поэтапно. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребёнка в конкретной семье. Источником информации могут выступать: школа, детский сад, поликлиника, участковый, соседи, родители других детей и т.д.

Этап I. На основании сигнала об ущемлении интересов ребёнка социальный работник производит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих срочного изъятия ребёнка из семьи с целью защиты его жизни и здоровья. В случае необходимости такой процедуры дальнейшая работа с родителями производится после принудительного изъятия ребёнка из семьи.

Этап II. Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники: поликлинику, детский сад, школу, наркологический и психиатрический диспансеры, районной отделение полиции и т.д.

Этап III. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребёнка.

Этап IV. Диагностика семейного благополучия будет неполной без ознакомительной беседы с ребёнком. Такую встречу желательного организовать в школе (дошкольном, внешкольном детском учреждении), где посредством наводящих вопросов выясняются некоторые детали, связанные с отношением родителей к ребёнку. Социальный работник делает выводы как на основе прямых ответов на вопросы, так и посредством визуальных наблюдений. Оценивается готовность ребёнка отвечать на вопросы, т.е. общаться; уклонение от ответов на определённую тему; нервная реакция при упоминании конкретных членов семьи и т.д.

Этап V. Далее следует первичная встреча социального работника с проблемной семьёй. Необходимо предусмотреть участие в встречи с семьёй не только социального работника, но и психолога, социального педагога и классного руководителя. Известно, что родители из семей риска склонны в подобных случаях к эпатажу, непрогнозируемым реакциям, уклонению от обсуждаемой темы. Поэтому, приглашая таких родителей на беседу, следует составить план предстоящего разговора и тщательно подготовиться к нему. В результате первой встречи с семьёй необходимо добиться от родителей признания, что в семье действительно есть проблемы, которые создают угрозу физическому и психическому здоровью ребёнка, мешают его полноценному развитию и воспитанию.

Этап VI. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии при отделе опеки и попечения, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи. На заседании комиссии при желании может присутствовать обсуждаемая семья. Её стремление принять участие в заседании рассматривается как положительный фактор и свидетельствует о заинтересованности в судьбе ребёнка и о желании родителей сохранить его в семье.

Этап VII. Независимо от решения вопроса о пребывании ребёнка в семье или вне её начинается работа по определению регенеративных, восстановительных, потенций семьи для выполнения родительских функций. Разрабатывается план работы с неблагополучной семьёй по её реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей.

Этап VIII. Дальше следует посещение социальным работником семьи в месте её проживания. Трудность на этом этапе часто возникает по причине нежелания семьи идти на контакт с социальным работником. Родители используют своё право на неприкосновенность жилища. В такой ситуации иногда приходится использовать силовые методы и повторить визит совместно с участковым или инспектором по делам несовершеннолетних. Однако этот путь сокращает до минимума возможности доверительного контакта социального работника с семьёй в его дальнейшей работе с ней.

Визит в семью позволяет социальному работнику провести углубленное обследование условий проживания ребёнка: санитарно-гигиеническая обстановка, организация питания, обеспеченность сезонной одеждой и обувью, наличие у ребёнка собственной постели, своего угла или комнаты и т.д. Одновременно возникает возможность наблюдать в естественной среде характер взаимоотношений как между супругами и другими взрослыми, так и между родителями и детьми.

Этап IX. Углубленное ознакомление с неблагополучной семьёй позволяет социальному работнику сделать ряд выводов, необходимых для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи [8].

Специалист по социальной работе с семьёй сталкивается как с типичными, так и со специфическими, индивидуальными проблемами, характерными для неблагополучных семей. Направление его работы связаны с разрешение комплекса социальных, экономических, психологических, педагогических, медицинских и иных проблем.

Список литературы.

1.Абакумов Н.Н. Безработица и занятость. - Москва, 1993.

2.Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А.Василькова, Ю.В.Василькова. – М.: КНОРУС, 2010. – 240 с.

3.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., Издательский центр «Академия», 2001. – 160с.

4.Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования.// Вопросы экономики.- 1996.- №1.

5.Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. и специальности «Соц.работа» / Е.И.Зритнева, Н.П.Клушина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с. – (Социальная работа).

6.Корчагина Ю.В. Методы работы с семьями «группы риска» социального сиротства. / Ю.В.Корчагина // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. - №4. – с. 67 – 70.

7.Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528 с.

8.Олиференко Л.Я. Социально педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

9.Осипова И.И. Система предотвращения социального сиротства и профилактики правонарушений несовершеннолетних: научно-методическое пособие / под общ. ред. Э.А.Манукяна. М., 2005.

10.Основы социальной работы : Учебник / Отв.ред. П.Д.Павлёнок. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 560 с. – (Высшее образование).

11.Румянцева Е.Е. Стратегия преодоления бедности // Мн.: Армита - Маркетинг. Менеджмент. 2001.

12.Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.

13.Семейная психология: хрестоматия / сост. Э.Г.Эйдемиллер, Н.В.Александрова, В.Юстицкис. СПб.;Речь, 2007.

14.Соболева Л.А. Первые шаги дают обнадёживающие результаты. // Детский дом. 2004. №13.

15. Социальная педагогика: Монография / Под ред.В.Г. Бочаровой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с.

16.Социально-экономическое положение домашних хозяйств: Стат. Сб./ Министерство статистики и анализа РБ-Мн., 2004.

17.Технология социальной работы.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г.Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

18.Шипицина Л.М. Психология детей-сирот: уч. пособие. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005.

19. Штинова Г.Н. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. Педагогика» / Г.Н.Штинова, М.А.Галагузова, Ю.Н.Галагузова; под общ. ред. М.А.Галагузовой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 447 с. – (Учебник для вузов).

 

Просмотров работы: 47758