РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Черноскутова М.В. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, Институт государственного управления и предпринимательства
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время гуманизация является одним из основных преобразовательных факторов российского общества. Гуманизация предусматривает создание условий (социально-экономических, политических, образовательных и т.д.) для развития человека как гармоничной личности, являющейся социальной ценностью, и обладающей качествами гражданина страны, проявляющейся в ходе социально-значимой деятельности.

Чтобы глубже понять значение термина гуманизм, обратимся к его определению. Итак, гуманизм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей1. В свою очередь, гуманизация – это распространение и утверждение в сфере общественной жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом2.

Безусловно, главнейшая роль в процессе гуманизации общественной жизни по праву принадлежит образовательной сфере. Действительно, образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов3.

Педагогическая деятельность в образовании направлена на создание благоприятной «социальной ситуации развития личности» и, как правило, учитывает результаты анализа влияния социальных и биологических факторов (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко). Она превращает учащегося «в активного преобразователя этой среды и в воспитателя собственной личности» (В.А. Сухомлинский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн). Она стимулирует социально ценные сдвиги в потребностно-мотивационной сфере личности, в сознании и самопознании (Б.М. Теплов, Л.Ю. Гордин).

В образовательном процессе у гуманистической педагогики есть несколько отличительных признаков:

– смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков;

– сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности;

– обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса4.

Наряду с общим образованием большую роль в процессе гуманизации российского общества выполняет система дополнительного образования. Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование – специфическая среда общения, поле деятельности, основополагающее средство формирования гуманистических ценностных установок, оно способствует профориентации, придает становлению человека новое качество. Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное личностное развитие.

По словам Президента Российской Федерации, В.В. Путина, наша система образования и воспитания должна отвечать вызовам нового времени. Одной из первоочередных национальных задач Президент видит решение проблем, связанных с качеством дополнительного образования. Владимир Владимирович отмечает, что «за последние десятилетия система дополнительного образования детей потеряла значительную часть своих кадровых и финансовых ресурсов. Кружки и секции сегодня посещает только половина школьников, и только четверть - бесплатно. Сильной деформации подверглась традиционно значимая сфера социализации - детский спорт. Число спортивных школ и секций растет, но часто они ориентированы только на перспективы перехода в большой спорт. Это порождает раннюю селекцию и отсев детей. Необходимо вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. Оплату педагогов дополнительного образования, уровень квалификации которых сопоставим с учительским (включая спортивные школы и школы искусств), надо поэтапно довести до уровня зарплаты учителей общеобразовательной школы. В результате этих мер мы рассчитываем к 2018 году увеличить долю школьников, вовлеченных в дополнительные программы, до 70 - 75%, в том числе не менее 50% - на бесплатной основе»5.

Поэтому на данный момент времени развитие системы дополнительного образования детей рассматривается в контексте реализации Национального проекта “Образование”, объявленного Президентом РФ В.В. Путиным, цель которого – повысить качество жизни наших граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала.

Доступность и бесплатность дополнительного образования детей гарантированы Конституцией РФ, Законом РФ “Об образовании». В соответствии с Законом РФ об образовании дополнительное образование детей реализуется в общеобразовательных учреждениях, в муниципальных и государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Согласно Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, дополнительное образование детей – это “мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно”.

Несмотря на то, что в настоящее время в ГОУ СОШ дополнительное образование детей является стабильно функционирующей системой, назрела необходимость принятия комплексных мер по развитию системы дополнительного образования детей, в том числе необходимость выделения дополнительного образования в самостоятельное структурное подразделение. Необходимо стремиться к достижению доступности дополнительного образования детей различного возраста, интересов, возможностей здоровья, места проживания и т.д. Требует обновления и сама система дополнительного образования детей, в первую очередь, управление качеством дополнительного образования.

Целью развития системы дополнительного образования детей являются сохранение государственных гарантий в доступности и бесплатности, повышение эффективности системы дополнительного образования детей в создании условий для их саморазвития, успешной социализации и профессиональном самоопределении, организации активной жизнедеятельности детей; обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.

Следует отметить, что необходимо обновление системы дополнительного образования детей на основе следующих принципов:

  • доступность и бесплатность дополнительного образования детей;

  • гуманизация, демократизация образовательного процесса;

  • индивидуализация, учет возрастных интересов детей;

  • сохранение и укрепление здоровья детей;

  • связь с семьей, ориентация на культурно-образовательные интересы семьи;

  • сохранение и развитие национально-культурных традиций;

  • ценностное отношение к образованию в воспитании гражданина-патриота;

  • взаимодействие общего и дополнительного образования;

  • открытость и полисферность образования, государственно-общественный характер управления.

Достижение цели развития системы дополнительного образования детей возможно при решении трех основных задач:

  1. Создание условий развития дополнительного образования детей.

  2. Качество и непрерывность дополнительного образования как средства профессиональной ориентации и самоопределения детей.

  3. Развитие государственно-общественного управления, социального партнерства учреждений дополнительного образования детей, бизнеса и гражданского сообщества.

Важно, что учреждения дополнительного образования оказывают услуги в интересах личности, общества, государства. Законом РФ «Об образовании» и проектом приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» определены основные задачи работы учреждений дополнительного образования:

  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;

  • выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;

  • профессиональная ориентация детей;

  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

  • подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;

  • адаптация детей к жизни в обществе;

  • формирование общей культуры детей;

  • организация содержательного досуга детей;

  • удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.6

Система дополнительного образования является активным поиском развития личности учащегося. Дополнительное образование нацелено на создание условий для личностного развития ребенка, укрепления его здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда. Оно способствует адаптации детей к жизни в обществе, формированию общей культуры, организации содержательного досуга. Получая дополнительное образование, ребенок приобщается к национальной и мировой культуре, формируется как гражданин, сотрудничая с другими детьми, он социализируется, реализуя свои способности и склонности – становится индивидуальностью.

Нельзя недооценивать значение дополнительного образования для обеспечения эмоционального благополучия ребенка, укрепления его психического и физического здоровья.

Таким образом, реализация дополнительного образования детей способствует становлению личности, формированию гражданской позиции, помогает ребенку осознать себя как гражданина России, открывает новые интересы, связанные в первую очередь с социальной и общественной работой, развивает у молодежи стремление к самореализации и самосовершенствованию.

1Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Сов. энцикл., 1969–1978. — 30 т.

2 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997.

3 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Омега-Л, 2013.

4 Кузьменко М.В. Гуманизация образования как неотъемлемая часть воспитания нравственности у молодого поколения [Электронный ресурс] URL: http://www.kgau.ru/img/konferenc/2012/g14.doc

5 Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России [Электронный ресурс] URL: http://www.kp.ru/daily/3759/2807793/

6 Проект приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.05.2012 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»// СПС Консультант

Просмотров работы: 10356