ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Дементьева Е.А. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема математического развития детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает все большее значение, поэтому обучение математике в дошкольном образовательном учреждении направлено на формирование математических представлений и развитие математического стиля мышления, для которого характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. Вопросы формирования математических представлений и математического развития детей дошкольного возраста отражены в работах А.В. Белошистой, А.М. Леушиной, З.А. Михайловой Н.И. Непомнящей, А.А. Столяр и др.

В настоящее время в практику дошкольных учреждений внедряются новые формы организации образовательного процесса: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная образовательная деятельность, совместная образовательная деятельность взрослых и детей. Даная проблема раскрывается в научных исследованиях Т.А. Березиной, Н.Е. Веракса, А.М. Вербенец, З.А, Михайловой, Т.С. Комаровой и др.

Для того чтобы были реализованы задачи формирования математических представлений и математического развития детей, необходимо организовать образовательный процесс в детском саду таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Этому способствует организованная самостоятельная математическая деятельность детей дошкольного возраста. Самостоятельная математическая деятельность детей − это деятельность, в которую ребенок переносит сформированный в результате целенаправленного обучения объем математических понятий, приобретенные практические и познавательные умения, и где он является самостоятельным субъектом данного образовательного процесса (А.В. Калинченко). Самостоятельная математическая деятельность обеспечивает более прочное и глубокое усвоение детьми математических представлений и способствует приобщению детей к математической деятельности. Проблему развития детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности изучали Т.Н. Доронова, З.А. Михайлова, Н.М. Полякова и др. З.А. Михайлова рекомендует уделять большое внимание развитию самостоятельности детей через логико-математические игры и моделирование. Следовательно, выстроив целенаправленную и систематическую работу в условиях самостоятельной математической деятельности можно значительно разнообразить формы организации деятельности с детьми дошкольного возраста по математическому развитию.

На основании анализа научной литературы мы предположили, что процесс организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в процессе математического развития будет эффективным, если способствовать развитию самостоятельности у детей дошкольного возраста, обеспечивать создание математической зоны в предметно-развивающей среде группы, способствующей организации самостоятельной математической деятельность детей дошкольного возраста, организовывать взаимодействие воспитателей с родителями по математическому развитию детей дошкольного возраста.

Мы считаем, что творческие способности и самостоятельность позволяют ребенку наиболее полно использовать потенциал предметно-развивающей среды в процессе математического развития. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн). Рассматривая самостоятельность как интегративное свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления образовательной программы действий без посторонней помощи.

Предметно-развивающая среда группы, в которую вносится математическое содержание, должна способствовать развитию самооценки, самоконтроля, самоорганизации, самостоятельности, самопознания, самовыражения. Для этого в группе выделяется математическая зона, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»), на следование и чередование и др. Осуществление образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста предполагает рациональную организацию предметно-развивающей среды, отличающейся доступностью и функциональностью материалов и пособий, предназначенных для детей, обеспечение условий для самореализации детей с разным уровнем развития. Это особенно важно для поддержки содержательной самостоятельной деятельности старших дошкольников.

Основное современное требование к созданию предметной среды − содействие становлению ребенка как личности. Н.В. Нищева указывает, что предметная среда, создаваемая в дошкольном учреждении, предполагает решение следующих задач: обеспечение чувства психологической защищенности − доверия ребенка к миру, радости существования; формирование творческого начала в личности ребенка; развитие его индивидуальности; формирование знаний, навыков и умений как средства полноценного развития личности, а не цели; активизация демократических способов общения с детьми (понимание, признание, принятие личности ребенка, основанные на способности педагога встать на его позицию, не игнорировать его чувства); сотрудничество с детьми.

Необходимо привлекать родителей к решению задач математического развития детей. В работе с родителями воспитатели используют консультации и беседы (индивидуальные и групповые), различную наглядную информацию, открытые просмотры мероприятий, участие в практикумах и досугах математического содержания и другие. В работе с детьми воспитатели организуют совместную деятельность родителей и детей (занятия) по развитию математических представлений у дошкольников, сенсорные праздники, математические досуги, дидактические игры и упражнения, экспериментирование, решение проблемных ситуаций.

Можно выделить основные направления совместной деятельности педагогов и родителей по решению проблемы развития математических представлений у детей дошкольного возраста:

  1. Информировать родителей о задачах и содержании работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

  2. Участие родителей в работе по математическому развитию детей (математические ярмарки, праздники, конкурсы).

  3. Создание обогащенной математической предметно-развивающей среды в детском саду и дома.

  4. Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

Таким образом, дошкольный возраст – это важный период, когда закладываются основы математического мышления и математическое развитие является приоритетной задачей дошкольного образования. Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста, создание математической зоны в предметно-развивающей среде группы, способствующей организации самостоятельной математической деятельность детей дошкольного возраста и организация взаимодействия воспитателей с родителями по математическому развитию детей дошкольного возраста способствуют оптимальному математическому развитию детей дошкольного возраста в процессе самостоятельной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Арест М.Я., Тупичкина Е.А. Центральная задача математического образования на современном этапе // Электронный ресурс. Режим доступа: math-edu.ucoz. ru

  2. Артамонова О.А. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. − 2005. − №4. − С. 37-42.

  3. Белошистая А.В. Что такое математическое развитие дошкольников // Детский сад: теория и практика. − 2012. − № 1. − С.6-17.

  4. Калинченко А.В. Методика преподавания начального курса математики: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.В.Калинченко, Р.Н.Шикова, Е.Н.Леонович, под ред. А.В. Калинченко. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. − 208 с.

  5. Киреева Л.Г.Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2009. − 143 с.

  6. Кларина Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников // Готовимся к аттестации! − СПб.: Детство-Пресс, 1999. − С. 9-18.

  7. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. − М.,1974. – 368 с.

  8. Михайлова З.А., Носова Е.А. и др. В Теории и технологии математического развития для детей дошкольного возраста. − М.: Детство-Пресс, 2008. − 392 с.

  9. Михеева Е.В. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. − 2012. − № 1. − С. 64-70.

  10. Нишеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. − СПб: Детство-Пресс, 2010. − 128 с.

  11. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. − М.: Мозаика-Синтез. 2000. − 112 с.

  12. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. − Спб.: Детство-Пресс, 2007. − 96 с.

  13. Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/66-igrovaya-deyatelnost/771-poznavatelnoe-razvitie-detej-s-pomoshhyu-igry?start=2

  14. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова 3.А., Непомнящая Р.Л. Математика до школы. − СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 192 с.

  15. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. − СПб.: Детство-Пресс, 2004. − 110 с.

  16. Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. − 2012. − № 1. − С. 70-75.

  17. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост.: 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. − М.: Центр педагогического образования, 2008. − 384 с.

  18. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. Р.Л. Березина, З.А. Михайлова А.А. Столяра и др. − М.: Просвещение, 1988. − 303 с.

  19. Шаталова Е.В., Бельчикова О.В., Формы реализации преддошкольного образования детей старшего дошкольного возраста // Малая школа: проблемы и перспективы развития в современных условиях: Сборник научно-методических трудов. − Белгород, 2009. − 170 с.

  20. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. − М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. − 392 с.

Просмотров работы: 6627