Пространство является базисной категорией в познании ребенком окружающего его мира. Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Пространственные представления − это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Вопросами формирования у детей пространственных представлений занимались В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, Т.А. Мусейибова, Е.В. Сербина, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.А. Столяр, Л.М. Фидлер и др.
Следует отметить, что пространственные представления у детей дошкольного возраста развиваются в направлении целостного познания предметов и явлений окружающего мира, т.е. на основе принципа интеграции различных видов детской деятельности в образовательной деятельности детей. Е.В. Шаталова отмечает, формирование и развитие пространственных представлений дошкольников интегрируется с такими направлениями развития личности ребенка как социальное развитие, экономическое, речевое, физическое, художественно-эстетическое (междисциплинарная интеграция), а также может осуществляться и во взаимосвязи между отдельными составляющими разделов программы по элементарной математике (внутридисциплинарная интеграция). Интеграция математического содержания с другими разделами программы обеспечивает возможность переноса осваиваемого ребенком средств и способов познания (эталонов, моделей, обследования) в другие условия, расширяет и стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы, делает процесс обучения более естественным, жизненно направленным.
Каждый вид детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд) является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач. Каждый из планируемых видов детской деятельности выполняет определенные функции: одни вводят детей в содержание изучаемой темы, пробуждают познавательный интерес; другие обогащают имеющиеся пространственные представления, дают возможность с разных сторон взглянуть на данное явление; третьи создают условия для использования полученных пространственных представлений в самостоятельной деятельности детей. Такой подход способствует более глубокому и творческому освоению окружающего мира, возникновению ассоциаций, воплощению детских представлений в игре и переносу знакомых средств и способов в новые условия, а значит, их обобщению и присвоению.
На основании научных положений мы предположили, что существуют определенные условия развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе интеграции разных видов детской деятельности: использование различные технологии по развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста, использование метода моделирования в процесс развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Основной целью педагогического эксперимента явилось целенаправленное развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Для развития пространственных представлений в разных видах деятельности у детей дошкольного возраста мы использовали элементы различных технологии: игровой технологии, мнемотехнологии, ТРИЗ и др. В процессе в процесс развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста мы применяли метод моделирования (схемы группы, план-карты путешествия и др.). Мы осуществляли совместную работу с педагогами и родителями по развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе математического развития (проведение совместных игр, выполнение игровых упражнений дома).
Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность обоснованных нами условий развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе интеграции разных видов детской деятельности: общий уровень развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста повысился. Такие результаты мы смогли получить при совместной работе с воспитателями и родителями.
Список использованной литературы
Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. − М.: ВЛАДОС, 2003. − 400 с.
Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. − М., Просвещение, 1988. – 304 с.
Бодрова И.В. Мнемотехника для детей в 3 частях. − М., 1999. – 90 с.
Васильева С.А. Мнемотехника для детей. – М., 1999. – 80 с.
Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. − М.: Просвещение, 1974.− 368 с
Михайлова З.А., Носова Е.А., Полякова М.Н., Вербенец А.М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс., 2008. − 384 с.
Мусейибова Т.А., Корнеева Г.А Методика формирования элементарных математических представлений у детей. − М., 1989. − 159 с.
Нестеренко А.А. ТРИЗ и технологии образования. Дошкольное воспитание. Электронный ресурс / Режим доступа: www.trizminsk.org/e/prs/233028.htm
Паршукова И.Л. и др. Технологии игрового обучения в ДОУ. − Спб., 2004. – 70 с.
Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под.ред. Ананьева Б.Г., Ломова Б.Ф. − М.: Просвещение, 1961. – 197 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2002. – 426 с.
Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. – Дефектология. – 2000. − №1. – С. 12-18.
Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 112 с.
Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 384 с.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. − М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
Сербина Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1999. – 80 с.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ Под ред. Р.Л. Березина, З.А. Михайлова А.А. Столяра и др. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математики. – М.: Наука. – 1999. – 156 с.
Хрестоматия по ощущению и восприятию/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М., 1975. – 426 с.
Шаталова Е.В. и др. К вопросу интеграции математического и языкового компонентов содержания дошкольного образования // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2014/360/2248
Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Уч. пособие. − М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2005. – 392 с.