МОРАЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МОРАЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Поляков А.П. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Что такое свобода? Ответ на этот вопрос можно уяснить для себя, задумавшись над другим: «Что значит «Я свободен?», «Чего мне не хватает для того, чтобы чувствовать себя свободным?», «...чтобы быть свободным?». Как ценностное понятие «свобода» является безусловно положительным. Еще бы, какое бы понимание свободы мы ни взяли, юридическое (свобода как предоставленность самому себе, «незаключенность»), политическое (свобода как права — слова, собраний, печати, совести и т.д.), философское (свобода воли, действия и поведения), обретение свободы мыслится как великое благо. Однако — свобода это и ответственность; мера ответственности пропорциональна простору свободы. Свобода нередко страшит. Чувствуя бремя свободы, люди порой стараются увильнуть от нее.

Свобода относится к общечеловеческим ценностям, присущим всем народам во все эпохи. Человеку свойственно стремление к свободе - это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки.

Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств. Со свободой человек связывает осуществление своих планов и желаний, возможность по собственной воле избирать жизненные цели и пути их достижения. Но не всегда свобода признавалась естественным правом каждого человека. Попытки ее решения осуществлялись на всем протяжении развития философской мысли. Теологи-фаталисты рассматривали жизнь человека через призму божественного предопределения. В этом смысле все происходящее с человеком трактовалось как фатальная неизбежность. Идея свободы как форма собственного поведения, возможность сознательного выбора целей и средств деятельности отвергалась. Вместе с тем в теологических доктринах присутствовали и более прогрессивные идеи, связанные с признанием данной нам Всевышним свободы, которая заключается в возможности выбора между добром и злом.

В настоящее время в философии свобода личности рассматривается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития индивидуальности и отражение уровня развития общества. Кроме того, философов всегда привлекала проблема соотношения свободы и необходимости, определения границ человеческой свободы, степени и форм его зависимости от внешних сил. Следовательно, тема свободы и сегодня не теряет своей актуальности. Цель работы:знакомство с различными смыслами и аспектами понятий «свобода», «природная необходимость», «ответственность личности»; анализ проблем, связанных с соотношением данных понятий, выявление различных подходов к решению этих проблем.

Понятия «свобода», «необходимость», «ответственность личности»

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Соотношение категорий свободы и необходимости можно рассмотреть посредством анализа гегелевского афоризма: "свобода есть познанная необходимость". Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает "способность принимать решение со знанием дела". В этом выражается свобода воли человека.

Но какова природа "необходимости"? Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции не считают, что все в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу.

Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель "должного поведения". С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

"Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни". Эти слова, принадлежат французскому мыслителю Ж.-П.Сартру. Он принадлежит к философскому направлению, получившему название "экзистенциализм", т.е. философия существования. Среди основоположников этого направления - и русский философ Н.Бердяев. В центре внимания экзистенциалистов - проблемы сущности и существования человека. Для уяснения позиций этих философов обратимся к высказываниям Сартра. В одной из работ он рассуждал следующим образом: при изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею; например, ремесленник, изготавливающий ножи, прежде чем приняться за изготовление очередного ножа, исходит из своих представлений о сущности этого предмета, т.е. о том, что такое нож вообще, и соответственно какой именно нож он должен сделать сейчас. Здесь сущность предшествует существованию (нового ножа). Ребенок, родившись, уже существует, но стать человеком, обрести человеческую сущность ему еще предстоит. Следовательно, нет заранее заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может осуществить его становление человеком. Это многократно усиливает ответственность человека за самого себя, за то, чтобы состояться как личность, и за все, что происходит с другими людьми.

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

О проблеме свободы и необходимости

«Проблема необходимости и свободы в истории философии была ареной острой борьбы прежде всего между детерминизмом и индетерминизмом, выражавшей, в конечном счете, борьбу двух философских направлений. Коротко суть этой борьбы можно выразить так: детерминисты-материалисты докалывали, что абсолютной свободы воли нет, что воля человека детерминирована. Индетерминисты-идеалисты доказывали, что воля абсолютно свободна, она ничем не детерминирована. Разумеется, борьба эта представляла из себя длительный и сложный процесс, характер, формы, степень зрелости и т. д. которой были многообразны и различны у различных философов, в разные эпохи. Но как бы ни были многообразны ее формы, она, в конечном счете, выражала «линии Демокрита и Платона».

В античной философии проблема необходимости и свободы еще не была вычленена и не была самостоятельным предметом специального исследования. Представления о свободе воли были переплетены с мифологическими представлениями о судьбе. Это объясняется самим состоянием этой философии, поскольку она была еще «в пеленках». Здесь целое еще не подвергнуто анализу и существует слитно как чувственно-конкретное, нерасчлененное знание. Тем не менее здесь возникают некоторые первоначальные представления об отдельных моментах проблемы, выражавшие различие взглядов на нее.

Впервые вопрос о свободе ставит Сократ.В его представлении свобода не отделена от добра и зла. Все свободны в выборе добра, но не все знают, в чем оно состоит. А для того, чтобы люди знали, где добро, а где зло, разум должен освободить их от мелких влечений. Свобода воли - это обязательное усилие над собой для следования по пути, избранному разумом, для преодоления неразумного, для победы добра над злом. Сократ стремился освободить проблему свободы от мистицизма и поставить ее на земную, человеческую почву. В его понимании, свобода заключается не только в том, чтобы наслаждаться плодами труда, который делает людей сильными, здоровыми и т.д., но и принимать участие в общественных делах и проповедовать добродетель, мудрость. Критерием добра и зла он считает разум. Знающий, что такое доброе делает добро, а делающий зло не знает что такое добро. Однако человеческий разум ограничен. Источник, причину проявления свободы воли Сократ видит в универсальном разуме вообще или в отдельных богах-умах.

Развивая этот мистический момент у Сократа, Платон утверждает объективно-идеалистический взгляд на проблему. Последняя загоняется в универсальную «мировую душу», из которой объясняются все способности индивидуальной души: идеально-умственная, целесообразно-волевая и инстинктивно-аффективная. Хотя Платон подвергает критике традиционно-греческую мифологию, но он не отвергает ее богов, а требует очищения от всего грубого, безнравственного в ней, т. е. требует ее модернизации. Мировая душа - причина всего, следовательно, причина проявления свободы воли человека.

Аристотель, исследовавший существенные формы диалектического мышления, охватил почти все доступные для того времени области знания, в том числе и проблему свободы воли. Он более четко выделяет ее и более определенно выражает свое отношение к ней. Подвергнув основательной критике мистицизм Платана, он пытается совершить переход к материалистическому пониманию природы. Однако, непомерно абсолютизировав роль формы во взаимодействия с материей, он не смог до конца преодолеть мистицизм Платона, пришел к «форме форм», т. е. к богу. Форма-бог у него хотя и предполагает свою противоположность - материю, тем не менее она, как деятельное начало, как «мыслящее себя мышление», душа, свободна - есть энтелехия. Из последней Аристотель объясняет целесообразность и в живой природе, и в общественных отношениях. Так, выражая интересы рабовладельцев, Аристотель доказывает, что свобода раба состоит в том, чтобы быть рабом, выполнять физический труд, а свобода рабовладельца состоит в том, чтобы быть рабовладельцем, выполнять умственный труд и господствовать над рабом. Это полезно как рабу, так и рабовладельцу.

Древнегреческий наивный материализм разрабатывает отдельные моменты, стороны материалистического понимания свободы воли. Так, Гераклит и Демокрит,хотя и представляли свободу нередко как только судьбу, тем не менее они считали, что человек своей активной деятельностью может противостоять судьбе, внести изменения в действия предопределения. Эти рациональные зерна обогащает в особенности Эпикур.Дополнив атомистику Левкиппа и Демокрита моментом случайности, он доказывал положение о том, что человек не должен быть придатком фатальной необходимости, а должен противопоставить року свою волю, свое целенаправленное действие. Поэтому свобода воли должна быть направлена не только против фатума, но и на удовлетворение потребностей людей. Счастье и состоит в удовлетворении желаний, но не грубых и абсурдных, как у киренаиков, а необходимых, надлежащих. Люди сами себе создают материальные блага, а приписывают это богам, которые никакого участия не принимают в создании этих благ. Свобода должна быть основана на справедливости, которая в свою очередь основывается на личной выгоде. Причем, свобода воли должна осуществляться таким образом, в таких рамках и нормах, чтобы не вредить другому и не терпеть вреда от другого.

В дальнейшем под влиянием дуализма Аристотеля в средние века арабский материализм развивает материалистические тенденции его философии, а церковники - идеалистические. Христианские теологи (Августин Блаженный, Фома Аквинскийи др.) создают теологические концепции свободы воли, суть которых состоит в том, что свободой воли владеет один бог да Адам и то до его грехопадения. Против теологических учений о свободе выступают просветители эпохи Возрождения и в особенности материалисты нового времени.

Впервые открытую и решительную войну схоластике вообще, схоластическим концепциям свободы - в частности объявил родоначальник английского материализма Ф. Бэкон.Схоластик плетет, писал он, какую-нибудь научную ткань, бесспорно удивительную по тонине нити и по тонкости работы, но совершенно пустую и ни на что не пригодную. Так как схоласты не обладают качеством переработки данных опыта, то их доводы ложны. Бог не должен вмешиваться в науку. Это - дело религии. Свобода человека есть не что иное, как наука. Именно наука должна дать человеку власть над природой. А чтобы наука развивалась успешно, свободно, нужно, путем обращения к опыту, преодолевать заблуждения разума - призраки (идолы) рода, пещеры, рынка, театра, причиной которых являются ложные идеи. Развитие науки, по Бэкону, должно дать нам знание причины, в том числе знание причины свободы воли. Воля как бы она ни была свободна всегда причинно обусловлена. Большей свободой воля должен обладать монарх, ибо от его свободы воли, характера, ума, хитрости зависит развитие общества. Свобода воля монарха должна проявляться в том, чтобы способствовать развитию капитализма и во имя этого применять против «смутьянов» обман, подкуп, хитрость, а если нужно и насилие.

Развивая материалистическую теорию Бэкона, Т. Гоббс более четко и непосредственно ставит и исследует проблему, чему посвящает специальные труды «О свободе и необходимости», «Вопросы, относящиеся к свободе, необходимости и случайности». Прежде всего Гоббс доказывает причинную обусловленность свободы воли. Выступая против схоластической концепции свободы, он считает мир вещественным, телесным. Что не есть тело есть ничто, следовательно, нигде не сущест вует. В основе свободы людей лежит их интерес. Как чувственные объекты суть причины представлений, так они же являются и причинами удовольствия и неудовольствия. Последнее отличается от первого тем, что отличает влечение от наслаждения, или будущее от настоящего. Мы стремимся к чему-либо не потому, что желаем этого, а потому что это вызывается самими объектами. Если стремлению предшествует размышление, то оно называется волей. Свобода желания и нежелания, поэтому, не больше, чем у животных. Таким образом, свобода, свободная от необходимости, не присуща воле человека, как и животных.

Люди, по Гоббсу, отступают от обычая, когда этого требует их интерес, и действуют против разума, когда разум против них. Вот чем объясняется, что учения о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учения о линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей.

Важный вклад в исследование проблемы вносит немецкая классическая философия. Кантовская концепция свободы воли была своеобразным отражением противоречивой социальной действительности Германии XVIII века, характеризовавшейся феодальной раздробленностью, экономической отсталостью, стабильностью феодальных отношений, собственно специфическим немецким путем развития капитализма. Проблему Кант ставит также антиномично и дуалистично: можно одновременно доказывать истинность как тезиса о свободе воли, так и антитезиса. Тезис: причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность. Антитезис: нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы. Тезис: миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность. Антитезис: нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности - ни в мире, ни вне мира- как его причины.

Признавая реальность свободы воли, как свойства воли всех разумных существ, Кант в то же время считает, что свобода есть просто идея, объективную реальность которой никак нельзя показать на основании законов природы, стало быть, также ни в каком возможном опыте; поэтому, так как для нее никогда нельзя по какой-либо аналогии привести пример, она никогда не может быть понята или даже только усмотрена. Она лишь необходимо предполагается разумом у существа, которое сознает в себе волю. Субъективная цель - объяснить свободу воли - тождественна с невозможностью раскрыть и растолковать тот интерес, какой человек проявляет к моральным законам.

Но, по Канту, человек не только разумное, но и моральное существо. Его нравственные поступки предполагают ответственность за их последствия. Когда говорят, что человек свободен, хотят сказать, что он ответственен. Без ответственности нет нравственности, определяемой априорным практическим законом чистого разума - категорическим императивом. Воля человека тогда является свободной, когда она сама для себя закон, не обусловлена внешней причиной, природной или социальной действительностью, а является его внутренней имманентностью. Естественная необходимость была гетерономией действующих причин, так как каждый результат был возможен только по тому закону, что нечто другое определяло действующую причину к причинности; а чем же другим может быть свобода воли, как не автономией, т. е. свойством воли быть самой для себя законом? Но положению - воля есть во всех поступках сама для себя закон - означает лишь принцип: поступать только согласно такой максиме, которая может иметь предметом самое себя также в качестве всеобщего закона. Но это есть как раз формула категорического императива и принцип нравственности; следовательно, свободная воля и воля, подчиненная нравственным законам, - это одно и то же.

По Канту, необходимость в причинном отношении никак нельзя соединить со свободой: они противоречат друг другу. Каждый поступок, который происходит в определенный момент времени, необходимо обусловлен тем, что было в предшествующее время. А так как прошедшее время уже не находится во власти человека, то каждый его поступок необходим в силу определяющих оснований, которые не находятся в его власти, т. е. в каждый момент времени, в который он действует, он никогда не бывает свободным. Если бы он даже признавал все свое существование независимым от какой бы то ни было чуждой причины, то и это отнюдь не превращало бы естественную необходимость в свободу. В самом деле, в каждый момент времени человек подчинен необходимости быть определяемым к деятельности тем, что не находится в его власти. С одной стороны, умопостигаемый характер не был бы подчинен никаким временным условиям, так как время есть условие только явлений, а не вещей в себе, т. е. в нем не может ни возникнуть, ни исчезнуть никакой поступок. С другой стороны, умопостигаемый характер составляет причину этих поступков и эмпирического характера, т. е. проявляется во времени.

Свобода воли человека возможна лишь только в изоляция его от внешней причины, в отрыве от эмпирической действительности, в соответствии с его внутренним законодательством и полным подчинением долгу, к тому же в рамках категорического императива. Только при этом человек может в своей деятельности достигать своей объективной цели, которая в отличие от субъективных целей совпадает с чистым разумом.

Следовательно, генезис свободы является трансцендентным, т. е. потусторонним, мистическим и принципиально непознаваемым. Тем не менее, дуалистической и антиномичной постановкой и решением проблемы Кант внес важный вклад в научное ее решение.»

Современная гуманистическая этика, как и христианский моральный закон, отдает предпочтение действиям, продиктованным свободным выбором, а не действиям, регулируемым предписаниями. При этом внутренняя свобода обеспечивается только стабильной ориентацией на подлинное добро, при которой возникает привычка отдавать ему предпочтение. В силу этого в человеке развивается добродетельность, делающая его выбор необременительным и доставляющим удовольствие.

Такая ориентация на подлинное добро становится тем реальнее, чем больше расширяются в обществе права и свободы личности, обеспечиваются гарантии ее основных жизненных прав и интересов, таких как право на безопасность, свободное проявление и развитие способностей, уважение достоинства и др. Однако это не означает, что в условиях отсутствия или слабой развитости таких гарантий не может или не должно быть свободной ориентации на добро; напротив, сами эти условия создаются человеком именно благодаря его ориентации на них.

В зависимости от того, с какой легкостью мы выбираем между «хочу» и «надо», можно судить о силе воли и степени внутренней свободы или несвободы. Причем степени эти могут быть разными: 1) моральные требования воспринимаются как внешнее принуждение — отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг — внутреннее принуждение, также делающее человека несвободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности — свободный выбор. Конечно, даже свободный выбор связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.

Таким образом, нравственная свобода — это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека. Свобода не является чем-то непреложно данным человеку. Это программа его саморазвития. Человек достигает свободы по мере того, как он осуществляет акты свободного выбора, воспринимая ценности, которые сам учится распознавать, иными словами, в той мере, в какой он способен сознательно принимать решения, учитывать последствия собственного поведения и управлять им.

Итак, нравственная свобода проявляется в умении: 1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков, 2) давать им нравственную оценку, 3) предвидеть их последствия, 4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями.

Моральная ответственность личности

С проблемой свободы тесно связан вопрос о нравственной ответственности, которая проявляется как обратная сторона свободно принятого решения, как естественное следствие свободы выбора. Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Более того, свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Эта связь и дала основание философам называть свободу не благом, а трудной участью человека.

В некоторых этических концепциях связь между свободой и ответственностью разрывается. Так, фрейдизм отрицает ответственность человека на том основании, что все его поступки носят, в основном, бессознательный характер. Экзистенциализм утверждает, что личность ответственна только перед самой собой, перед своей сущностью.

Зачастую и в нашем сознании эти понятия разделены: свобода относится нами к области прав личности, и без нее невозможно счастье, а ответственность воспринимается как одна из нелегких и малоприятных обязанностей. Нередко люди смешивают стремление к независимости с желанием избежать ответственности, а совершенный поступок оправдывают, объявляя его своим личным делом, которое никого не касается.

Нам кажется, противоречие между свободой и ответственностью не будет таким острым, если иметь в виду, что существуют разные виды и разная мера ответственности. Виды ответственности определяются, на наш взгляд, тем, перед кем (чем) и за что человек несет ответственность. В этом смысле можно выделить:

- ответственность человека перед самим собой: я делаю выбор и в конечном итоге «выбираю себя», свою жизнь, свою судьбу и поэтому несу за нее ответственность; этот вид ответственности проявляется в наших сомнениях, чувстве вины, страха и пр.;

- ответственность человека за свои конкретные действия и поступки перед другими людьми, особенно если затрагиваются их интересы; здесь моральная ответственность (угрызения совести, боязнь общественного мнения) зачастую совпадает с правовой и административной ответственностью;

- ответственность человека перед миром и человечеством, проявляющаяся, пользуясь терминологией экзистенциализма, как забота о мире, вызванная тревогой о нем. Это наиболее сложный и трудно идентифицируемый вид ответственности, выражаемый обычно формулой «Я отвечаю за все». Здесь не может быть ни административной, ни правовой ответственности, более того, эта ответственность может отрицаться и не осознаваться человеком.

Из этих трех видов ответственности наиболее распространенным и общепринятым является второй — он конкретнее, понятнее и привычнее. Попытки внушить человеку ответственность первого и третьего вида, как правило, вызывают негативную реакцию.

«Быть человеком — это значит ощущать свою ответственность», — писал А. де Сент-Экзюпери. Неравнодушие, сопричастность жизни общества, страны, всего мира, тревога и забота о том, что было, есть и будет на Земле, — вот что порождает чувство ответственности и осознание самого себя в мире.

Заключение

Моральная свобода является ценностью, к достижению которой человек стремится, и обладание которой есть для него благо. Вместе с тем она одновременно и условие проявления его моральности, совершения им нравственных поступков и действий. Это та точка отсчета, от которой можно прийти и к разнузданному «беспределу», и к бегству от действительности, и к ее безоговорочному принятию, и к рациональному нравственному поступку.

Проблема свободы личности — одна из актуальных проблем современности. Свобода - это состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора. Свобода личности - это важнейшая ценность человека, без свободы невозможна самореализация человека.

Противопоставление философских понятий «свобода» и «необходимость», свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей.

Различные взгляды на эту проблему примиряет точка зрения, согласно которой необходимость рассматривается как невозможность изменения людьми объективных социально-экономических условий их жизнедеятельности, однако при этом они обладают значительной свободой в выборе целей и средств своей деятельности. Следовательно, свобода личности в обществе, безусловно, существует, но она имеет неабсолютный, а относительный характер.

Абсолютной, безграничной свободы быть не может, т.к. полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения. Какое же общество может обеспечить свободу человеку, как право выбора? Общества, где господствуют произвол, тирания, попирается законность, осуществляется тотальный контроль государства за жизнью сограждан, нельзя отнести к свободным. Свободу может обеспечить только общество, где существуют демократические принципы.Таким образом, общество, общественные условия - необходимое условие свободы личности.

Однако нельзя забывать и о внутренней свободе человека, его духовном самоопределении (свободе духа, власти человека над своим телом и душой). Если жизнь человека предопределена внешней по отношению к нему необходимостью, то где же подлинная свобода и может ли человек в этом случае нести ответственность за свои поступки? Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека, важно как они преломляются в его сознании, как человек проектирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придает окружающей действительности? Вывод: человеческая деятельность не может получать своей цели извне, ничто внешнее по отношению к сознанию не может его мотивировать, человек совершенно свободен в своей внутренней жизни. Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Таким образом, свобода многогранна, можно говорить о внешней (свободе «от») и внутренней (свободе «для») поступать не по принуждению, а согласно своим желаниям, самостоятельно осуществлять выбор и действие. В заключении необходимо добавить, что цель и задачи, поставленные в начале работы, полностью выполнены. Рассмотрены основные понятия по данной теме, история проблемы, сделаны выводы.

Список используемой литературы

1.Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 415 с.

2.Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2002. - 270 с.

3. Золотухина- Аболина. Курс лекций по этике, Ростов-на-Дону, 1998.

4.Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика, Минск, 2000.

5. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Дрофа, 2004. - 199 с.

6.Философский энциклопедический словарь. М., 2000.

7. Этика. Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

 

Просмотров работы: 6358