ПРИЧИНЫ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРИЧИНЫ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РОССИИ

Шамина А.Ю. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом.

Согласно международным исследованиям качества среднего образования, Россия показывает невысокое качество подготовки выпускников своих школ. Так, например, в 2012 году, по данным мониторинга оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment), проводимым Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия заняла 41-43 место из 65 стран, принявших участие в исследовании, со средним баллом 459.

В связи был рассмотрен вопрос о причинах неэффективности региональных образовательных программ в России.

Без эффективного целеполагания разработки и реализация образовательных региональных программ утрачивает стратегический характер и стратегическую направленность. Подчеркнем, что методы, применяемые в настоящее время в практической разработке целевых программ, не соответствуют тому уровню теоретических наработок и лучшим мировым практикам, которые имеются в этой области. В качестве ключевого инструмента стратегического целеполагания, требующего совершенствования[12].

При этом целевые программы в сфере образования предполагают внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием - вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта [1].

Разработка региональных программ в области сферы образования - целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных уровней.

Типовая структура программы включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, механизм реализации, организационный аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы[24].

Предполагают решение следующих проблем системы образования[12]:

1) несоответствие ресурсного обеспечения образовательных учреждений требованиям, обязательным при реализации основных образовательных программ на всех уровнях образования установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

2) недостаточность вновь построенных зданий, сооружений образовательных учреждений, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;

3) несбалансированность рынка образовательных услуг и рынка труда;

4) отсутствие действенных механизмов продвижения инновационного опыта образовательных учреждений;

5) крайне неоднородный охват дополнительным и непрерывным образованием в различных муниципальных образованиях;

6) и другие[12].

На основе анализа содержания конкретных целевых программ в работе выявлен ряд недостатков, характерных для текущей практики разработки и реализации целевых программ в сфере образования, что подчеркивает актуальность задачи совершенствования методов программного управления.

Рассмотрим далее механизмы совершенствования управленческих технологий разработки и реализации целевых программ в сфере образования.

Выработка рекомендаций по изменению управленческой практики с целью ее совершенствования в данной работе опирались, с одной стороны, на анализ существующих управленческих технологий, а с другой - на выявление лучшей практики, своего рода эталонов осуществления соответствующих управленческих процедур в других странах и отраслях, на понимание возможности и целесообразности их применения в контексте российской системы образования[12].

В работе делается вывод о том, что, несмотря на достаточно тщательную формулировку индикаторов в большинстве целевых программ в сфере образования, их совокупность все же представляет собой быстрее набор, чем систему индикаторов.

Утверждается, что своевременным и оправданным при разработке целевых показателей (индикаторов) программы является развитие системного подхода, в рамках которого особое внимание последнее время в теории менеджмента уделяется построению сбалансированной системы показателей (ССП или в английском варианте BSC – Balanced Scorecard), получившей широкое распространение во многих отраслях и странах при решении аналогичной проблемы[6].

Четкость выделения отдельных уровней целевой иерархии и их сбалансированность, выработка понимания о взаимосвязях различных целей позволяет говорить о такой совокупности целей, как о системе целей.

Графическая визуализация этой системы, путем представления отдельных уровней и причинно-следственных связей между отдельными целями определяется как построение стратегической карты. Системность целей обеспечивает и системность совокупности индикаторов[11].

Важным этапом в процессе разработки целевой программы является осуществление декомпозиции ее программных мероприятий, т.е. определение того, а собственно осуществление каких проектов позволит достичь программных целей[2].

Вместе с тем отмечается, что инструментарий, применяемый при управлении программным портфелем, не в полной мере учитывает взаимосвязи и взаимозависимости между работами и результатами отдельных проектов, не опирается в должной мере на разработки в области проектного менеджмента. Предлагается использовать в практике управления портфелем проектов целевой программы метод структурного анализа работ. Этот метод позволяет представить программу в виде иерархического графа, узлы которого изображают мероприятия и проекты (комплексы работ). Причем важно, что на разных этапах разработки программы в сфере образования планируемые мероприятия и работы могут иметь разную степень детализации, что в теории программного планирования получило название метода «набегающей волны»[3].

Иерархическое структурирование программы позволяет лучше оценивать стоимость программных мероприятий и работ, затраты отдельных видов ресурсов. С этой целью целесообразно строить матрицу структурного анализа затрат. Этот управленческий инструмент позволяет системно увязать две иерархические структуры: структуру программных мероприятий и проектов и структуру различных видов затрат, которые необходимы для реализации целевой программы.

Затем оцениваются все виды затрат, связанные с выполнением каждого включенного в программу проекта (значение по строкам матрицы)[1].

В качестве важного направления совершенствования управленческой практики разработки и реализации целевых программ в сфере образования в работе отмечается развитие методов управления временем. Основным методом управления временем в ходе реализации целевых программ является составление линейных планов-графиков в виде обычных таблиц.

На основе анализа международного опыта предложено с целью совершенствования практики управления временем при разработке и реализации целевых программ использовать методы сетевого планирования, в частности метод критического пути (CPM - Critical Path Method), метод PERT (Programme Evaluation and Review Technique – техника оценки и обзора программ), диаграмму Гантта. Эти методы в отличие от простых линейных таблиц планов-графиков проектов позволяют[2]:

− эффективно оценивать последовательность и логичность всего комплекса работ по проекту,

− анализировать их временную согласованность,

− контролировать обоснованность взаимосвязей и зависимостей между отдельными работами проекта.

Следующее направление - это управление рисками программных мероприятий. В теории проектного менеджмента риски рассматриваются как одно из четырех основных групп ограничений, определяющих границы и масштаб проектов и программ, что подчеркивает чрезвычайную важность этого аспекта управления программами и проектами[10]. Следует признать, что на практике признание различных типов рисков и оценка их величины все еще часто ошибочно воспринимается как проявление недостаточно хорошей проработки программы или проекта[1].

Чем выше степень инновационности отдельных проектов и целевых программ в целом, тем выше уровни рисков и разнообразнее их виды. Поэтому, чем значимее цели программы для инновационного развития сферы образования, тем больше внимания должно уделяться механизмам управления рисками проектов программы[3].

Поиск путей и способов совершенствования управления государственным заказом при реализации федеральных целевых программ в области образования в работе предложено осуществлять на основе процессного подхода, что предполагает, в первую очередь, систематизацию управленческих процессов, которые осуществляются государственным заказчиком, его основными структурными подразделениями[3].

Выше перечисленные мероприятия позволят улучшить образовательные программы, что приведет к повышению системы образования в целом по России.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61);

3. Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2011 - 2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 492 "О Федеральной целевой программе "Русский язык" на 2011 - 2015 годы);

4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 "Об обеспечении межнационального согласия".

7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ

8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области 1 сентября 2013 г., 1 января 2014 г.

9. Информация «О совершенствовании регионального законодательства Свердловской области и ходе выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части нормативно-правового обеспечения повышения доступности и качества российского образования http://duma.midural.ru/iau/public.files/

10. Государственная программа РФ «Развития образования на 2013-2020гг», Москва, С706

11. Андреев А.В. Основы региональной экономики.- М.: КНОРУС, 2007. - 334 с.;

12. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.- М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 495 с.;

13. Ларина Н.И., Гумерова А.А., Черняков М.К., Шарков Д.И. Региональная экономика и управление. - Новосибирск: СибАГС, 2005. - 299 с.;

14. Региональная экономика и управление. / под ред. Е. Г. Коваленко, Г. М. Зинчук, С. А. Кочеткова - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

15. Российская газета http://www.rg.ru/2013/07/18/sverdlovsk-zakon78-reg-dok.html

16. Солинова М.В. Целевые программы в области образования как инструмент государственного стратегического управления / Журнал «Качество. Инновации. Образование", 2013, №9

17. Солинова М.В. Программный подход к стратегическому управлению сферой образования / Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (Государство и общество), 2012, №1 (0,7 п.л.).

18. Управление муниципальными закупками: учебное пособие для преподавателя. – М.: АНХ, 2007 (49 п.л.; личный вклад Солиновой М.В. – 2 п.л.).

19. Солинова М.В. Совершенствование механизмов управления целевыми программами в сфере образования / Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск №17, декабрь 2012 – http://e-journal.spa.msu.ru/17_2008Solinova.html (0,8 п.л.).

20. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р) [ Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

21. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ( утв. Президентом РФ от 04 февраля 2010 года Пр-271 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

22. Областной целевой программе «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы». ickt.mgup.ru

23. Об утверждении областной целевой программы «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы: Постановление Правительства Свердловской области от 11октября 2010 г. № 1472 –ПП [Электронный ресурс]// Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

24. Сайт администрации городского округа Самары /http://www.city.samara.ru/

25. Электронный фонд правовой и нормативно технической документации. Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа")" на 2011-2015 годы. /http://docs.cntd.ru/document/895286877

26. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства» //http://www.lexed.ru/

27. Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации //http://www.gosprogrammy.gov.ru/

28. Статистика российского образования // http://stat.edu.ru/

29. Официальный Интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации // www.economy.gov.ru.

 

 

 

Просмотров работы: 1353