Во всем мире отношения бизнеса и государства являются мощным источником развития современной экономической системы. Они подкреплены обоюдными мотивационными установками, обусловливающими возможности эффективного взаимодействия бизнес-сообщества и власти.
Установление партнерских отношений — задача, требующая пристального внимания со стороны каждого из субъектов рыночной экономики и тщательно продуманной стратегии по ее решению. Наличие партнерства подразумевает, что обе стороны такого рода взаимодействия должны быть наделены одинаковыми правами и равной степенью ответственности. Вместе с тем, партнерство власти и бизнеса — не простое сложение ресурсов, поскольку каждая из сторон имеет собственные цели, различные мотивации и решает свои конкретные задачи.
Актуальность данной темы в том, что в последнее десятилетие наблюдается устойчивый рост установления партнёрских отношений бизнеса и государства. Это характеризуется реализацией и ведением частно-государственных проектов. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что успешное социально-экономическое развитие государства не может осуществиться без взаимодействия всех её участников: бизнеса, государства и общества.
Исследование в области совершенствования процесса взаимодействия государственных органов власти и бизнеса становится весьма интересным, поскольку развитие адекватных партнерских отношений может стать одним из основных путей развития для новой современной России: повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры.
Формы, в которых реализуется частно-государственное партнерство, отличаются степенью ответственности, которую государство или частный сектор берут на себя за эксплуатацию и техническое обслуживание, капитальные вложения и текущее финансирование, коммерческий риск, а также тем, кому принадлежат активы и длительностью сотрудничества. Основными формами партнерств являются: контракты на обслуживание; контракты на управление; договоры об аренде; контракты на строительство, эксплуатацию, передачу сборных и эвакуационных пунктов (СЭП) и их разновидности; концессия. На практике в зарубежных странах часто используются и комбинации перечисленных форм.
Мировыми лидерами в области частно-государственного партнерства признаны США и Великобритания, Франция и Германия.
В Российской Федерации с каждым годом усиливается взаимодействие власти с бизнесом. Всё это связано с тем, что каждая из сторон имеет свои интересы и выгоду в таком сотрудничестве.
Выделяются следующие преимущества ГЧП для органов власти, общества и бизнеса:
увеличение эффективности деятельности сторон для достижения общей цели, улучшение государственного управления;
четкое разделение ответственности, сбалансированное распределение рисков (риск передается той стороне, которая способна лучше им управлять);
повышение доступности, улучшение качества работ и услуг;
обеспечение соответствия между целями проекта, запросами потребителей и выполняемыми работами (услугами);
развитие частной инициативы;
применение новейших технологий;
снижение коррупции;
создание гибких (компромиссных) моделей реализации проектов.
Таким образом, основной целью применения ГЧП для органов власти является создание эффективной системы производства общественных благ/услуг, а не традиционное финансирование инвестиционных потребностей. Частный сектор получает доходный, обычно долгосрочный бизнес. Предполагается, что участие государства послужит проекту и обеспечит снижение рисков, но это утверждение, к сожалению, еще требует доказательств в России.1
В зарубежной и отечественной литературе существуют разные классификации партнерств государства и бизнеса. Выбор формы партнерства с участием частного капитала зависит от целей, поставленных правительством/муниципалитетом или органом, осуществляющим управление имуществом и выступающим в качестве заказчика при размещении заказа, а также от объема правомочий собственности, передаваемых государством бизнесу. Основными факторами, определяющими форму ГЧП в конкретных проектах, являются:
• особенности национального законодательства;
• схемы распределения инвестиционных рисков;
• опыт организации необходимый для партнерства контрактных отношений;
• отраслевая принадлежность проекта или вида деятельности;
• определение плательщика (ов) за услуги объекта и последствий для него (них) выбранной формы.
Большую работу по структуризации проектов ГЧП ведет Всемирный банк (World Bank).2
Проекты частно-государственного партнерства – это особый вид сотрудничества государственного и частного секторов с целью реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Типичные проекты ЧГП – строительство/реконструкция транспортной инфраструктуры (аэропортов, автомобильных и железных дорог, тоннелей, мостов), общественных объектов недвижимости (больниц, школ, музеев), коммунальных сооружений (объектов в сфере канализации, водоснабжения, мусоропереработки), а также управление указанными объектами. В проектах ЧГП частный сектор берет на себя обязательства по разработке, строительству, финансированию объектов и управлению ими в соответствии с параметрами и стандартами, установленными государством. Взамен частный сектор получает от государства оплату, размер которой зависит от достигнутых результатов. В ряде проектов эта оплата (или ее часть) будет получена из доходов от коммерческой эксплуатации объекта.
К сожалению, в России ещё не совсем активно реализуются проекты ГЧП. На то существует ряд причин:
Во-первых, неразвитость нормативно-правовой базы, которая бы способствовала регулированию деятельности проекта;
Во-вторых, в большинстве случаев из-за недоверия к государству частный бизнес предпочитает работать только на условиях собственности, он не понимает, почему должен финансировать объекты государственной собственности;
В третьих, Правительство РФ до сих пор не выработало правового механизма, который в случае чего мог бы гарантировать риски инвестиционных вложений.
Для того что бы проектов ГЧП реализовывалось больше и государство с бизнесом вели активный диалог следует предпринять необходимые меры:
Для начала нужно наладить всю юридическую структуру относительно собственности, структуры налогообложения и регулирования потенциальных конфликтов интересов;
Во-вторых, следует провести переподготовку и повышение квалификации всех государственных служащих, для эффективного взаимодействия бизнеса и государства;
В третьих, необходимо обеспечение прозрачных конкурсных процедур доступа участников рынка к механизмам частно-государственного партнерства.
По существу, выполнению всех отраслевых стратегий развития (энергетической, транспортной, судостроительной и т.д.) мешает сложность прогнозирования развития ситуации на мировых и отечественном финансовых и товарных рынках на средне– и долгосрочную перспективу в условиях мирового кризиса и отсутствия реально работающей системы финансирования совместных государственно-частных проектов.
В последние годы в России большое внимание уделяется разработке, реализации стратегий и программ на региональном уровне. Всё это связано с тем, что бы улучшить и укрепить социально-экономическое состояние всей России.
Необходимость стратегического планирования развития была вызвана, прежде всего, невозможностью в краткосрочной и среднесрочной перспективе решить сложные социальные и экономические проблемы, а также сделать более предсказуемыми риски предпринимательской деятельности. Насущность применения стратегических инструментов планирования в России в полной мере проявилась в 1990-х годах.3
На сегодняшний день во всех субъектах РФ разработаны и реализуются планы стратегического развития. Главной целью является рост благосостояния и качества жизни населения за счет устойчивого и динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики. В каждом плане стратегического развития региона есть глава о взаимодействии власти и бизнеса, это говорит о том, что одной из приоритетных задач является поддержка и сотрудничество с частнопредпринимательским сектором. Одной из форм сотрудничества является реализация ЧГП проектов.
1 Сайт Государственно-частное партнёрство в России «Внешэкономбанк» 2013. http://www.pppinrussia.ru
2 Источник:Private Participation in Infrastructure (PPI) Project Database. Перевод А.В. Баженов, А.М. Воротников (Центр ГЧП Внешэкономбанка)http://ppi.worldbank.org 2011.
3 Белкина Т.Д. Стратегические планы городского развития и инструменты их реализации // Проблемы прогнозирования. 2010. № 3. С. 14.: