ПОЗНАНИЕ МИРА ЧЕРЕЗ ФИЛОСОФИЮ РОМАНА ЛУКЬЯНЕНКО «НОЧНОЙ ДОЗОР». АНТИТЕЗА ДОБРА И ЗЛА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПОЗНАНИЕ МИРА ЧЕРЕЗ ФИЛОСОФИЮ РОМАНА ЛУКЬЯНЕНКО «НОЧНОЙ ДОЗОР». АНТИТЕЗА ДОБРА И ЗЛА

Носова А.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

так кто ж ты, наконец?

- Я – часть той силы, что вечно

хочет зла и вечно совершает благо.

И.В.Гёте. «Фауст»

Современная литература и мораль, нравственность. Профессиональная деятельность и понятия долга, совести. Государственный и муниципальный служащий – источник добра или … Работа над исследовательским проектом помогла мне не только по-новому взглянуть на жанр «фэнтези», на современную литературу, но и определить нравственную составляющую профессиональной деятельности и жизни вообще.

Фэ́нтези (от англ. fantasy — «фантазия») — вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века.

Произведения фэнтези напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.

Творчество Лукьяненко более фантастично и более реально. Писатель называет свой жанр «фантастикой жёсткого действия» или «фантастикой Пути». Но я думаю, это все-таки фэнтези. Соединение ирреальности и «жесткого действия в жесткой реальности».

Почему именно Лукьяненко? Отношение к этому писателю неоднозначное. Есть восторженные почитатели, на форумах и сайте Сергея Лукьяненко они бурно выражают свое отношение. Есть и те, кто считает его человеком с

больным воображением. (Приложение №1). Я не отношусь ни к тем, ни к другим. Я лишь хочу объективно, по возможности, рассмотреть «жесткую реальность» Лукьяненко, понять философию автора «Ночного дозора».

Мне интересно мировоззрение писателя, умение сказать о проблемах отдельного человека и общества необычно, ярко, сильно, ФАНТАСТИЧНО. Это ИНАЯ литература, хотя речь идет о вечных ценностях и проблемах. Именно поэтому я решила исследовать роман Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» в философском аспекте.

Контраст Света и Тьмы заложен в самой природе: день - ночь, солнце – луна, жизнь – смерть, любовь – ненависть. Вся история человечества и мировой литературы говорит о противоборстве Добра и Зла, об этом свидетельствует и первая Книга – БИБЛИЯ.

В мировой литературе эта тема волновала писателей практически во все времена. В народных и авторских сказках очень часто силы Зла противостоят силам Добра. В результате Добро всё-таки побеждает Зло. Но в сказках представителями двух противостоящих друг другу миров в основном являются люди или выдуманные сказочные персонажи. У Лукьяненко силы Добра и Зла являются одушевлёнными и находятся в постоянной борьбе за право влияния на судьбу всего человечества в целом и каждого человека в отдельности. В романе «Ночной Дозор» тема противостояния Света и Тьмы является главной.

Цель:исследовать философский смысл противопоставления Добра и Зла в романе Сергея Лукьяненко «Ночной дозор».

Задачи:

  • выявить отличительные особенности антитезы как художественного приема

  • рассмотреть категории добра и зла

  • изучить творческую биографию Сергея Лукьяненко

  • рассмотреть роман «Ночной дозор» в аспекте философии добра и зла.

Предмет исследования:

философский смысл романа Лукьяненко «Ночной дозор».

Гипотеза:

философия романа заключена в антитезе добра и зла.

Методы исследования:

описательный метод с приемами наблюдения

прием анализа, сравнения и систематизации

социологический опрос

АНТИТЕЗА

Антитеза (от греч. antithesis — противоположение), в художественной литературе стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления. Например: "Я царь, — я раб, — я червь, — я бог" (Г. Р. Державин) или в заглавиях "Война и мир" Л. Н. Толстого, "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского, "Коварство и любовь" Ф. Шиллера.

Антитеза (редко антитезис; риторическое противопоставление текста; др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.[1]Фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Например у Петрарки Ф. имеется сонет (перевод

Верховского Ю. Н.), целиком построенный на антитезе.

Антитеза (от греч. antithesis – противоположение) – это обозначение всякого содержательно-значимого контраста, хотя в отличие от него антитеза всегда демонстрируется открыто (часто через слова-антонимы), в то время как контраст может быть и неявным, намеренно скрытым. Таким образом, антитеза – это синоним слов «противостояние», «противопоставление».

Противоречие, контраст служит принципом построения всего романа. У Лукьяненко принцип антитезы лежит в основе творчества, а также мировоззрения вообще и восприятия действительности. Противопоставление реальности иному миру, света – тьме, добра - злу – это не просто художественный прием, а видение мира именно таким. Потому и названия романов: «Ночной дозор» - «Дневной дозор», «Последний дозор» - «Новый дозор», «Черновик» - «Чистовик».

Что такое добро и зло?

Добро и зло — извечный выбор,

важнейший выбор человека,

Судьбы его первопричина

и смысл его земного века.

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, справедливость, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость...

Не случайно именно вопрос о добре и зле лежит в основе всех светлых религий, в особенности зороастризма и христианства. Не случайно именно о добре и зле говорили все великие пророки, начиная с Заратуштры. Не случайно над проблемой добра и зла бьются философия, этика и психология, педагогика и астрология, другие науки, а также литература и другие виды искусства. Не случайно на тему добра и зла пишутся тысячи сочинений, рефератов, дипломов, диссертаций, книг.

Добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью.

Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, или порицается ими с какой-либо стороны (то есть противоречит правилам морали). В этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. Вопрос о преобладании зла или добра в мире в житейском ключе составляет предмет спора между пессимистами и оптимистами.

Вся многовековая история человечества построена на примерах борьбы двух противоположностей внутри человека – Добра и Зла.

(Высказывания философов и писателей в приложении №2)

Сергей Лукьяненко

«Ночной дозор» заинтересовал меня довольно давно своим необычным содержанием и идеей противоборства. После второго прочтения я многое открыла для себя. И, конечно же, стала смотреть на творчество популярного писателя с большим уважением.

Сергей Васильевич Лукьяненко (род. 11 апреля1968 года, Каратау, Казахская ССР, СССР) — популярный российский писатель-фантаст. Называет свой жанр «фантастикой жёсткого действия» или «фантастикой Пути». Закончил Алма-атинский государственный медицинский институт по специальности врач-терапевт. Прошел ординатуру по специальности врач-психиатр. Работал заместителем главного редактора журнала фантастики "Миры" (Алма-Ата). Первая публикация в фантастике — рассказ "Нарушение" (журнал "Заря", Алма-Ата, 1987). С 1993 года — профессиональный писатель. В настоящее время живет в Москве. Входит в редакционный совет известнейшего в СНГ журнала "Если". Член жюри премии "Странник". Свой жанр определяет как "Фантастику жесткого действия" или "Фантастику Пути". Женат. Проживает в Москве.

(Подробная биография в приложении №3)

Пенталогия

  • Ночной Дозор

    • Ночной дозор (1998) — II место на фестивале «Звёздный мост» (1999) в номинации «За лучший роман»

    • Дневной дозор (в соавторстве с Владимиром Васильевым, 2000) — I место на фестивале «Звёздный мост» (2000) в номинации «За лучший цикл, сериал и роман с продолжением».

    • Сумеречный дозор (2004) — I место на фестивале «Звёздный мост» (2004) в номинации «За лучший цикл, сериал и роман с продолжением».

    • Последний дозор (2005)

    • Новый дозор (2011)

Плюс:

  • Мелкий дозор (2007) (Опубликован в сборнике «Мифы Мегаполиса» (Издательство АСТ, 2007 год))

( библиография – приложение №4)

Противостояние Добра (Света) и Зла (Тьмы) в «Ночном Дозоре»

Вселенная «Дозоров», придуманная Сергеем Лукьяненко, это - фантастическая реальность. («Ночной дозор», «Дневной дозор» (в соавторстве с Владимиром Васильевым), «Сумеречный дозор», «Последний дозор», рассказ «Мелкий Дозор»).

Некоторые из людей (примерно один из десяти тысяч) рождаются Иными — со способностями к магии. (Слово «люди», строго говоря, неправильно, потому что Иные не относят себя к людям). Они могут входить в Сумрак — магический мир, недоступный обычным людям. Могущество Иных огромно — они не знают болезней, могут остановить своё старение, подчинять себе обычных людей.

По своей природе Иные разделяются на Тёмных и Светлых. Светлые считают, что живут ради других — ставят основной целью перед собою защиту людей, предотвращение людских преступлений, строгое соблюдение порядков и законов, освобождение Мира от зла. Тогда как Тёмные выступают за свободу личности, индивидуальные интересы и выгоды. За тот Мир, где предательство и убийство будет оправдано, если это было необходимо или выгодно. Причины подобного разделения — это разные механизмы получения ими магической энергии. И Светлые и Тёмные пополняют свои магические резервы за счёт энергии людей. Светлые забирают у людей положительные эмоции: смех, радость, счастье. Тёмные — отрицательные эмоции: скорбь, печаль, гнев. Светлые считают этот способ недопустимым для Иных, поэтому пользуются реже и по крайней необходимости…

Именно различное отношение к людям и окружающему миру и лежит в основе их конфликта. Когда-то давно, поняв, что их борьба может уничтожить всё живое наЗемле, силы света и тьмы заключили Договор о перемирии. И с тех пор их война перешла в разряд холодной: каждый Иной получает право совершить определённое число магических воздействий, направленных на других. Вампиры и оборотни регулярно получают лицензии на охоту (жертвы отбираются случайным образом при помощи «вампирской лотереи»).

Соответственно, за соблюдением Договора Тёмными следит Ночной Дозор, а за Светлыми — Дневной Дозор. В качестве высшей инстанции, следящей за соблюдением положений Договора, выступает Инквизиция — малочисленная, но могущественная организация, состоящая как из Тёмных, так и Светлых.

Весь мир делится на простых людей, и иных. Светлых и темных. Их противостояние длилось сотни лет. Светлые помогали людям, их целью была доброта, самопожертвование. Темные же наоборот, сеяли хаос, гнев, скорбь. Поняв, что их борьба может уничтожить всё живое на Земле, силы света и тьмы заключили Договор о перемирии:

Мы — Иные

Мы служим разным силам

Но в сумраке нет разницы между отсутствием тьмы и отсутствием света

Наша борьба способна уничтожить мир

Мы заключаем Великий Договор о перемирии

Каждая сторона будет жить по своим законам

Каждая сторона будет иметь свои права

Мы ограничиваем свои права и свои законы

Мы — Иные

Мы создаём Ночной дозор

Чтобы силы Света следили за силами Тьмы

Мы — Иные

Мы создаём Дневной дозор

Чтобы силы Тьмы следили за силами Света

Время решит за нас

И с тех пор их война перешла в разряд холодной: каждый Иной получает право совершить определённое число магических воздействий, направленных на других. За соблюдением Договора Тёмными следит Ночной Дозор, а за Светлыми — Дневной Дозор. В качестве высшей инстанции, следящей за соблюдением положений Договора, выступает Инквизиция — малочисленная, но могущественная организация, состоящая как из Тёмных, так и Светлых.

Существует две стороны Силы — светлая и тёмная. Маг является Светлым или Тёмным не с рождения: он выбирает сторону Силы в момент инициации его другим действующим магом. Сторона, которую он выбирает, чаще всего зависит от настроения, в котором он находится при инициации. Поэтому наставники стараются подготовить душевное состояние инициируемого, зачастую без его ведома.

Но бывает так, что неинициированный Иной с самого начала склонен к какой-то стороне Силы. До инициации будущий маг обладает лишь зачатками способности к магии. После инициации маг обычно проходит обучение и определяется его категория.

Для Светлых Иных важны такие ценности, как долг, верность, служение людям, любовь. Они питаются светлой энергией, которую выделяют люди, испытывающие «светлые» переживания — любовь, нежность, симпатию. При этом Светлые могут забрать все «светлые» чувства, что может пагубно повлиять на психику людей. Поэтому «тотальный» забор «светлых» эмоций используется только в самых крайних случаях. Светлый Иной, без особой причины совершивший поступок, несоответствующий этике Светлых, развоплощается, если не сумеет убедить себя, что его поступок был этически оправдан.

Для Тёмных Иных важны такие ценности, как свобода, независимость, сила. Питаются Тёмные Иные тёмной энергией, которую выделяют люди, испытывающие «тёмные» переживания — страх, злобу, садистское удовольствие и т. д., что зачастую ведёт к кратковременному улучшению самочувствия людей. Затем негативные переживания возвращаются с двойной силой, в отличие от позитивных, которые не возвращаются. Тёмная сторона гораздо менее склонна к сочувствию к своим «пешкам».

Клятвы, а также формальные вызовы на магический поединок, могут быть поддержаны Изначальными Силами. Такие клятвы и вызовы Иные просто не могут не выполнить. Изначальные Силы подтверждают клятву или вызов небольшим вращающимся шариком: светящимся, тёмным, или светло-тёмным (для Инквизиторов).

«К сожалению, Егор, Зло сильнее

по своей природе. Зло – деструктивно.

оно разрушает куда легче,

чем Добро создает».

С.Лукьяненко. «Ночной Дозор»

«Сумрак меняет вошедшего. Это иной мир, и он делает из людей Иных. Сумрак – бурная река, которая течет во все стороны сразу». Эти слова Антон Городецкий говорил Егору – 13-летнему мальчику, в котором один из лучших работников Ночного Дозора заметил необыкновенную силу, способность мальчика стать Иным. Иными могут быть как представители сил Света, так и те, кто на стороне Тьмы. Задачей Антона Городецкого было не допустить переход мальчика на сторону сил Тьмы – стать представителем Дневного Дозора.

«Тихая, тихая музыка… Невидимые враги. Может быть, они уже рядом. Просто он их не видит. Не умеет смотреть. А вампир сидит рядом и усмехается, глядя на наивного пацана, готовящегося к обороне. И не страшна им осина, не пугает чеснок. Как воевать с невидимкой?». Вампиры заманивают интересующих их людей музыкой, музыкой, которую слышат только потенциальные Иные – целесообразно будет назвать их Избранными.

Музыку эту не слышат обычные прохожие – только люди, обладающие сильной аурой. Одним из таких оказался Егор.

От первой атаки обезумевшей вампирши Антон Городецкий смог спасти мальчика. По идее, Егор должен был забыть все то, что случилось с ним ночью, когда он впервые услышал музыку, зовущую его в мир Тьмы, или запомнить это как страшный сон, а не как реальность. Но мальчик обладал такой огромной силой, что смог не просто запомнить все произошедшее, но даже попытался бороться с преследующими его вампирами – натер шею чесноком, нашел осиновую палку. Следует отметить, что Сергей Лукьяненко в своем романе отмечает, что в борьбе с силами Тьмы не помогает ни чеснок, ни осина. Как известно, версию о том, что вампиры боятся чеснока и осины, представил в своем романе Брэм Стокер. Подобное предположение было и в серии рассказах о вампирах Алексея Толстого. Автор «Ночного Дозора» считает, что все это не более, чем выдумки фантастов и признает только необычную реакцию домашних животных на присутствие Иных.

Вампирша, похитившая мальчика (после первой атаки она пришла за ним во второй раз), тоже когда-то была обычным человеком, жила обычной жизнью. Так же, как и Егор, она однажды услышала чарующие звуки музыки и пошла по направлению к звучащей мелодии.

Ее спасти представители Ночного Дозора не смогли, и она стала вампиршей – перешла на сторону Тьмы, причем не по собственной воле. Укус вампира – и она уже живой мертвец.

В этом и состоит главное противостояние сил Зла и сил Добра – силы Зла не спрашивают потенциальных Иных о том, хотят ли они перейти в другой мир, мир Иных, а силы Добра считают своим долгом посвятить избранных в том, что их ждет на той стороне жизни.

Антон Городецкий - борец за соблюдение условий Договора.

Главный герой пенталогии — светлый маг Антон Городецкий, служащий в Ночном Дозоре Москвы. От его лица ведётся повествование во всех книгах, кроме «Дневного Дозора». В экранизациях он также является основным действующим лицом.

Светлый маг 2-го уровня, сначала служивший в Ночном дозоре программистом, позже работал оперативником. В конце «Сумеречного дозора» стал магом вне категорий. Муж Светланы, отец Нади. Возраст на начало «Ночного дозора» — около 30 лет.

Примечания: Родился 4 апреля 1971 года в городе Ленинграде. Отец - врач-терапевт, мать - инженер. Единственный ребёнок. До пяти лет воспитывался бабушкой по материнской линии. В 1985 году семья переехала в Москву. В 1988 году Городецкий закончил среднюю школу № 1306 с углублённым изучением физико-математических предметов. В том же году успешно сдал вступительные экзамены в МГТУ им. Н.Э.Баумана. Закончил факультет информатики и систем управления по специальности инженера электронно-вычислительных систем. Во время обучения в высшем учебном заведении не проявил себя как активный участник общественной жизни, хотя участвовал в работе летних спортивных лагерей, успешно сдал спортивные нормы ГТО с присвоением 3 разряда. Высшее спортивное достижение - 2 место в командном зачёте на межвузовских городских соревнованиях по гребле на байдарках и каноэ. Учёбу совмещал с вечерней работой полотёром, дворником, монтировщиком и репортёром в отраслевой газете "Заря". На третьем курсе института женился на Ирине Бержерак. в 1992 году супруги расстались. Антон Городецкий пытался вернуть жену. В 1992 году он обратился к гражданке Дарье Леонидовне Шульц, практикующей колдунье. Во время задержания гражданки Шульц за незаконное применение магических способностей Антон Городецкий проявил способности Иного, и был инициирован сотрудниками Ночного Дозора. В 1995 году принят на должность программиста в вычислительный центр АО "ГОРСВЕТ". Легко обучаем. Мало общителен. С коллегами дружеских отношений не поддерживает. Ведёт уединённый образ жизни. Самолюбив. В связях неразборчив. Поддерживает дружеские отношения с соседом Тёмным Иным (вампиром). За годы службы в АО "Горсовет" лидерских способностей не проявил. Также как и стремления к карьерному росту. Позволяет себе критиковать действия начальства и идеологию корпорации в целом. В 2005году по прямому распоряжению генерального директора АО "Горсовет" Лой из соображений организационного характера и для повышения квалификации переведён на должность начальника аналитического отдела. В критической ситуации может принимать нестандартные решения. Для достижения поставленной цели способен на убийство.

В романе представлено описание того, что происходит с людьми, над которыми нависает проклятие. Антон, обладая сверхъестественными способностями, видит, как практически над каждым человеком колышется небольшая черная лунка – лунка, которую, иногда сам того не желая, направляет кто-либо своим проклятием или парой неосторожных слов. У кого-то начинается мигрень, кто-то чувствует слабость, усталость, становится раздражительным – все это происходит из-за излишней несдержанности окружающих или воздействия сил Зла на человека.

Однажды в метро Антон заметил, как над молодой девушкой нависла черная воронка – не просто лунка, которую сотрудники Ночного Дозора могли бы легко нейтрализовать, а воронка, обозначающая скорую смерть молодой девушки. Это могло быть только проклятием, причем проклятием либо близкого человека (например, матери, которая, кстати, попадала под подозрение сотрудников Ночного Дозора), либо Мага. Воронка обладала настолько большой силой, что могла не только привести к смерти девушки, но и к огромной катастрофе, от которой пострадало бы все человечество, и самое страшное – в том, что людям не дано узнать о приближающейся опасности и, тем более, предотвратить ее.

Когда опасность только приближается, человек чувствует ухудшение здоровья, в коллективе людей накаляется обстановка. Сама же опасность воплощается в землетрясениях, пожарах, наводнениях, извержениях вулканах и других самых разнообразных бедствиях, причем, как природного, так и антропогенного (имеющего человеческую природу) происхождения. Все это – творение сил Зла, сотрудников Дневного Дозора. Призвание сотрудников Ночного Дозора – нейтрализовать лунку. Сделать это можно, либо найдя Мага, наславшего проклятие, либо найдя причину проклятия. Антон благополучно справляется, не только спасая все человечество и девушку в том числе, но и утверждая себя как достойного сотрудника Ночного Дозора – достойного борца с силами Зла, несмотря даже на то, что силы Зла потенциально сильнее сил Добра.

Существует две стороны Силы — светлая и тёмная. Маг является Светлым или Тёмным не с рождения: он выбирает сторону Силы в момент инициации его другим действующим магом. Сторона, которую он выбирает, чаще всего зависит от настроения, в котором он находится при инициации. Поэтому наставники стараются подготовить душевное состояние инициируемого, зачастую без его ведома. Но бывает так, что неинициированный Иной с самого начала склонен к какой-то стороне Силы. До инициации будущий маг обладает лишь зачатками способности к магии. После инициации маг обычно проходит обучение и определяется его категория.

В романе «Ночной Дозор» силы Света охраняются представителями Ночного Дозора – Иными, теми, кто избрал своим призванием «сторожить» человечество от власти сил Тьмы, охраняемых Дневным Дозором. Между силами Тьмы и Света заключен Договор, который должны блюсти представители обеих сторон, в случае нарушения условий Договора нарушителя ждет суровое наказание. И, несмотря на существование Договора, между Тьмой и Светом постоянно идет борьба. Почему? Потому что в мире живет довольно много людей, способных стать потенциальными сотрудниками Дозора – Дневного или Ночного. Именно за привлечение этих людей на свою сторону и идет борьба между представителями Дозоров.

Силы Добра и Зла являются одушевлёнными и находятся в постоянной борьбе за право влияния на судьбу всего человечества в целом и каждого человека в отдельности – утверждает Сергей Лукьяненко.

Заключение

В рамках работы была сделана попытка определить категории добра и зла. Это очень легко, для тех, у кого лёгкость мыслей необыкновенная. И неимоверно сложно, если думать об этом серьёзно. «Ночной дозор» помог понять мне многое, и смысл противоречий добра и зла я уже ощутила на себе.

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, справедливость, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость...

По моему мнению, грань между добром и злом слишком тонка. Мы все добрые и злые. Ведь если взглянуть на человека с одной стороны, он будет милосерден, великодушен…а если с другой стороны? Сможем ли мы увидеть те же качества? Я считаю, что нет. Мы не можем быть ни теми, ни другими. Сколько бы не старались. Мне близки и понятны слова Елены Рерих: «Зло есть отсутствие добра».

Добро и Зло – это не отвлеченные абстрактные понятия, это сама жизнь, это то, с чем мы сталкиваемся каждый день. Свет и Тьма живет в каждом из нас, стоит только заглянуть в себя, и увидишь, как тонка грань между ними, как легко перейти на чужую сторону, не осознавая этого. Именно это показывает нам Лукьяненко, открывая завесу над тайной. Символично и название романа «Ночной ДОЗОР». Он существует. Дозор живет в нас, каждый день он говорит нам о необходимости выбора. Каждый день, возможно, мы спорим с ними.

так кто ж ты, наконец?

- Я – часть той силы, что вечно

хочет зла и вечно совершает благо.

И.В.Гёте. «Фауст»

Список литературы.

  1. Гёте И.В. «Фауст» изд. «Художественная литература» 1974

  2. Даль В.И. «Толковый словарь» Москва 2000

  3. Кожевникова В.М. и П.А.Николаева/. – М.: «Советская энциклопедия». – 1987.

  4. Лукьяненко С.В. «Ночной дозор» ЗАО 2007

  5. Лукьяненко С.В. «Дневной дозор» ЗАО 2007

  6. Ожегов С.И. «Словарь русского языка» Москва 2000

  7. Рерих Е.И. «Письма» изд. «Иной мир» 1991

  8. Соколов Борис «Булгаковская энциклопедия». – М.: «ЛОКИД-МИФ». – 1996

  9. Пауло Коэльо «Алхимик» Москва «Астрель»2008

  10. Официальный сайт Лукьяненко http//wwwlukianenko.ru

Приложение №1

Исследование читательских приоритетов.

  •  
    •  
      1. Любите ли вы читать фэнтези?

      2. Как вы относитесь к «жесткой фантастике» Лукьяненко?

Респонденты фэнтези Лукьяненко

ученики 5 класса (25 уч.) 75% ………..

ученики 7 класса 26 уч.) 50% 20%

ученики 9 класса (23 уч.) 45% 30%

группы людей 30 – 40 лет (15 чел.) 50% 78%

группы людей 50 – 60 лет (12 чел.) ……… 40%

Данный опрос показал следующие результаты

Ученикам 5-ого класса нравится читать фэнтези (Дж. Коллинз «Гарри Поттер»). Сергеем Лукьяненко они не увлекаются, поскольку их возраст не позволяет все понять, но фильмы по романам смотрят с удовольствием .

Семиклассники вообще мало читают, но все-таки предпочитают фэнтези (Стефани Майер «Сумерки»)

Мои одноклассники, ученики математического класса, проявляют ровный, почти одинаковый интерес.

Люди же четвертой категории, наоборот, ценят Лукьяненко, следят за его творчеством.

Последняя категория предпочитает детективы или классику и относятся к этому жанру довольно консервативно.

Проанализировав результаты опроса, я пришла к выводу: существует возрастная зависимость в выборе чтения. Как таковой интерес проявляется у подростков с 15-16 лет, обостряется к 35 годам, и начинает опускаться с 50 лет.

Приложение №2

Философы и писатели о ДОБРЕ и ЗЛЕ

«Зла нет как такого, а есть лишь отсутствие добра…» ( Елена Рерих)

«Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее». ( Мишель де Монтень)

«Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред». (Мишель Монтень)

«В мире людей добра и зла не существует в чистом виде. Даже добрейший и честнейший человек может по недоразумению или в порыве гнева совершить какую-нибудь низость, о которой потом сожалеет всю жизнь. Плохие люди тоже совершают иногда хорошие поступки». (Али Апшерони)Каждую секунду на нашей Земле в людских сердцах происходит борьба этих противоположностей. Другими словами, в душах людских происходит битва Сил Небесных – противостояние Ангелов Добра и Зла. Озирис и Сет у египтян, Инь и Ян у китайцев, Ормузд и Ариман у персов, Бог и Дьявол у христиан, мусульман и иудеев. Поединок Добра и Зла происходит каждую секунду в сердце каждого человека, ибо сердце и есть поле битвы, где сражаются ангелы и демоны.

На протяжении многих тысячелетий бьются они за каждую пять, и так будет продолжаться до тех пор, пока один из противников не уничтожит другого». (Пауло Коэльо)«Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей». (Ф.М.Достоевский)

Приложение № 3

Серге́й Васи́льевич Лукья́ненко

Первые книги Лукьяненко вышли на рубеже 1980-х — 1990-х годов. Официальный сайт Лукьяненко утверждает, что в первых произведениях Лукьяненко сильно чувствуется подражание Владиславу Крапивину и Роберту Хайнлайну, однако писатель довольно быстро перешёл к творчеству в собственном оригинальном стиле.

В настоящее время Сергей Васильевич постоянно проживает в Москве с женой и двумя сыновьями.

Родился в городе Каратау. Окончил Алма-Атинский государственный медицинский институт по специальности врач-психиатр.

Литературное творчество начал примерно в 1986 (часть ранних работ так и не была опубликована). Первый научно-фантастический рассказ «Нарушение» был опубликован в журнале «Заря» (Алма-Ата, 1988) Затем, в том же году, рассказ «За лесом, где подлый враг» издаётся в журнале «Уральский следопыт», благодаря чему впоследствии публикуется в Индии (в детском журнале «Junior Quest», Индия/АПН, номер 10), а затем в США, а сам автор получает возможность отправиться на семинар писателей-фантастов «Дубулты-89», фестивали «Аэлита-89» и «Новокон-89», где знакомится со своим будущим соавтором Владимиром Васильевым и многими другими писателями-фантастами. В 1989 году в № 10 журнала «Изобретатель и рационализатор» опубликован рассказ «Выбор».В этом же году он начинает работу над своим первым романом «Рыцари Сорока Островов». Предыдущий роман «Приключения Стора» (в отличие от одноимённого цикла пародий) так и остается неопубликованным. Полностью роман закончен к 1990 году. К этому моменту автор является обладателем более десятка публикаций рассказов в журналах и сборниках, а также двух повестей, «Тринадцатый город» и «Пристань жёлтых кораблей», опубликованных в издательствах «Молодая гвардия» и «Уральский следопыт». Эти повести были переизданы только в 2006 году в издательстве «АСТ» в сборнике «Пристань жёлтых кораблей».В период с 1990 по 1992 успевает написать три новых романа в цикле «Лорд с планеты Земля»: «Принцесса стоит смерти», «Планета, которой нет» и «Стеклянное море», а также приступает к повести «Мальчик и тьма». В этот же период он пишет такие значимые произведения, как повесть «Атомный сон», рассказы «Л — значит люди», «Дорога на Веллесберг» и «Мой папа — антибиотик». Автор часто посещает конвенты, становится участником семинаров «Ялта-90», «Ялта-91», «Аэлита-92», «Аэлита-93», «Тирасполь-93», «Сибкон-93» и «Интерпресскон-93».

В конце 1992 года в петербургском издательстве «Terra Fantastic» выходит роман «Рыцари Сорока Островов» одновременно с первым авторским сборником, включающим в себя повести «Атомный сон» (авт. 1990) и «Восьмой цвет радуги» (авт. 1989). В следующем году на семинаре «Интерпресскон-93» знакомится с писателем-фантастом Юлием Буркиным и дарит ему первое издание своего романа.

В апреле 1993 года он получает свою первую авторскую премию «Старт» за лучший дебютный сборник «Атомный сон». После окончания института в 1992, в течение одного года по ординатуре работает врачом-психиатром, после чего становится заместителем главного редактора журнала фантастики «Миры» при газете «Казахстанская правда», где в частности публикует свои рассказы «Почти весна» и «Фугу в мундире». Также ведёт отдел фантастики журнала «Заря» и состоит в редакции газеты «Мальвина».

Весной 1993 года Юлий Буркин приезжает в Алма-Ату и устраивается работать в газету «Казахстанская правда». Встретившись с Сергеем, он предлагает ему написать в соавторстве повесть. Сергей соглашается, и уже через месяц готовая повесть получает название «Сегодня, мама!». Это помогает Сергею выйти из писательского кризиса и закончить повесть «Мальчик и тьма», поэтому он предлагает в соавторстве написать ещё одну повесть. Юлий соглашается, и повесть «Остров Русь» также оказывается готова чуть менее чем за месяц. Однако, к этому времени Юлий вынужден уехать в Томск, и поэтому третью повесть «Царь, царевич, король, королевич», авторы вынуждены писать по отдельности. Тем не менее, к 1994 году трилогия оказывается закончена, и часть романа публикуется в газете «Вечерний Новосибирск» и получает поощрительную премию на фестивале «Белое Пятно-94».

В 1994 году выходит второй авторский сборник, включающий в себя весь цикл «Лорд с планеты Земля» и ряд рассказов. В конце 1994 года автор покупает компьютер, и после непродолжительного писательского кризиса, связанного с увлечением компьютерными играми, пишет роман, взяв за основу названия рас и планет игры «Master of Orion». Первая часть дилогии «Линия грёз» оказывается закончена к апрелю, а вторая «Императоры иллюзий» — к сентябрю 1995 года.

К тому моменту он успевает побывать на бесчисленном количестве конвентов, таких как «Интерпресскон-94», «Интерпресскон-95», «Белое Пятно-94», «Фанкон-95» и «Сибкон-95». В марте 1995 года на фестивале фантастики в Красноярске он получает жанровую премию «Странника» «Меч Руматы» за роман «Рыцари Сорока Островов». В мае же он получает премию «Интерпресскон-95» за рассказ «Фугу в мундире». С июня 1995 года автор получает возможность общаться в компьютерной сети Фидонет, где и публикует, в частности ряд произведений, которые впоследствии издаются в сборниках, такие как «Восточная баллада о доблестном менте» и «Дюралевое небо».

Сразу же после окончания работы над дилогией, в октябре 1995 года, он начинает работу над романом «Осенние визиты». Одновременно с этим, он пишет повесть «Неделя неудач», для будущего сборника по мотивам произведений Стругацких.

К марту 1996, закончив работу над романом в соответствии с договором издательства «Локид», он начинает писать два новых романа, «Звёзды — холодные игрушки» а затем и «Лабиринт отражений». К этому времени, несмотря на задержку, выходят романы «Линия грёз» и «Императоры иллюзий», трилогия «Лорд с планеты земля», а также сборник ранней фантастики «Отложенное возмездие». После этого, выходит сборник «Время учеников», в который вошла под названием «Временная суета» повесть «Неделя неудач».

К осени 1996 года, автор заканчивает работу над «Лабиринтом отражений» и навсегда покидает Алма-Ату, переехав на постоянное жительство в Москву. Основным аргументом становится близость к издательствам и слишком большие денежные затраты на многочисленные поездки в Россию. К концу этого года он заканчивает работу над романом «Звёзды — холодные игрушки», и сразу после переезда в Москву, совместно с Ником Перумовым, начинает работу над задуманным ещё во время общения в Фидо, романом под начальным названием «Мгновенья дня, мгновенья ночи».

В 1997 году он заключает контракт с издательствами АСТ и Terra Fantastica на публикацию двух своих новых книг в книжной серии Звездный Лабиринт. В июне в этой серии выходит «Лабиринт отражений», а в июле — «Звёзды — холодные игрушки». Тем временем, в издательстве «Эксмо» выходит совместный роман соавторов, получивший название «Не время для драконов». В августе 1997 года он начинает работу над новым романом «Холодные берега», полностью закончив его к ноябрю этого же года.

В ноябре 2008 года писатель принял участие в телеигре «Что? Где? Когда?» в команде Валдиса Пельша и верно ответил на вопрос о фильме «Назад в будущее», после которого его команда одержала победу.

Считает своё творчество отчасти постмодернистским.В январе 2010 года журнал «Эксперт» составил рейтинг десяти лучших российских писателей, в котором Лукьяненко разделил с Александром Кабаковым и Борисом Акуниным 5 — 7-е места. Журнал выставил писателям оценки по семи параметрам: «Премии», «Признание экспертов», «Тиражи», «Наличие фанатов», «Публичность», «Наличие экранизаций», «Репутация», и в сумме Лукьяненко, так же как Кабаков и Акунин, набрал 26 баллов, причём за премии Сергей Васильевич получил один балл: журнал ошибочно посчитал, что в активе Лукьяненко нет ни одной премии. В итоге Лукьяненко отстал на 5 баллов от победителя — Виктора Пелевина — и на 3 балла — от занявшей второе место Людмилы Улицкой.

Приложение №4 Литературные труды Пенталогиия
  • Ночной Дозор

    • Ночной дозор (1998) — II место на фестивале «Звёздный мост» (1999) в номинации «За лучший роман»

    • Дневной дозор (в соавторстве с Владимиром Васильевым, 2000) — I место на фестивале «Звёздный мост» (2000) в номинации «За лучший цикл, сериал и роман с продолжением».

    • Сумеречный дозор (2004) — I место на фестивале «Звёздный мост» (2004) в номинации «За лучший цикл, сериал и роман с продолжением».

    • Последний дозор (2005)

    • Новый дозор (2011) [18]

Плюс:

  • Мелкий дозор (2007) (Опубликован в сборнике «Мифы Мегаполиса» (Издательство АСТ, 2007 год))

Трилогии
  • Лабиринт отражений

    • Лабиринт отражений (1997)

    • Фальшивые зеркала (1999) — II место на фестивале «Звёздный мост» (1999) в номинации «За лучший цикл, сериал и роман с продолжением»; премия «Интерпресскон» (2000).

    • Прозрачные витражи (1999)

  • Линия грёз

    • Линия грёз (1995)

    • Императоры иллюзий (1995)

    • Тени снов (рассказ-приквел, 1998)

  • Лорд с планеты Земля

    • Принцесса стоит смерти (1992)

    • Планета, которой нет (1993)

    • Стеклянное море (1994)

  • Остров Русь — (в соавторстве с Юлием Буркиным)

    • Сегодня, мама! (1993)

    • Остров Русь (1994)

    • Царь, царевич, король, королевич (1994)

  • Геном

    • Геном (1999)

    • Танцы на снегу (2001) — III место на фестивале «Звёздный мост» (2001) в номинации «За лучший роман», премия Corine в номинации «Лучшая детская и юношеская книга» (Мюнхен, 2007)

    • Калеки (2004)

Дилогии
  • Звёзды — холодные игрушки

    • Звёзды — холодные игрушки (1997)

    • Звёздная тень (1998)

  • Искатели неба — Премия «Русская фантастика» (2001)

    • Холодные берега (1998)

    • Близится утро (2000) — II место на фестивале «Звёздный мост» (2001) в номинации «За лучший цикл, сериал и роман с продолжением».

  • Рыцари Сорока Островов

    • Рыцари Сорока Островов (1992)

    • Войны Сорока Островов (1993 — не оконч.)

  • Работа над ошибками

    • Черновик (2005)

    • Чистовик (2007)

Романы
  • Мальчик и тьма, также известный как Дверь во тьму (1997)

  • Не время для драконов (в соавторстве с Ником Перумовым, 1997)

  • Осенние визиты (1997)

  • Спектр (2002) — I место на фестивале «Звёздный мост» (2003) в номинации «За лучший роман»; премия «Бронзовая Улитка» (2003); премия «Интерпресскон» (2003); премия Курда Лассвица как лучший зарубежный роман (2008).

  • Конкуренты (2008)

  • Недотёпа (издан в конце мая 2009)

  • Непоседа (издан в декабре 2010)

Повести
  • Атомный сон (1992)

  • Восьмой цвет радуги (1992)

  • Временная суета («Время Учеников», 1996)

  • Ласковые мечты полуночи (рассказ из антологии «Время Учеников», 1997)

  • Пристань жёлтых кораблей (1990)

  • Тринадцатый город (1990)

Просмотров работы: 4172